Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. N УП-6079 "Об утверждении Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" и мерах по ее эффективной реализации"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.10.2020 г.

N УП-6079



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ

"ЦИФРОВОЙ УЗБЕКИСТАН-2030" И МЕРАХ

ПО ЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ


В республике реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство.

В частности, начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики IT-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.

Кроме того, реализуется комплексная программа "Цифровой Ташкент", предусматривающая запуск геопортала, интегрированного с более 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы с последующим распространением данного опыта на другие регионы.

В целях ускоренного развития цифровой индустрии в республике, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также обеспечения реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":


1. Одобрить Стратегию "Цифровой Узбекистан-2030", разработанную Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций при участии заинтересованных министерств и ведомств, представителей бизнес-сообщества и научных кругов, а также зарубежных экспертов согласно приложению N 1*.

Утвердить:

программы цифровой трансформации регионов в 2020-2022 годах согласно приложениям NN 2* - 14*;

программы цифровой трансформации отраслей в 2020-2022 годах согласно приложениям NN 15* - 21*.

При этом в рамках цифровой трансформации регионов и отраслей в 2020-2022 годах предусматривается:

повышение с 78 до 95 процентов уровня подключения населенных пунктов к сети Интернет, в том числе за счет увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, прокладки 20 тысяч километров оптико-волоконных линий связи и развития сетей мобильной связи;

внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов;

организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта "Один миллион программистов";

внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;

закрепление в регионах соответствующих высших учебных заведений для повышения цифровой грамотности и навыков хокимов, сотрудников государственных органов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной безопасности, а также обучение информационным технологиям 12 тысяч их работников.


2. Одобрить предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о реализации "дорожных карт", предусматривающих проекты цифровой трансформации 29 образцовых районов (городов) в 2020 году и до конца I квартала 2021 года согласно приложениям NN 2а* - 14а*, 2б* - 14б*, а также 2в*, 8в* и 12в*.


3. Образовать Координационную комиссию по реализации стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" (далее - Координационная комиссия) в составе согласно приложению N 22*, определив ее основными задачами:

обеспечение реализации в полном объеме государственными органами и организациями, органами исполнительной власти на местах проектов и мер, предусмотренных в Стратегии, программах цифровой трансформации регионов и отраслей, "дорожных картах", а также системного контроля за их своевременным выполнением;

ежемесячное заслушивание отчетов руководителей государственных органов и организаций о реализации запланированных проектов и мер по развитию цифровой экономики и электронного правительства с рассмотрением вопроса их ответственности;

принятие мер для дальнейшего совершенствования оказания электронных государственных услуг, оптимизации функциональных процессов и процедур в деятельности государственных органов и организаций на основе постоянного мониторинга;

рассмотрение и принятие решений о реализации новых проектов в сфере цифровой экономики, а также внесение, при необходимости, изменений и дополнений в программы цифровой трансформации регионов и отраслей, "дорожные карты" на основе подготовленной и согласованной проектной документации;

утверждение перечня информационных систем и ресурсов органов государственного и хозяйственного управления, подлежащих размещению в центре обработки данных системы "Электронное правительство" на основании предложения Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и осуществление системного мониторинга их деятельности на основании данного перечня.

При этом Министерство цифровых технологий осуществляет функции рабочего органа Координационной комиссии.

4. Координационной комиссии (А. Арипов) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимами областей в недельный срок сформировать региональные рабочие группы по практической реализации "дорожных карт" цифровой трансформации в 29 образцовых районах (городах), предусмотрев:

закрепление ответственных руководителей Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, его подведомственных организаций и территориальных управлений за соответствующими районами (городами);

проведение рабочими группами каждые десять дней оценки эффективности реализации проектов, предусмотренных в принятых "дорожных картах" цифровой трансформации, а также практического значения мероприятий, проводимых на местах;

организацию обучения и повышения квалификации ответственных руководителей государственных органов и организаций, а также органов исполнительной власти на местах на базе специализированных высших образовательных учреждений и центров обучения цифровым технологиям.


5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством дошкольного образования, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения принять меры для завершения до конца 2020 года цифровизации учреждений дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ, предусмотрев создание IT-инфраструктуры, оснащение компьютерной техникой, а также организовать внедрение информационных систем и обучение их ответственных работников в 13 образцовых районах (приложения NN 2а* - 14а*).

Определить, что цифровизация данных учреждений производится за счет собственных средств Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и его подведомственных организаций, недостающая часть - за счет дополнительных источников местных бюджетов.


6. Установить, что дипломатические представительства Республики Узбекистан в зарубежных странах оказывают всестороннюю практическую помощь закрепленным в соответствии с приложением N 23* регионам и отраслям в трансфере передовых технологий и IT-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в сфере цифровой экономики.


7. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций предусмотреть направление с 1 ноября 2020 года части в размере не менее 5 процентов от общей суммы средств инвестиционных проектов, а также международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров на "цифровые" компоненты.


8. Утвердить "Дорожную карту" по реализации Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" в 2020-2022 годах согласно приложению N 24*, предусматривающую:

а) в области развития электронного правительства:

формирование с 1 января 2021 года в качестве эксперимента в рамках комплексной программы "Цифровой Ташкент" персонального кабинета физического лица при выдаче ему идентификационной ID-карты для установления электронных взаимоотношений с государственными органами и организациями;

обеспечение размещения с 1 июля 2021 года на Портале открытых данных Республики Узбекистан государственными органами и организациями сведений о государственных закупках, регистрации патентов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, движении общественного транспорта, а также использовании земельных ресурсов и других общедоступных статистических сведений в режиме онлайн;

предоставление возможности с 1 августа 2021 года физическим и юридическим лицам осуществления оплаты всех установленных государственных пошлин, сборов, штрафов и иных обязательных платежей с использованием электронных платежных систем в режиме онлайн;

б) в области развития цифровой индустрии:

возможность получения с 1 ноября 2020 года статуса резидента Технологического парка программных продуктов и информационных технологий юридическими лицами, являющимися резидентами Республики Узбекистан, оказывающими услуги по обучению информационным технологиям, разработке и реализации аппаратно-программных средств, робототехнике, экспорту информационных услуг через сеть Интернет, а также в сфере хранения и обработки данных;

завершение до 1 января 2022 года цифровой трансформации коммерческих банков путем обеспечения оказания ими широкого спектра онлайн услуг, включающих в себя реализацию кредитных продуктов, открытие вкладов и расчетных счетов в дистанционной форме;

в) в области развития цифрового образования:

внедрение с 1 января 2021 года системы компенсации до 50 процентов расходов граждан на получение международных IT-сертификатов по системному администрированию, управлению базами данных и облачными платформами, обеспечению информационной безопасности и другим востребованным направлениям;

открытие до 1 сентября 2021 года в каждом районе и городе на базе действующих объектов инфраструктуры центров по обучению широких слоев населения, особенно молодежи и женщин, цифровым технологиям;

поэтапное создание до конца 2023 года во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений свыше 200 специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий для творческого развития и обучения учащихся основам компьютерного программирования;

г) в области развития цифровой инфраструктуры:

обеспечение до конца 2022 года возможности подключения каждого населенного пункта страны к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с;

обеспечение до 1 января 2022 года всех популярных туристских мест высокоскоростным Интернетом.


9. Определить, что начиная с 2023 года Стратегия реализуется на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров двухлетних программ, исходя из достигнутых результатов и целевых показателей, а также основных направлений дальнейшего развития цифровых технологий на соответствующий период.


10. Одобрить предложения Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерства инновационного развития о создании общедоступной электронной платформы отечественных программных продуктов и IT-услуг, предусматривающей с 1 января 2021 года:

формирование единой базы данных отечественных IT-компаний и разработчиков программных продуктов, их продукции и услуг, а также оказание им содействия в продвижении своей продукции на внутреннем и внешнем рынках;

публикацию сведений о проектах по внедрению информационных систем и иных программных продуктов, запланированных к внедрению в государственных органах и организациях;

налаживание эффективного и открытого диалога в процессе решения практических вопросов развития цифровой экономики в стране и совершенствования законодательства в сфере информационных технологий.


11. Отменить с 1 ноября 2020 года требование по оформлению разрешения на эксплуатацию базовых станций с целью организации связи в закрытых помещениях, работающих в пределах радиочастот, выделенных операторам мобильной связи, мощностью не более 500 мВт (за исключением базовых станций мобильной связи, устанавливаемых вблизи категорированных объектов).


12. С 1 ноября 2020 года для операторов мобильной связи:

внедрить уведомительный порядок завершения работ по строительству и монтажу, реконструкции, проведению испытаний, осуществлению интеграции, организации эксплуатации в коммерческих целях, изменению конструкции телекоммуникационных устройств и сооружений, а также расширению оснащения действующих установок телекоммуникационных линий и сооружений;

предоставить право оформления в установленном порядке разрешения на ввоз в Республику Узбекистан радиоэлектронных устройств, оборудования и других устройств без получения разрешения на приобретение, установку, проектирование и строительство.

Установить порядок, в соответствии с которым с 1 сентября 2022 года услуги по бесплатной рассылке на территории Республики Узбекистан массовых SMS-сообщений абонентам операторами мобильной связи на основании заказов органов государственной власти и управления признаются экономически обоснованными расходами в целях налогообложения.

13. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерства юстиции о реализации на базе данных министерств, а также подведомственных им организаций и подразделений проекта "Цифровое ведомство", предусматривающего:

а) обеспечение до 1 января 2022 года:

цифровизацию всех административных процедур и операционных процессов с организацией безбумажного электронного документооборота и делопроизводства;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности, гарантированности пользования государственными услугами в населенных пунктах;

автоматизацию процессов межведомственного электронного взаимодействия;

б) внедрение в других государственных органах и организациях практического опыта реализации проекта "Цифровое ведомство" исходя из специфики их деятельности.


14. В целях дальнейшего расширения возможностей электронного правительства, создания дополнительных удобств для населения и субъектов предпринимательства, а также обеспечения широкого применения цифровых технологий утвердить:

Программу мер по дальнейшему совершенствованию оказания электронных государственных услуг согласно приложению N 25*;

План практических мер по совершенствованию механизмов оплаты государственной пошлины, сборов, штрафов и других платежей согласно приложению N 26*.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с ответственными министерствами и ведомствами и органами исполнительной власти на местах обеспечить качественную и своевременную реализации мероприятий, предусмотренных в приложениях NN 25* и 26*.


15. Возложить с 1 ноября 2020 года на одного из действующих заместителей руководителей всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах полномочия заместителя руководителя по цифровизации (Chief Digital Officer), определив их основными задачами:

разработку и своевременную реализацию ведомственных программ цифровой трансформации, предусматривающих широкое внедрение информационных систем и ресурсов;

создание условий, необходимых для дальнейшего расширения оказания электронных государственных услуг посредством мобильных устройств и других форм электронного взаимодействия;

принятие мер по обеспечению открытости и прозрачности деятельности ведомств, размещению открытых данных и иных сведений в сети Интернет;

обеспечение информационной безопасности ведомственной цифровой инфраструктуры, а также защиты электронных данных и документов.

Возложить на Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций координацию деятельности заместителей по цифровизации в соответствующем направлении.


16. Установить порядок, в соответствии с которым:

к ежемесячной заработной плате руководителей и заместителей руководителей по цифровизации министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах выплачивается ежемесячная надбавка в размере 30 процентов их должностного оклада за обеспечение своевременной и широкомасштабной реализации проектов, предусмотренных в Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030", а также по результатам рейтинговой оценки внедрения информационных технологий и электронных услуг;

министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах (далее - государственные органы и организации) по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций ежегодно формируют показатели эффективности своей деятельности по цифровизации;

ежеквартальное заключение о достижении показателей эффективности деятельности государственных органов и организаций по цифровизации, а также результатах рейтинговой оценки по внедрению информационных технологий и электронных услуг, выдаваемое Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций будет основанием для выплаты надбавок к месячному окладу руководителей и их заместителей по цифровизации, предусмотренных в настоящем пункте.

17. Министерству инновационного развития совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение в Республиканский совет по науке и технологиям целевые программы научно-исследовательских и инновационных проектов по направлениям развития цифровой экономики, обратив особое внимание на:

проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям в сфере информационных технологий и коммуникаций;

изучение и применение на практике возможностей использования в отраслях экономики технологий виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, криптографии, машинного обучения, анализа больших данных и облачного вычисления;

реализацию и коммерциализацию перспективных инновационных разработок и стартап-проектов, а также поддержку трансфера технологий.

Определить, что расходы на финансирование целевых программ возмещаются в рамках средств, выделенных на реализацию государственных программ научной деятельности, а также за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей и Фонда развития информационно-коммуникационных технологий.


18. Установить следующий порядок координации и мониторинга качественной и своевременной реализации мер, предусмотренных в настоящем Указе:

а) заместители руководителей министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах по цифровизации ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций отчет о реализации мер, предусмотренных в утвержденных настоящим Указом Стратегии, программах и "дорожных картах", а также ведомственных программах цифровой трансформации;

б) министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Садиков Ш.:

осуществляет межведомственную координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, оценивает состояние внедрения цифровых технологий в их деятельность, организует заслушивание отчетов заместителей руководителей по цифровизации на постоянной основе;

ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, вносит в Кабинет Министров обобщенную аналитическую информацию о реализации утвержденных настоящим Указом Стратегии, программ и "дорожных карт", а также ведомственных программ цифровой трансформации;

в) советник Премьер-министра Республики Узбекистан - начальник Департамента по вопросам развития IT-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Умаров О.:

организует системный контроль за достижением целевых показателей Стратегии, а также вносит предложения о критическом рассмотрении на заседаниях Координационной комиссии деятельности ответственных министерств и ведомств в сфере цифровизации;

ежеквартально вносит Премьер-министру Республики Узбекистан предложения о поощрении или принятии мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, в отношении заместителей руководителей по цифровизации, исходя из результативности их деятельности.


19. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать работу по широкому освещению в средствах массовой информации целей и задач настоящего Указа.


20. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


21. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 26 приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 октября 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

12 октября 2020 г., N 40, ст. 443