Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 10.07.2020 г. N УП-6024)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 10.07.2020 г. N УП-6024



КОНЦЕПЦИЯ

развития водного хозяйства Республики Узбекистан

на 2020-2030 годы


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (далее - Концепция) включает в себя приоритетные направления и комплекс мер по развитию водного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года.

Развитие водного хозяйства основывается на достижении основных целевых показателей и индикаторов, определенных в приложении к данной Концепции.

Исходя из приоритетных направлений Концепции, целевых параметров и показателей на соответствующий период каждые три года разрабатываются и утверждаются стратегии развития водного хозяйства Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

В ВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Республика Узбекистан расположена в бассейне Аральского моря, его основными источниками воды являются реки Амударья и Сырдарья, а также внутренние реки, саи и подземные воды. Среднемноголетний годовой сток воды всех источников бассейна Аральского моря составляет 116,2 млрд кубических метров, из них 67,4 процента формируется в бассейне Амударьи, 32,6 процента - в бассейне Сырдарьи. Общий запас подземных вод составляет 31,2 млрд кубических метров, 47,2 процента которого приходится на бассейн Амударьи, 52,8 процента - на бассейн Сырдарьи.

Согласно схемам комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейнов "Амударья" и "Сырдарья", среднемноголетний лимит водозабора для Республики Узбекистан составляет 64 млрд кубических метров. Вместе с тем в 1980-х годах годовое водопотребление республики находилось в пределах многолетних лимитов, в последние годы из-за глобального изменения климата и проблем трансграничного водопользования используемый среднегодовой объем воды составляет 51-53 млрд кубических метров, в том числе 97,2 процента добывается из рек и саев, 1,9 процентов - из коллекторных сетей, 0,9 процента - из подземных источников, по отношению к выделенному лимиту водозабора сократилось на 20 процентов.

Площадь орошаемой земельной площади республики составляет 4,3 млн гектаров, в среднем 90-91 процент всех водных ресурсов использовано в сельском хозяйстве, 4,5 процента - в сфере коммунально-бытового хозяйства, 1,4 процента - в промышленности, 1,2 процента - в рыбоводстве, 0,5 процента - в тепловой энергетике, 1 процент - в других отраслях экономики.

Территория республики имеет специфические почвенно-климатические условия, в результате недостаточности естественного дренажа и высокого уровня минерализации грунтовых вод ряд территорий "первично засолен". Вместе с тем в результате нерационального использования водных ресурсов и негативного воздействия других антропогенных факторов в отдельных территориях наблюдается "вторичное засоление" земель, 45,7 процента орошаемой земельной площади имеет разную степень засоления.

В целях надежного водоснабжения отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, а также улучшения мелиоративного состояния земель в республике создана специфическая система водного хозяйства.

В системе водного хозяйства эксплуатируются система ирригации протяженностью 28,4 км, 54432 единицы разных сопутствующих гидротехнических сооружений, а также 70 водохранилищ и селехранилищ суммарным объемом 19,4 млрд кубических метров.

Вследствие непропорционального распределения водных ресурсов и сложного рельефа орошаемых земель около 60 процентов орошаемых земель обеспечивается водой с помощью 1 687 насосных станций, годовое потребление электроэнергии которых составляет 8 млрд кВт ч.

Кроме того, ассоциациями водопотребителей, фермерскими хозяйствами и кластерами эксплуатируется 155,2 тыс. км оросительной сети и более 10 280 насосных агрегатов.

Для нужд орошения эксплуатируются 12,4 тыс. ед., в том числе в системе водного хозяйства 4 153 ед. оросительных скважин.

Для улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель эксплуатируются коллекторно-дренажная сеть общей протяженностью 142,9 тыс. км, из них 106,2 тыс. км - открытая, 36,7 тыс. км - закрытая горизонтальная, а также 172 мелиоративные насосные станции и 3 897 скважин вертикального дренажа.

В системе Министерства водного хозяйства работники с высшим образованием составляют 42 процента. В Национальном исследовательском университете "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства", а также его Бухарском институте управления природными ресурсами и Каршинском институте ирригации и агротехнологий готовятся специалисты с высшим образованием для сферы водного хозяйства.


ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ

В ВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


3.1. Запас водных ресурсов, а также водообеспечение населения и отраслей экономики.

В результате глобального изменения климата на протяжении последних 50-60 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30 процентов.

По прогнозам, при повышении температуры на 2°С объем ледников уменьшиться на 50 процентов, на 4°С - на 78 процентов. Согласно расчетам, до 2050 года ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи - до 5 процентов, в бассейне Амударьи - до 15 процентов. Если в период до 2015 года суммарный дефицит воды в Узбекистане составлял более 3 млрд кубических метров, то к 2030 году он может составить 7 млрд кубических метров, к 2050 году - 15 млрд кубических метров.

Анализы показывают, что изменение климата еще больше обострит дефицит воды в Узбекистане, может привести к увеличению продолжительности и периодичности засухи, как в 2000, 2008, 2011, 2014 и 2018 годах, а также образованию серьезных проблем в удовлетворении потребности экономики в водных ресурсах. За последние 15 лет обеспеченность водой на душу населения сократилась с 3 048 кубических метров до 1 589 кубических метров.

Вместе с тем численность населения республики увеличивается в среднем на 650-700 тыс. человек в год, к 2030 году ожидаемый рост 39 миллионов человек, а также ожидается увеличение их потребности в качественной воде с 2,3 млрд кубических метров до 2,7-3,0 млрд кубических метров (на 18-20 процентов). Это приведет к ежегодному увеличению потребности в воде сферы коммунального хозяйства.

В последние годы активно развиваются промышленность и энергетика, ежегодно растет их потребность в воде.

