Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 03.04.2020 г. N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.04.2020 г.

N УП-5978



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ, ОТРАСЛЕЙ

ЭКОНОМИКИ И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ


В целях усиления социальной защиты населения и обеспечения стабильности функционирования отраслей экономики, а также оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам в период противодействия распространению коронавирусной инфекции:


1. Установить до 31 декабря 2020 года нулевые ставки таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе товаров согласно приложению N 1.

Совету по тарифному и нетарифному регулированию совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в двухнедельный срок внести предложения по дальнейшему совершенствованию внешнеэкономической деятельности, обратив особое внимание на снижение стоимости ввозимого сырья, материалов, аксессуаров и комплектующих, используемых субъектами малого предпринимательства для производства продукции.


2. Продолжать на срок 6 месяцев без перерыва выплату пособий семьям с детьми, пособий по уходу за ребенком и материальной помощи, срок выплаты которых заканчивается в марте - июне текущего года, без истребования заявления о продолжении их выплаты на новый срок и иных документов (но не более срока достижения ребенком 2 лет и 14 лет соответственно).

Установить, что расходы в связи с продлением выплаты социальных пособий и материальной помощи покрываются за счет Антикризисного фонда.


3. Дополнить на период действия карантинных мероприятий Перечень основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного обеспечения одиноких престарелых и лиц с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, комплектами одноразовых масок, антисептических средств и антибактериальным мылом.

4. Установить, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года:

а) туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению), АО "Uzbekistan Airways" и его структурные подразделения, АО "Uzbekistan Airports" и ГУП "Центр "Узаэронавигация":

освобождаются от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц;

уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1 процента;

б) плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе;

в) в случаях, когда юридическое или физическое лицо вынужденно приостановило свою деятельность в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции, приостанавливается порядок применения повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, в том числе выявленных до 1 апреля 2020 года, а также начисления пени и принятия мер принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок по указанным налогам.

5. Приостановить начисление фиксированной суммы налога на доходы физических лиц и социального налога для индивидуальных предпринимателей, вынужденно приостановивших свою деятельность на период карантинных мероприятий, без необходимости сдачи свидетельства о государственной регистрации, с уведомлением о приостановлении деятельности органов государственной налоговой службы через персональный кабинет налогоплательщика.


6. Предоставить право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года с уведомлением налоговых органов микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50 процентов по сравнению со среднемесячной за первый квартал текущего года:

без подачи заявления органам государственной власти на местах по налогу с оборота, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными ресурсами - с последующей их уплатой равными долями в течение 12 месяцев;

по социальному налогу - с последующей его уплатой равными долями в течение 6 месяцев.

7. Сохранить до конца текущего года действующие ставки акцизного налога на спирт, алкогольную продукцию, включая вина и пиво, а также акцизного налога при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа.


8. Снизить с 1 апреля 2020 года обязательное требование о внесении юридическими лицами предоплаты по газу и электроэнергии до 30 процентов.


9. Одобрить принимаемые Центральным банком Республики Узбекистан меры по:

обеспечению коммерческих банков дополнительными ликвидными ресурсами в объеме 2,6 трлн сумов за счет облегчения требований по обязательным резервам;

внедрению специального механизма предоставления ликвидности коммерческим банкам со сроком до 3 лет в сумме до 2 трлн сумов.


10. Принять к сведению информацию Центрального банка о том, что:

в рамках исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года N УП-5969 отсрочена задолженность по кредитам юридических лиц в объеме 7,9 трлн сумов;

объем дополнительно реструктуризуемых платежей по кредитам организаций, столкнувшихся с финансовыми трудностями в связи с принимаемыми в Узбекистане и в других странах мерами по борьбе с коронавирусом и резким снижением экономической активности, составляет дополнительно 7 трлн сумов;

объем пролонгируемых платежей по кредитам физических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих погашению в последующие 6 месяцев 2020 года, составляет 4,7 трлн сумов.


11. Центральному банку принять меры по созданию условий и упрощению процедур для:

предоставления коммерческими банками до 1 октября 2020 года отсрочки платежей по кредитам юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с финансовыми затруднениями;

неприменения штрафных санкций и мер взыскания на залоговое обеспечение по просроченным кредитам заемщиков, на деятельность которых негативно воздействовал введенный режим карантина.

