Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 06.11.2020 г. N УП-6108 "О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.11.2020 г.

N УП-6108



О МЕРАХ

ПО РАЗВИТИЮ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ, И НАУКИ В НОВЫЙ

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА


В последние годы в стране ведется системная работа по повышению качества и эффективности системы образования и воспитания, формированию современных знаний и навыков у воспитанников детских садов, учащихся и студентов, обеспечению взаимного тесного сотрудничества и интеграции систем образования и сферы науки, преемственности и непрерывности образования.

Наряду с этим современное состояние национальной системы образования и воспитания требует реализации последовательных мер для ее модернизации на основе современных требований, воспитания молодежи в качестве духовно богатых и физически развитых личностей, обладающих высокими знаниями и духовностью, повышения авторитета руководителей и преподавателей образовательных учреждений, создания условий, необходимых для осуществления ими эффективной деятельности.

В целях совершенствования сфер образования, воспитания и науки страны, дальнейшего повышения уважения к учителям и педагогическим работникам, научной и творческой интеллигенции в обществе, развития профессионального мастерства студентов, а также расширения участия в системе образования частного сектора:


1. Определить основными направлениями дальнейшего развития сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана:

подготовку кадров нового поколения, обладающих высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, способных выйти на арену, реализовать свои новые инициативы и идеи ради прогресса страны, а также формирование навыков и знаний, необходимых для овладения современными профессиями выпускниками образовательных учреждений;

организацию национальной системы образования, способной выдержать сегодняшнюю острую конкуренцию на мировом уровне, совершенствование учебников и учебных пособий на основе современных требований, создание нового поколения учебников и учебных пособий, оптимизацию учебных программ и стандартов;

повышение в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, учителей и преподавателей, профессоров-преподавателей учреждений образования и воспитания, а также представителей сферы науки, достойное почитание их кропотливого труда и материальное стимулирование в зависимости от эффективности деятельности;

создание условий, необходимых для повышения профессионального мастерства и эффективности деятельности педагогических кадров на постоянной основе, совершенствование системы повышения квалификации на основе принципа "образование в течение жизни";

расширение доли частного сектора в оказании научно-исследовательских и образовательных услуг, формирование конкурентной среды за счет создания негосударственных образовательных организаций в регионах, развитие государственно-частного партнерства в сфере образования;

автоматизацию управления образованием и создание системы всестороннего анализа с применением современных информационно-коммуникационных технологий, дальнейшее развитие электронных ресурсов и дистанционного образования, популяризацию IT-профессий среди студентов;

превращение науки в основную движущую силу экономики, расширение масштаба научных исследований, стимулирование инновационной деятельности молодых талантливых ученых, дальнейшее укрепление и развитие потенциала действующих научных организаций;

внедрение высокоэффективной международной практики в систему образования, проведение системной работы для включения образовательных учреждений республики в авторитетные международные рейтинги.


2. Министерству народного образования:

а) совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования в срок до 1 марта 2021 года разработать Национальную учебную программу (далее - Программа) с привлечением квалифицированных педагогов, научных работников, психологов и зарубежных экспертов (в том числе квалифицированных специалистов из Финляндии), предусмотреть в Программе:

совершенствование опорного учебного плана и оптимизацию числа взаимосвязанных предметов за счет их объединения;

подготовку учащихся к самостоятельной жизни и разработку в разрезе классов квалификационных требований, обучающих применению своих знаний и навыков;

обеспечение преемственности учебных программ в разрезе классов с полным соблюдением взаимосвязи предметов и периодичности;

создание и издание учебников нового поколения в комплексе с учебным пособием учителя, ученической тетрадью и мультимедийным приложением;

внедрение системы оценки грамотности, компетенций и личностных качеств, а также определения интереса учащихся к профессиям наряду с полученными знаниями по предметам;

б) совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования и Агентством по развитию Президентских, творческих и специализированных школ в срок до 1 мая 2021 года обеспечить проведение экспертизы и широкого общественного обсуждения Программы в научно-исследовательских и образовательных учреждениях;

в) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента определить базовые общеобразовательные учреждения, в 2021-2022 учебном году внедрить в порядке эксперимента Программу в их учебный процесс.


3. Предоставить начиная с 1 марта 2021 года высшим образовательным учреждениям, подготавливающим педагогические кадры, а также негосударственным образовательным организациям, имеющим лицензию, право повышения квалификации руководителей, специалистов и педагогических работников, осуществляющих деятельность в учреждениях общего среднего образования (далее - работники учреждений общего среднего образования).

