Положение о Республиканском совете по науке и технологиям (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 27.11.2019 г. N 953)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 27.11.2019 г. N 953
ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканском совете по науке и технологиям
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности, задачи, функции, права и полномочия Республиканского совета по науке и технологиям при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Совет).
2. Совет является консультативным органом по развитию науки, технологии и совершенствованию высшего образования, созданным в целях обеспечения взаимодействия органов государственного управления, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах, научных и образовательных учреждений при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки, технологий и высшего образования.
3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, актами Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.
4. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами и организациями, негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества.
5. Решения Совета, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах и другими организациями.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВЕТА
6. Основными задачами Совета являются:
формирование единой государственной политики в сфере науки и технологий, в том числе координация реализуемых реформ в сфере науки и образования, разработка действенных мер по ускоренному развитию сферы науки и технологий, обеспечение результативности их исполнения;
выработка предложений по стратегии научно-технической политики, формированию и утверждению приоритетных направлений развития научно-инновационной инфраструктуры;
утверждение государственных целевых программ научно-технических проектов и обеспечение действенного контроля за их реализацией;
утверждение ежегодных программ научно-исследовательских работ, а также целевых индикаторов научно-исследовательских учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность за счет финансирования из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
разработка действенных мер по формированию системы национальных лабораторий по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, укомплектованию их современным лабораторным оборудованием и бесперебойному обеспечению комплектующими и расходными материалами;
гармонизация отечественной науки с мировыми достижениями в сфере науки и технологий, повышение имиджа страны в рейтингах научно-технического потенциала и инновационного развития, в том числе путем создания необходимых условий для активной коммерциализации научных разработок;
создание государственной информационно-аналитической системы поиска, обобщения, анализа передового зарубежного опыта о новейших научно-технических разработках с целью использования научно-исследовательскими, образовательными и проектно-конструкторскими учреждениями, а также промышленными и коммерческими структурами, формирование современной информационно-ресурсной базы научно-технического потенциала для развития Узбекистана;
обсуждение, в том числе публичное, актуальных вопросов и проблем, имеющих важное государственное значение и возникающих в ходе реформирования сферы науки и инновационного развития;
рассмотрение вопросов и подготовка предложений, связанных с присуждением Государственной премии в области науки и техники.
7. Для выполнения возложенных на него задач Совет осуществляет следующие функции:
а) в области формирования единой государственной политики в сфере науки и технологий, в том числе координации реализуемых реформ в сфере науки и образования, разработки действенных мер по ускоренному развитию сферы науки и технологий, обеспечения результативности их исполнения:
оказывает содействие в проведении единой государственной научно-технической политики, направленной на реализацию программ социально-экономического развития страны;
рассматривает вопросы дальнейшего расширения участия в приоритетных отраслях национальной экономики путем финансирования исследований, связанных с разработкой инновационных технологий и выпуском опытной партии продукции;
изучает вопросы реализации государственных программ в области дальнейшего развития науки и высшего образования, направленных на рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала в целях увеличения вклада науки и технологий в развитие экономики государства;
обсуждает вопросы по повышению результативности и эффективности научно-инновационной деятельности высших образовательных учреждений;
формирует экономические и правовые условия для широкого использования достижений науки, содействует распространению и внедрению ключевых для национальной экономики страны научно-технических нововведений;
оказывает финансовую поддержку хозяйственным объединениям, имеющим в ведении профильные научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения;
б) в сфере выработки предложений по стратегии научно-технической политики, формированию и утверждению приоритетных направлений развития научно-инновационной инфраструктуры:
обеспечивает выработку предложений по стратегии научно-технической политики и определяет приоритетные и перспективные направления развития научно-инновационной инфраструктуры;
обсуждает представленные государственными органами, высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями предложения по определению приоритетных направлений развития науки и технологий республики;