Согласно расчетам, общее годовое водопотребление данных отраслей возрастет с 1,9 млрд кубических метров до 3,5 млрд кубических метров к 2030 году (в 1,8 раза).


3.2. Объекты водного хозяйства и их эксплуатация.

Срок службы большинства объектов инфраструктуры водного хозяйства, возведенных в республике, превышает 50-60 лет, их техническое состояние ухудшается из года в год. В частности, 66 процентов каналов системы ирригации имеют земляное русло, потеря воды за счет фильтрации остается высокой. Кроме того, 77 процентов каналов системы ирригации требуют ремонта и восстановления, 20 процентов - реконструкции.

77 процентов оросительной сети ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств имеют земляное русло, 44 процентов сети требуют ремонта и восстановления, 10 процентов сети - реконструкции.

Основная часть действующих лотковых сетей служит более 30 лет, вследствие непроведения в свое время ремонтных работ и истечения срока службы 70 процентов из них требуют реконструкции и замены. В большинстве случаев места водозабора водопотребителей не оборудованы средствами управления и учета воды.

В результате коэффициент полезного действия системы ирригации и оросительных сетей в среднем составляет 0,63, в ряде регионов - ниже данного показателя, 35-40 процентов воды, добываемой из основных источников, теряется в оросительных сетях.

74 процента из 1 687 насосных станций, состоящих на учете в водохозяйственных организациях, служат более 30 лет, 20 процентов - более 20 лет, 6 процентов - более 10 лет, то есть 94 процента насосных станций отслужили свои нормативные сроки (16-18 лет), что требует их модернизации и замены, в общей сложности из 2 887 км напорных трубопроводов 10,3 процента требуют замены в первую очередь, в результате в их эксплуатации наблюдаются многочисленные аварийные ситуации, высоким также остается потребление электроэнергии.


3.3. Мелиоративное состояние орошаемых земель.

45,3 процента орошаемых земель республики имеют разную степень засоления, из них 31,1 процента - слабозасоленные, 12,2 процента - среднезасоленные, 2 процента - сильнозасоленные, на 24,4 процента площади грунтовые воды находятся на уровне 2 и выше метров.

В последующие годы вследствие наблюдаемого дефицита воды, плохого мелиоративного состояния земель, непринятия в требуемое время иных организационных мер уровень обеспечения водой 560 тыс. гектаров орошаемой земельной площади остается низким, в общей сложности 298,5 тыс. гектаров орошаемой земельной площади выведено из оборота.

Требуется реконструкция и строительство 14,5 тыс. км коллекторно-дренажной сети, 93 мелиоративных насосных станций и 1 530 скважин вертикального дренажа.


3.4. Использование водных ресурсов и внедрение водосберегающих технологий орошения.

В республике сельскохозяйственные культуры орошаются, в основном, традиционным методом - по бороздам, масштаб работ по выравниванию земли с помощью выравнивателей, оснащенных лазерным оборудованием, остается на крайне низком уровне. Начиная с 2019 года внедрена новая система государственной поддержки водосберегающих технологий орошения. В результате на площади 77 470 гектаров внедрена технология капельного орошения, на площади 1 123 гектаров - дождевального, на площади 2 000 гектаров - дискретного.

Вместе с тем доля площадей, в которых внедрены данные современные технологии орошения, остается низкой (6 процентов). В результате объем расхода воды на один комплексный гектар площади составляет 10 690 кубических метров, по отношению к развитым странам остается высоким.


3.5. Материально-техническая база водохозяйственных организаций.

В настоящее время материально-техническая база (мелиоративная техника, транспортные средства, организационное обеспечение) эксплуатационных организаций системы водного хозяйства, особенно районных отделов ирригации, остается низкой.

Расходы на содержание водохозяйственных организаций производятся из средств Государственного бюджета. Однако в последние годы 70 процентов выделенных средств направляется на покрытие расходов на электроэнергию, доля средств, выделенных на ремонт и восстановление систем ирригации, составляет 2,9 процента и остается низкой.

Вследствие неорганизованности на требуемом уровне системы поддержки и финансирования деятельности ассоциаций водопотребителей их кредиторская и дебиторская задолженность остается высокой.


3.6. Реформы в сфере водного хозяйства.

Не соответствуют требованиям координационные работы между ведомствами, ведущими деятельность в сфере водного хозяйства, по внедрению в республике интегрированного управления в использовании водных ресурсов.

Не начато внедрение в сферу практики государственно-частного партнерства.

Требуется совершенствование Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" исходя из результатов реформ, осуществляемых в последующие годы в сельском и водном хозяйстве, а также разработка Водного кодекса Республики Узбекистан.


3.7. Использование трансграничных водных ресурсов и международные водные отношения.

В последние годы существенно улучшились отношения между государствами Центральной Азии по вопросам водного хозяйства, наблюдается положительная тенденция в решении проблем трансграничного водопользования.

Однако строительство в перспективе новых крупных гидроэнергетических сооружений и водохранилищ в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, а также эксплуатация в энергетическом режиме действующих может вызвать ряд проблем в водообеспечении государств, расположенных в низовьях данных рек, в том числе для Узбекистана.

Кроме того, освоение в последующие годы новых земель может оказать негативное влияние на баланс водораспределения между государствами региона. Это требует дальнейшего совершенствования региональной правовой основы в сфере использования водных ресурсов бассейна Аральского моря.


3.8. Укомплектование водного хозяйства квалифицированными кадрами, научно-исследовательские работы.

На сегодняшний день в водохозяйственных организациях доля работников водного хозяйства с высшим образованием составляет 42 процента. В настоящее время в системе водного хозяйства отсутствует система повышения квалификации специалистов и руководящих кадров, ведущая деятельность на постоянной основе. Взаимная интеграция в системе "высшее образование - наука - производство" не отвечает сегодняшним требованиям.

