Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.12.2020 г. N ПП-4910 "О мерах по совершенствованию системы отбора талантливой молодежи и деятельности академических лицеев"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.12.2020 г.

N ПП-4910



О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ОТБОРА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЕВ


В целях системной реализации реформ по развитию системы отбора талантливой молодежи, созданию необходимых условий для ее поддержки, поощрению стремлений подрастающего молодого поколения к науке, реализации его научного и творческого потенциала, а также совершенствования деятельности академических лицеев:


1. Возложить на первого заместителя министра высшего образования, науки и инноваций и ректоров (директоров филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих в ведении академические лицеи, персональную ответственность за эффективную организацию системы отбора талантливой молодежи в академические лицеи, повышение качества образования в академических лицеях на постоянной основе, применение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Ректорам (директорам филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих в ведении академические лицеи:

привлечь квалифицированных экспертов из передовых зарубежных стран для совершенствования деятельности соответствующих академических лицеев;

обеспечить привлечение к учебным занятиям высококвалифицированных педагогов и создание условий, необходимых для глубокого освоения учащимися академических лицеев минимум одного иностранного языка;

возложить на проректоров (заместителей директоров филиалов) высших образовательных учреждений персональную ответственность за оказание всесторонней помощи и осуществление контроля за деятельностью академических лицеев по своим направлениям;

обеспечить привлечение к учебным занятиям в академических лицеях профессоров-преподавателей, в том числе руководящих работников высших образовательных учреждений в установленном порядке;

организовать развитие образовательной инфраструктуры академических лицеев на постоянной основе.


2. В обучении учащейся молодежи в академических лицеях (по тексту постановления - академические лицеи) при высших образовательных учреждениях в системе Министерства высшего образования, науки и инноваций, других министерств и ведомств (за исключением Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственной службы безопасности, Национальной гвардии), а также зарубежных высших образовательных учреждениях уделить особое внимание:

выявлению талантливой молодежи, ее отбору в академические лицеи и обучению на основе углубленных образовательных программ;

развитию у учащейся молодежи широкого мировоззрения, интеллектуального потенциала, творческого и аналитического мышления, повышению интереса к науке, расширению ее участия в предметных олимпиадах;

превращению учащихся в активных участников проводимых реформ, их воспитанию в духе патриотизма, изысканий и созидания;

улучшению качества образования и обеспечению прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий в академических лицеях, повышению грамотности учащихся в области информационных технологий, закреплению их за квалифицированными специалистами, достигшими высоких результатов в соответствующей области, на основе системы "наставник - ученик";

повышению квалификации педагогов, реформированию системы их материального и морального стимулирования в целях содержательной и эффективной организации образовательного процесса;

укреплению существующей материально-технической базы, расширению условий и возможностей для самостоятельного формирования знаний в академических лицеях исходя из требований инфраструктуры современного образования.


3. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) в трехмесячный срок изучить передовой зарубежный опыт, разработать и утвердить учебно-методическую документацию, предусматривающую в том числе:

увеличение часов на углубленные предметы с доведением их доли минимум до 50 процентов за счет часов, отведенных на общеобразовательные предметы;

внедрение порядка обучения учащихся на основе учебных программ, предоставляющих возможность всестороннего развития их талантов, одновременно с формированием обязательных требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке учащихся 10-11-х классов в государственных образовательных стандартах общего среднего образования;

унификацию предметов, повторно изучаемых на родственных направлениях образования высших образовательных учреждений, с соответствующими предметами в учебных программах академических лицеев в целях обеспечения преемственности этапов образования.


4. Установить, что для студентов, освоивших унифицированные предметы в период обучения в академическом лицее, поступивших в высшие образовательные учреждения, освоение данных предметов является добровольным.

Министерству высшего образования, науки и инноваций обеспечить проведение учебных занятий по унифицированным предметам профессорами-преподавателями соответствующих высших образовательных учреждений.

5. Согласиться с предложениями Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также министерств и ведомств, имеющих в своих системах высшие образовательные учреждения и академические лицеи, о внедрении начиная с 2021/2022 учебного года:

механизма отбора талантливой молодежи в академические лицеи согласно приложению N 1;

в порядке эксперимента двухэтапной системы отбора талантливой молодежи (далее - двухэтапная система) в академические лицеи, перечень которых приведен в приложении N 2, на основе предварительного письменного экзамена одновременно с тестовыми испытаниями, проводимыми Агентством по оценке знаний и квалификаций на специальных территориях. При этом установить, что льготы для победителей предметных олимпиад и конкурсов, обладателей сертификатов об освоении предметов, предусмотренные в приложении N 1, учитываются также при приеме на учебу в данные академические лицеи.