разрабатывает меры по реализации предложений по определению приоритетных направлений развития науки и технологий республики;
оказывает содействие в реализации мер по поддержке научных исследований и экспериментальных разработок в прорывных областях, с учетом мировых тенденций развития науки и технологий;
обсуждает вопросы укрепления интеграции и взаимодействия академической и отраслевой науки с высшими образовательными учреждениями в целях координации их действий при реализации совместных научно-технических проектов;
в) в области утверждения государственных целевых программ научно-технических проектов и обеспечения действенного контроля за их реализацией:
проводит обсуждения и по итогам утверждает государственные целевые программы научно-технических и опытно-конструкторских работ (проектов);
проводит дискуссии с выработкой предложений по разработке государственных целевых программ научно-технических и опытно-конструкторских работ (проектов);
обсуждает ход исполнения государственных целевых программ научно-технических и опытно-конструкторских работ (проектов), а также обеспечивает действенный контроль за ходом их выполнения;
г) в области утверждения ежегодных программ научно-исследовательских работ, а также целевых индикаторов научно-исследовательских учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность за счет финансирования из Государственного бюджета Республики Узбекистан:
утверждает программы научно-исследовательских работ научно-исследовательских учреждений;
утверждает целевые индикаторы научно-исследовательских учреждений и рассматривает их достижение;
организует изучение эффективности научно-исследовательских учреждений, заслушивает отчеты руководителей вышестоящих им ведомств и по их результатам определяет меры по повышению результативности их научно-исследовательской деятельности;
д) в сфере разработки действенных мер по формированию системы национальных лабораторий по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, укомплектованию их современным лабораторным оборудованием и бесперебойному обеспечению комплектующими и расходными материалами:
рассматривает вопросы материально-технического обеспечения государственных научно-исследовательских учреждений и разрабатывает предложения по формированию системы национальных лабораторий в приоритетных направлениях науки и технологий;
организует всестороннее изучение уровня оснащенности научно-исследовательских учреждений научным оборудованием и их обеспеченность необходимыми расходными материалами и комплектующими изделиями, по результатам изучения утверждает программы по укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений;
обсуждает реализацию программ и определяет дальнейшие меры по дооснащению отечественных научно-исследовательских учреждений современным научно-техническим оборудованием, его обновлению и бесперебойному обеспечению необходимыми расходными материалами и комплектующими изделиями;
е) в сфере гармонизации отечественной науки с мировыми достижениями в сфере науки и технологий, повышения имиджа страны в рейтингах научно-технического потенциала и инновационного развития, в том числе путем создания необходимых условий для активной коммерциализации научных разработок:
проводит обсуждение плана практических мероприятий по повышению результативности научно-исследовательских работ, направленных на внедрение инноваций и технологий в производство конкурентоспособной и наукоемкой продукции, позволяющих обеспечить достаточный уровень технологической независимости от зарубежных стран;
рассматривает вопросы дальнейшего расширения международных связей в сфере научно-технического сотрудничества, реализации совместных научных и инновационных проектов, а также приумножения достижений отечественной науки и технологий;
обеспечивает реализацию последовательных мер по достижению высоких показателей страны в международных рейтингах и повышению имиджа отечественной науки в мировом научном сообществе;
оказывает содействие в развитии инновационной деятельности научных и высших образовательных учреждений и создании благоприятных условий для коммерциализации научных разработок;
ж) в области создания государственной информационно-аналитической системы поиска, обобщения, анализа передового зарубежного опыта о новейших научно-технических разработках с целью использования научно-исследовательскими, образовательными и проектно-конструкторскими учреждениями, а также промышленными и коммерческими структурами, формирования современной информационно-ресурсной базы научно-технического потенциала для развития Узбекистана:
рассматривает вопросы развития инфраструктуры инновационной деятельности, защиты объектов интеллектуальной собственности, трансфера технологий, маркетинга инноваций и коммерциализации научных разработок;
обеспечивает реализацию мер по созданию единой государственной информационно-аналитической системы поиска, координируя работу по ее функционированию и совершенствованию;
организует проведение анализа передового зарубежного опыта о новейших научно-технических разработках и по результатам анализа разрабатывает меры по развитию системы трансфера технологий;
оказывает содействие в работе органов государственного управления и хозяйственных объединений, имеющих в ведении научные и высшие образовательные учреждения, а также промышленные и коммерческие структуры, по использованию информационно-аналитических систем;
