Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 25.10.2019 г. N 20 "О практике взыскания судебных расходов по административным делам"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.10.2019 г.

N 20



О ПРАКТИКЕ

ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ


В целях устранения недостатков, имеющихся в судебной практике по взысканию судебных расходов по административным делам, обеспечения правильного применения судами законодательства по указанному вопросу, на основании статьи 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Судам следует иметь в виду, что судебные расходы по административным делам состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.


2. В соответствии с частью первой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О государственной пошлине" (далее - Закон "О государственной пошлине") под государственной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.

Поскольку государственная пошлина, наряду с другими видами обязательных платежей, является составляющей частью формирования доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, судам необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о взыскании государственной пошлины по административным делам.


3. Разъяснить, что государственная пошлина по административным делам взимается:

1) с подаваемых в суд первой инстанции заявлений:

об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти на местах, органов государственного управления, иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц;

об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий;

об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;

по инвестиционным спорам, указанным в статье 27-1 КоАС;

о конкуренции, указанные в статье 27-2 КоАС;

об обжаловании исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, по требованиям, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;

о возмещении убытков, состоящих в причинно-следственной связи с требованиями наряду с заявлением (жалобой), указанным в статье 27 КоАС;

2) с апелляционных и кассационных жалоб:

на решения административных судов;

на определения суда о прекращении производства по делу (за исключением определения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 статьи 108 КоАС), об оставлении заявления без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

3) за выдачу дубликатов и копий судебных документов.

За снятие фотокопий материалов дела государственная пошлина не взимается.

4. Отношения, связанные с уплатой государственной пошлины по административным делам, регулируются главой 12 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее - КоАС), Законом "О государственной пошлине" и другими законодательными актами.

5. Государственная пошлина уплачивается до подачи в суд заявления, жалобы (далее - заявление), если иное не установлено законом (например, когда плательщик освобожден законом от уплаты государственной пошлины, или судом представлена отсрочка либо рассрочка уплаты государственной пошлины).

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с отметкой банка о принятии платежа.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме должен быть подтвержден квитанцией, выдаваемой плательщику банком по установленной форме.

В случаях, когда по одному платежному поручению государственная пошлина уплачена по нескольким заявлениям, подлежащим рассмотрению в данном суде, платежное поручение прилагается к одному из дел.

В остальных делах судьей производится отметка (составляется справка) об уплате государственной пошлины с указанием даты и номера платежного поручения со ссылкой на дело, в котором находится платежное поручение.


6. Следует иметь в виду, что размер государственной пошлины, подлежащей уплате, зависит от вида требования, с которым заявитель обращается в суд, и определяется по ставкам, установленным законодательством.

С заявлений, состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается за каждое требование в отдельности по ставкам, установленным, соответственно, для данного требования.


7. Судам следует иметь в виду, что согласно статьи 19 Закона "О государственной пошлине", при вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, государственная пошлина взимается на общих основаниях.

Со вступившего в дело правопреемника заявителя, государственная пошлина взыскивается на общих основаниях, если она не была уплачена ранее.


8. При предъявлении заявления совместно несколькими лицами, государственная пошлина не должна превышать размер, установленный для данного вида требования.

В случае выделения судом одного или нескольких из соединенных требований в отдельное производство, уплаченная с соблюдением требований законодательства государственная пошлина, не подлежит пересчету и возвращению. Она подлежит зачету по выделенному отдельно производству, о чем судьей составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам дела.


9. При подаче повторно заявления, оставленного судом без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

В случае оставления без рассмотрения или возвращения заявления, допускается приложение первоначального документа об уплате государственной пошлины к заявлению, предъявляемому повторно, если не истек установленный законом годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет (части пятой и двадцать второй статьи 19 Закона "О государственной пошлине").

В случае оставления без рассмотрения заявлений (жалоб), принятых в производство суда без решения вопроса государственной пошлины, взыскание государственной пошлины (распределение судебных расходов) должно решаться на общих основаниях в соответствии со статьей 105 КоАС.

При этом суды, исходя из требования статьи 18 Закона "О государственной пошлине", должны принимать во внимание, что государственная пошлина не взыскивается в случае оставления заявления (жалобы) без рассмотрения на основании статьи 105 КоАС.

10. При поступлении в суд заявления, не оплаченного государственной пошлиной, судья обязан проверить, не относится ли заявитель к числу лиц, освобожденных законом (статья 10 Закона "О государственной пошлине") от уплаты государственной пошлины. Если заявитель не освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона и в заявлении отсутствует ходатайство об отсрочке, рассрочке ее уплаты либо ходатайство отклонено, а также в случае неуплаты почтовых расходов, судья выносит определение о возвращении заявления (статья 134 КоАС) с указанием сумм, подлежащих уплате государственной пошлины и почтовых расходов, а также права заявителя на повторное обращение в суд на общих основаниях.

