Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 27.10.2020 г. N ЗРУ-644 "О профилактике и лечении наркологических заболеваний" (Принят Законодательной палатой 22.07.2020 г., одобрен Сенатом 11.09.2020 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.10.2020 г.

N ЗРУ-644



О ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ

НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ


Принят Законодательной палатой 22 июля 2020 года

Одобрен Сенатом 11 сентября 2020 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области наркологической помощи.



Статья 2. Законодательство о наркологической помощи


Законодательство о наркологической помощи состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о наркологической помощи, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


принудительное лечение - вид наркологической помощи, оказываемой в учреждениях для принудительного лечения на основании решения суда в отношении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;


наркологическая помощь - вид специализированной медицинской помощи, включающей профилактику наркологических заболеваний, обследование, консультирование, диагностику, лечение, медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;


наркологическое заболевание (хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания) - хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся патологическим влечением к психоактивным веществам, психосоматическими (психическими и физическими) и социальными последствиями хронической интоксикации этими веществами;


лицо, страдающее наркологическим заболеванием, - лицо, у которого врачом-наркологом установлен диагноз наркологического заболевания;


медико-социальная реабилитация лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, - система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых мер, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных социальных связей и социального статуса, обеспечение приспособления к условиям труда и быта у лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;


наркологические учреждения - наркологические центры, больницы, диспансеры, отделения в структуре психоневрологических диспансеров, наркологические кабинеты районных (городских) медицинских объединений, оказывающие наркологическую помощь населению;


наркологическая экспертиза - медицинское обследование лиц, направленное на диагностику наркологического заболевания для решения вопросов применения принудительных мер медицинского характера, иных вопросов, возникающих в ходе производства по административным, уголовным и гражданским делам;


психоактивные вещества - химические вещества синтетического или природного происхождения, оказывающие специфическое действие на центральную нервную систему, которые при систематическом употреблении могут вызывать психическую и физическую зависимость;


медицинское освидетельствование лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами - совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на установление у лиц состояния опьянения.



Статья 4. Основные принципы

оказания наркологической помощи


Основными принципами оказания наркологической помощи являются законность, конфиденциальность, социальная защищенность граждан, милосердие и гуманизм.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


Статья 5. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области

наркологической помощи


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области наркологической помощи;

обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области наркологической помощи;

координирует деятельность органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах в области наркологической помощи.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 6. Полномочия Министерства

здравоохранения Республики Узбекистан

в области наркологической помощи


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в области наркологической помощи;

разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области наркологической помощи;

участвует в разработке нормативно-правовых актов в области наркологической помощи;

изучает наркологическую ситуацию в стране, осуществляет анализ распространенности наркологических заболеваний;

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области оказания наркологической помощи;

осуществляет деятельность по раннему выявлению, консультированию, обследованию, лечению, профилактическому и диспансерному наблюдению и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

участвует в реализации мероприятий по социальной адаптации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи и лечение соматических осложнений наркологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях соответствующего профиля;

осуществляет мониторинг эффективности наркологической помощи населению;

взаимодействует с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике наркологических заболеваний.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия Министерства

внутренних дел Республики Узбекистан

в области наркологической помощи


Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

участвует в разработке и реализации государственных программ в области наркологической помощи;

разрабатывает, утверждает и реализует отраслевые программы в области наркологической помощи;

выявляет и устраняет условия, способствующие приобщению граждан, прежде всего молодежи, к немедицинскому употреблению психоактивных веществ;

выявляет и доставляет на медицинское освидетельствование лиц, употребляющих психоактивные вещества;

осуществляет на основании заключения органов и учреждений здравоохранения профилактический учет лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

обеспечивает оформление документов для направления на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, а также содействует в доставлении этих лиц в наркологические учреждения на основании решения суда, вступившего в законную силу;

осуществляет в специализированных учреждениях системы исполнения наказания принудительное лечение лиц, к которым в соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан были применены принудительные меры медицинского характера;

организует наблюдение и содействует трудовому и бытовому устройству лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, прошедших лечение в наркологических учреждениях, в том числе принудительное лечение;

взаимодействует с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике наркологических заболеваний и оказывающими наркологическую помощь.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия органов

исполнительной власти на местах

в области наркологической помощи


Органы исполнительной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных программ в области наркологической помощи;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области наркологической помощи;

обеспечивают координацию деятельности и взаимодействие органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике наркологических заболеваний, на соответствующей территории;

создают необходимые условия и инфраструктуру для развития сети медицинских учреждений, оказывающих наркологическую помощь;

содействуют созданию при наркологических учреждениях предприятий, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, специализирующихся на производственной, сельскохозяйственной и ремесленнической деятельности, способствуют привлечению инвестиций в развитие их инфраструктуры;

осуществляют меры по трудовому и бытовому устройству лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, прошедших лечение в наркологических учреждениях, в том числе принудительное лечение.

Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Участие органов государственного управления

в области образования и образовательных учреждений

в профилактике наркологических заболеваний


Органы государственного управления в области образования и образовательные учреждения:

участвуют в разработке и реализации государственных программ в области наркологической помощи;

разрабатывают, утверждают и реализуют отраслевые программы по профилактике наркологических заболеваний среди учащихся образовательных учреждений;

принимают меры по выявлению среди учащихся образовательных учреждений лиц, употребляющих психоактивные вещества;

выявляют и устраняют условия, способствующие распространению психоактивных веществ в образовательных учреждениях;

обеспечивают формирование у учащихся образовательных учреждений приверженности к здоровому образу жизни;

проводят работу с семьями по формированию у детей устойчивости к влиянию социальных факторов, способствующих приобщению к психоактивным веществам;

взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике наркологических заболеваний и оказывающими наркологическую помощь.

Органы государственного управления в области образования и образовательные учреждения могут участвовать и в иных мероприятиях по профилактике наркологических заболеваний в соответствии с законодательством.



Статья 10. Участие органов по труду

в профилактике наркологических заболеваний


Органы по труду:

взаимодействуют с наркологическими учреждениями в работе по обеспечению занятости лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

во взаимодействии с органами исполнительной власти на местах и наркологическими учреждениями осуществляют мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке лиц, находящихся на принудительном лечении;

содействуют трудоустройству лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, прошедших лечение, в том числе принудительное лечение.

Органы по труду могут участвовать и в иных мероприятиях по профилактике наркологических заболеваний в соответствии с законодательством.



Статья 11. Участие органов самоуправления граждан

в профилактике наркологических заболеваний


Органы самоуправления граждан:

участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области наркологической помощи;

осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о наркологической помощи;

оказывают содействие инспекторам по профилактике органов внутренних дел в осуществлении профилактического учета лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в том числе склонных к антисоциальному поведению.

Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях по профилактике наркологических заболеваний в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ОКАЗАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ


Статья 12. Наркологическая помощь,

гарантированная государством


Государство гарантирует:

экстренную медицинскую помощь при острой интоксикации психоактивными веществами, алкогольных и интоксикационных психозах, обусловленных употреблением психоактивных веществ;

обследование, консультирование, диагностику, а также лечение и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в амбулаторных и стационарных условиях.


Статья 13. Учреждения здравоохранения, оказывающие

наркологическую помощь населению


Наркологическую помощь населению оказывают наркологические учреждения государственной системы здравоохранения или частные медицинские учреждения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности по специализации "Наркология".

Наркологические диспансеры организуются в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, а также крупных городах страны в качестве самостоятельных лечебно-профилактических учреждений республиканского, областного, городского или межрайонного уровня.

Наркологическая помощь в амбулаторных условиях оказывается наркологическими кабинетами, организованными в структуре центральных районных (городских) многопрофильных поликлиник.

Наркологическая помощь в стационарных условиях оказывается Республиканским специализированным научно-практическим медицинским центром наркологии, наркологическими диспансерами, наркологическими отделениями психоневрологических учреждений, наркологическими больницами для принудительного лечения, отделениями для принудительного лечения наркологических диспансеров.

Экстренная медицинская помощь при острой интоксикации психоактивными веществами оказывается территориальными центрами экстренной медицинской помощи.



Статья 14. Профилактика наркологических заболеваний


Профилактикой наркологических заболеваний является комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и немедицинскому употреблению психоактивных веществ, в том числе злоупотреблению алкоголем, предупреждение их негативных личностных, социальных и медицинских последствий.

Профилактика наркологических заболеваний включает в себя первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичной профилактикой наркологических заболеваний является система медицинских, педагогических, психологических и социальных мер, направленных на предупреждение первой попытки немедицинского употребления психоактивных веществ путем устранения факторов, способствующих приобщению к этим веществам или повышения устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичной профилактикой наркологических заболеваний является система медицинских, педагогических, психологических, психотерапевтических и социальных мер, направленных на прекращение употребления психоактивных веществ до формирования зависимости от них.

Третичной профилактикой наркологических заболеваний является система медицинских, психологических, психотерапевтических и социальных мер, направленных на предупреждение прогрессирования наркологического заболевания и возникновения его негативных социальных и медицинских последствий.