6. Определить, что:

регистрация лиц, сдающих документы в академические лицеи, проводится посредством Единого портала интерактивных государственных услуг и официального веб-сайта Министерства высшего образования, науки и инноваций;

в случаях, если количество заявлений, поступивших для обучения на соответствующем направлении академического лицея, менее показателя 2:1 по отношению к установленным параметрам приема, параметры приема на данное направление по отношению к количеству заявлений на соответствующий учебный год сокращаются в два раза, за исключением случаев равенства с численностью одной академической группы в данном направлении образования;

в двухэтапной системе предварительный письменный экзамен проводится до вступительных тестовых испытаний академическим лицеем под контролем соответствующего высшего образовательного учреждения, по итогам данного экзамена принимается решение о включении учащихся в список допущенных к сдаче вступительных тестовых испытаний;

в двухэтапной системе порядок проведения и критерии оценки предварительного письменного экзамена утверждаются ректором (директором филиала) соответствующего высшего образовательного учреждения по подведомственности и публикуются на официальном веб-сайте Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также в средствах массовой информации в срок до 1 февраля 2021 года.

7. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров (далее - Инспекция по образованию) (Ташкенбаев У.Н.), а также министерствами и ведомствами, имеющими в своих системах высшие образовательные учреждения и академические лицеи, в срок до 15 декабря 2021 года исходя из результатов эксперимента внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров обоснованные предложения о порядке приема во все академические лицеи на основе двухэтапной системы.


8. Утвердить Программу дополнительных мер по совершенствованию отбора талантливой молодежи и деятельности академических лицеев (далее - Программа) согласно приложению N 3.


9. Образовать Комиссию по совершенствованию деятельности академических лицеев в составе согласно приложению N 4.

Определить основными задачами Комиссии по совершенствованию деятельности академических лицеев (Саломов У.Р.):

организацию разработки и реализации программ в направлении совершенствования деятельности академических лицеев;

координацию и обеспечение взаимодействия министерств, ведомств и организаций в сфере среднего специального образования;

повышение качества образования и улучшение инфраструктуры академических лицеев путем изучения общественного мнения, анализа передового зарубежного опыта и проведения опросов среди педагогов и учащихся, организацию разработки и выполнения плана мер по внедрению информационных технологий в учебный процесс;

проведение регулярных изучений и оценка эффективности организации образовательной деятельности и системы управления деятельностью академических лицеев, созданных условий и действенности применяемых мер по образованию и воспитанию;

проведение критического анализа показателей качества образования, в том числе рейтинга академических лицеев с внесением в коллегию Министерства высшего образования, науки и инноваций соответствующих аналитических документов;

подготовку предложений о совершенствовании нормативно-правовых актов и повышении эффективности работ в сфере среднего специального образования;

организацию полноценной, качественной и своевременной реализации мер, предусмотренных настоящим постановлением.


10. Министерству высшего образования, науки и инноваций и ректорам (директорам филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих подведомственные академические лицеи:

ежегодно начиная с 2021 года разрабатывать и утверждать "Дорожную карту", направленную на развитие деятельности академических лицеев, с привлечением квалифицированных экспертов из передовых зарубежных государств, в частности Финляндии;

проводить мониторинг исполнения "Дорожной карты" с участием зарубежных экспертов на постоянной основе, принимать меры по оперативному устранению обнаруженных проблем;

организовать проведение в академических лицеях непосредственно ректорами (директорами филиалов) высших образовательных учреждений "ректорского часа" с участием работников и учащихся академических лицеев минимум один раз в месяц;

совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своих системах академические лицеи, закрепить соответствующие кафедры высших образовательных учреждений за направлениями образования академических лицеев в целях оказания им научно-методической помощи, эффективной организации учебно-воспитательного процесса, кардинального улучшения качества образования, внедрения передовых педагогических технологий;

организовать работу по проведению учебных занятий по унифицированным предметам профессорами-преподавателями закрепленных кафедр, внедрению соответственно передовых методик преподавания в образовательный процесс академических лицеев, проведению уроков профессионального мастерства, конкурсов среди преподавателей и учащихся академических лицеев, а также развитию научных, инновационных и рационализаторских способностей у учащихся.


