Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке возмещения суммы налога на добавленную стоимость (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.08.2020 г. N 489)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 14.08.2020 г. N 489



Настоящее    Положение    принято    на   государственном   языке.

Авторский перевод текста на русский язык  выполнен  экспертами

информационно-поисковой     системы    "Norma"          и        носит

информационный    характер.   При    возникновении    неясностей

следует    обращаться    к   тексту      нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке возмещения суммы налога

на добавленную стоимость


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет условия и порядок возмещения суммы налога на добавленную стоимость.


2. Возмещение отрицательной суммы налога на добавленную стоимость (далее - налог), в том числе за счет погашения налоговой задолженности по другим налогам, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом и схемой согласно приложению N 1 к настоящему Положению.


3. Правила настоящего Положения не распространяются на возврат излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с него сумм налога, а также на возмещение суммы налога (ТАХ FREE) гражданам иностранных государств.


4. В целях настоящего Положения под суммой налога, подлежащей возмещению, понимается определяемая в соответствии с Налоговым кодексом отрицательная разница между суммой налога, рассчитанной исходя из налоговой базы по операциям, относящимся к реализации товаров (услуг), и суммой налога, принимаемой в зачет по приобретенным товарам (услугам).

При этом для дипломатических представительств, консульских учреждений зарубежных государств и приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, а также участников соглашения о разделе продукции понимается сумма налога в стоимости товаров (услуг), уплаченная поставщикам по товарам (услугам), приобретенным на территории Республики Узбекистан.


5. Для дипломатических представительств, консульских учреждений зарубежных государств и приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, а также участников соглашения о разделе продукции (если таким соглашением предусмотрено применение нулевой ставки) сумма налога, подлежащая возмещению в результате применения нулевой ставки, возмещается с учетом особенностей, предусмотренных главами 7 и 8 настоящего Положения.


6. Вопрос возмещения суммы налога, как правило, рассматривается государственным налоговым управлением по месту учета налогоплательщика, а по крупным налогоплательщикам - Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам и принимается соответствующее решение.

На основании поручения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан заявление налогоплательщика и представленные им документы могут быть рассмотрены и принято решение налоговыми органами по месту, не являющемуся местом учета налогоплательщика.


7. Сумма налога подлежит возврату налогоплательщику на основании решения налогового органа о возмещении суммы налога не позднее шестидесяти дней, а в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, не позднее семи дней со дня поступления заявления о возмещении (возврате) суммы налога.



ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ

ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ СУММЫ

НАЛОГА, И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


8. Возмещение суммы налога производится на основании заявления налогоплательщика о возврате суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.


9. Заявление представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика через персональный кабинет налогоплательщика.


10. Дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями зарубежных государств и приравненными к ним организациями, аккредитованными в Республике Узбекистан, заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению представляется в налоговый орган непосредственно или заказным письмом через службу почтовой связи.


11. В случаях, когда территория Республики Узбекистан не признается местом реализации услуг, контракт и выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем за оказанные услуги, являются документами, подтверждающими, что данные услуги фактически реализованы (оказаны). При этом по договору комиссии представляется отчет (акт выполненных работ), подтверждающий, что с суммы, поступившей комиссионеру от комитента за оказанные услуги, удержана сумма комиссионного вознаграждения комиссионера (агента).

Если данные услуги оказаны через всемирную информационную сеть Интернет (за исключением услуг в электронной форме), то контракт и выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем за оказанные услуги, являются документами, подтверждающими, что данные услуги фактически реализованы.


12. Если услуги оказаны в электронной форме, то отчет, составленный в соответствии с общепринятой зарубежной практикой, и выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем оказанных услуг, являются документами, подтверждающими, что данные услуги фактически реализованы.


13. При реализации услуг, оказываемых по водоснабжению, канализации, санитарной очистке, теплоснабжению, лицам, установленным в части третьей статьи 264 Налогового кодекса, к заявлению прилагаются сведения о реализации услуг по водоснабжению, канализации, теплоснабжению по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.



ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ

ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, И ПОРЯДОК

ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


14. К заявлению о возмещении суммы налога по экспортным операциям прилагаются следующие документы:

контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке);

грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров, для их вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан;

товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска с таможенной территории Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения;

при реализации товаров на экспорт через комиссионера (поверенного) по договору комиссии (поручения) для подтверждения экспорта комитентом (доверителем) дополнительно представляется договор комиссии или договор поручения (копия договора) налогоплательщика с комиссионером или поверенным;

реестр единых международных перевозочных документов на международную перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты, заполненный по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению, - при реализации услуг по международной перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты;

справка банка, подтверждающая поступление валютных средств;

сведения об экспорте товаров и поступлении валютных средств по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению;

другие документы, подтверждающие экспорт товаров, в зависимости от осуществляемого вида деятельности.

Если документы, указанные в абзацах втором - шестом настоящего пункта, имеются в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций, представление этих документов в налоговый орган не требуется.


15. При возмещении суммы налога в отношении услуг по переработке товаров на таможенной территории Республики Узбекистан в соответствии со статьей 262 Налогового кодекса необходимы документы, указанные в абзацах втором, третьем и четвертом пункта 14 настоящего Положения.


16. Для подтверждения обоснованности суммы налога, образовавшейся в результате применения нулевой ставки и подлежащей возмещению, налогоплательщик к заявлению прилагает расчет суммы налога, подлежащей возмещению налогоплательщику, по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.

Если при этом платежи за отправку товаров на экспорт и за отправленный товар осуществлялись в разной иностранной валюте, то прилагается расчет пересчета иностранной валюты в национальную валюту (сум) по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату осуществления погрузки, по форме согласно приложению N 7а к настоящему Положению.


17. В случае представления заявления налогоплательщика без приложений, предусмотренных настоящим Положением, данное заявление в течение пяти дней без рассмотрения налоговым органом возвращается налогоплательщику. Налогоплательщик, заявление которого не рассмотрено и возвращено, вправе повторно представить заявление с приложением документов, предусмотренных настоящим Положением.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ

НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО ОБОСНОВАННОСТИ

ВОЗМЕЩАЕМОЙ СУММЫ НАЛОГА


18. Налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку по обоснованности предусмотренной к возмещению суммы налога. Камеральная налоговая проверка проводится без приказа налогового органа о проведении проверки.

При этом если за указанный в заявлении налоговый период ранее был проведен налоговый аудит правильности начисления налога на добавленную стоимость, то камеральная налоговая проверка обоснованности предусмотренной к возмещению суммы налога не проводится.


19. Камеральная налоговая проверка начинается со следующего дня после представления налогоплательщиком заявления и должна быть завершена в срок до пятидесяти дней.


20. В период проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган для изучения необходимых документов, осмотра имеющихся товарно-материальных ценностей, а в необходимых случаях для проведения инвентаризации с организацией выездной налоговой проверки вправе в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса, провести осмотр территории и помещений, в порядке, предусмотренном статьей 146 Налогового кодекса, истребовать документы и в порядке, предусмотренном статьей 147 Налогового кодекса, истребовать у третьих лиц документы (информацию).

21. Должностное лицо налогового органа оформляет заключение с изложением обстоятельств, установленных по результатам камеральной налоговой проверки, и в срок не позднее одного дня представляет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа для принятия соответствующего решения.


22. По итогам проведенной камеральной налоговой проверки по возмещению суммы налога руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога или об отказе в возмещении.


23. Решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога или об отказе в возмещении должно быть принято в срок не позднее пятидесяти дней со дня получения заявления налогоплательщика.


24. Решение состоит из вводной, описательно-мотивировочной и постановляющей частей.

В вводной части указываются: время, место принятия решения, Ф.И.О., должность должностного лица, принявшего решение, наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата и номер регистрации заявления в налоговом органе, сумма налога, запрашиваемого для возмещения.