ГЛАВА 4. ОКАЗАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ ЛИЦАМ, СТРАДАЮЩИМ

НАРКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ


Статья 15. Права лиц, страдающих

наркологическими заболеваниями


Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, имеют право на:

получение информации о своих правах, характере имеющихся у них наркологических заболеваний, применяемых методах лечения и реабилитации;

участие в выборе условий (амбулаторных или стационарных) проведения лечения, объема и методов лечебного воздействия, составлении индивидуального плана лечения и реабилитации, за исключением случаев, предусмотренных главой 5 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

заключение письменного договора с наркологическим учреждением об оказании медицинской и реабилитационной помощи, за исключением случаев, предусмотренных главой 5 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

на дачу предварительного письменного согласия или отказ, в том числе на любом этапе, от их использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, а также от фото-, видео- либо киносъемки;

отказ от предлагаемого лечения или его прекращение на любом этапе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан;

обращение к руководителю или иному должностному лицу наркологического учреждения, вышестоящему органу здравоохранения или в суд, привлечение адвоката либо законного представителя для защиты своих прав и законных интересов.



Статья 16. Профилактическое наблюдение

(профилактический учет) и диспансерное наблюдение

(диспансерный учет) в учреждениях системы

здравоохранения


Профилактическое наблюдение (профилактический учет) осуществляется наркологическими учреждениями с целью предупреждения развития наркологического заболевания у лиц, допускающих систематическое употребление алкоголя, эпизодическое употребление наркотических средств или других психоактивных веществ без клинических признаков психической и физической зависимости. В отношении лиц, находящихся под профилактическим наблюдением (профилактическим учетом), реализуется комплекс медицинских, педагогических, психологических, психотерапевтических и социальных мер, направленных на устранение факторов риска формирования психической и физической зависимости от психоактивных веществ.

Диспансерное наблюдение (диспансерный учет) за лицами, страдающими наркологическими заболеваниями, осуществляется наркологическими учреждениями с целью оказания им квалифицированной наркологической помощи, обеспечивающей воздержание от немедицинского употребления психоактивных веществ и предупреждение медико-социальных последствий наркологического заболевания.

За лицами, страдающими наркологическими заболеваниями, добровольно обратившимися в наркологическое учреждение для прохождения лечения, диспансерное наблюдение (диспансерный учет), по их просьбе, может не устанавливаться.

Обязательному диспансерному наблюдению (диспансерному учету) подлежат лица:

с выраженными изменениями личности, обусловленными наркологическим заболеванием;

перенесшие алкогольные или интоксикационные психозы;

страдающие наркологическими заболеваниями, которые проявляют признаки антисоциального поведения до обращения за наркологической помощью, в период прохождения лечения или после его завершения;

доставленные два и более раз в течение года в медицинские учреждения в состоянии опьянения и (или) острого отравления психоактивными веществами;

освобожденные из учреждений по исполнению наказания, в отношении которых была применена принудительная мера медицинского характера в связи с наркологическими заболеваниями;

у которых в течение года после прохождения лечения в наркологическом учреждении имели место более двух случаев повторного рецидива наркологического заболевания.

Установление диагноза наркологического заболевания является исключительным правом врачей-наркологов. Решение о постановке на профилактический или диспансерный учет принимается врачебной комиссией наркологического учреждения.

Порядок профилактического наблюдения (профилактического учета) и диспансерного наблюдения (диспансерного учета) устанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.



Статья 17. Согласие лица, страдающего

наркологическим заболеванием, на лечение


Лечение лица, страдающего наркологическим заболеванием, проводится после получения его письменного согласия или письменного согласия его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Для получения письменного согласия на лечение врач обязан предоставить лицу, страдающему наркологическим заболеванием, или его законному представителю информацию о характере заболевания, целях и методах лечения, продолжительности лечения, а также о возможных рисках осложнений, побочных эффектах и ожидаемых результатах. Письменное согласие на лечение приобщается к медицинской документации.

Несовершеннолетние в возрасте старше четырнадцати лет имеют право на дачу добровольного письменного согласия на медицинское вмешательство или отказ от него.

Письменное согласие на лечение в отношении лиц, страдающих наркологическим заболеванием и не достигших возраста, установленного частью третьей настоящей статьи, и граждан, признанных судом недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений о состоянии здоровья этих лиц. При отсутствии законных представителей решение о лечении принимает консилиум врачей, а при его отсутствии - лечащий врач.



Статья 18. Отказ от наркологической помощи


Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, могут отказаться от наркологической помощи.

Отказ от наркологической помощи оформляется заявлением лица, страдающего наркологическим заболеванием, или его законного представителя, заверенным подписями лечащего врача и заведующего отделением.

Лицам, отказавшимся от наркологической помощи, либо их законным представителям должны быть разъяснены возможные последствия отказа от наркологической помощи.