11. Установить порядок, в соответствии с которым:

на заседаниях коллегии Министерства высшего образования, науки и инноваций и ученого совета высших образовательных учреждений минимум два раза в год проводятся широкие обсуждения деятельности академических лицеев;

проректоры (заместители директоров филиалов), ответственные за учебную работу высших образовательных учреждений, одновременно являются директорами соответствующих академических лицеев. При этом проректорам (заместителям директоров филиалов), ответственным за учебную работу высших образовательных учреждений, дополнительно к надбавкам, устанавливаемым в соответствии с нормативами, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20 процентов базового должностного оклада за счет внебюджетных средств соответствующих высших образовательных учреждений;

Агентством по оценке знаний и квалификаций для учащихся вторых курсов академических лицеев в течение четвертого семестра проводятся бесплатные тестовые испытания по определению уровня владения иностранным языком и выдаче квалификационного сертификата;

выпускники академических лицеев, не принятые на учебу в высшие образовательные учреждения и желающие овладеть профессиями, обучаются на курсах (в центрах) обучения профессиям за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений по подведомственности. При этом установить, что ректоры (директора филиалов) соответствующих высших образовательных учреждений являются ответственными за организацию работ по обучению профессиям и оказанию всестороннего содействия данным выпускникам.


12. Отменить требование о наличии минимум 5-летнего непрерывного педагогического стажа работы, установленного для привлечения работников к педагогической деятельности в академические лицеи.


13. Начиная с 2021/2022 учебного года:

а) Министерству высшего образования, науки и инноваций разработать рейтинг академических лицеев и обеспечить его прозрачное ведение с охватом в том числе следующих показателей их деятельности:

соотношение числа претендентов, сдавших документы для поступления на учебу в академический лицей, к установленным параметрам приема в данный лицей (показатель конкуренции);

доля учащихся, принятых в высшие образовательные учреждения;

доля учащихся академического лицея, одержавших победу (занявших призовые места) на престижных международных и республиканских предметных олимпиадах и в спортивных соревнованиях на год составления рейтинга;

доля учащихся, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и предметами;

доля педагогов основного штата с ученой степенью, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и знания предметов;

доля зарубежных и отечественных педагогов, имеющих дипломы высших образовательных учреждений, занимающих первые 1 000 позиций в рейтинге международно признанных организаций - Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Aсademic Ranking of World Universities;

б) на основе результатов рейтинга академические лицеи, в показателях качества обучения в которых непрерывно в течение трех лет наблюдается отрицательная динамика, занимающие одно из пяти последних мест в рейтинге, передаются в ведение других высших образовательных учреждений либо реорганизуются в образовательные учреждения иного типа.


14. Утвердить перечень новых специализированных школ и академических лицеев, создаваемых при высших образовательных учреждениях, согласно приложению N 5 в целях привлечения в высшие образовательные учреждения и создания необходимых условий талантливой молодежи.

Установить, что директора специализированных школ при высших образовательных учреждениях назначаются на должность и освобождаются от должности ректором высшего образовательного учреждения по согласованию с соответствующим министерством или ведомством по подведомственности.

Определить источниками финансирования деятельности создаваемых новых специализированных школ и академических лицеев:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средства, поступающие от хозяйственной и предпринимательской деятельности;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

гранты международных финансовых организаций;

иные источники, не запрещенные законодательством.


15. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования, Инспекции по образованию и Республиканского совета высшего образования о:

проведении учебных занятий в режиме онлайн, в том числе с участием высококвалифицированных педагогов республиканских или зарубежных образовательных учреждений;

организации на базе академических лицеев образовательных услуг, летних и зимних школ для подготовки к обучению в данных лицеях, повышения компьютерной грамотности, обучения профессиям и самозанятости (фрилансингу), в том числе путем оказания услуг (выполнения работ) с помощью глобальной информационной сети Интернет;

создании подготовительной учебной литературы по оказанию платных образовательных услуг, разработанной на основе авторских методик, разрешенной к изданию на основании решения совета соответствующего высшего образовательного учреждения по подчиненности.


16. Предоставить академическим лицеям за счет собственных внебюджетных средств, а также внебюджетных средств высших образовательных учреждений право на:

полное или частичное возмещение расходов, связанных с повышением квалификации талантливых педагогов на краткосрочных курсах, в том числе на онлайн-курсах, в образовательных учреждениях зарубежных государств по своей специальности;

привлечение к учебному процессу высококвалифицированных, в том числе зарубежных, специалистов, самостоятельное установление и выплату надбавок и других форм материального стимулирования педагогам и работникам за особые достижения;

материальное стимулирование и поддержку талантливых учащихся, а также учащихся из слоев населения, нуждающихся в социальной защите;

укрепление материально-технической базы, закупку канцелярских товаров, программных продуктов, современных информационно-коммуникационных средств, издание подготовительной учебной литературы, создание и обеспечение веб-сайтов лицеев, внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий.

