Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.11.2020 г. N ПП-4896 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.11.2020 г.

N ПП-4896



О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНТРА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


В последние годы проведена определенная работа по развитию гидрометеорологической службы и совершенствованию системы обеспечения отраслей экономики и населения гидрометеорологической информацией.

В настоящее время национальная гидрометеорологическая служба объединяет более 330 пунктов, осуществляющих гидрометеорологическое наблюдение и мониторинг загрязнения окружающей природной среды, посредством которых налажено производство свыше 240 видов прогнозной, спутниковой, аналитической, специализированной и справочной гидрометеорологической продукции.

Вместе с тем наличие ряда проблем, негативно влияющих на качество гидрометеорологического обслуживания и своевременное представление информации, способствующих стабильному росту и функционированию таких отраслей экономики, непосредственно связанных с погодой, как водное и сельское хозяйство, энергетика, градостроительство, промышленность, транспорт и туризм, требуют обращения особого внимания к данной сфере.

В частности, недостаточная систематизация правовых основ регулирования гидрометеорологической деятельности, отсутствие концепции развития гидрометеорологической службы, рассчитанной на долгосрочную перспективу, не отвечающая современным требованиям научно-исследовательская деятельность в данной сфере, неразвитость сети гидрометеорологических наблюдений, чрезмерная централизация управления и процессов подготовки прогнозов, а также недостаточный уровень материального стимулирования работников сферы не обеспечивают эффективного выполнения возложенных задач.

В целях совершенствования систем обеспечения отраслей экономики и населения гидрометеорологической и климатической информацией и осуществления их мониторинга, а также широкого использования современных информационных и спутниковых технологий в получении, сборе и распространении гидрометеорологической информации:


1. Утвердить:

а) Концепцию развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в 2020-2025 годах (далее - Концепция) согласно приложению N 1;

б) "Дорожную карту" по реализации в 2020-2022 годах Концепции развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2;

в) Программу по расширению и автоматизации сети наблюдений Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее - Программа) согласно приложению N 3.

Программа реализуется за счет средств Государственного бюджета, предусмотренных для Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее - Узгидромет) в рамках Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы, грантов международных финансовых институтов и зарубежных организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


2. Определить Узгидромет уполномоченным государственным органом в сфере гидрометеорологии, а также ведения мониторинга изменения климата и загрязнения окружающей природной среды в Республике Узбекистан.

Принять к сведению, что Узгидромет выполняет функции Регионального специализированного метеорологического центра Всемирной метеорологической организации, а также Регионального телекоммуникационного центра по сбору, обработке и распространению гидрометеорологической информации Всемирной службы погоды Всемирной метеорологической организации для государств Центральной Азии.


3. Образовать Государственное учреждение "Центр развития информационных технологий в гидрометеорологии" (далее - Метеоинфоком) на базе Информационно-технического управления "Метеоинфосистем" при Узгидромете.

Установить, что:

на работников Метеоинфокома распространяется порядок оплаты труда и премирования, установленный для работников Узгидромета;

финансирование расходов на текущее содержание, укрепление материально-технической базы и дополнительное материальное стимулирование труда работников Метеоинфокома производятся за счет Государственного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


4. Согласиться с предложением Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства высшего и среднего специального образования и Узгидромета об образовании Ташкентского гидрометеорологического техникума (далее - Техникум) на базе Ташкентского гидрометеорологического колледжа с передачей его в систему Узгидромета.

Определить Техникум базовым учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов среднего звена в сфере гидрометеорологии, ответственным также за разработку учебных программ профессионального обучения по направлениям "метеорология", "гидрология", "связь и коммуникации в гидрометеорологии".

Определить, что:

подготовка кадров в Техникуме осуществляется на основе государственного заказа и платно-контрактной основе;

содержание зданий и сооружений, а также оплата труда работников Техникума осуществляются за счет средств Государственного бюджета.

Принять к сведению, что Техникум выполняет функции Регионального учебного центра Всемирной метеорологической организации.