Не допускается принуждение лица, страдающего наркологическим заболеванием, к отказу от получения наркологической помощи.



Статья 19. Оказание наркологической помощи

без согласия лица, страдающего наркологическим

заболеванием, или его законного представителя


Оказание наркологической помощи без письменного согласия лица, страдающего наркологическим заболеванием, или его законного представителя допускается в случаях:

возникновения алкогольных или интоксикационных психозов вследствие употребления психоактивных веществ, которые обусловливают непосредственную опасность лица, страдающего наркологическим заболеванием, для себя и окружающих его лиц;

необходимости неотложного медицинского вмешательства по жизненным показаниям;

применения принудительного лечения по основаниям, предусмотренным статьей 25 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Решение о необходимости оказания наркологической помощи без письменного согласия лица, находящегося в состоянии алкогольного или интоксикационного психоза вследствие употребления психоактивных веществ, принимает врач-нарколог или врач-психиатр, осуществляющий его осмотр. После купирования (устранения) алкогольного или интоксикационного психоза продолжение лечения наркологического заболевания осуществляется на основе добровольного письменного согласия лица, страдающего наркологическим заболеванием, или его законного представителя.



Статья 20. Отказ в оказании лицу, страдающему

наркологическим заболеванием, наркологической

помощи в полном объеме или ее отсрочка


В оказании наркологической помощи в полном объеме может быть отказано или ее оказание может быть отсрочено при наличии у лица, страдающего наркологическим заболеванием, медицинских противопоказаний.

При исключении у лица, страдающего наркологическим заболеванием, медицинских противопоказаний, явившихся основанием для отказа или отсрочки, наркологическая помощь может быть оказана в полном объеме.



Статья 21. Лечение лиц, страдающих

наркологическими заболеваниями


Медицинские показания и противопоказания к проведению лечения лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в амбулаторных или стационарных условиях определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 5 настоящего Закона.

Необоснованная госпитализация в наркологическое учреждение лиц, не нуждающихся в наркологической помощи, не допускается.

Для лечения лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, используются медицинские средства и методы, разрешенные Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Медицинские средства и методы должны использоваться только в терапевтических целях и не могут служить средством наказания лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.

Лечение основывается на индивидуальном плане, учитывающем личностные особенности и потребности лица, страдающего наркологическим заболеванием, который обсуждается с ним или его законным представителем.

Сведения о применяемых методах диагностики и лечения, включая психотерапевтические технологии, заносятся в историю болезни или амбулаторную карту.

Лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, в случае их нахождения в других лечебно-профилактических учреждениях обеспечивается консультативная наркологическая помощь.

Лицам, находящимся на стационарном лечении в наркологическом учреждении, при необходимости обеспечивается консультация других специалистов.

В случае выявления у лиц, находящихся на стационарном лечении в наркологическом учреждении, состояния, требующего неотложной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях другого профиля, они экстренно, силами службы скорой медицинской помощи переводятся в соответствующие лечебно-профилактические учреждения.



Статья 22. Обязанности лица, находящегося

в наркологическом учреждении


Лицо, находящееся в наркологическом учреждении, обязано соблюдать правила внутреннего распорядка наркологического учреждения.

Нарушение лицом, находящимся в наркологическом учреждении, правил внутреннего распорядка наркологического учреждения может стать основанием для принятия решения о его выписке, за исключением случаев, предусмотренных главой 5 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.



Статья 23. Медико-социальная реабилитация лиц,

страдающих наркологическими заболеваниями


Медико-социальная реабилитация лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, осуществляется только на основании добровольного письменного согласия лица, страдающего наркологическим заболеванием, после заключения письменного договора с наркологическим учреждением об оказании медицинской и реабилитационной помощи, за исключением случаев, предусмотренных главой 5 настоящего Закона и статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Лицам, страдающим наркологическими заболеваниями и изъявившим желание пройти медико-социальную реабилитацию, отказ в реабилитации наркологическими учреждениями системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан не допускается.



Статья 24. Предоставление сведений о лицах,

страдающих наркологическими заболеваниями


Предоставление сведений о лицах, страдающих наркологическими заболеваниями, в том числе о результатах их обследования, осуществляется в следующих случаях:

необходимости в профилактическом наблюдении в органах внутренних дел;

по запросу органов прокуратуры, следствия, дознания, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

по запросу органов, осуществляющих доследственную проверку;

необходимости в принудительном лечении;

завершения принудительного лечения;

отказа лица от посещения наркологического учреждения после повторного вызова для прохождения лечения;

прохождения военно-врачебной комиссии лицами допризывного и призывного возраста;

прохождения медицинского обследования лиц, вступающих в брак.