В стране кадры водного хозяйства с высшим образованием, в основном, готовятся в Национальном исследовательском университете "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства", необходимо последовательно продолжать действия по его превращению в современное и престижное высшее образовательное учреждение международного уровня.

Средняя оплата труда работников водохозяйственных организаций по отношению к средней оплате труда по стране составляет 64 процента и остается низкой.

Низкий уровень оплаты труда приводит к снижению социального статуса работника водного хозяйства и привлекательности данной профессии, не дает возможности сохранения высоко-квалификационных специалистов.

Вследствие неправильного налаживания системы координации в области научно-исследовательских, опытных и проектно-конструкторских работ, а также финансирования научно-инновационной деятельности не на достаточном уровне, внедрение результатов исследований в производство не отвечает требованиям.



ГЛАВА 4. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


Основная цель Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан - создание условий, необходимых для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения, отраслей экономики и окружающей среды в воде, обеспечение надежной и безопасной работы объектов водного хозяйства, а также эффективного управления и рационального использования водных ресурсов, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, достижение водной безопасности в условиях усиливающегося дефицита водных ресурсов и глобальных климатических изменений.

Для достижения данной цели в Концепции определены следующие основные приоритетные направления:

совершенствование системы прогнозирования, ведения учета и формирования базы данных водных ресурсов и обеспечение ее прозрачности;

модернизация, обеспечение надежной работы и безопасности объектов водного хозяйства, организация управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкое внедрение ресурсосберегающих современных технологий, расширение привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечение целевого и эффективного использования выделяемых средств;

обеспечение безопасности и надежной эксплуатации селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства;

совершенствование системы управления водными ресурсами, внедрение в водопользование и ведение учета водопотребления технологии "Smart Water" ("Умная вода") и аналогичных цифровых технологий;

дальнейшее расширение внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание, а также государственное стимулирование сельскохозяйственных культур, привлечение в данную сферу иностранных инвестиций и грантов;

улучшение мелиоративного состояния и обеспечение устойчивости орошаемых земель, содействие в повышении плодородия земель, применение эффективных технологий для снижения уровня и предупреждение засоления почв;

внедрение принципов рыночной экономики в водное хозяйство, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды, направление поступивших средств на своевременный качественный ремонт и восстановление, внедрение цифровых технологий и эффективное управление объектами водного хозяйства;

внедрение государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передача в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям отдельных объектов водного хозяйства, направление сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников;

внедрение принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированное водоснабжение населения и отраслей экономики, улучшение качества воды и сохранение экологического баланса окружающей среды;

развитие межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных вод, разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии;

совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации работников сферы водного хозяйства, развитие взаимного сотрудничества между образовательной, научной и производственной сферами, внедрение достижений науки и ноу-хау в производство.

В Концепции, принимая во внимание, что сельское хозяйство является наиболее крупным потребителем водных ресурсов, а ирригационные и мелиоративные сети, в основном, служат ему, основные мероприятия направлены на развитие сектора ирригации и мелиорации.

Развитие системы питьевой воды и сточных вод найдет подробное отражение в Стратегии развития сферы водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан до 2030 года, разрабатываемой Министерством жилищно-коммунального обслуживания.



ГЛАВА 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


5.1. В реализации направления по совершенствованию системы прогнозирования, ведения учета и формирования базы данных по водным ресурсам и обеспечению ее прозрачности:

а) поэтапное оснащение гидрологических постов, находящихся на крупных и средних реках и саях, автоматическим оборудованием на основе цифровых технологий, расширение сети гидрологических постов;

б) совершенствование контроля и учета воды во всех водных объектах на основе цифровых технологий, создание прозрачной информационной системы по водным ресурсам;

в) реализация следующих мер по прогнозированию водных ресурсов, ведению учета воды и обработки данных;

г) внедрение геоинформационной системы в прогнозирование водных ресурсов, ведение оперативного мониторинга водных запасов и повышение достоверности прогнозных данных;

д) стандартизация данных при ведении учета воды на всех водных объектах;

е) совершенствование информационных систем сбора и обработки информации о водных объектах на основе информационно-коммуникационных технологий;

ж) поэтапное внедрение ведения мониторинга воды в водных объектах с помощью цифровых технологий, создание единой информационной системы по всем источникам и водным ресурсам;

з) совершенствование системы ведения Государственного водного кадастра и базы данных с помощью информационно-коммуникационных технологий и обеспечение их прозрачности.


5.2. В реализации направления по модернизации объектов водного хозяйства, организации управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкому внедрению современных ресурсосберегающих технологий, расширению привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечению целевого и эффективного использования выделяемых средств:

а) модернизация, системное выполнение работ по ремонту, строительству и реконструкции объектов водного хозяйства, уменьшение потери воды в системах ирригации и оросительных сетях, улучшение технического состояния и надежности водных сооружений;

модернизация и бетонирование систем ирригации и оросительных сетей, проведение других противофильтрационных мероприятий, поэтапный перевод одной их части в трубопроводные и другие системы, удобные для управления водой;

реконструкция и ремонт гидроузлов и других крупных гидротехнических сооружений, перевод крупных гидроузлов и систем ирригации на автоматизированное управление на основе цифровых технологий;

восстановление лотковых сетей, внедрение производства лотков на основе композиционных и полимерных материалов, соответствующих местным климатическим условиям;

поэтапное оснащение головных водозаборов водопотребителей средствами управления и учета воды;

б) повышение энергоэффективности и уменьшение эксплуатационных затрат насосных станций водного хозяйства, а также повышение коэффициента полезного действия насосов:

поэтапная модернизация насосных станций, в том числе замена устаревших насосов, электродвигателей и трансформаторов и систем их управления энергосберегающим оборудованием, налаживание использования альтернативных источников энергии, в частности солнечных батарей, капитальный ремонт и обновление напорных труб;

ведение мониторинга потребления электроэнергии и расхода воды в насосных станциях в режиме онлайн на основе цифровых технологий;

привлечение кредитов и грантовых средств, в том числе прямых инвестиций международных финансовых институтов и зарубежных государств, уменьшение расходов Государственного бюджета;

изучение технического состояния объектов водного хозяйства с помощью беспилотных летательных аппаратов, цифровизация и повышение качества проектно-изыскательских работ;

обеспечение научно-практического наблюдения и улучшение качества проектно-изыскательских работ в строительстве и реконструкции объектов ирригации и мелиорации;

увеличение затрат на модернизацию и строительство объектов водного хозяйства, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и внедрение передовых технологий.


5.3. В реализации направления по обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства:

а) защита водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства от воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, обеспечение их безопасности и надежной эксплуатации:

разработка государственных программ строительства, модернизации, ремонта и восстановления контрольно-измерительного оборудования, гидромеханических и электротехнических установок, а также систем освещения, связи и аварийного оповещения;

проведение натурных наблюдений и диагностических работ на постоянной основе, а также эффективная организация работ по устранению недостатков, указанных в декларациях безопасности;

укомплектование водохозяйственных организаций квалифицированными и опытными специалистами и системная организация повышения их квалификации;

б) изучение и внедрение на практике передового опыта зарубежных стран по обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства:

подготовка предложений о применении и имплементации в Узбекистане технических регламентов и рекомендаций Международной комиссии по крупным плотинам;

подготовка предложений о применении на практике международных стандартов проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, ремонта и восстановления, консервации и ликвидации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства;

применение современного диагностического оборудования в комплексной оценке безопасности объектов водного хозяйства, а также привлечение высококвалифицированных специалистов международных организаций и зарубежных компаний в качестве экспертов, совершенствование нормативных актов.


5.4. В реализации направления по совершенствованию системы управления водными ресурсами, внедрению технологии "Smart Water" ("Умная вода") и аналогичных цифровых технологий в водопользование и ведение учета водопотребления:

а) совершенствование системы государственного управления водным хозяйством, при этом конкретное определение задач, функций и полномочий каждого государственного и общественного органа по стабильному управлению и обеспечению эффективного использования водных ресурсов;

б) поэтапное внедрение технологии "Smart Water" ("Умная вода") в контроль и ведение учета всех водных ресурсов, а также организацию планирования и оперативное управление водопользованием;

в) совершенствование баз данных и систем мониторинга воды и водопользования на основе цифровых технологий, а также создание межведомственной автоматизированной информационной системы водных ресурсов;

г) создание системы ведения кадастра объектов водного хозяйства с применением геоинформационных систем;

д) совершенствование и повышение оперативности дистанционного контроля за водными объектами, а также работ по ведению мониторинга водопользования с применением беспилотных летательных аппаратов в водном хозяйстве;

е) использование возможностей технологии дистанционного зондирования при оценке уровня водообеспечения, процессов размещения культур и опустынивания, а также эффективности водопользования орошаемых земель;

ж) разработка эффективных гидрологических моделей планирования использования, интегрированного управления и оценки воздействия на человека и окружающую среду водных ресурсов;

з) размещение сельскохозяйственных культур в соответствии с прогнозом водных ресурсов и выделенным лимитом водозабора, а также повышение эффективности воды.


5.5. В реализации направления по дальнейшему расширению и государственному стимулированию внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание сельскохозяйственных культур, привлечению иностранных инвестиций и грантов в данную сферу:

а) дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки сельхозпроизводителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;

б) расширение внедрения водосберегающих технологий орошения на орошаемых площадях, связанных с насосными станциями и оросительными скважинами, а также повышение их эффективности;

в) расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию водосберегающих технологий орошения в зависимости от почвенно-климатических условий и видов культур, повышению их эффективности и созданию новых, стимулирование внедрения в практику новых разработок;

г) разработка методических рекомендаций по проектированию, внедрению и применению водосберегающих технологий орошения, а также критериев оценки эффективности пользования ими;

д) системная организация изучения передового зарубежного опыта в направлении подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по внедрению и применению водосберегающих методов и технологий орошения;

е) расширение технологий орошения посредством современных гибких труб с предварительным выравниванием сельскохозяйственных посевных площадей с помощью автоматизированных выравнивающих агрегатов, имеющих лазерное устройство;

ж) совершенствование ведения мониторинга водопотребления и внедрение систем дистанционного зондирования;

з) организация на научной основе использования сточных и коллекторно-дренажных вод, а также усиление мер по противодействию потерям воды и ее неэффективному использованию в орошении сельскохозяйственных культур.


5.6. В реализации направления по улучшению и обеспечению устойчивости мелиоративного состояния орошаемых земель, содействию в повышении плодородия земель, применению эффективных технологий по снижению уровня и предотвращению засоления почв:

а) последовательное продолжение работ по улучшению технического состояния и модернизации коллекторно-дренажных сетей и других мелиоративных объектов, работ по последовательной реализации широкомасштабных мелиоративных мероприятий в рамках государственных программ;

б) широкое использование информационно-коммуникационных технологий, геоинформационных систем, технологий дистанционного зондирования и беспилотных летательных аппаратов при оценке и ведении мониторинга мелиоративного состояния орошаемых земель;

в) создание информационной системы о мелиоративном состоянии орошаемых земель, уровне и минерализации грунтовых вод;

г) укрепление материально-технической базы мелиоративных экспедиций, обеспечение их современным оборудованием и мобильными экспресс-лабораториями, предоставляющими возможность проведения экспресс-анализов;

д) проведение научно-исследовательских работ, направленных на снижение уровня засоленности орошаемых земель, эффективную организацию промывки засоленности площадей, поддержание грунтовых вод на оптимальном уровне и снижение их минерализации, принятие мер по изучению и внедрению на практике передового мирового опыта в данном направлении;

е) рациональное управление коллекторно-дренажными водами при проектировании, строительстве, эксплуатации и управлении коллекторно-дренажными сетями и другими мелиоративными сооружениями, принятие мер по уменьшению вредного воздействия данных вод, их эффективному использованию и улучшению качества.