5. Внедрить порядок повышения квалификации в Ташкентском гидрометеорологическом техникуме работников Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и Узгидромета, ведущих деятельность в сферах "гидрометеорология", "предупреждение и предотвращение опасных гидрометеорологических явлений", "метеорологическое обслуживание авиации", а также "мониторинг загрязнения окружающей природной среды" на основе программы.

Министерству по чрезвычайным ситуациям (Худайбергенов Т.А.), Министерству обороны (Курбанов Б.Н.), Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Д.А.) в месячный срок разработать план мер по повышению квалификации своих работников в целях эффективной организации выполнения настоящего пункта.


6. Одобрить предложение Кабинета Министров, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Узгидромета о ликвидации научно-производственного предприятия "Гидрометприбор".


7. В структуре Центра гидрометеорологической службы:

образовать Ташкентское городское управление гидрометеорологии.

9. Начиная с 1 января 2021 года:

а) применять с увеличением в два раза тарифные коэффициенты по утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке при определении должностного оклада работников Узгидромета и Метеоинфокома;

б) выплачивать ежемесячную надбавку за выслугу лет работникам Узгидромета и Метеоинфокома в следующих размерах (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):

от 2 до 5 лет - 0,2; от 5 до 10 лет - 0,3; от 10 до 15 лет - 0,4; от 15 до 20 лет - 0,5; от 20 до 25 лет - 0,6; более 25 лет - 0,7.

При этом при исчислении стажа работы в сфере, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, принимается во внимание стаж работы в системе Узгидромета и его подведомственных организациях.

Определить, что расходы, связанные с реализацией мер, установленных в настоящем пункте, а также содержанием зданий и сооружений и оплатой труда работников Научно-исследовательского гидрометеорологического института осуществляются за счет средств Государственного бюджета.

Министерству финансов (Ишметов Т.А.) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией мер, определенных в настоящем пункте, за счет средств Государственного бюджета.


10. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) обеспечить финансирование научно-исследовательских разработок Научно-исследовательского гидрометеорологического института путем формирования научных проектов в сфере гидрометеорологической деятельности, направленных на уменьшение негативного воздействия глобального изменения климата на отрасли экономики и смягчение его последствий.

Утвердить основные направления научных исследований, проводимых Научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом в 2021-2023 годах, согласно приложению N 7.


11. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Узгидромета об организации с 2021/2022 учебного года факультета Гидрометеорологии в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.


12. Фонду "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками организовать с 2021 года обучение, повышение квалификации и прохождение стажировки работников Узгидромета, обладающих высоким потенциалом, в ведущих зарубежных образовательных, научных и специализированных учреждениях в установленном порядке.

13. Центру гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.):

а) вносить в Кабинет Министров информацию о дальнейшем совершенствовании международного сотрудничества в сфере гидрометеорологии и выполнении обязательств в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения каждые шесть месяцев;

б) совместно с Агентством космических исследований и технологий при Кабинете Министров (Кодиров Ш.М.), Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.М.) и Министерством инновационного развития (Абдурахманов И.Ю.) в двухмесячный срок разработать и утвердить Программу единой телекоммуникационной сети передачи данных в целях обмена гидрометеорологической информацией и широкого использования спутниковых технологий и технологий дистанционного зондирования земли в гидрометеорологической деятельности;

в) обеспечить сотрудничество с Всемирной метеорологической организацией и Международной организацией гражданской авиации по реализации на национальном уровне правил и требований международных нормативных актов в области обеспечения авиации метеорологической информацией в Республике Узбекистан;

г) организовать с 2021/2022 учебного года подготовку кадров в сфере гидрометеорологии на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с Российским государственным гидрометеорологическим университетом и другими зарубежными образовательными учреждениями;

д) обеспечить прогнозирование и наблюдение за опасными гидрометеорологическими явлениями, определение регионов и территорий с высоким риском их возникновения, выдачу необходимых предписаний по проведению соответствующих профилактических мероприятий, а также представление оперативной гидрометеорологической информации службам Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

е) внести в Кабинет Министров:

в трехмесячный срок - предложения по кардинальному улучшению материально-технического оснащения аналитических лабораторий мониторинга окружающей природной среды, а также обеспечению их химическими реактивами, поверочными газами, прекурсорами и иными расходными материалами, необходимыми для выполнения анализов;

начиная с 2022 года - ежегодно в срок до 1 декабря Программу мер по реализации Концепции в следующем году с проведением глубокого анализа выполнения задач текущего года;

в срок до 1 февраля 2021 года - порядок выдачи разрешений и обмена информацией между юридическими лицами, осуществляющими гидрометеорологическую деятельность;

в срок до 1 марта 2021 года - программу проектов технической помощи международных финансовых институтов и фондов, направленную на совершенствование гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды;

проекты законов "О гидрометеорологической деятельности" и "Об учреждении звания "Заслуженный гидрометеоролог Узбекистана";

ж) совместно с Министерством энергетики (Султанов А.С.) организовать предоставление инвесторам метеорологической и гидрологической информации на договорной основе при реализации ими проектов строительства солнечных и ветряных электростанций на основе принципов государственно-частного партнерства;

з) на основе заказов Министерства энергетики, на основании договоров провести соответствующее изучение и исследования территорий планируемого строительства новых солнечных и ветряных электростанций.


14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента на основе заявок Узгидромета обеспечить отвод земельных участков (за исключением орошаемых сельскохозяйственных земель) для вновь создаваемых гидрометеорологических станций и постов, предусмотренных Программой, согласно приложениям NN 8 - 8o*, а также строительства зданий и сооружений за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.


15. Центру гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) совместно с Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Д.А.) и Министерством водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.) обеспечить оснащение автоматическими устройствами и повышение квалификации работников действующих, а также создаваемых новых метеорологических, гидрологических и агрометеорологических станций и постов за счет грантов международных финансовых организаций, привлекаемых в сферы согласно приложению N 9.


16. Государственному комитету по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ж.) совместно с Центром гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) и органами исполнительной власти на местах эффективно организовать работу по предотвращению опустынивания, борьбе с засухой, восстановлению лесов и увеличению площади лесопосадок на основе гидрометеорологической информации.


17. Министерству водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.) совместно с Центром гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) обеспечить регулярное представление оперативной гидрометеорологической информации по контролю за запасами воды и водными ресурсами, повышению достоверности информации и прогнозов по водным ресурсам.


18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.М.) обеспечить создание Единой телекоммуникационной сети гидрометеорологической информации и спутниковых данных путем организации единой корпоративной системы передачи данных в Узгидромете.


19. Одобрить предложение Министерства сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.), Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (Максудов А.И.), Министерства энергетики (Султанов А.С.) и Министерства транспорта (Махкамов И.Р.) о перечислении в месячный срок денежных средств Узгидромету в качестве предоплаты за оказываемые им услуги в соответствии с приложением N 10 к настоящему постановлению для укрепления материально-технической базы и обновления гидрометеорологической инфраструктуры Узгидромета, а также привлечения в сферу квалифицированных специалистов.


20. Определить, что услуги и информация предоставляются Узгидрометом на основании договоров.

Генеральному директору Центра гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.):

по согласованию с Министерством финансов утвердить тарифы на все предоставляемые услуги в целях дальнейшего улучшения качества услуг, оказываемых Узгидрометом, повышения точности прогнозов погоды, а также создания достаточных условий для обновления инфраструктуры сферы;

предоставить право привлечения на договорной основе выпускников зарубежных высших образовательных учреждений и отечественных специалистов в рамках установленных штатных единиц в целях внедрения передового зарубежного опыта в сфере гидрометеорологии.

Установить, что дополнительные расходы, связанные с выплатой заработной платы в размерах, установленных в трудовых договорах, заключенных между квалифицированными специалистами и Узгидрометом, возмещаются за счет внебюджетных средств Узгидромета, а также грантов и средств технического содействия международных финансовых институтов.


21. Кабинету Министров в двухмесячный срок обеспечить:

утверждение Положения о Центре гидрометеорологической службы Республики Узбекистан;

утверждение структуры Научно-исследовательского гидрометеорологического института;

утверждение порядка организации повышения квалификации работников Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и Центра гидрометеорологической службы в Ташкентском гидрометеорологическом техникуме;

разработку тарифов на услуги, оказываемые Центром гидрометеорологической службы.