ГЛАВА 5. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ,

СТРАДАЮЩИХ НАРКОЛОГИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ


Статья 25. Основания для применения

принудительного лечения

Принудительное лечение применяется на основании решения суда в отношении лица, страдающего наркологическим заболеванием, создающего угрозу безопасности и здоровью окружающих либо нарушающего общественный порядок, права других лиц, которое в течение года более одного раза привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения психоактивными веществами и было предупреждено в соответствии с настоящим Законом о возможности направления его на принудительное лечение. При этом принудительное лечение применяется в отношении лица, страдающего наркологическим заболеванием, которое находится под диспансерным наблюдением (диспансерным учетом) и отказывается от добровольного лечения.



Статья 26. Порядок предупреждения лица, страдающего

наркологическим заболеванием, о возможности

его направления на принудительное лечение


Начальник территориального органа внутренних дел выносит предупреждение о возможности направления на принудительное лечение лицу, страдающему наркологическим заболеванием, которое в течение года более одного раза привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения психоактивными веществами.

Предупреждение о возможности направления на принудительное лечение объявляется лицу, указанному в части первой настоящей статьи, сотрудником органов внутренних дел с вручением ему копии предупреждения, о чем составляется протокол.

Форма предупреждения о возможности направления на принудительное лечение утверждается Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.



Статья 27. Порядок признания лица, страдающего

наркологическим заболеванием, нуждающимся

в принудительном лечении


Признание лица, страдающего наркологическим заболеванием, нуждающимся в принудительном лечении осуществляется специализированными медицинскими комиссиями для проведения наркологических экспертиз, создаваемыми в структуре наркологических диспансеров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Все клинические обследования, связанные с определением необходимости принудительного лечения лица, страдающего наркологическим заболеванием, проводятся в наркологическом диспансере, а в необходимых случаях в других медицинских учреждениях, где имеются соответствующие специалисты.

Специализированные медицинские комиссии для проведения наркологических экспертиз выносят в отношении лица, страдающего наркологическим заболеванием, медицинское заключение.

Медицинское заключение о необходимости принудительного лечения лица, страдающего наркологическим заболеванием, основывается на данных, полученных в процессе клинического обследования, а также сведениях, содержащихся в материалах дел, представленных:

органами, осуществляющими доследственную проверку, - для решения вопроса о признании лица страдающим наркологическим заболеванием;

органами дознания и следствия, прокуратуры и суда - для решения вопроса применения принудительных мер медицинского характера в соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.



Статья 28. Подготовка материалов о направлении

лица, страдающего наркологическим заболеванием,

на принудительное лечение

Материалы о направлении лица, страдающего наркологическим заболеванием, на принудительное лечение подготавливаются и оформляются органами внутренних дел на основании ходатайств учреждений наркологии, членов семьи или родственников лица, страдающего наркологическим заболеванием, а также по инициативе органов внутренних дел с уведомлением членов семьи лица, страдающего наркологическим заболеванием.

Органы внутренних дел в целях подготовки материалов о направлении лица, страдающего наркологическим заболеванием, на принудительное лечение доставляют данное лицо для проведения наркологической экспертизы в наркологический диспансер по месту его жительства.

Органы внутренних дел, получив медицинское заключение специализированной медицинской комиссии для проведения наркологических экспертиз о необходимости принудительного лечения лица, страдающего наркологическим заболеванием, представляют собранные материалы в суд по месту жительства данного лица или по месту нахождения наркологического диспансера. Данные материалы также могут быть направлены в суд в виде электронного документа.



Статья 29. Порядок направления лица, страдающего

наркологическим заболеванием, на принудительное лечение


Решение о направлении на принудительное лечение лица, страдающего наркологическим заболеванием, принимается в его присутствии судом по месту его жительства или по месту нахождения наркологического учреждения.

Явка лица, страдающего наркологическим заболеванием, на судебное заседание осуществляется в сопровождении сотрудника органов внутренних дел. В случае отказа лица, страдающего наркологическим заболеванием, производится принудительный привод на основании решения суда в соответствии с законодательством.

Решение суда о направлении лица, страдающего наркологическим заболеванием, на принудительное лечение вступает в законную силу с момента его оглашения и исполняется органами внутренних дел немедленно.

Решение суда о направлении лица, страдающего наркологическим заболеванием, на принудительное лечение может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или его адвокатом, законным представителем либо опротестовано прокурором в апелляционном порядке в течение 72 часов.