Разрешить высшим образовательным учреждениям, при необходимости, софинансирование указанных в настоящем пункте расходов академических лицеев своей системы за счет собственных внебюджетных средств.


17. Определить, что:

а) в целях достойного стимулирования труда педагогов и работников академических лицеев за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан начиная с 1 января 2021 года:

на педагогических и учебно-вспомогательных работников академических лицеев распространяются условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих работников специализированных школ;

заместителям директоров академических лицеев, непосредственно связанным с учебно-воспитательным процессом, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20 процентов к базовому должностному окладу;

б) отличившимся педагогам и работникам академических лицеев выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 100 процентов должностного оклада исходя из финансовых возможностей соответствующих высших образовательных учреждений по подведомственности за счет внебюджетных средств, в том числе средств платного контракта данных высших образовательных учреждений;

в) педагогические работники академических лицеев, имеющие ученую степень "кандидат наук" или "доктор философии" (PhD), "доктор наук" либо "доктор наук" (DSc), ученые звания "профессор" или "доцент", по условиям оплаты труда приравниваются к старшему преподавателю высшего образовательного учреждения;

г) начиная с 1 января 2021 года в средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях базовый должностной оклад главного бухгалтера устанавливается в размере 80 процентов от базового должностного оклада директора (исполнительного директора) образовательного учреждения, базовый должностной оклад бухгалтера - в размере 60 процентов.

18. Установить, что пункт 17 настоящего постановления распространяется также на административных, педагогических и других работников из числа гражданского (неаттестованного) персонала академических лицеев в системе Министерства внутренних дел и военно-академических лицеев системы министерств и ведомств, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан (за исключением военно-академических лицеев "Темурбеклар мактаби", специализированной школы-интерната Министерства внутренних дел и военно-академического лицея "Ёш чегарачи").

19. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2020/2021 учебного года:

нормативная предельная численность учащихся, приходящихся на одного педагогического работника, устанавливается в соотношении 1:10 в зависимости от направлений и блоков академических лицеев. При этом нормативы соотношения численности учащихся, приходящейся на одного педагогического работника исходя из направлений и блоков, утверждаются Министерством высшего образования, науки и инноваций по согласованию с Министерством экономики и финансов;

разрешается обучение учащихся с разделением в каждом семестре на группы по углубленно изучаемым предметам в равном соотношении в зависимости от потенциала учащихся в целях повышения качества и эффективности образования.


20. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта по упрощению действующего порядка расходования средств директорского фонда действующих академических лицеев и профессиональных образовательных учреждений.


21. Министерству экономики и финансов совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить регулярное включение в инвестиционные программы Республики Узбекистан на 2022 год и последующие годы работ по реконструкции, капитальному ремонту и оснащению зданий и сооружений академических лицеев на основании обоснованных расчетов.

22. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, определенных настоящим постановлением:

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан Сариеву К.Р., хокиму Кашкадарьинской области Мирзаеву З.Т., хокиму Самаркандской области Турдимову Э.О., хокиму Сырдарьинской области Мирзаеву Г.Г., хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А., хокиму Ташкентской области Холматову Р.К., хокиму Хорезмской области Эрманову Ф.У. и хокиму города Ташкента Артикходжаеву Ж.А. - оказывать всестороннее содействие в полноценной организации деятельности новых специализированных школ и академических лицеев, создаваемых при высших образовательных учреждениях в регионах;

руководителям соответствующих министерств и ведомств - организовать своевременную и качественную реализацию задач, возложенных на них настоящим постановлением, и мероприятий, предусмотренных Программой.


23. Министерству высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


24. Возложить на первого заместителя министра высшего и среднего специального образования Саломова У.Р. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 июня 2021 года и 20 декабря 2021 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                         Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 03.12.2020 г. N ПП-4910



МЕХАНИЗМ

отбора талантливой молодежи

в академические лицеи

  

  

  

Механизм отбора/Обладатели льгот

  

Экзамен/Содержание льгот

  

Механизм отбора талантливой молодежи в академические

лицеи на основе тестовых испытаний

  

Тестовые испытания, проводимые Агентством по оценке знаний и квалификаций в специальных павильонах.