обеспечивает системную работу по формированию современной информационно-ресурсной базы для развития научно-технического потенциала Узбекистана;
з) в сфере обсуждения, в том числе публичного, актуальных вопросов и проблем, имеющих важное государственное значение и возникающих в ходе реформирования сферы науки и инновационного развития:
заслушивает рекомендации и предложения руководителей органов государственного управления и хозяйственных объединений по решению актуальных вопросов и проблем, требующие научного подхода;
заслушивает отчеты и принимает предложения руководителей научных и высших образовательных учреждений в части осуществления научно-исследовательской деятельности и реализации научно-технических программ, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также решения по устранению проблем, возникающих в ходе реформирования сферы науки и инновационного развития;
рассматривает предложения руководителей научных и высших образовательных учреждений, а также ведущих ученых по вопросам дальнейшего развития процесса интеграции науки, образования, производства на основе взаимовыгодного научного межотраслевого сотрудничества;
обсуждает вопросы создания в хозяйственных объединениях и научных организациях специализированных подразделений для развития опытно-экспериментальной и конструкторско-технологической инфраструктуры;
и) в сфере рассмотрения вопросов и подготовки предложений, связанных с присуждением Государственной премии в области науки и техники:
формирует рабочую группу для отбора и представления кандидатов к присуждению Государственной премии в области науки и техники;
организует конкурс для кандидатов на получение Государственной премии в области науки и техники, а также координирует процесс экспертизы их работ;
рассматривает работы кандидатов на получение Государственной премии в области науки и техники на своих заседаниях и по итогам обсуждения вносит соответствующие предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОВЕТА
8. Для выполнения возложенных на него задач Совет имеет право:
заслушивать отчеты руководителей Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан, а также органов государственного управления и хозяйственных объединений, имеющих в ведении научные организации и высшие образовательные учреждения;
приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, представителей общественных объединений, научных, высших образовательных учреждений и иных организаций для заслушивания их отчетов по выполнению задач, возложенных Советом;
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах необходимые материалы и документы по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
вносить предложения Президенту Республики Узбекистан по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере науки и технологий;
привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные, высшие образовательные и иные организации, а также ученых и специалистов для изучения и выработки предложений по вопросам научной и научно-технической политики;
осуществлять контроль за последовательной реализацией принимаемых Советом решений.
9. Совет несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА
10. Совет формируется в составе председателя Совета, его заместителей, секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
Председателем Совета является Премьер-министр Республики Узбекистан.
11. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет секретарь Совета.
12. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.
Заседание Совета проводит председатель, в его отсутствие - заместитель председателя Совета.
13. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Совета.
14. Председатель Совета:
осуществляет общее руководство деятельностью Совета;
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
определяет полномочия, обязанности и степень персональной ответственности заместителей председателя и членов Совета;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
15. Заместители председателя Совета несут персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных на них задач и функций.
16. Функцию рабочего органа Совета осуществляет:
Академия наук Республики Узбекистан - по вопросам рассмотрения рекомендаций и подготовки предложений по кандидатам для присуждения Государственной премии в области науки и техники;
Департамент по вопросам развития IТ-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Кабинета Министров - по другим вопросам.
17. Порядок проведения заседаний, на которых рассматриваются вопросы присуждения Государственной премии в области науки и техники, а также порядок принятия решений по итогам рассмотрения указанных вопросов и их оформления протоколом определяются положением об этой премии.
18. Повестка дня и материалы очередного заседания Совета направляются членам Совета не позднее чем за три календарных дня до начала заседания вместе с извещением о предстоящем заседании.
19. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председателя является решающим.
20. Решения Совета оформляются протоколом и утверждаются председателем. При подписании протокола члены Совета вправе выразить свое особое мнение.
Подлинный экземпляр протокола Совета и материалы к нему хранятся в Кабинете Министров Республики Узбекистан.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
21. Реорганизация и ликвидация Совета осуществляются в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 ноября 2019 г.