Продолжительность принудительного лечения определяется врачебной комиссией наркологического учреждения в пятидневный срок со дня помещения лица, страдающего наркологическим заболеванием, на лечение исходя из клинико-диагностических стандартов и протоколов лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Принудительное лечение лица, страдающего наркологическим заболеванием, прекращается на основании решения врачебной комиссии наркологического учреждения, где лицо находится на лечении.

Продолжительность принудительного лечения лица, страдающего наркологическим заболеванием, не может превышать восемнадцати месяцев.

Вступившее в законную силу решение суда о направлении лица, страдающего наркологическим заболеванием, на принудительное лечение является основанием для прекращения с ним трудового договора.



Статья 30. Учреждения для принудительного лечения

лиц, страдающих наркологическими заболеваниями


Принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, осуществляется в наркологических учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, в структуре которых организовано отделение для принудительного лечения, или в наркологических больницах для принудительного лечения, а также в специализированных учреждениях системы исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.



Статья 31. Организация лечебного процесса

в  наркологических  учреждениях

для принудительного лечения


Организация лечебного процесса в наркологических учреждениях для принудительного лечения осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Медицинские противопоказания к проведению принудительного лечения определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.



Статья 32. Порядок применения трудовой

терапии в отношении лиц, находящихся

на принудительном лечении


В период пребывания на принудительном лечении в отношении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в лечебных целях и с учетом их физического состояния, а также в соответствии с медицинскими показаниями применяется трудовая терапия.

Проведение трудовой терапии может осуществляться в создаваемых при наркологических учреждениях предприятиях, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, специализирующихся на производственной, сельскохозяйственной и ремесленнической деятельности, или на предприятиях промышленности, строительства, сельского хозяйства по договору об организации трудовой терапии.

Длительность рабочего времени лиц, находящихся на принудительном лечении и привлеченных к трудовой деятельности в порядке трудовой терапии, должна соответствовать нормам продолжительности рабочего времени, установленным трудовым законодательством.

Организация трудового процесса осуществляется администрацией предприятия под контролем медицинского персонала наркологического учреждения.

При наличии трудовой книжки у лиц, находящихся на принудительном лечении и привлеченных к трудовой деятельности в порядке трудовой терапии, в ней делается отметка о трудовой деятельности в период нахождения в наркологическом учреждении для принудительного лечения, при отсутствии трудовой книжки - выдается справка.

Заработная плата лицам, находящимся на принудительном лечении и привлеченным к трудовой деятельности в порядке трудовой терапии, начисляется предприятиями исходя из действующих норм, расценок, условий оплаты труда и в порядке, установленном законодательством.

Тридцать процентов заработной платы, начисленной за отработанное время, перечисляются предприятиями на специальный счет внебюджетных средств наркологического учреждения для принудительного лечения, а остальная часть, за вычетом налогов, алиментов и других удержаний, предусмотренных законодательством, перечисляется на персональный лицевой счет лица, привлеченного к трудовой деятельности в порядке трудовой терапии. Наркологическому учреждению также предоставляются пофамильные списки этих лиц, с указанием перечисленных для них сумм заработной платы.

Средства, образуемые на специальном счете внебюджетных средств наркологического учреждения для принудительного лечения, могут расходоваться на дополнительное питание находящихся на лечении лиц, а также капитальный ремонт зданий и сооружений этих учреждений, благоустройство их территории, приобретение медицинского оборудования, хозяйственного и культурного инвентаря, подписку на издания периодической печати, закупку литературы для библиотек, проведение культурных мероприятий.



Статья 33. Правила поведения и условия содержания

лиц, страдающих наркологическими заболеваниями,

в учреждениях для принудительного лечения


В наркологических учреждениях для принудительного лечения устанавливается порядок, обеспечивающий выполнение медицинских предписаний находящимися в них лицами, страдающими наркологическими заболеваниями, постоянный надзор за ними, исключающий возможность их самовольного ухода.

Лицам, находящимся на принудительном лечении, разрешается выходить за пределы наркологического учреждения только для проведения лечебно-диагностических мероприятий или осуществления трудовой деятельности в порядке трудовой терапии в сопровождении медицинского персонала и сотрудников охраны наркологического учреждения.

Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, находящиеся на принудительном лечении, обеспечиваются необходимыми материально-бытовыми условиями. Палаты должны организовываться из расчета не более четырех коек, с учетом площади на одну койку не менее шести квадратных метров.

Находящиеся на принудительном лечении лица обеспечиваются постельными принадлежностями и одеждой по сезону.

Нормы питания и материально-бытового обеспечения лиц, находящихся на принудительном лечении, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Лицам, находящимся на принудительном лечении, не разрешается иметь при себе денежные средства, материальные ценности и вещи, запрещенные к хранению, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Изъятые денежные средства, материальные ценности и вещи, запрещенные к хранению, возвращаются родственникам, а при их отсутствии - сдаются в камеру хранения наркологического учреждения для принудительного лечения, где обеспечивается их сохранность.