Установить, что сумма начисленных и отсроченных коммерческими банками процентов по кредитам не включается в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль в период предоставленной отсрочки.


12. Определить, что в период до 1 октября 2020 года Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности предоставляются:

поручительство по кредитам, выдаваемым субъектам предпринимательства с положительной кредитной историей на пополнение оборотных средств, в размере до 75 процентов включительно от суммы кредита, но не более 10 млрд сумов, вне зависимости от количества проектов;

компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, выдаваемым субъектам предпринимательства в национальной валюте на пополнение оборотных средств с процентной ставкой, не превышающей 1,75-кратного размера основной ставки Центрального банка, с сохранением установленных размеров компенсации.

Отменить ограничение на предоставление государственным фондом одному заемщику одновременно и поручительства, и компенсации.


13. Фонду реконструкции и развития пролонгировать сроки погашения ресурсов, выделенных коммерческим банкам для рефинансирования кредитов, по которым предоставлена отсрочка платежа в рамках настоящего Указа.


14. Министерству финансов совместно с заинтересованными коммерческими банками переоформлять выданные государственные гарантии по кредитам, пролонгированным в рамках настоящего Указа.


15. Определить, что:

вводится мораторий сроком до 1 октября 2020 года на инициирование процедур банкротства и объявления банкротом предприятий, столкнувшихся с финансовыми затруднениями в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции;

срок проведения аудиторской проверки по итогам 2019 года хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке, продлевается до 1 октября 2020 года;

разрешается проведение годовых общих собраний акционеров по итогам 2019 года до 1 октября 2020 года, а также в режиме видеоконференцсвязи;

требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более ста тысяч базовых расчетных величин вводится по итогам 2020 года;

сроки уплаты административных штрафов, примененных к лицам, помещенным под карантин (за исключением ответственности за нарушение правил карантина), продлеваются на период до окончания карантина;

разрешается до 1 октября 2020 года оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другой продукции, изготавливаемых в аптеках;

до конца года при предоставлении займа (финансовой помощи) без обязательств выплаты процентного дохода заимодавцу доход, определяемый в целях налогообложения на основе ставки рефинансирования (основной ставки), не подлежит включению в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль и налога с оборота и соответственно не подлежит налогообложению;

приостанавливается начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества субъектами предпринимательства, вынужденно приостановившими свою деятельность на период действия карантинных мероприятий;

плательщики налога на прибыль вправе представлять справку о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль начиная со второго квартала 2020 года исходя из ожидаемого объема, с отменой требования его исчисления по результатам предыдущего квартала. При выявлении фактов злоупотребления данным правом налоговым органам предоставляется полномочие вносить изменения в представляемые справки об авансовых платежах по налогу на прибыль;

с 1 апреля 2020 года налогоплательщики применяют льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, без условия направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Республиканской антикризисной комиссии (Арипов А.Н.) принять меры по созданию условий для лиц, продолжающих производственную деятельность, с обеспечением прикрепления к ним служб санитарно-эпидемиологического контроля и учреждений здравоохранения для постоянного мониторинга за организацией условий для их работников, а также продлению сроков выполнения инвестиционных обязательств, не выполненных из-за ограничительных мер, введенных для противодействия распространению коронавирусной инфекции.


16. Определить, что:

строительные материалы, необходимые для строительства медицинских и карантинных учреждений по борьбе с коронавирусной инфекцией, а также товары, необходимые для их функционирования, освобождаются сроком до 31 декабря 2020 года от таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость;

при ввозе экспресс-тестов по выявлению коронавирусной инфекции с них не взимается сбор за таможенное оформление.

18. Указать органам государственной власти на местах на слабую организацию работы по предоставлению хозяйствующим субъектам отсрочки (рассрочки) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами.

Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить ежемесячную компенсацию из Антикризисного фонда местным бюджетам выпадающих доходов в связи с предоставлением отсрочек (рассрочек) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами.


19. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести изменения в действующий порядок назначения и выплаты социальных пособий, направленные на упрощение процедуры оценки нуждаемости семей в получении социальных пособий, в том числе:

сокращение документов, предоставляемых вместе с заявлением на получение социального пособия;

исключение из совокупных доходов семьи отдельных трансфертов, являющихся мерами государственной социальной поддержки, и другое.