При этом:

работники учреждений общего среднего образования по своему усмотрению вправе повышать квалификацию в национальных центрах обучения педагогов новым методикам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, высших образовательных учреждениях, подготавливающих педагогические кадры, или негосударственных образовательных организациях, имеющих лицензию;

расходы высших образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, связанные с повышением квалификации педагогических кадров, покрываются за счет средств, выделяемых Министерству дошкольного и школьного образования на данные цели из Государственного бюджета.

4. Установить, что начиная с 1 сентября 2021 года:

прием документов для проведения аттестации и присвоения квалификационной категории педагогическим работникам дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных государственных образовательных организаций (далее - педагогические работники) осуществляется посредством официального веб-сайта Министерства дошкольного и школьного образования;

присвоение всех квалификационных категорий педагогическим работникам, а также проведение аттестации кандидатов осуществляется в упрощенном порядке. При этом с применением информационных систем оценивается эффективность деятельности педагогических работников и проводятся экзамены по предметам, соответствующим подготовке, направлению образования, специальности или специализации, указанных в их дипломе о высшем образовании или прохождении курсов переподготовки;

при проведении очередной аттестации по присвоению педагогическим работникам квалификационной категории сбор не взимается, при проведении внеочередной аттестации взимается сбор в размере одной базовой расчетной величины.


5. Согласиться с предложением Министерства народного образования, Министерства финансов и Агентства по управлению государственными активами о передаче в порядке эксперимента сроком на 5 лет (с правом дальнейшего продления) в доверительное управление представителям частного сектора общеобразовательных учреждений города Ташкента, Ташкентской области, города Нукуса и областных центров с коэффициентом сменности ниже 0,7, не уменьшая размера средств, выделяемых из Государственного бюджета на содержание данных образовательных учреждений.

При этом:

доверительный управляющий берет на себя инвестиционные обязательства по бесплатному обучению учащихся общеобразовательного учреждения и учеников, прикрепленных к микроучастку, обеспечению их конкурентоспособности, повышению качества образования, выведению показателей на высокий уровень, выполнению ремонта зданий, укреплению материально-технической базы, а также обеспечению общеобразовательного учреждения современным учебным и лабораторным оборудованием;

доверительному управляющему выделяются пустующие здания и земельная площадь общеобразовательного учреждения для организации деятельности негосударственных образовательных, спортивных и культурных организаций (в том числе кружков, секций, курсов, центров);

выделение доверительному управляющему пустующих зданий и земельных площадей общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с решением министра народного образования в порядке, установленном законодательством.


6. Определить, что:

учителям общеобразовательных учреждений, подготовившим учащихся-победителей (обладателей золотых, серебряных, бронзовых медалей) международных предметных олимпиад, перечень которых утвержден Постановлением Президента Республики Узбекистан "О мерах по организации непрерывной системы выявления одаренной молодежи и подготовки высококвалифицированных кадров" от 3 мая 2019 года N ПП-4306, присваивается высшая квалификационная категория, учителям академических лицеев и профессиональных школ - квалификационная категория "главный учитель";

квалификационная категория учителей, подготовивших учащихся - победителей республиканского этапа республиканских предметных олимпиад и конкурсов, повышается на одну ступень;

начиная с 1 ноября 2020 года увеличивается в 1,5 раза доплата за классное руководство педагогам общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ;

начиная с 1 апреля 2021 года размер заработной платы методистов системы Министерства дошкольного и школьного образования приравнивается к размеру базовой тарифной ставки учителя высшей категории, размер заработной платы методистов-консультантов территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования - к размеру базовой тарифной ставки главного учителя;

начиная с 2021/2022 учебного года для учителей, осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях и не имеющих высшего педагогического образования, выделяются отдельные целевые параметры приема по заочной форме обучения бакалавриата;

начиная с 1 января 2021 года специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу из других регионов в бюджетные организации, расположенные в отдаленной местности, выплачивается единовременная первоначальная денежная помощь в 50-кратном размере базовой расчетной величины с ежемесячной выплатой денежной компенсации в 2-кратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья.


7. Установить порядок, в соответствии с которым на основании показателей поступления на учебу в высшие и профессиональные образовательные учреждения и трудоустройства выпускников руководящие работники общеобразовательных учреждений поощряются за счет средств директорского фонда в следующих размерах минимальной оплаты труда:

директора общеобразовательных учреждений, 90 процентов и более выпускников которых поступили на учебу в высшие и профессиональные образовательные учреждения и (или) приняты на работу, - в 12-кратном размере, заместители директоров - 6-кратном размере;

директора общеобразовательных учреждений, 85-89 процентов выпускников которых поступили на учебу в высшие и профессиональные образовательные учреждения и (или) приняты на работу, - в 9-кратном размере, заместители директоров - 4,5-кратном размере;

директора общеобразовательных учреждений, 80-84 процентов выпускников которых поступили на учебу в высшие и профессиональные образовательные учреждения и (или) приняты на работу, - в 6-кратном размере, заместители директоров - 3-кратном размере.

