Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 27.06.2019 г. N УП-5755 "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.06.2019 г.

N УП-5755



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УПОРЯДОЧЕНИЮ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ

И ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ


В стране проводится широкомасштабная работа по формированию эффективной системы налогообложения и таможенно-тарифного регулирования, направленная на стимулирование конкурентоспособного производства, поддержку предпринимательства и здоровой конкурентной среды, поощрение и расширение экспортного потенциала страны, а также обеспечение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами.

Вместе с тем существующие диспропорции в действующем порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, предусматривающие предоставление значительного количества льгот и преференций субъектам предпринимательства в отдельных отраслях экономики, не позволяют создать полноценную цепочку по налогу на добавленную стоимость для обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов и повысить конкурентоспособность экономики.

В целях дальнейшего улучшения в стране инвестиционного климата, обеспечения реализации принципов добросовестной конкуренции и упорядочения практики предоставления льгот по налогам и таможенным платежам:


1. Установить с 1 августа 2019 года порядок, в соответствии с которым:

сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся плательщиками единого земельного налога, имеют право перейти на уплату налога на добавленную стоимость на добровольной основе;

индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги операторам и (или) провайдерам телекоммуникаций, выручка которых от реализации услуг превысила 100 миллионов сумов в календарном году, но не более одного миллиарда сумов, переходят на уплату единого налогового платежа по ставке 25 процентов от суммы вознаграждения.


2. Определить, что с 1 октября 2019 года:

а) юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации данных товаров;

б) субъекты предпринимательства - импортеры товаров признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом субъекты предпринимательства, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта;

в) отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при импорте, в отношении:

асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья;

соевых бобов, семян подсолнечника и кунжута, масличного сырья и сахара-сырца;

сельскохозяйственной техники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспортных средств;

г) отменяются льготы по освобождению от налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты, полученные в виде процентов от размещенных в коммерческих банках средств.


3. В целях создания полноценной цепочки по налогу на добавленную стоимость и обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов установить, что:

с 1 октября 2019 года отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Республике Узбекистан продовольственной продукции;

плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 миллиарда сумов за период с января по сентябрь 2019 года или орошаемые сельскохозяйственные угодья площадью более 50 гектаров, являются плательщиками налога на добавленную стоимость и обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в установленном порядке. При этом с 1 октября 2019 года плательщики единого земельного налога, достигающие установленного порога оборота (выручки), переходят на уплату налога на добавленную стоимость начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут установленный порог;

производители хлопка-сырца переходят на уплату налога на добавленную стоимость с урожая 2019 года. При этом им предоставляется право относить в зачет суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного по фактически полученным не ранее 1 октября 2018 года товарам (работам, услугам) и использованным ими для выращивания хлопка-сырца 2019 года.

Предоставить право юридическим лицам, применяющим льготы по налогу на добавленную стоимость в части продовольственной продукции, производимой в Республике Узбекистан, уплачивать налог на добавленную стоимость на основе уведомления об отказе применения льгот с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление.


4. Принять к сведению, что Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан разработан специальный программный продукт для оказания фермерским хозяйствам услуг по ведению бухгалтерского учета.

Государственному налоговому комитету совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана доработать программный продукт, предусмотрев возможность исчисления и отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость.


5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить новые закупочные цены на хлопок-сырец урожая 2019 года в связи с введением налога на добавленную стоимость.


6. Предоставить органам государственной власти на местах полномочия по предоставлению отсрочки по налогу на имущество юридических лиц, земельному налогу с юридических лиц и единому земельному налогу сроком до 24 месяцев с одновременной отменой их права на предоставление льгот по данным налогам.

Предусмотреть, что отсрочка предоставляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, с условием взимания процентов в размере пени, установленной для налоговой задолженности.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок предоставления органами государственной власти на местах отсрочки юридическим лицам по уплате налогов.


7. Установить, что с 1 августа 2019 года не подлежат налогообложению суммы заработной платы и другие доходы физических лиц, направляемые на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни (отрасль страхования жизни всех классов), за каждый год действия договора страхования и при условии, что страховые выплаты по случаю дожития застрахованного лица осуществляются не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору.

При досрочном прекращении договора долгосрочного страхования жизни и возврате страховщиком части или всей страховой премии страхователю размер возвращенной страховой премии включается в совокупный доход физического лица, подлежащий налогообложению. При этом обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на страховщика.


8. Определить, что финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих не применяются, если условиями таких контрактов установлены сроки поставки оборудования и (или) комплектующих к ним более 180 дней в связи с их техническими характеристиками и особенностями.