Условия содержания лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в наркологическом учреждении для принудительного лечения устанавливаются правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Лицам, находящимся на принудительном лечении, обеспечивается доступ к газетам, журналам, телевидению. В наркологических учреждениях для принудительного лечения создаются библиотеки.

Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, находящиеся на принудительном лечении, нарушающие правила внутреннего распорядка или уклоняющиеся от лечения либо совершающие действия, угрожающие жизни и здоровью окружающих или непосредственно себе, помещаются в специальную палату с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента помещения лица в специальную палату.

Мера, предусмотренная частью девятой настоящей статьи, применяется в исключительных случаях и производится по письменному распоряжению руководителя наркологического учреждения для принудительного лечения сроком до десяти суток. В случае отсутствия руководителя наркологического учреждения для принудительного лечения на рабочем месте решение о помещении в специальную палату принимается старшим по должности сотрудником наркологического учреждения для принудительного лечения с последующим докладом руководителю наркологического учреждения для принудительного лечения, который письменным распоряжением определяет сроки содержания в специальной палате.

Период самовольного отсутствия лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в наркологическом учреждении для принудительного лечения в срок принудительного лечения не засчитывается.



Статья 34. Права и обязанности лиц,

страдающих наркологическими заболеваниями,

находящихся на принудительном лечении


Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, находящиеся на принудительном лечении в наркологическом учреждении, имеют право:

на ознакомление с правилами внутреннего распорядка наркологического учреждения для принудительного лечения и иными документами, регламентирующими порядок пребывания в данном учреждении;

получать питание, материально-бытовое и медицинское обслуживание;

осуществление трудовой деятельности в порядке трудовой терапии;

приобретать за счет средств, находящихся на их персональном лицевом счете, продукты питания и предметы первой необходимости, а также иные вещи, не запрещенные к хранению и использованию на территории наркологического учреждения для принудительного лечения;

на встречи с близкими родственниками в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;

вести переписку без ограничения;

получать передачи, отправлять и получать посылки в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;

получать денежные переводы, которые зачисляются на их персональный лицевой счет;

отправлять религиозные обряды при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других лиц, находящихся в наркологическом учреждении для принудительного лечения;

на ежедневную прогулку;

обжаловать действия (бездействие) сотрудников наркологического учреждения для принудительного лечения в вышестоящий орган здравоохранения или суд.

Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, находящиеся на принудительном лечении в наркологическом учреждении, обязаны:

соблюдать установленные правила внутреннего распорядка;

выполнять законные требования администрации и медицинского персонала наркологического учреждения для принудительного лечения;

принимать назначенное лечение;

бережно относиться к имуществу наркологического учреждения для принудительного лечения;

поддерживать чистоту и порядок в наркологическом учреждении для принудительного лечения;

соблюдать личную гигиену.



Статья 35. Основания и порядок выписки лиц,

страдающих наркологическими заболеваниями,

находящихся в наркологическом учреждении

для принудительного лечения


Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, находящиеся в наркологическом учреждении для принудительного лечения, выписываются:

по истечении срока принудительного лечения и с учетом клинического состояния здоровья лица;

в связи с выявлением сопутствующих тяжелых заболеваний, препятствующих проведению принудительного лечения.

Лицам, выписанным из наркологического учреждения для принудительного лечения, возвращаются изъятые документы, денежные средства, материальные ценности и вещи.

Администрация наркологического учреждения для принудительного лечения за десять дней до выписки лица, страдающего наркологическим заболеванием, информирует органы внутренних дел, орган по труду, наркологическое учреждение по месту жительства для оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве выписанных лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, и обеспечения наблюдения за ними.



Статья 36. Противорецидивная терапия лиц,

страдающих наркологическими заболеваниями,

прошедших принудительное лечение


Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, прошедшие принудительное лечение, после выписки из наркологического учреждения или освобождения из учреждений по исполнению наказания обязаны пройти противорецидивную терапию в наркологических учреждениях по месту жительства в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

В случае уклонения от прохождения противорецидивной терапии лица, указанные в части первой настоящей статьи, подвергаются принудительному приводу органами внутренних дел.



Статья 37. Трудовое и бытовое устройство лиц,

прошедших принудительное лечение


Трудовое и бытовое устройство лиц, прошедших принудительное лечение, осуществляется по месту жительства и возлагается на органы исполнительной власти на местах, органы внутренних дел, органы по труду и наркологические учреждения по месту жительства этих лиц.