22. Возложить персональную ответственность на:

а) советника Премьер-министра Умарова О.М. за:

качественную, полноценную и своевременную реализацию настоящего постановления, эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, заслушивание отчетов их руководителей о принятых мерах, а также оперативное устранение выявленных проблем и недостатков;

координацию своевременного и качественного выполнения мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой" и Программой;

определение первоочередных задач и координацию деятельности министерств и ведомств, ответственных за обеспечение полноценного и своевременного достижения показателей, предусмотренных в настоящем постановлении;

заслушивание ежемесячных отчетов о проделанной работе ответственных лиц;

внесение предложений о применении действенных мер наказания вплоть до освобождения от занимаемой должности должностных лиц, не обеспечивших полноценное и своевременное выполнение возложенных на них задач;

б) министра финансов Ишметова Т.А. за:

своевременное выделение, целевое использование и полное освоение необходимых средств;

осуществление контроля за целевым использованием средств, дополнительно выделенных из бюджета;

в) генерального директора Центра гидрометеорологической службы Хабибуллаева Ш.Х. за:

своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой" и Программой;

внедрение интеллектуальных систем, информационных ресурсов и других программных продуктов в деятельность по оказанию гидрометеорологических услуг;

развитие технологической инфраструктуры гидрометеорологической службы;

г) руководителей соответствующих министерств и ведомств за:

своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой" и Программой;

д) Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента за выполнение соответствующих программ по развитию территориальных управлений Центра гидрометеорологической службы.


23. Абзац шестой пункта 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2017 года N ПП-3029 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан", а также приложение N 10 к данному постановлению признать утратившими силу.


24. Центру гидрометеорологической службы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


25. Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

По итогам каждого квартала представлять Президенту Республики Узбекистан информацию об эффективности реализуемых мер.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 8 - 8o приводятся на узбекском языке






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 17.11.2020 г. N ПП-4896



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации в 2020-2022 годах Концепции

развития гидрометеорологической службы

Республики Узбекистан в 2020-2025 годах


  

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизмы реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

  

1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ

ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  

1.

Утверждение Положения о Центре гидрометеорологической службы.

Проект постановления Кабинета Министров

31 декабря

2020 года

Узгидромет, Минюст, министерства и ведомства

   

2.

Подготовка и обеспечение реализации государственных стандартов и технических регламентов в сфере гидрометеорологии в соответствии с требованиями мировых стандартов.

  

Программа мер

1 февраля

2021 года

Узгидромет, Минюст, Агентство "Узстандарт"

3.

Разработка Регламента о порядке предоставления специализированных услуг, обеспечивающего регулирование вопросов представления информационных услуг в сферах гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 марта

2021 года

Узгидромет, Минюст, министерства и ведомства

4.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О гидрометеорологической деятельности".

  

Проект закона

30 марта

2021 года

Узгидромет, Минюст, министерства и ведомства

5.

Образование Государственного учреждения "Центр развития информационных технологий в гидрометеорологии" с определением его следующих основных задач:

повышение эффективности гидрометеорологической службы, внедрение современных интеллектуальных систем, информационных ресурсов и других программных продуктов, обеспечивающих своевременное представление электронных услуг;

развитие технологической инфраструктуры гидрометеорологической службы, организация электронного взаимодействия и создание единой телекоммуникационной сети для обмена гидрометеорологической информацией и спутниковыми данными;

широкое использование высокоскоростных компьютерных центров для обработки и анализа большого объема цифровой информации, моделирования гидрометеорологической информации и спутниковых данных;

развитие у работников гидрометеорологической службы навыков, особенно в области информации большого объема, компьютерного моделирования, спутниковых технологий и информационной безопасности.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 марта

2021 года

Узгидромет, Минюст, министерства и ведомства

6.