5.7. В реализации направления по внедрению в водное хозяйство принципов рыночной экономики, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды, направление поступивших средств на своевременный качественный ремонт и восстановление объектов водного хозяйства, внедрение цифровых технологий и эффективное управление ими:

а) покрытие затрат на доставку воды водопользователями путем поэтапного прибавления к размеру налоговых ставок за использование водных ресурсов. При этом необходимо принять во внимание следующие основные принципы:

стимулирование экономии воды и учет осуществления объемных или других удобных измерений поставленной воды при установлении тарифов;

дифференцирование тарифов в зависимости от затрат на доставку воды и приоритетности государственной социально-экономической политики;

установление тарифов исходя из среднего расхода на доставку воды в разные регионы республики (расходы на электроэнергию при подаче воды насосами, эксплуатацию и содержание каналов), а также их одинаковое установление для всех сельскохозяйственных производителей;

б) обеспечение прозрачности тарифов по возмещению расходов на поставку воды;

в) разработка методологии расчета дифференцированных ставок налога на воду исходя из объема водопотребления и затрат на поставку воды при дополнительном включении в налог за пользование водой затрат на поставку воды;

г) поэтапный переход к платным услугам по поставке воды в сельском хозяйстве;

д) совершенствование системы налогообложения и штрафов и создание возможностей для дальнейшего рационального использования воды и повышения ее качества;

е) совершенствование методов расчета налоговых ставок и штрафов для различных категорий водопотребителей в будущем, с учетом их отраслевых и технологических характеристик и качества возвратной воды, в том числе уровня минерализации и других загрязняющих веществ.


5.8. В реализации направления по внедрению государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передаче отдельных объектов водного хозяйства в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям, направлению сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование персонала:

а) определение принципов и направлений реализации проектов в водном хозяйстве на основе механизмов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга с изучением передового международного опыта и формирование на этой основе перечня водохозяйственных сооружений и услуг, передаваемых частному сектору;

б) формирование в водном хозяйстве проектов на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга, а также организация привлечения потенциального частного партнера, в том числе зарубежных инвесторов для их реализации;

в) формирование проектов в водном хозяйстве на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга и привлечение к работе по их реализации зарубежных инвестиций и грантовых средств;

г) формирование в Министерстве водного хозяйства проектов в направлении ирригации и мелиорации на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга, привлечение к ним частных партнеров, а также организация эффективной системы ведения мониторинга реализации данных проектов;

д) передача водопотребителям (фермерам, кластерам и другим) части функций по управлению объектами водного хозяйства в соответствии с четко определенными критериями и принципами на основе обеспечения конкретных обязательств, экономической эффективности, социальной справедливости и экологической стабильности;

е) направление бюджетных средств, сэкономленных в результате реализации проектов на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга в водном хозяйстве, на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников водного хозяйства.


5.9. В реализации направления по внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированному водоснабжению населения и отраслей экономики, улучшению качества воды и сохранению экологического баланса окружающей среды:

а) гарантированное водоснабжение населения и отраслей экономики, при этом:

рациональное использование имеющихся водных ресурсов на всех уровнях с учетом приоритетных интересов всех его участников в управлении водным хозяйством;

удовлетворение основных нужд человека, прежде всего гарантированное обеспечение водой населения;

определение водопользования на уровне государства, регионов и водных бассейнов исходя из приоритета водозабора для отраслей экономики и природы;

установление лимитов водозабора с учетом их приоритетности для населения и отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства;

б) широкое внедрение принципов управления с интеграцией водных ресурсов, при этом:

создание в Министерстве водного хозяйства единого республиканского центра по взятию на учет всех водных ресурсов, планированию и интегрированному управлению водопользованием;

совершенствование системы планирования и управления пользованием водными ресурсами с учетом требований гарантированного водоснабжения населения, приоритета отраслей экономики, повышения эффективности использования воды, охраны окружающей среды и обеспечения экологического баланса;

учет потребности в воде окружающей среды, природных водных бассейнов и экосистем в управлении водными ресурсами, в том числе оказание содействия в стабилизации водохозяйственной обстановки в регионе Приаралья и устранении негативных последствий высыхания Аральского моря;

разработка и реализация программы действий по внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами на основе привлечения технической помощи международных финансовых институтов и зарубежных государств, а также других партнеров;

интегрированное управление водными ресурсами, стимулирование охраны воды при водопользовании и водопотреблении, уменьшения негативного воздействия на водные и земельные ресурсы и окружающую среду;

реализация системных мероприятий по определению водоохранных и санитарно-защитных зон водных объектов, принятие во внимание мероприятий по определению водоохранных и санитарно-защитных зон в проектах строительства и реконструкции, а также ремонта и восстановления объектов водного хозяйства, обеспечение целевого использования водоохранных и прибрежных зон;

разработка проекта Водного кодекса Республики Узбекистан с учетом осуществляемых реформ;

повышение правового сознания и культуры населения по охране воды, организации эффективного и экономного потребления водных ресурсов. При этом:

внедрение эффективных механизмов пропаганды рационального и экономного потребления воды, широкое использование возможностей средств массовой информации;

воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к воде посредством внедрения в систему образования учебных программ по повышению культуры водопользования;

обеспечение прозрачности в деятельности водохозяйственных организаций, формирование открытой базы данных о воде и создание благоприятных условий для ее доведения до масс.