За лицами, страдающими наркологическими заболеваниями и направленными на принудительное лечение, сохраняется право пользования жилой площадью по их прежнему месту жительства.



ГЛАВА 6. НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ


Статья 38. Наркологическая экспертиза


Наркологическая экспертиза проводится в наркологических учреждениях:

на основании постановления должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или решения суда;

на основании материалов, подготовленных сотрудниками органов внутренних дел в отношении лиц, нуждающихся в принудительном лечении.



Статья 39. Медицинское освидетельствование лиц

для установления состояния опьянения

психоактивными веществами


Медицинское освидетельствование лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами проводится в специальных кабинетах, организованных в структуре наркологических диспансеров или других лечебно-профилактических учреждений, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан или его территориальными подразделениями.

Медицинское освидетельствование лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами проводится врачами-наркологами или врачами других специальностей, прошедшими специальную подготовку в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

При проведении медицинского освидетельствования лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами используются методы и средства, разрешенные Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Организационно-методическое руководство проведением медицинского освидетельствования лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами осуществляется наркологическими диспансерами.

Направление на медицинское освидетельствование лиц для установления состояния опьянения психоактивными веществами и его проведение осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Лица, не согласные с результатами медицинского освидетельствования, вправе обжаловать их в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА 7. МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ,

ОКАЗЫВАЮЩИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ


Статья 40. Право на оказание наркологической помощи


Правом на оказание наркологической помощи обладает врач, имеющий специализацию по наркологии.

Средний медицинский персонал и иные специалисты, участвующие в оказании наркологической помощи, должны пройти специальную подготовку для работы с лицами, страдающими наркологическими заболеваниями.



Статья 41. Обязанности медицинских работников

при оказании наркологической помощи


При оказании наркологической помощи медицинские работники обязаны:

предоставлять лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, полную информацию об их правах, закрепленных Конституцией и законодательством Республики Узбекистан;

соблюдать права и законные интересы лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

обеспечивать безопасность лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в период их пребывания в наркологическом учреждении, контролировать содержимое посылок и передач;

обеспечивать условия для переписки, направления обращений лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в государственные органы, учреждения и организации;

соблюдать профессиональную медицинскую этику;

обсуждать с лицом, страдающим наркологическим заболеванием, проблему его психической и физической зависимости от психоактивных веществ, индивидуальный план обследования, лечения и медико-социальной реабилитации;

не разглашать информацию, полученную при обследовании и лечении лица, страдающего наркологическим заболеванием, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

использовать средства и методы лечения наркологических заболеваний, разрешенные Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

постоянно совершенствовать свою квалификацию.



Статья 42. Гарантии и льготы медицинским

работникам и иным специалистам, участвующим

в оказании наркологической помощи


Медицинские работники и иные специалисты, участвующие в оказании наркологической помощи, имеют право на льготы, установленные законодательством для лиц, занятых деятельностью в особых условиях труда.

В случае причинения вреда здоровью, повлекшего временную утрату трудоспособности лица, участвующего в оказании наркологической помощи, а также при наступлении инвалидности ему, а в случае его смерти - его иждивенцам возмещается ущерб в порядке, предусмотренном законодательством.



ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 43. Разрешение споров


Споры в области наркологической помощи разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 44. Ответственность за нарушение

законодательства о наркологической помощи


Лица, виновные в нарушении законодательства о наркологической помощи, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 45. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года N 753-XII "О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 1, ст. 36);


2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года N 753а-XII "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом или наркоманией" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 1, ст. 37);


3) пункт 250 Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года N 73-I "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 6, ст. 121);


4) пункт 19 Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года N 371-I "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 2, ст. 69);


5) пункт 37 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года N 550-I "О признании утратившими силу полностью или частично некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 1, ст. 17);


6) пункт 14 приложения к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года N 714-I "О порядке введения в действие Жилищного кодекса Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 1, ст. 5);


7) главу VI Закона Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года N 813-I "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 210; 2001 г., N 1-2, ст. 23; 2003 г., N 1, ст. 8; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536; 2015 г., N 8, ст. 312; 2017 г., N 4, ст. 138, N 6, ст. 300; 2018 г., N 10, ст. 679; 2019 г., N 2, ст. 47, N 5, ст. 267, N 9, ст. 592; 2020 г., N 3, ст. 203);


8) пункт 3 раздела I Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года N 175-II "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 1-2, ст. 23);


9) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 23 мая 2019 года N ЗРУ-542 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, связанных с обеспечением защиты прав участников уголовного процесса" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 5, ст. 267).



Статья 46. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству здравоохранения Республики Узбекистан и заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 47. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 48. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 октября 2020 г.


"Народное слово", 28 октября 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2 ноября 2020 г., N 43, ст. 472