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по определению порядка применения финансовых санкций в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих.


9. Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению порядка обязательного возмещения суммы превышения зачета по налогу на добавленную стоимость над его начисленной суммой.


10. Министерству финансов и Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами с привлечением консультантов международных финансовых институтов и независимых экспертов в срок до 1 августа 2019 года внести предложения по кардинальному пересмотру порядка предоставления таможенных льгот, а также отмене ранее предоставленных льгот, обратив особое внимание на:

использование механизмов предоставления хозяйствующим субъектам - плательщикам налога на добавленную стоимость отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней взамен освобождения от уплаты налога при ввозе товаров, а также при импорте работ (услуг);

совершенствование и оптимизацию механизма предоставления таможенных льгот по технологическому оборудованию.


11. Внести с 1 октября 2019 года изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.


12. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Саидову Г.К.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 27.06.2019 г. N УП-5755



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые с 1 октября 2019 года в некоторые

решения Президента Республики Узбекистан

и Правительства Республики Узбекистан



1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 16 января 2018 года N УП-5303 "О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны":


а) абзац третий пункта 3 исключить;


б) приложение дополнить примечанием следующего содержания:

"Примечание: льготы по таможенным платежам не распространяются на уплату налога на добавленную стоимость при импорте товаров и сырья, указанных в позициях 3 - 8".


2. Абзац четвертый пункта 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года N УП-5388 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию плодоовощеводства в Республике Узбекистан" признать утратившим силу.


5. В пункте 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2008 года N ПП-800 "О создании предприятия с иностранными инвестициями "Дженерал Моторс Узбекистан":


а) абзацы второй и третий исключить;


б) абзацы четвертый - восьмой считать абзацами вторым - шестым;


в) абзац второй изложить в следующей редакции:

"от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) товары, ввозимые АО "ДжиЭм Узбекистан", АО "Узавтосаноат", а также другими предприятиями - производителями технологической оснастки, материалов, комплектующих изделий, используемых в производстве автомобилей АО "ДжиЭм Узбекистан", по перечню согласно приложению N 1;".


6. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 16 декабря 2008 года N ПП-1020 "О создании предприятия с иностранными инвестициями по производству силовых агрегатов "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан":


а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Освободить на период строительства, а также сроком на 10 лет с даты начала серийного производства силовых агрегатов:

АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан" от уплаты всех налогов, действующих на территории Республики Узбекистан, кроме налога на добавленную стоимость;

иностранный персонал АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан" от уплаты налога на доходы физических лиц, получаемые от трудовой деятельности на данном предприятии;

компанию "Дженерал Моторс Холдингс Эл-Эл-Си", компанию "Дженерал Моторс Интернейшнл Холдингс" и их правопреемников от уплаты налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан";

АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан" от уплаты налога на прибыль у источника выплаты по доходам, выплачиваемым нерезидентам.";


б) абзацы первый и второй пункта 4 изложить в следующей редакции:

"4. Освободить от уплаты таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление):

товары, ввозимые АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан", а также предприятиями-производителями комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки для производства силовых агрегатов АО "Дженерал Моторс Пауэртрейн - Узбекистан";".


7. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2012 года N ПП-1736 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производства автотранспортных средств на Самаркандском автомобильном заводе":


а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Освободить с 1 января 2012 года сроком на 8 лет от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) товары, не производимые в Республике Узбекистан и ввозимые ООО "Самаркандский автомобильный завод" для производства и послепродажного обслуживания производимых автотранспортных средств, по перечню согласно приложению N 2.";


б) наименование приложения N 2 после слов "за исключением" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


8. Пункт 14 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 года N ПП-2658 "О мерах по организации деятельности акционерного общества "Узагротехсаноатхолдинг" изложить в следующей редакции:

"14. Освободить сроком до 1 января 2022 года:

от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) технологическое оборудование, оснастку, инструменты, комплектующие изделия, детали, узлы, материалы, запасные части для производства и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники, ввозимые организациями АО "Узагротехсаноатхолдинг" и АО "Узагросервис" по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

АО "Ташкентский завод сельскохозяйственной техники" и АО "Чирчикский завод сельскохозяйственной техники" - от уплаты налога на имущество;

АО "Узагролизинг" и ООО "Узмашлизинг" - от уплаты, соответственно, налога на прибыль и единого налогового платежа по доходам, полученным от лизинговых операций.".


9. Абзац второй пункта 13 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2017 года N ПП-3028 "О мерах по дальнейшему совершенствованию управления и ускоренному развитию автомобильной промышленности на 2017-2021 годы" исключить.


10. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года N ПП-3053 "О создании предприятия с иностранными инвестициями "Uzbekistan Peugeot Citroen Automotive":


а) в пункте 12:

в абзаце втором слова "а также обязательных платежей в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан" заменить словами "кроме налога на добавленную стоимость";

из абзаца третьего слова "налога на добавленную стоимость и" исключить;

абзац седьмой исключить;

абзац восьмой считать абзацем седьмым;


б) абзац первый пункта 14 после слов "за исключением" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


11. Пункт 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2017 года NПП-3279 "О мерах по созданию современного хлопководческо-текстильного кластера в Сырдарьинской области" после слов "за исключением" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


12. В абзаце втором пункта 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года N ПП-3301 "О дополнительных мерах по комплексному развитию и обеспечению занятости населения Тамдынского, Учкудукского, Конимехского, Нуратинского районов и города Зарафшана Навоийской области" слова "всех видов налогов и обязательных платежей в государственные целевые фонды" заменить словами "единого налогового платежа и фиксированного налога".


13. Абзац второй пункта 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года N ПП-3386 "О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности" после слова "кроме" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


14. Абзац первый подпункта "а" пункта 10 постановления Президента Республики Узбекистан от 12 января 2018 года N ПП-3472 "О мерах по дальнейшему развитию шелковой отрасли в республике" после слов "за исключением" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


15. Абзац первый пункта 9 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2018 года N ПП-3479 "О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья" и наименование приложения N 3 к нему после слов "за исключением" дополнить словами "налога на добавленную стоимость и".


16. В пункте 13 постановления Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2018 года N ПП-3680 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель":

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Фонд - от всех видов налогов, кроме налога на добавленную стоимость";

в абзаце третьем слова "и обязательных отчислений в государственные целевые фонды" заменить словами ", кроме налога на добавленную стоимость,";

из абзаца четвертого слова "сельскохозяйственную технику и сельскохозяйственные транспортные средства," исключить;

дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"до 1 января 2021 года сельскохозяйственную технику и сельскохозяйственные транспортные средства, не производимые в Республике Узбекистан и ввозимые на ее территорию по перечням, утверждаемым в установленном порядке, от уплаты таможенных платежей (кроме налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление);".


17. Пункт 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года N ПП-3839 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан" изложить в следующей редакции:

"7. Освободить Агентство от всех видов налогов, кроме налога на добавленную стоимость.".


18. Пункт 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 16 января 2019 года N ПП-4118 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию масложировой отрасли и внедрению рыночных механизмов управления отраслью" изложить в следующей редакции:

"5. Освободить сроком до 1 января 2021 года предприятия от уплаты таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за ввозимые по импорту объемы масличного сырья по группе 1201-1207 кодов ТН ВЭД (бобы сои, семена подсолнечника и других масличных культур) для производства растительных масел.".


19. Пункт 9 постановления Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2019 года N ПП-4230 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок" изложить в следующей редакции:

"9. Освободить сроком до 1 января 2022 года:

локомотивы, железнодорожные вагоны и комплектующие (код ТН ВЭД 8601 - 8607), грузовые контейнеры всех типов (код ТН ВЭД 8609) и летательные аппараты (код ТН ВЭД 8802) от таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление);

транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов (код ТН ВЭД 8701 20, 8704 21 (рефрижераторы), 8704 22, 8704 23 (кроме самосвалов), 8716 31, 8716 39), с момента выпуска которых прошло не более 4 лет, и авиационное топливо от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сбора за таможенное оформление).".


20. Пункт 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года N ПП-4268 "О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой" изложить в следующей редакции:

"4. Установить, что до 1 января 2020 года налог на добавленную стоимость для лизинговых компаний и коммерческих банков в части лизинговых услуг исчисляется от положительной разницы между ценой приобретения и ценой реализации объекта лизинга, освобожденного от налога на добавленную стоимость, включая приобретенный по импорту.".


21. Пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2009 года N 224 "О создании предприятия с иностранными инвестициями ООО "JV MAN Auto - Uzbekistan", а также приложение к нему признать утратившими силу.


22. Приложение к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2018 года N 684 "О мерах по дополнительной поддержке зерноперерабатывающих предприятий и расширению их экспортного потенциала" (СП Республики Узбекистан, 2018 г., N 8, ст. 18) дополнить примечанием следующего содержания:

"Примечание: льготы по таможенным платежам не распространяются на уплату налога на добавленную стоимость при импорте продукции, указанной в позициях 1 - 4."



"Народное слово", 28 июня 2019 г.


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2019 г.