Министерству по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан и его территориальным подразделениям осуществлять тесное взаимодействие с органами самоуправления граждан с целью обеспечения адресности назначения социальных пособий и материальной помощи, а также оперативно принимать меры по привлечению необходимого содействия для оказания помощи семьям, остро нуждающимся в социальной поддержке.


20. Министерству финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести предложения о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год" и другие акты законодательства.


21. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 03.04.2020 г. N УП-5978



ПЕРЕЧЕНЬ

товаров, в отношении которых устанавливаются

нулевые ставки акцизного налога, таможенной

пошлины до 31 декабря 2020 года при ввозе

на территорию Республики Узбекистан

  

  

N

Код ТН ВЭД

  

Наименование товара

  

1.

0207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные

  

2.

0301-0305

Рыба

  

3.

0402,

Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;

  

0405,

Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты;

  

0407

Яйца птиц, в скорлупе, свежие, консервированные или вареные

  

4.

0703,

Лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные;

  

0706,

Морковь, репа, свекла столовая, козлобородник, сельдерей корневой, редис и прочие аналогичные съедобные корнеплоды, свежие или охлажденные;

  

0707 00

Огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные

  

5.

0708,

Бобовые, лущеные или нелущеные, свежие или охлажденные;

  

0713

Бобовые сушеные, лущеные, очищенные от семенной кожуры или неочищенные, колотые или неколотые

  

6.

1101 00,

Мука пшеничная или пшенично-ржаная;

  

1104

Зерно злаков, обработанное другими способами (например, шелушеное, плющеное, переработанное в хлопья, обрушенное, в виде сечки или дробленое), кроме риса товарной позиции 1006; зародыши зерна злаков, целые, плющеные, в виде хлопьев или молотые

  

7.

1512

Масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава

  

8.

1701 99

Сахар белый и прочий

  

9.

1902

Макаронные изделия, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, с начинкой (из мяса или прочих продуктов) или без начинки; приготовленные другим способом или неприготовленные, такие как спагетти, макароны, лапша, лазанья, клецки, равиоли, каннеллони; кускус, приготовленный или неприготовленный

  

10.

2102 10 310 0,

2102 10 390 0

Дрожжи пекарные

  

  

11.

3005

Вата, марля, бинты и аналогичные изделия (например, перевязочный материал, лейкопластыри, припарки), пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, предназначенные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии

  

12.

3306

Средства для гигиены полости рта или зубов, включая фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов; нити, используемые для очистки межзубных промежутков (зубной шелк), в индивидуальной упаковке для розничной продажи

  

13.

3401,

Мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемые в качестве мыла, в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий, содержащие или не содержащие мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло;

  

3402

Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные вещества, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло (кроме средств товарной позиции 3401)

  

14.

3406 00 000 0

Свечи, тонкие восковые свечки и аналогичные изделия

  

15.

3605 00 000 0

Спички, кроме пиротехнических изделий товарной позиции 3604

  

16.

4015 11 000 0,

4015 19 000 0

Перчатки, рукавицы и митенки из вулканизованной резины

  

  

17.

4803 00,

Бумажные туалетные салфетки или салфетки для лица, полотенца и другие виды бумаги хозяйственно-бытового или санитарно-гигиенического назначения, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, крепированные или некрепированные, гофрированные или негофрированные, тисненые или нетисненые, перфорированные или неперфорированные, с окрашенной или неокрашенной поверхностью, напечатанные или ненапечатанные, в рулонах или листах;

  

4818

Бумага туалетная и аналогичная бумага, целлюлозная вата или полотно из целлюлозных волокон хозяйственно-бытового или санитарно-гигиенического назначения, в рулонах шириной не более 36 см или разрезанные по размеру или форме; носовые платки, косметические салфетки, полотенца, скатерти, салфетки, простыни и аналогичные изделия хозяйственно-бытового, санитарно-гигиенического или медицинского назначения, предметы одежды и принадлежности к одежде, из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон

  

18.

5603

Нетканые материалы, пропитанные или непропитанные, с покрытием или без покрытия, дублированные или недублированны

  

19.

9019 20 000 0

Аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура

  

20.

9619 00

Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала

  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2020 г.


"Народное слово", 4 апреля 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

13 апреля 2020 г., N 13-14, ст. 140