Пересмотр цен на гидрометеорологические услуги в целях дальнейшего улучшения качества оказания гидрометеорологических услуг и услуг по представлению информации о состоянии загрязнения окружающей природной среды органам государственного управления, министерствам и ведомствам, повышения точности прогнозов погоды в целях создания достаточных условий для обновления инфраструктуры Узгидромета.

  

Нормативный акт

Февраль

2021 года

Узгидромет, Минфин

7.

Разработка порядка выдачи разрешений и обмена информацией между юридическими лицами, осуществляющими гидрометеорологическую деятельность.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 апреля

2021 года

Кабинет Министров, Узгидромет, Агентство "Узстандарт"

  

2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

  

8.

Совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения опасных гидрометеорологических явлений.

  

Программа мер

1 апреля

2021 года

Узгидромет, МЧС, министерства и ведомства

9.

Совершенствование технологии управления в целях обеспечения автоматизации процесса получения и распределения информации, приема, каталогизации и архивации полученного комплекса данных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в Узгидромете.

  

Программа мер

30 января

2021 года

Узгидромет

10.

Формирование Единого электронного фонда гидрометеорологической информации и информации о состоянии загрязнения окружающей природной среды.

  

Программа мер

2021-2022

годы

Узгидромет

11.

Создание интеллектуальной системы оперативного мониторинга всех видов деятельности, в том числе по метеорологии, агрометеорологии, гидрологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на основе комплексного анализа данных наземных наблюдений, дистанционного зондирования и современных методов математического моделирования.

  

Программа мер

2021-2022

годы

Узгидромет, Агентство "Узбеккосмос", Мининфоком

12.

Создание Единой телекоммуникационной сети гидрометеорологической информации и спутниковых данных путем организации единой корпоративной системы передачи данных в Узгидромете.

  

Организационные меры

2021-2022

годы

Узгидромет, Мининфоком

13.

Реализация мер по строительству зданий и сооружений для создаваемых новых снеголавинных станций, метеорологических станций и пунктов наблюдений, а также укреплению их материально-технической базы.

Организационные меры

2021-2025

годы

Узгидромет, Минфин, Минэкономразвития, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

  

14.

Передача Узгидромету автоматических авиационных метеорологических станций (КРАМС), установленных на территории  аэропортов республики, принадлежащих Государственному унитарному предприятию "O`zaeronavigatsiya" с пересмотром объема отчислений в целях совершенствования порядка метеорологического обслуживания авиации.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 марта

2021 года

Минтранс, Узгидромет, Минюст

  

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

В СФЕРАХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КЛИМАТОЛОГИИ

  

15.

Совершенствование качества оказания услуг населению и субъектам предпринимательства путем внедрения электронных форм оказания услуг, обеспечения технологической и информационной безопасности инфраструктуры, информационных систем, ресурсов и программных продуктов гидрометеорологической службы.

  

Программа мер

2021-2022

годы

Узгидромет, Мининфоком

16.

Разработка, внедрение и поддержание на высоком уровне системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2015 в целях повышения результативности деятельности авиаметеорологических подразделений.

  

Организационные меры

2021-2022

годы

Узгидромет, Агентство "Узстандарт"

17.

Развитие сотрудничества с национальными партнерскими организациями и авиационными пользователями по вопросам метеорологического обеспечения авиации в целях обеспечения выполнения современных требований безопасности полетов.

  

Соглашения о сотрудничестве

На постоянной основе

Узгидромет, Минтранс

18.

Организация представления метеорологической и гидрологической информации Министерству энергетики и инвесторам на договорной основе в процессе использования возобновляемых источников энергии, а также определения площадей, строительства и эксплуатации солнечных и ветряных электростанций.

  

Организационные меры

2020-2025

годы

Узгидромет, Минэнерго

  

4. УКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РАБОТНИКОВ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

  

19.

Учреждение звания "Заслуженный гидрометеоролог Узбекистана".

Проект закона

30 марта

2021 года

Узгидромет, Минюст, министерства и ведомства

  

20.

Учреждение нагрудного знака "Отличник гидрометеорологической службы" Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 февраля

2021 года

Узгидромет, ГПО "Давлат белгиси"

21.