В описательно-мотивировочной части указываются: Ф.И.О., должность должностного лица, проводившего камеральную налоговую проверку, сумма налога, направляемая на покрытие налоговой задолженности по другим налогам, сумма налога, подлежащая возмещению (возврату) на банковский счет, а в случае отказа в возмещении (полного или частичного) подробно излагаются основания для отказа.

В постановляющей части указываются: сумма налога, направляемая на покрытие налоговой задолженности по другим налогам, сумма налога, подлежащая возврату на банковский счет налогоплательщика, в случае отказа в возмещении - в возмещении которой (полном или частичном) отказано, а также обязательство внести корректировку в налоговую отчетность в размере суммы налога, в возмещении которой отказано, право обжалования решения.


25. Решение, содержащее отказ (полный или частичный) в возмещении суммы налога, принимается в следующих случаях:

при отсутствии документов, подтверждающих право зачета суммы налога;

при реализации товаров (услуг) счета-фактуры не оформлены в информационной системе электронных счетов-фактур;

при выявлении, что налогоплательщиком по реализованным товарам (услугам) оформление счетов-фактур через информационную систему электронных счетов-фактур осуществлено не полностью;

при выявлении фактов злоупотребления правом, неуплаты или неполной уплаты налога путем заключения (совершения) мнимых или притворных сделок (операций);

при выявлении фактов злоупотребления правом, в том числе получения необоснованной налоговой выгоды в результате противозаконного повышения налогоплательщиком учитываемой налоговой суммы или применения схем снижения сумм уплачиваемых налогов;

при выявлении фактов получения необоснованной налоговой выгоды в результате отражения налогоплательщиком в отчетности хозяйственных операций, не соответствующих экономическому содержанию и (или) невыполнения обязательств по должной осмотрительности при выборе контрагентов;

при выявлении фактов, что основной целью осуществленной налогоплательщиком сделки (операции) была неуплата (неполная уплата) налоговой суммы и (или) зачет, а также выполнение обязательств по сделке лицом, не являющимся стороной в договоре, заключенном с налогоплательщиком, или выполнение обязательств по сделке (операции) лицом, на которое оно не возложено по договору или закону;

при признании сделок (операций) недействительными и не направленными на получение дохода в рамках предпринимательской деятельности или (и) экономически неоправданными;

при непредставлении налогоплательщиком запрошенных документов или представлении подложных документов, а также воспрепятствовании к осмотру территории, производственных, складских помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, проведению выездной налоговой проверки.

налогоплательщиком и контрагентами, принимавшими участие в цепочке операций по поставке товаров (услуг),  налог на добавленную стоимость не учитывался (не полностью учитывался);

при отсутствии у поставщиков (контрагентов), принимавших участие в цепочке операций по приобретению и реализации товаров (услуг), дающих право на зачет, документов, подтверждающих законность происхождения этих товаров;

при выявлении взаимосвязи (под правовым, экономическим и другим контролем) лиц, участвующих в цепочке сделок (операций) по поставке товаров (услуг), которая приводит к получению необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.

26. Решение, принятое налоговым органом, направляется налогоплательщику через его персональный кабинет в срок не позднее одного дня со дня принятия данного решения.


27. При принятии решения о возмещении (полном или частичном) суммы налога по сумме налога, признанной необоснованной для возмещения, в общем порядке проводится камеральная налоговая проверка на основании статьи 138 Налогового кодекса.


28. В отношении суммы налога, в возмещении которой отказано на основании решения налогового органа, налогоплательщик вправе повторно обратиться с заявлением с приложением обосновывающих документов.

При повторном рассмотрении заявления не допускается отказ в возмещении суммы налога по новым основаниям, не указанным в ранее принятом решении об отказе в возмещении суммы налога.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ СУММЫ НАЛОГА


29. В соответствии с решением налогового органа о возмещении суммы налога (полном или частичном) налоговый орган в течение одного дня самостоятельно на основании статьи 104 Налогового кодекса осуществляет погашение имеющейся налоговой задолженности налогоплательщика по другим налогам путем зачета подлежащей возмещению суммы налога.


30. После погашения налоговой задолженности налогоплательщика по другим налогам

...