Тестовые испытания состоят из следующих разделов:

I раздел - тестовые испытания по 2 предметам, соответствующим избранному направлению;

II раздел  тест на определение уровня интеллектуальных способностей (IQ).

  

  

Льготы победителям предметных олимпиад и конкурсов, обладателям

сертификатов об уровне освоения предметов

  

Учащиеся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений, участвовавшие в международных предметных олимпиадах - Международная олимпиада по математике (International Mathematical Olympiad (IMO), Международная олимпиада по физике (International Physics Olympiad (IPhO), Международная олимпиада по химии (International Chemistry Olympiad (IChO), Международная олимпиада по биологии (International Chemistry Olympiad (IChO), Международная олимпиада по информатике (International Olympiad in Informatics (IOI), или ставшие победителями в Международной Жаутыковской олимпиаде (International Zhautykov Olympiad (IZhO), Международной Менделеевской олимпиаде, Международной олимпиаде по естественным наукам среди подростков (International Junior Science Olympiad (IJSO), Международном соревновании по математике (International Mathematics Competition (IMC).

  

Принимаются на соответствующие направления академических лицеев без экзаменов, вне параметров приема.

Обладатели 1-3-го мест республиканского этапа предметных олимпиад среди выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений.

При сдаче документов на соответствующее направление академического лицея освобождаются от первоначального письменного экзамена с присуждением максимального балла тестовых испытаний по предмету специализации.

  

  

N

  

Наименование сертификатов

Языки/Предметы

Минимальные баллы

Учащимся, имеющим национальный или международный сертификат об уровне освоения данного иностранного языка и знания предметов, присуждается максимальный балл без сдачи экзаменов по соответствующему иностранному языку и предметам, включенным в блок предметов вступительных тестовых испытаний в академические лицеи.

1.

International English Language Testing System (IELTS academic)

  

Английский язык

5

2.

Test of English as a Foreign Language (TOEFL)

  

IBT 42

3.

Cambridge Assessment English PET

  

B1

4.

Goethe-Zertifikat

  

Немецкий язык

B1

5.

TestDaf

  

B1

6.

Deutsches Sprachdiplom

  

B1

7.

Diplome d'Etudes en Langue Francaise (DELF)

  

Французский язык

B1

8.

Тest de Connaissance du Francais (TCF)

  

B1

9.

Для других языков - по национальному сертификату или международным системам экзаменов

Испанский, турецкий, арабский, фарси, дари, индийский, урду, китайский, корейский, уйгурский, итальянский и японский языки

  

B1

10.

Национальный сертификат по уровню знания иностранного языка и общеобразовательных предметов

  

по принадлежности

B1*

Победители олимпиад и конкурсов среди учащихся 8-9-х классов, проведенных академическими лицеями в целях привлечения талантливых учащихся общеобразовательных учреждений.

Освобождаются от предварительного письменного экзамена при поступлении на направления, рекомендованные академическими лицеями.

  

  

  

*) Примечание. Минимальные баллы по уровню знаний общеобразовательных предметов определяются Агентством по оценке знаний и квалификаций.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 03.12.2020 г. N ПП-4910



ПЕРЕЧЕНЬ

академических лицеев, в которых в порядке

эксперимента внедряется порядок отбора талантливой

молодежи путем проведения двухэтапных

экзаменационных испытаний

  

  

N

  

Наименование академических лицеев

  

1.

Академический лицей при Международной исламской академии Узбекистана

  

2.

Академический лицей при Международном Вестминстерском университете в городе Ташкенте

  

3.

Академический лицей при Университете мировой экономики и дипломатии

  

4.

Академический лицей при Туринском политехническом университете в городе Ташкенте

  

5.

Академический лицей при Ташкентской медицинской академии

  

6.

Академический лицей при Узбекском государственном университете мировых языков

  

7.

Академический лицей при Национальном исследовательском университете "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства"

  

8.

Академический лицей при Национальном университете Узбекистана

  

9.

Академический лицей при Ташкентском педиатрическом медицинском институте

  

10.

Академический лицей при Ташкентском университете информационных технологий

  

11.

Академический лицей при Ташкентском государственном университете востоковедения

  

12.

Академический лицей при Ташкентском финансовом институте

  

13.

Академический лицей при Джизакском государственном педагогическом институте

  

14.