Организация факультета Гидрометеорологии в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, налаживание подготовки на данном факультете высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками.

  

Организационные меры

2 сентября

2021 года

МВССО, НУУз, Узгидромет

22.

Организация с 2021/2022 учебного года обучения по направлению "Гидрометеорология" на основе совместных образовательных программ с Российским государственным гидрометеорологическим университетом.

  

Организационные меры

С 2021/2022

учебного года

МВССО, НУУз, Узгидромет

23.

Организация обучения по новым направлениям образования бакалавриата на основе предложений потребителей кадров и опыта ведущих зарубежных высших образовательных учреждений в сфере гидрометеорологии.

  

Организационные меры

1 сентября

2021 года

Минэкономразвития, МВССО, НУУз, Узгидромет

24.

Организация системы подготовки кадров по направлениям образования бакалавриата с учетом особенностей профессиональной деятельности в сфере гидрометеорологии.

  

Организационные меры

1 сентября

2021 года

МВССО, НУУз, Узгидромет

25.

Организация подготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена по гидрометеорологии в Ташкентском гидрометеорологическом техникуме.

  

Организационные меры

С 2021/2022

учебного года

МВССО, НУУз, Узгидромет, НИГМИ

26.

Разработка и утверждение новых типовых штатных нормативов должностей в производственных подразделениях Узгидромета с учетом условий труда и объема выполняемых работ.

  

Нормативный акт

Февраль-март

2021 года

Узгидромет, Минфин, Минтруд

27.

Организация подготовки, повышения квалификации и стажировки кадров за рубежом по направлениям гидрометеорологической деятельности Фондом "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками в установленном порядке.

  

Организационные меры

2021-2025

годы

Узгидромет, Фонд "Эл-юрт умиди"

  

5. ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРАХ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

  

28.

Развитие системы проведения научно-исследовательских работ в сфере гидрометеорологической деятельности, направленной на уменьшение негативного воздействия глобального изменения климата на отрасли экономики страны и смягчение его последствий.

  

Программа научно-исследовательских работ до 2023 года

2021-2023

годы

Узгидромет, Мининновации, Минсельхоз, Минводхоз

29.

Формирование приоритетного направления научных исследований "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" на основе предложений Центра гидрометеорологической службы.

  

Организационные меры

1 декабря

2020 года

Мининновации, Узгидромет, Госкомэкологии

30.

Переоснащение, ремонт зданий и сооружений Научно-исследовательского гидрометеорологического института и действующих уникальных научных объектов в целях формирования современной материально-технической базы для эффективного и качественного проведения научно-исследовательских работ.

  

Организационные меры

2021-2023

годы

Узгидромет, Минфин, НИГМИ

  

6. РАСШИРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРАХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

  

31.

Расширение участия специалистов Узгидромета в комиссиях, программах и экспертных группах Всемирной метеорологической организации и ее региональных ассоциаций.

  

Программы сотрудничества

На постоянной основе

Узгидромет, МИД

32.

Развитие регионального и международного сотрудничества в сфере гидрометеорологии путем организации и участия в научных конференциях, семинарах, проектах и других мероприятиях в сферах гидрометеорологии, изменения климата и мониторинга окружающей среды.

  

Программы сотрудничества

На постоянной основе

Узгидромет, МИД

33.

Расширение сотрудничества с Всемирной метеорологической организацией и Международной организацией гражданской авиации по реализации на национальном уровне правил и требований международных нормативных актов в области обеспечения авиации метеорологической информацией в Республике Узбекистан.

  

Программы сотрудничества

На постоянной основе

Узгидромет, МИД

34.

Подготовка и реализация проектов технического содействия международных финансовых институтов и фондов, направленных на укрепление и поддержку снижения изменения климата, риска стихийных бедствий, гидрометеорологического и климатического мониторинга и мониторинга окружающей природной среды.

  

Программы сотрудничества

На постоянной основе

Узгидромет, МИВТ, Минсельхоз, Минводхоз, Минэнерго, МИД

  

7. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  

35.

Организация издания научного журнала "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды".