5.10. В реализации направления по развитию межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, разработке и продвижению взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии:

а) продолжение активного сотрудничества Республики Узбекистан со странами бассейна Аральского моря и региональными межгосударственными водохозяйственными организациями по вопросам совместного использования водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных объектов региона;

б) разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления трансграничными водными ресурсами региона, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии;

в) продвижение норм и принципов конвенций Организации Объединенных Наций по трансграничным водам;

г) совершенствование системы мониторинга Сырдарьи, Амударьи и других трансграничных рек, организация совместного контроля и ведения мониторинга воды, а также системы обмена открытыми данными;

д) продвижение разработки единой позиции государств региона по строительству крупных гидротехнических сооружений;

е) изучение возможности участия в совместном финансировании водохозяйственных проектов со странами Центральной Азии с учетом интересов Узбекистана;

ж) разработка совместных планов по управлению региональными водными ресурсами и определение задач на перспективу, в том числе разработка мер адаптации к изменению климата на региональном уровне и обмен опытом в сферах, представляющих взаимный интерес.


5.11. В реализации направления по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы водного хозяйства, развитию взаимного сотрудничества сфер образования, науки и производства, внедрению в производство достижений науки и ноу-хау:

а) подготовка специалистов, способных эффективно решать вопросы обучения и подготовки инженерно-технических кадров в области управления водным хозяйством, стабильного управления и рационального использования водных ресурсов во всех отраслях водного хозяйства, улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель, а также внедрения и широкого применения современных водосберегающих технологий. При этом:

повышение эффективности учебного процесса в соответствующих высших и средних образовательных учреждениях путем внедрения современных методов обучения с приближением на максимальном уровне учебного процесса к производству, уделив внимание необходимости совершенствования управления и обслуживания;

разработка специальных учебных модулей на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу в разных сферах управления водными ресурсами для новых и действующих специалистов;

создание стабильной системы повышения квалификации для ведущих специалистов и кадров водного хозяйства с привлечением известных отечественных и зарубежных ученых и специалистов и внедрением в учебный процесс современных учебных технологий и дистанционных методов обучения;

повышение осведомленности о смягчении и адаптации к изменениям климата и создании систем раннего предупреждения в планировании и управлении водными ресурсами;

предупреждение текучести кадров в сфере и повышение привлекательности отрасли путем доведения оплаты труда работников системы водного хозяйства до среднего уровня по республике, обеспечение выплаты заработной платы в зависимости от результатов деятельности работника;

совершенствование системы финансирования практических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в водном хозяйстве;

б) повышение потенциала проектных организаций и знаний по проектированию и реализации модернизированных систем орошения, подготовке соответствующих проектно-сметных и закупочных документов. При этом:

уделить особое внимание проведению инженерно-геологических исследований на основе соответствующих строительных и градостроительных норм и правил, в соответствии с воздействием на окружающую среду и мерами по смягчению последствий при проведении отраслевой экспертизы проектов;

дальнейшее расширение применения современных строительных материалов в гидротехнических сооружениях, организация научных исследований, разработка на их основе ведомственных нормативных документов, регулирующих использование передовых технологий и инновационных материалов;

совершенствование нормативно-правовой базы современных систем орошения в соответствии с международными и техническими стандартами;

создание системы повышения квалификации ведущих инженеров с использованием действующих онлайн-курсов, тренингов и семинаров, в том числе материалов на иностранных языках, с привлечением международных специалистов, а также исследователей научно-образовательных организаций данной сферы;

разработка системы приобретения передового зарубежного опыта отдельными специалистами и проектными институтами путем проектирования объектов в ведущих зарубежных университетах и компаниях развитых стран, участия в образовательных программах, курсах повышения квалификации и стажировках;

создание условий для активной работы проектных групп и групп научной поддержки для проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству и реконструкции водохозяйственных сооружений в Национальном исследовательском университете "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства" с привлечением специалистов Научно-исследовательского института ирригации и водных проблем, Научно-информационного центра и других специализированных учреждений;

системная организация работ по научно-техническому наблюдению за проектно-изыскательскими работами по строительству и реконструкции объектов водного хозяйства, внедрение в практику научных достижений и инновационных идей и улучшение качества проектно-изыскательских работ;

организация работ по повышению квалификации специалистов проектных организаций в ведущих производственных и образовательных учреждениях зарубежных стран в целях освоения международных стандартов и современных методов проектирования;

в) обеспечение эффективности проведения и внедрения научных исследований. При этом:

укрепление финансовой, материально-технической базы и повышение потенциала научных и образовательных учреждений системы водного хозяйства, в частности Национального исследовательского университета "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства", Научно-исследовательского института ирригации и водных проблем и других специализированных учреждений;

расширение масштаба финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по актуальным проблемам сферы водного хозяйства, в том числе ускорение привлечения грантовых средств международных организаций и зарубежных государств;

внедрение практики включения дополнительных средств в расчет стоимости проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции объектов водного хозяйства с целью поддержки научной и научно-технической деятельности в размере до 10 процентов общей стоимости проектно-изыскательских работ;

создание благоприятных условий для проведения научными сообществами практических исследований на демонстрационных площадях водосберегающих технологий;

установление тесного сотрудничества зарубежных и международных научно-исследовательских институтов с национальными научно-исследовательскими институтами, в том числе прохождение практики в зарубежных и международных институтах;

создание водных и энергосберегающих технологий, а также исследовательских и демонстрационных площадок в сфере использования альтернативных источников энергии;

стимулирование и расширение научно-исследовательских и консалтинговых работ, направленных на внедрение современных водосберегающих технологий;

проведение исследований, включающих моделирование тенденций изменения климата в процессе планирования водных ресурсов и проведение практических исследований при разработке планов адаптации к изменению климата.