Следует иметь в виду, что по закону судья не наделен правом полного или частичного освобождения от уплаты государственной пошлины. Однако, исходя из имущественного положения заявителя (например, данных о заработной плате (доходах), находящемся в его собственности имуществе, наличии средств в банке, наличии несовершеннолетних детей, других иждивенцев и т.п.), он вправе решить вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в определении о принятии заявления к производству и возбуждении дела или в отдельном определении об удовлетворении ходатайства заявителя.


11. При решении вопроса об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины, взыскиваемой как с физического, так и с юридического лица, суд должен проверить доказательства о наличии обстоятельств, свидетельствующих об их несостоятельности понести эти расходы частично либо единовременно. Подтверждение банка об отсутствии денежных средств должно быть датировано не ранее трех дней до даты обращения в суд.


12. Разъяснить судам, что основания возврата государственной пошлины предусмотрены в статье 10 Закона "О государственной пошлине", по смыслу которой пошлина, внесенная в большем размере, чем это требуется по закону, возвращается в части излишне уплаченной суммы, а в остальных случаях - в полном объеме.

13. Судам следует иметь в виду, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам;

расходы, связанные с осмотром доказательств на месте;

почтовые расходы, связанные с направлением судебных извещений и судебных актов;

расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи.

Обратить внимание судов, что законом не предусмотрено освобождение от уплаты судебных издержек.


14. Невнесение предварительно средств на оплату судебных издержек, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного стороной (сторонами) ходатайства о вызове свидетеля, эксперта, специалиста, производства осмотра на месте, если это необходимо для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. В таком случае, понесенные в связи с рассмотрением дела издержки, взыскиваются судом по правилам, установленным статьей 115 КоАС, при принятии судебного акта.


15. Разъяснить, что размер сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и порядок их выплаты установлены Законом Республики Узбекистан "О порядке и размерах возмещения свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым понесенных расходов" от 3 июля 1992 года с последующими изменениями и дополнениями.


16. По общему правилу судебные расходы по делу несет сторона, оказавшаяся неправой в споре.

Порядок распределения судебных расходов между сторонами и возмещения их государству регулируется статьей 115 КоАС. Поэтому в процессе судебного разбирательства суд (судья) обязан исследовать обстоятельства, связанные с судебными расходами, сделать по этим обстоятельствам соответствующие выводы в мотивировочной части судебного акта и установить не только право на взыскание, но и определить точную сумму, подлежащую взысканию со стороны (сторон) по делу и указать эту сумму в резолютивной части судебного акта.

17. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.

При полном или частичном удовлетворении заявления, предъявленного несколькими заявителями, освобожденными от уплаты государственной пошлины, к нескольким ответчикам, она взыскивается в доход государства отдельно с каждого ответчика, пропорционально удовлетворенным требованиям.

В случае удовлетворения заявления, отнесение судебных расходов на заявителя возможно лишь при наличии его соответствующего ходатайства.


18. Разъяснить, что при отказе заявителя от заявленных требований, понесенные им расходы ответчиком не возмещаются.

В случае прекращения производства по делу в связи с отказом заявителя, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от своих требований вследствие добровольного полного или частичного удовлетворения их ответчиком, государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с ответчика.


19. В силу статьи 162 КоАС, дополнительное решение по вопросу о судебных расходах может быть вынесено лишь в том случае, если данный вопрос не был решен судом при постановлении решения.


20. Разъяснить судам, что на судебные акты, принятые по вопросам государственной пошлины, может быть подана жалоба (протест) на общих основаниях.


21. Судам следует иметь в виду, что при обращении с апелляционной, кассационной жалобой на судебные акты, лица, указанные в части первой статьи 10 Закона "О государственной пошлине", освобождены от уплаты государственной пошлины (за исключением лиц, перечисленных в пунктах 1, 9, 11, 12).

22. При рассмотрении административных дел в апелляционном, кассационном порядке суды вышестоящей инстанции должны принимать меры к исправлению ошибок, допущенных судами нижестоящей инстанции при взыскании судебных расходов.

23. Административным судам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента периодически осуществлять сверку учета поступления государственной пошлины совместно с государственными органами налоговой службы, принимать меры для устранения выявляемых нарушений.



Председатель Верховного суда

Республики Узбекистан                                                           К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                             И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2019 г.