При этом:

при подсчете общей численности выпускников не учитываются выпускники, проходящие срочную военную службу;

показатели трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений формируются на основе данных индивидуальной накопительной пенсионной системы при условии ведения ими трудовой деятельности в течение более трех месяцев в период после окончания школы до конца текущего года.


8. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 2024/2025 учебного года принять меры по поэтапному повышению до 15-кратного минимального размера оплаты труда заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений, достигших высоких результатов в своей деятельности.

9. Установить, что начиная с 1 января 2021 года:

Министерство дошкольного и школьного образования ежегодно составляет рейтинг общеобразовательных учреждений в разрезе районов (городов), а также Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

директора общеобразовательных учреждений, занявших первое место в рейтинге, составленном в разрезе районов (городов), поощряются единовременной премией в 10-кратном размере минимальной оплаты труда за счет средств местных бюджетов;

заведующим и методистам отделов дошкольного и школьного образования, директорам общеобразовательных учреждений, а также двум учителям общеобразовательных учреждений, занявших одно из первых пяти мест в рейтинге, составленном в разрезе районов (городов), за счет Федерации профсоюзов Узбекистана выделяются бесплатные путевки в санатории для отдыха.

10. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2024/2025 учебного года в аттестат (приложение к диплому) выпускников общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ включаются средние показатели оценок за последние шесть лет обязательного 11-летнего образования, данный показатель учитывается на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.

Министерству народного образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и органами исполнительной власти на местах в срок до 2022/2023 учебного года внедрить во всех общеобразовательных учреждениях программу "Электрон кундалик" в целях цифровизации и обеспечения прозрачности процесса оценки знаний учащихся.

Государственному центру тестирования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования в срок до 1 июня 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров порядок учета оценок выпускников общих средних, средних специальных образовательных учреждений и профессиональных школ на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.

12. Установить, что министр дошкольного и школьного образования Республики Каракалпакстан, начальники управлений дошкольного и школьного образования областей и города Ташкента, заведующие отделами дошкольного и школьного образования районов (городов) одновременно являются советниками по вопросам образования и воспитания соответственно Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, а также районов (городов).

13. Ввести начиная с 1 января 2021 года в каждом общеобразовательном учреждении должность пропагандиста по социально-культурным вопросам.

Определить, что:

а) на должность пропагандиста по социально-культурным вопросам привлекаются известные поэты, писатели, журналисты и творческие деятели, профессора и преподаватели социально-гуманитарных кафедр высших образовательных учреждений, рекомендованные Союзом писателей Узбекистана;

б) оплата труда лиц, назначенных на должность пропагандиста по социально-культурным вопросам, осуществляется:

профессоров и преподавателей социально-гуманитарных кафедр высших образовательных учреждений - за счет внебюджетных средств данных высших образовательных учреждений;

в) на пропагандистов по культурно-творческим вопросам возлагаются задачи по духовно-гармоничному воспитанию молодого поколения, проведение пропагандистской работы по профессиональной ориентации обучающихся, координации их обучения профессиям, а также оказанию содействия в доведении до широкой общественности творческих работ учителей школ и активных учеников, организации разного вида викторин, поэтических состязаний, литературных вечеров, интересных уроков, а также конкурсов чтения книг и стихотворений.

15. Внедрить начиная с 2021/2022 учебного года "Систему профессиональной ориентации" для выбора выпускниками общеобразовательных учреждений профессии, соответствующей способностям и интересам, занятия достойного места на рынке труда и достижения ими успехов в профессиональной деятельности.

В рамках данной системы:

а) Министерству дошкольного и школьного образования совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

проводить среди учащихся интерактивные опросы, определять интересы к профессиям и создать базу данных учащихся, начиная с седьмого класса;

проводить один раз в месяц специальные курсы на тему "Путешествие в мир профессий" для учащихся седьмых классов;

проводить не менее одного раза в квартал семинары-тренинги на тему "Моя будущая профессия" для учащихся восьмых классов, ориентировать учащихся на профессии, которыми они хотят овладеть в будущем;

на основе результатов проведенной педагогическо-психологической диагностики профессиональной предрасположенности учащихся девятых классов организовать работу по профессиональной ориентации учащихся, которые в будущем могут получить образование в профессиональных школах по конкретным рабочим профессиям;

б) Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством дошкольного и школьного образования, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

в Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих определить профессии и должности, которыми могут заниматься выпускники общеобразовательных учреждений, разработать профессиональные стандарты таких профессий и должностей;

организовывать краткосрочные курсы по обучению учащихся общеобразовательных учреждений специальностям, не требующим специальной профессиональной подготовки;

обеспечить прохождение учащимися практических занятий по школьным предметам у потенциальных работодателей, в промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, кластерах и кооперациях;

организовать в районных (городских) центрах содействия занятости, центрах профессионального обучения и профессиональных школах, находящихся на близком расстоянии, специальные "ситуационные комнаты", разработать электронные программы и наглядные пособия для профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений;

обеспечить проведение руководителями районных (городских) центров содействия занятости практических занятий по профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных учреждений.


16. Установить, что начиная с 2021/2022 учебного года:

в профессиональных образовательных учреждениях вводится система дуального обучения в целях внедрения образовательных программ, ориентированных на практику;

учащимся, прошедшим производственную практику по системе дуального обучения, выплачивается заработная плата в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным с работодателем;

в профессиональных образовательных учреждениях поэтапно внедряется порядок оценки профессиональных навыков учащихся на основе стандартов "WorldSkills", по рабочим профессиям проводятся соревнования "WorldSkills Uzbekistan";

профессиональные образовательные учреждения наделяются полномочием организации подготовки кадров среднего звена на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с образовательными учреждениями зарубежных стран.


17. В целях повышения авторитета национального рейтинга высших образовательных учреждений:

предоставить академическую и финансовую самостоятельность высшим образовательным учреждениям, стабильно занимающим одно из первых трех мест в национальном рейтинге на протяжении последних трех лет, с принятием ими критериев самостоятельности в соответствии со стандартами Ассоциации европейских университетов;

наделить высшее образовательное учреждение, занявшее одну из первых десяти позиций в национальном рейтинге, полномочием самостоятельного присуждения ученых званий по действующим специальностям.

Государственной инспекции по надзору за качеством образования, Министерству высшего и среднего специального образования, а также министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, в срок до 1 февраля 2021 года разработать и провести презентацию проектов "2+500" и "8+1000" для включения до 2030 года соответственно двух высших образовательных учреждений страны в первые 500 позиций в перечнях высших образовательных учреждений международных рейтингов, восьми высших образовательных учреждений - в первые 1000 позиций.


18. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в срок до 1 сентября 2021 года создать минимум по одному негосударственному высшему образовательному учреждению, в том числе на основе государственно-частного партнерства в каждом регионе в целях создания здоровой конкурентной среды в сфере высшего образования и расширения охвата высшим образованием.


19. Утвердить перечень научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, уполномоченных присваивать ученую степень доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) по информационным технологиям, биологии, химии и геолого-минералогическим наукам, согласно приложению N 1.


20. Установить, что начиная с 2021 года в соответствии с заказом высших образовательных учреждений и научных организаций расширяется объем тематических грантов в рамках государственных программ научной деятельности, поэтапно увеличивается прием в докторантуру.

Министерству инновационного развития совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов принять меры, необходимые для выполнения задач, определенных в абзаце первом настоящего пункта.


21. Утвердить План действий по эффективной организации исполнения отдельных пунктов настоящего Указа согласно приложению N 2*.


22. Абзац пятый пункта 4 Указа Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием" от 5 сентября 2018 года N УП-5538 исключить.


23. Министерству народного образования совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


24. Персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа возложить на министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Умарову Х.У.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью ответственных министерств и ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



*) Приложение N 2 не приводится.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 06.11.2020 г. N УП-6108



ПЕРЕЧЕНЬ

научно-исследовательских и высших образовательных

учреждений, уполномоченных присваивать ученую

степень доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc)

по информационным технологиям, биологии, химии

и геолого-минералогическим наукам


  

N

  

Наименования научно-исследовательских

и высших образовательных учреждений

   

Химические науки

    

1.

Институт химии растительных веществ Академии наук Республики Узбекистан

      

2.

Институт химии и физики полимеров Академии наук Республики Узбекистан

             

3.

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

            

Биологические науки

  

1.

Институт биофизики и биохимии при Национальном университете Узбекистана

            

2.

Институт ботаники Академии наук Республики Узбекистан

         

3.

Каракалпакский государственный университет имени Бердаха

      

Геолого-минералогические науки

   

1.

Институт минеральных ресурсов

      

Информационно-коммуникационные технологии

   

1.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

                    

2.

Научно-исследовательский институт цифровых технологий и развития искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций

       


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 ноября 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

9 ноября 2020 г., N 44, ст. 484