ГЛАВА 6. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


В результате реализации Концепции ожидается достижение до 2030 года следующих целей:


6.1. В направлении совершенствования правовых основ и нормативно-правовых актов в области водного хозяйства:

а) принятие в 2023 году Водного кодекса Республики Узбекистан;

б) достижение Республикой Узбекистан Целей устойчивого развития, связанных с водой, до 2030 года.


6.2. В направлении совершенствования системы государственного управления водным хозяйством:

а) проведение функционального анализа системы управления водным хозяйством в соответствии с международными стандартами и практикой, разработка и внедрение новой системы управления;

б) конкретное определение задач, функций и полномочий каждого государственного органа в сфере управления и водопользования;

в) конкретное ограничение функций, связанных с разработкой водной политики, регулированием водного сектора и оказанием водохозяйственных услуг;

г) переход от использования административных методов государственного регулирования к методам и механизмам, направленным на принципы рыночной экономики;

д) внедрение интегрированного управления водными ресурсами Республики Узбекистан с полным охватом использования и потребления всех водных ресурсов и их распределением между водоснабжением населения, отраслями экономики и природой;

е) создание Комплексной национальной системы учета, планирования и управления водными ресурсами, связанной с Национальной кадастровой базой данных, обеспечение открытости и доступности данных.


6.3. В направлении рационального использования водных ресурсов:

а) внедрение новой системы лимитов водозабора воды для орошения, обеспечивающей потребности сельского хозяйства и отвечающей принципам эффективного и рационального использования воды;

б) повышение коэффициента полезного действия систем ирригации и оросительных сетей с 0,63 до 0,73, а также продуктивности воды путем внедрения водосберегающих технологий орошения в сельское хозяйство и сокращения на 20 процентов объема воды, подаваемого на каждый гектар орошаемой площади;

в) уменьшение с 560 тыс. гектаров до 190 тыс. гектаров орошаемых площадей с низким уровнем водообеспечения путем разработки и реализации планов, направленных на улучшение водоснабжения орошаемых площадей.


6.4. В направлении модернизации объектов водного хозяйства и широкого внедрения энергоэффективных технологий:

а) модернизация системы ирригации и увеличение доли каналов с бетонным покрытием с 34 до 46 процентов;

б) замена на современные энергосберегающие 1 750 насосных агрегатов и 2 100 электродвигателей насосных станций;

в) уменьшение годового потребления электроэнергии насосными станциями системы Министерства водного хозяйства с 8,0 млрд кВт ч до 7,0 млрд кВт ч в 2025 году и до 6,0 млрд КВт ч в 2030 году.


6.5. В направлении расширения масштаба использования современных водосберегающих технологий орошения доведение внедрения водосберегающих технологий орошения в орошении сельскохозяйственных культур с 175 тысяч гектаров до 1 миллиона гектаров до 2025 года, к 2030 году - до 2 миллионов гектаров, в том числе технологии капельного орошения с 77,4 тысячи до 300 тысяч гектаров до 2025 года, к 2030 году - до 600 тысяч гектаров.


6.6. В направлении улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель:

а) сокращение засоленных площадей с 1 948 тыс. гектаров до 1 722 тыс. гектаров, земель со средней и высокой засоленностью с 607 тыс. гектаров до 430 тыс. гектаров;

б) уменьшение орошаемых земельных площадей с критическим уровнем грунтовых вод (0-2 метра) с 1 051 тысячи гектаров до 773 тысяч гектаров;

в) введение к 2025 году в сельскохозяйственный оборот 298,5 тыс. гектаров орошаемых земель, выведенных из оборота.


6.7. В направлении внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в водное хозяйство:

а) внедрение современных методов и технологий, в том числе цифровых технологий и других инновационных технологий, при определении спроса на воду для орошения, ведении мониторинга распределения и эффективности водопользования, а также принятии решений о водопользовании;

б) оснащение автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий 12 гидрологических постов на реках и сайях, восстановление 18 гидрологических постов и обеспечение оперативного контроля воды;

в) увеличение количества объектов водного хозяйства, в которых внедрена система измерения воды на основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий "Smart Water" ("Умная вода") в 2020 году с 61 до 151, в 2024 году - до 18 576 (100 процентов);

г) перевод на автоматизированное управление на основе цифровых технологий процессов управления водой 100 крупных водохозяйственных объектов;

д) ведение мониторинга действующих мелиоративных наблюдательных скважин посредством цифровых технологий в 2020 году - 2 000 единиц, в 2025 году - 8 500 единиц, в 2030 году - 27 270 единиц;

е) ведение мониторинга потребления электроэнергии в режиме онлайн в 2020 году на 100 насосных станциях Министерства водного хозяйства, до 2024 года - на всех 1 687.


6.8. В направлении совершенствования научно-исследовательской деятельности и повышения кадрового потенциала сферы:

а) реализация в водном хозяйстве в 2020 году 5 проектов, до 2025 года - 25 проектов, до 2030 года - 50 проектов на основе принципов государственно-частного партнерства;

б) обеспечение покрытия расходов на доставку воды для орошения водопотребителями к 2025 году минимум на 15 процентов, к 2030 году - до 30 процентов;

в) переход государственных водохозяйственных организаций на более современную и устойчивую систему управления водными ресурсами;

г) обеспечение внедрения современных систем обучения, отвечающих современным проблемам управления водными ресурсами, доведение доли работников водного хозяйства с высшим образованием с 42 процентов до 50 процентов к 2025 году, до 65 процентов - в 2030 году, а также создание устойчивой национальной системы повышения квалификации специалистов и управленческого персонала в сфере водного хозяйства;

д) доведение месячной оплаты труда работников организаций системы Министерства водного хозяйства до среднемесячной оплаты труда в республике.