  

Организационные меры

С 2021 года,

ежеквартально

Узгидромет, НИГМИ

36.

Расширение перечня гидрометеорологической информации и  оказываемых специализированных услуг, а также сборника общих данных для размещения на Портале открытых данных Республики Узбекистан.

  

Программа комплексных мер

2021-2022

годы

Узгидромет, Госкомстат, ТПП

37.

Повышение качества визуализации гидрометеорологических данных, обновление официального сайта Узгидромета и создание его мобильного приложения.

  

Программа мер

В течение

2021 года

Узгидромет

38.

Расширение взаимного сотрудничества с общественностью с широким привлечением институтов гражданского общества, средств массовой информации, работников ведущих образовательных и научных учреждений, а также ведущих специалистов в сфере гидрометеорологии.

  

Программа мер

На постоянной основе

Узгидромет, НТРК

39.

Широкое празднование 100-летия образования Гидрометеорологической службы Узбекистана.

  

Проект постановления Кабинета Министров

1 апреля

2021 года

Узгидромет, Минфин, министерства и ведомства

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 17.11.2020 г. N ПП-4896



ПРОГРАММА

расширения и автоматизации наблюдательной сети

Центра гидрометеорологической службы

Республики Узбекистан



I. Расширение наблюдательной сети Центра

гидрометеорологической службы Республики Узбекистан

  

Сеть наблюдений

Имеющиеся

Планируемые

  

в том числе:

  

Всего

  

в 2020 г.

  

в 2021 г.

в 2022 г.

в 2023 г.

в 2024 г.

в 2025 г.

Метеорологические станции

  

70

19

5

5

4

2

2

1

89

Снеголавинные станции

  

3

5

2

1

1

1

-

-

8

Авиаметеорологические станции

  

12

2

-

1

1

-

-

-

14

Гидрологические посты

  

134

11

1

2

2

2

2

2

145

Агрометеорологические посты

  

33

12

-

2

2

3

3

2

45

Метеорологические радиолокаторы

  

3

4

1

1

2

-

-

-

7

Пункты мониторинга загрязнения атмосферного воздуха

  

63

5

2

2

1

-

-

-

68

Лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха

  

17

4

-

2

2

-

-

-

21

Всего:

  

335

62

11

16

15

8

7

5

397

  


II. Автоматизация наблюдательной сети Центра

гидрометеорологической службы Республики Узбекистан

  

Сеть наблюдений

Имеющиеся

Планируемые

  

в том числе:

  

Всего

В процентах

  

в 2020 г.

  

в 2021 г.

в 2022 г.

в 2023 г.

в 2024 г.

в 2025 г.

Метеорологические станции

  

14

75

48

12

8

7

-

-

89

100

Снеголавинные станции

  

-

8

2

1

1

2

2

-

8

100

Агрометеорологические посты

  

-

45

-

-

5

10

15

15

45

100

Пункты мониторинга загрязнения атмосферного воздуха

  

-

16

2

2

3

3

3

3

16

24

Всего:

  

14

144

52

15

17

22

20

18

158

81

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Постановлению Президента РУз

от 17.11.2020 г. N ПП-4896



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

научно-исследовательских работ, проводимых

Научно-исследовательским гидрометеорологическим

институтом в течение 2021-2023 годов



1. Создание системы мониторинга опасных гидрометеорологических явлений (сильных ветров, ливневых дождей, селевых паводков) и ее мобильного приложения на основе данных численной модели прогноза погоды COSMO-CA.


2. Диверсификация турпакетов в туристских зонах с учетом биоклиматических условий и создание картографической модели туристского потенциала Узбекистана и ее мобильного приложения.


3. Создание программного продукта для количественной оценки влияния атмосферных рек на осадкообразование на территории Узбекистана на основе изучения переноса водяного пара на различных уровнях.


4. Создание единой информационной системы автоматизированной сети метеорологических радиолокаторов в Республике Узбекистан.


5. Разработка оперативной модели диагностики и прогнозирования урожайности озимой пщеницы на орошаемых территориях Узбекистана.


6. Создание национального автоматизированного программного продукта для мониторинга изменения растительного покрова с использованием данных дистанционного зондирования.