Академический лицей при Наманганском государственном университете

  

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 03.12.2020 г. N ПП-4910



ПРОГРАММА

дополнительных мер по совершенствованию

отбора талантливой молодежи и деятельности

академических лицеев

  

  

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизм реализации

Сроки исполнения

Источники финансирования

Ответственные исполнители

1.

Совершенствование порядка приема на учебу, перевода и отчисления учащихся академических лицеев.

1. Разработка проекта правительственного решения, предусматривающего совершенствование Положения о порядке отбора и приема на учебу учащихся средних общеобразовательных школ в академические лицеи, их перевода и отчисления, в том числе на основе:

а) установления недопустимости выдачи разрешений на:

восстановление на учебе учащихся, отчисленных из академического лицея;

переводов в академические лицеи из общеобразовательных учреждений;

перевод из одного академического лицея в другой, за исключением установленных в законодательстве уважительных причин для перевода студентов высших образовательных учреждений, а также перевода на соответствующие направления других академических лицеев победителей республиканских предметных олимпиад среди выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений и престижных международных предметных олимпиад среди выпускников 8-9-х классов;

б) отчисление учащихся, освоивших два и более предмета на оценку "неудовлетворительно" и грубо нарушивших правила распорядка по итогам семестра;

перевод учащихся, отчисленных из академических лицеев, в общеобразовательные учреждения по месту жительства.

  

1 апреля

2021 года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство народного образования (Шерматов Ш.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения и академические лицеи

2. Внесение проекта правительственного решения в Кабинет Министров.

  

15 апреля

2021 года

2.

Выплата стипендии "Гордость академического лицея" 10 учащимся, имеющим наиболее высокие показатели успеваемости по всем предметам, на основании решения педагогического совета академического лицея.

1. Установление порядка выплаты один раз в семестр стипендии "Гордость академического лицея" в двукратном размере базовой расчетной величины 10 учащимся, имеющим наиболее высокие показатели успеваемости по всем предметам по итогам каждого семестра, на основании решения педагогического совета академического лицея за счет средств, выделенных из Государственного бюджета.

  

1 мая

2021 года

Государственный бюджет Республики Узбекистан

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство финансов (Ишметов Т.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

2. Выплата стипендий учащимся, имеющим наиболее высокие показатели успеваемости, на основании данного порядка.

  

Постоянно,

начиная

с 2021/2022 учебного года

  

3.

Совершенствование системы создания учебной литературы для академических лицеев - учебников, учебных и учебно-методических пособий на основе образовательных программ и программ предметов, адаптированных к двухгодичной системе и направленных на формирование у учащихся определенных компетенций.

1. Реформирование системы создания учебной литературы для академических лицеев - учебников (в том числе с мультимедийными приложениями), учебных и учебно-методических пособий на основе образовательных программ и программ предметов, адаптированных к двухгодичной системе и направленных на формирование у учащихся определенных компетенций на основе международного опыта (в частности, рекомендаций ЮНЕСКО) с разработкой в данном направлении проекта программы мер, предусматривающего:

выдачу разрешений на использование учебной литературы передовых зарубежных стран при проведении учебных и факультативных занятий;

поэтапный переход к системе создания альтернативной учебной литературы;

определение Министерством конкретных требований и критериев, предъявляемых к альтернативной учебной литературе, и представление их широкой общественности;

организацию процесса проведения экспертизы альтернативной учебной литературы в сжатые сроки с оцифровкой на основе принципов объективности и гласности;

присвоение грифа альтернативной учебной литературе, прошедшей экспертизу на основе установленных требований и критериев и результатов соответствующей апробации;

предоставление права на использование альтернативной учебной литературы в учебном процессе на основании решения высшего образовательного учреждения по подведомственности;

определение источников обеспечения библиотек академических лицеев современной учебной и художественной литературой в необходимом объеме на постоянной основе.

  

15 мая

2021 года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

2. Внесение проекта программы мер в Кабинет Министров на утверждение.

  

1 июня

2021 года

4.

Совершенствование порядка приема педагогических работников на работу в академические лицеи.

Разработка и утверждение в установленном порядке проекта нормативно-правового акта, предусматривающего усиление требований к педагогическим работникам академических лицеев, опубликование информации и принятие заявлений на участие в конкурсах на вакантные места, проводимых в режиме онлайн, а также создание прозрачного и централизованного электронного механизма принятия на работу на конкурсной основе.

  

1 апреля

2021 года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

5.

Внедрение системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников академических лицеев.