6.9. В направлении широкого внедрения принципов управления с интеграцией всех поверхностных, подземных и возвратных вод:

а) достижение уровня стандартов качества воды, установленных в национальном законодательстве и обязательствах республики по достижению экологической стабильности;

б) принятие мер по сохранению природных водных ресурсов и водозависимых экосистем, в том числе стабильному обеспечению водными ресурсами региона Приаралья;

в) создание системы сохранения и организации стабильного использования стратегических резервов подземных вод, прежде всего пригодных для водопотребления, путем достижения интегрированного управления поверхностными, подземными и возвратными водами.



ГЛАВА 7. ВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Работа по ведению мониторинга за реализацией задач, приведенных в Концепции, и достижением определенных показателей, формирование программы необходимых мер, подготовке предложения о решении проблем, препятствующих стабильному и комплексному развитию водного хозяйства в республике, осуществляется Комиссией при Министерстве водного хозяйства, создаваемой с участием международных экспертов.

Вместе с тем для реализации реформ и приоритетных направлений в водном секторе, предусмотренных настоящей Концепцией, каждые три года разрабатывается "Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации" и принимаются меры по ее реализации.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ,

достигаемые в результате реализации Концепции

развития водного хозяйства Республики

Узбекистан на 2020-2030 годы


 

N

Наименование показателей

Ед. изм.

До 2019 года

Показатели, достигаемые в последующие годы

в 2020 году

в 2021 году

в 2025 году

в 2030 году

I. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

1.

Повышение коэффициента полезного действия ирригационной системы и сетей орошения


коэф.

0,63

0,64

0,65

0,68

0,73

2.

Уменьшение орошаемых земельных площадей с низким уровнем водообеспечения


тыс. га


560

526

492

356

190

%


13

12

11

8

4

3.

Модернизация ирригационной системы и увеличение доли каналов с бетонным покрытием


км


9 675

9 960

10 529

11 425

13 175

%


34

35

36

40

46

4.

В системе Министерства водного хозяйства:








замена агрегатов насосных станций на энергосберегающие насосные агрегаты

штук


732

895

1 058

1 711

2 482

%


13,8

16,9

20

32,3

46,9

замена устаревших электродвигателей насосных станций на новые

штук


1 627

1 841

2 060

2 963

3 727

%


30,7

34,8

38,9

56

70,5

уменьшение энергопотребления насосных станций

млрд

кВт с


8,0

7,6

7,3

7,0

6,0

II. РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА ПРИМЕНЕНИЯ ВОДОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

5.

Расширение внедрения водосберегающих технологий орошения, в том числе:


тыс. га


175

250

532

1 000

2 000

%


4

5,8

12,3

23

47

расширение площадей внедрения технологии капельного орошения


тыс. га


77,4

125

175

300

600

III. УЛУЧШЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ

6.

Уменьшение засоленных земельных площадей на орошаемых земельных площадях, в том числе:


тыс. га


1 948

1 926

1 906

1 852

1 722

%


45,7

45

44,6

43

40

уменьшение сильно и среднезасоленных орошаемых земельных площадей


тыс. га


607

581

559

516

430

%


14

13,5

13

12

10

7.

Сокращение земельных площадей с критическим уровнем подземных вод (0-2 м)

тыс. га


1 051,1

988,1

945,2

859,2

773,4

%


24

23

22

20

18

8.

Повторное введение в оборот орошаемых земельных площадей, ранее вышедших из сельскохозяйственного оборота


тыс. га


48

58,2

41,5

150,8

-

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И НАДЕЖНОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

9.

Модернизация, восстановление и обновление контрольно-измерительных приборов и систем оповещения водохранилищ и других крупных сооружений


штук

-

-

5

20

55

V. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

10.

В реках и саях:








оснащение гидрологических постов автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий


штук

2

3

4

10

14

восстановление гидрологических постов и оперативный контроль воды


единиц

-

-

-

7

18

11.

Внедрение системы "Smart Water" ("Умная вода") для контроля и учета воды на объектах водного хозяйства в режиме реального времени


штук

61

151

3 250

18 576

-

12.

Автоматизация процессов управления объектами водного хозяйства


штук

-

10

20

50

100

13.

Перевод мелиоративных наблюдательных скважин в автоматизированную систему мониторинга


штук


66

2 000

4 022

8 500

27 270

%


0,25

7,3

30

50

100

14.

Внедрение в насосных станциях системы мониторинга потребления электроэнергии и уровня воды в онлайн-режиме


штук

-

100

327

1 821

-

VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В СФЕРЕ

15.

Расширение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие научного и инновационного потенциала, внедрение научных достижений и ноу-хау в сфере водного хозяйства


штук

15

25

28

32

40

16.

Реализация проектов в водном хозяйстве на основе принципов государственно-частного партнерства


проект

-

5

15

25

50

17.

Уменьшение доли бюджетных средств, выделяемых водному хозяйству, путем внедрения рыночных механизмов в область управления водными ресурсами


%

-

-

3

15

30

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ КАДРАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТНИКОВ

18.

Обеспечение организаций системы Министерства водного хозяйства кадрами специалистов с высшим образованием


единиц


400

500

500

1 600

2 000

%


42

45

47

50

65

19.

Доведение месячной оплаты труда работников сферы водного хозяйства до среднего размера месячной оплаты труда по республике (по отношению к среднемесячной оплате труда)


%

64

75

85

100

100

   


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июля 2020 г.