7. Разработка системы мониторинга изменений баланса массы горных ледников и сценариев, характеризующих их будущее состояние в условиях глобального изменения климата.


8. Разработка модели прогнозирования изменения водных ресурсов рек Чаткал и Пском с гидроэнергетической точки зрения в условиях изменения климата.


9. Создание нового программного обеспечения динамики формирования снежных запасов в горных регионах Узбекистана с использованием математических моделей, данных дистанционного зондирования и сети наземного наблюдения для повышения качества долгосрочных прогнозов речного стока.


10. Создание интерактивной онлайн-системы раннего предупреждения селепаводковой опасности для территории Республики Узбекистан.


11. Разработка геоинформационной технологии прогноза маловодья на горных реках Узбекистана и сопредельных территориях.


12. Создание программы на базе новой системы мониторинга водных ресурсов и источников их загрязнения с использованием стабильных изотопов в Узбекистане.


13. Создание модели водно-солевого баланса с целью обеспечения устойчивости гидрологического и гидрохимического режима Айдар-Арнасайской системы озер.


14. Разработка программного обеспечения для системы мониторинга качества атмосферного воздуха города Ташкента с учетом изменений климата и городской инфраструктуры.


15. Разработка модели долгосрочного прогнозирования стока рек бассейнов Сурхандарья и Кашкадарья в условиях изменения климата.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 9

к Постановлению Президента РУз

от 17.11.2020 г. N ПП-4896



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации приоритетных проектов

по использованию гидрометеорологии в сфере

сельского хозяйства в рамках Концепции развития

гидрометеорологической службы Республики

Узбекистан в 2020-2022 годах

  

  

N

  

Наименование мероприятий

  

Сроки

Источники финансирования

Ответственные исполнители

Стоимость проекта,

в тыс. долл.

1.

Оснащение 12 агрометеорологических и метеорологических станций, расположенных на сельскохозяйственных территориях Джизакской и Кашкадарьинской областей, автоматическими метеостанциями.

  

август

2021 года

Проект "Комплексное управление природными ресурсами в засушливых и засоленных сельскохозяйственных ландшафтах Центральной Азии и Турции (CACILM-2)" при участии ФАО

Министерство сельского хозяйства, Узгидромет

350

2.

Оснащение 8 существующих и 6 вновь создаваемых агрометеорологических постов в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях автоматическими метеостанциями.

2021-2022

годы

Проект "Диверсификация и модернизация сельского хозяйства" при участии Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD)

  

Министерство сельского хозяйства, Узгидромет

220

3.

Оснащение 33 существующих и 17 вновь создаваемых агрометеорологических постов в республике, в том числе 8 существующих в Республике Каракалпакстан и 4 вновь создаваемых агрометеорологических постов в Хорезмской области, автоматическими метеостанциями.

  

2021-2022

годы

Проект "Улучшение социально-экономической и экологической ситуации в регионе Приаралья" при участии Всемирного банка

Министерство сельского хозяйства, Узгидромет

1000

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 10

к Постановлению Президента РУз

от 17.11.2020 г. N ПП-4896



ПЕРЕЧЕНЬ

министерств, ведомств и хозяйственных

объединений, выделяющих средства на финансирование

модернизации материально-технической базы и обновления

гидрометеорологической инфраструктуры Узгидромета

  

  

N

  

Наименование министерств и ведомств

  

Объем выделяемых средств

(млрд сумов)

1.

Министерство сельского хозяйства

  

5

2.

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды

  

1

3.

Министерство энергетики

  

6

3.1.

АО "Узбекгидроэнерго"

  

3

3.2.

АО "Национальные электрические сети Узбекистана"

  

3

4.

Министерство транспорта

  

13

4.1.

АО "Узбекистон темир йуллари"

  

1

4.2.

АО "Uzbekistan Airways"

  

11

4.3.

АО "Узавтойул"

  

1


Всего

  

25

  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 ноября 2020 г.


"Народное слово", 19 ноября 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

23 ноября 2020 г., N 46, ст. 514