1. Разработка проекта правительственного решения о внедрении системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников академических лицеев.

  

1 сентября

2020 года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

  

2. Внесение проекта правительственного решения в Кабинет Министров.




  

15 сентября

2021 года

6.

Внедрение в академических лицеях информационной системы, предусматривающей оцифровку групповых журналов, рейтинговых книжек, учебных занятий, расписаний экзаменов, успеваемости и посещаемости учащихся, дипломов и академических справок.

Разработка информационной системы, предусматривающей оцифровку групповых журналов, рейтинговых книжек, учебных занятий, расписаний экзаменов, успеваемости и посещаемости учащихся, дипломов и академических справок, в академических лицеях, предусмотрев также:

предоставление возможности использования данной системы родителями учащихся (лицами, их заменяющими, попечителями, спонсорами) для обеспечения общественного контроля;

создание возможности для проведения в информационной системе социального опроса среди учащихся и педагогов академических лицеев не менее двух раз в год;

охват в опросах таких вопросов, как проблемы в академической деятельности учащейся молодежи, созданные условия и качество образования в образовательных учреждениях;

разработку вопросника совместно с Инспекцией;

возможность пользования результатами опросов руководством академических лицеев и соответствующих высших образовательных учреждений по подведомственности, а также Министерством высшего и среднего специального образования и Инспекцией по образованию.

  

1 августа

2021 года

Фонд развития высших образовательных учреждений Министерства высшего и среднего специального образования, Государственный бюджет Республики Узбекистан

Министерство высшегои среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

2. Внедрение информационной системы.

  

2021/2022

учебный год

  

7.

Определение параметров приема на учебу в академические лицеи.

1. Формирование параметров приема на учебу в академические лицеи.

  

Ежегодно

1 мая

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство финансов (Ишметов Т.), Министерство экономического развития и сокращения бедности (Ортиков А.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

  

2. Утверждение Государственной комиссией по приему на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан параметров приема в академические лицеи.






  

Ежегодно

1 июня

8.

Организация экзаменов по приему учащихся в академические лицеи.

1. Опубликование на веб-сайтах Министерства высшего и среднего специального образования, высших образовательных учреждений, академических лицеев, а также в средствах массовой информации конкретной даты и мест проведения вступительных тестовых испытаний в академические лицеи.

  

Не менее чем за 15 дней до проведения тестовых испытаний

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

  

2. Проведение тестовых испытаний.

  

Ежегодно

в июне - июле

  

9.

Утверждение блоков тестовых испытаний, проводимых для приема на учебу в академические лицеи.

1. Утверждение блока предметов по направлениям, по которым тестовые испытания будут проводиться в очередном учебном году, и его опубликование на очередной учебный год.

  

15 января

2021 года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Государственный центр тестирования (Каримов М.)

2. Утверждение и опубликование перечня литературы, необходимой для подготовки к тестам для определения уровня логического мышления (IQ).

  

Ежегодно

1 ноября

начиная с 2021/2022 учебного

года

  

10.

Повышение квалификации преподавателей академических лицеев.

Организация обучения в магистратуре и докторантуре в зарубежных странах талантливых преподавателей академических лицеев на основе стипендии Фонда "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками, а также повышения их квалификации и прохождения стажировок на основе прямых заявок организации-заказчика.

  

Постоянно

Целевые средства, предусмотренные в Государственном бюджете для Министерства высшего и среднего специального образования, министерств и ведомств, в системе которых имеется высшее образовательное учреждение, их внебюджетные средства, средства Фонда "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками и иные источники, не запрещенные актами законодательства

  

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения, Фонд "Эл-юрт умиди"

11.

Привлечение одаренных учащихся в академические лицеи.

Проведение олимпиад и различных конкурсов среди учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений в прозрачной форме, создание единой базы данных на основе изучения знаний, интересов и личных качеств учащихся 5-6-х классов, а также проведение в общеобразовательных школах широкой пропагандистской работы по информированию учащихся о деятельности академических лицеев, условиях приема и льготах в целях привлечения в академические лицеи талантливых учащихся.

  

Постоянно

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Министерство народного образования (Шерматов Ш.), высшие образовательные учреждения, имеющие в своей системе академические лицеи

12.

Проведение анализа по уровню поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения.

Проведение анализа уровня поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения в рамках выполнения требований, установленных порядком отбора и приема на учебу учащихся средних общеобразовательных учреждений в академические лицеи, их перевода и отчисления, а также принятых мерах в отношении руководителей и педагогических работников образовательных учреждений по результатам данного анализа, последующее внесение в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан соответствующей информации.

  

1 мая

2021 года


Ежегодно

1 октября

начиная

с 2021/2022 учебного года

-

Министерство высшего и среднего специального образования (Маджидов И.), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), Государственный центр тестирования (Каримов М.), министерства и ведомства, имеющие в своей системе высшие образовательные учреждения

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 03.12.2020 г. N ПП-4910



СОСТАВ

Комиссии по совершенствованию

деятельности академических лицеев

  

  

Саломов У.Р.

-

первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, председатель Комиссии

  

Шарифходжаев У.У.

-

первый заместитель министра народного образования Республики Узбекистан

  

Турдикулова Ш.У.

-

первый заместитель министра инновационного развития Республики Узбекистан

  

Ортиков А.Ж.

-

первый заместитель министра экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

  

Мухитдинов Э.М.

-

первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

  

Абруев Ж.И.

-

заместитель министра финансов Республики Узбекистан

  

Пекось О.А.

-

первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

  

Асадов Ш.И.

-

заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан

  

Куйсинов О.А.

-

заместитель начальника Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

  

Раджабов С.Б.

-

заместитель директора Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

  

Умурзаков У.П.

-

председатель Республиканского совета высшего образования

  

Холмуродов Р.И.

-

ректор Самаркандского государственного университета

  

Каримов К.Х.

-

ректор Университета мировой экономики и дипломатии

  

Ниязбеков С.С.

-

начальник главного управления Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, секретарь Комиссии

  

  

Примечания: при переходе членов Комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.

К деятельности Комиссии по согласованию могут привлекаться руководители и специалисты других министерств, ведомств, хозяйственных обществ и институтов гражданского общества.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 03.12.2020 г. N ПП-4910



ПЕРЕЧЕНЬ

новых специализированных школ

и академических лицеев, создаваемых

при высших образовательных учреждениях

  

  

N

  

Наименования создаваемых специализированных

школ и академических лицеев

  

Здания, в которых размещаются специализированные

школы и академические лицеи

  

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, НАЧИНАЮЩИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С 2020/2021 УЧЕБНОГО ГОДА

  

1.

Специализированная школа по физике, математике и информатике при Ургенчском государственном университете

  

Средняя общеобразовательная школа N 6 города Ургенча Хорезмской области

2.

Специализированная школа по математике при Нукусском государственном педагогическом институте

  

Академический лицей при Нукусском государственном педагогическом институте, деятельность которого прекращена

  

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, НАЧИНАЮЩИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С 2021/2022 УЧЕБНОГО ГОДА

  

1.

Специализированная школа по точным и естественным наукам при Национальном университете Узбекистана

  

Академический лицей при Национальном университете Узбекистана, деятельность которого прекращена

2.

Специализированная школа по точным наукам при Самаркандском государственном университете

  

Академический лицей N 3 Ургутского района при Самаркандском государственном университете, деятельность которого прекращена

   

3.

Специализированная школа по точным наукам при Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства

  

Юнусабадский академический лицей при Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, деятельность которого прекращена

  

4.

Специализированная школа по точным и естественным наукам при Каршинском инженерно-экономическом институте

  

Академический лицей при Каршинском инженерно-экономическом институте, деятельность которого прекращена

   

5.

Академический лицей при Шахрисабзском филиале Ташкентского государственного педагогического университета

  

Филиал Шахрисабзского профессионального колледжа информационных технологий, деятельность которого прекращена

  

6.

Академический лицей при Янгиерском филиале Ташкентского химико-технологического института

  

Акалтынский промышленный профессиональный колледж, деятельность которого прекращена

7.

Академический лицей при Термезском институте агротехнологий и инновационного развития

  

Кызырыкский профессиональный колледж сельского хозяйства и сервиса, деятельность которого прекращена

8.

Академический лицей при Алмалыкском филиале Ташкентского государственного технического университета

  

Ангренский профессиональный колледж сферы услуг, деятельность которого прекращена

  

  

Примечания. Средняя общеобразовательная школа N 6 города Ургенча Хорезмской области также продолжит деятельность в своем здании.

Прием в образовательные учреждения, начинающие деятельность с 2020/2021 учебного года, будет осуществляться в течение учебного года.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 декабря 2020 г.


"Народное слово", 4 декабря 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

7 декабря 2020 г., N 48, ст. 536