Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19.12.2020 г. N 36 "О практике взыскания судебных расходов по экономическим делам"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

19.12.2020 г.

N 36



О ПРАКТИКЕ

ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДЕЛАМ


В целях устранения недостатков, имеющихся в судебной практике по взысканию судебных расходов по экономическим делам, обеспечения правильного применения судами законодательства по указанному вопросу, на основании статьи 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Судам следует иметь в виду, что судебные расходы по экономическим делам состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.


2. В соответствии с частью первой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О государственной пошлине" (далее - Закон "О государственной пошлине") под государственной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.

Поскольку государственная пошлина, наряду с другими видами обязательных платежей, является составляющей частью формирования доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, судам необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о взыскании государственной пошлины по экономическим делам.


3. Разъяснить, что государственная пошлина по экономическим делам взимается:

1) с подаваемых в суд исковых заявлений;

2) с заявлений о признании юридических и физических лиц неплатежеспособными;

3) с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;

4) с заявлений об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере;

5) с заявлений об оспаривании решений третейского суда;

6) о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;

7) с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (арбитража);

8) с апелляционных и кассационных жалоб:

а) на решения экономических судов;

б) на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

в) на определения по делам об оспаривании решений третейского суда;

г) на определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;

д) на определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (арбитража);

9) за выдачу дубликатов и копий документов;

10) с заявлений об отмене решения арбитража.

Также государственная пошлина взимается с заявлений об увеличении размера исковых требований и о выдаче судебного приказа.

За снятие фотокопий материалов дела государственная пошлина не взимается.


4. Отношения, связанные с уплатой государственной пошлины по экономическим делам, регулируются главой 12 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК) и Законом "О государственной пошлине".


5. Государственная пошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления (заявления), жалобы, если иное не установлено законом (например, когда плательщик освобожден законом от уплаты государственной пошлины или судом представлена отсрочка уплаты государственной пошлины).

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с отметкой банка о принятии платежа.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме должен быть подтвержден квитанцией, выдаваемой плательщику банком по установленной форме.

В случаях, когда по одному платежному поручению государственная пошлина уплачена по нескольким исковым заявлениям (заявлениям), подлежащим рассмотрению в данном суде, платежное поручение прилагается к одному из дел.

В остальных делах судьей производится отметка (составляется справка) об уплате государственной пошлины с указанием даты и номера платежного поручения со ссылкой на дело, в котором находится платежное поручение.

Данное правило применяется и к почтовым расходам.


6. Следует иметь в виду, что размер государственной пошлины, подлежащей уплате, зависит от вида требования, с которым истец (заявитель) обращается в суд, и определяется по ставкам, установленным законодательством.

С исковых заявлений (заявлений), состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается за каждое требование в отдельности по ставкам, установленным, соответственно, для данного требования.

Согласно статье 139 ЭПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.

Разъяснить судам, что размер уплачиваемой (взыскиваемой) государственной пошлины по заявлению о выдаче судебного приказа должен быть не менее 50 процентов базовой расчетной величины, а в случае обращения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в суд с заявлением о выдаче судебного приказа размер уплачиваемой государственной пошлины должен быть не менее 25 процентов базовой расчетной величины.


7. Судам следует иметь в виду, что согласно абзацу третьему части первой статьи 19 Закона "О государственной пошлине", со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственная пошлина взимается на общих основаниях.

С вступившего в дело правопреемника истца (заявителя) государственная пошлина взыскивается на общих основаниях, если она не была уплачена ранее.


8. При предъявлении искового заявления (заявления) совместно несколькими лицами государственная пошлина не должна превышать размер, установленный для данного вида требования.

В случае выделения судом одного или нескольких из соединенных требований в отдельное производство, уплаченная с соблюдением требований законодательства государственная пошлина не подлежит пересчету и возвращению. Она подлежит зачету по выделенному отдельно производству, о чем судьей составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам дела.


9. При подаче повторно заявления, оставленного судом без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.

Если в связи с оставлением заявления без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была возвращена, к повторно предъявляемому исковому заявлению (заявлению) может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истек срок исковой давности в соответствии с гражданским законодательством со дня зачисления ее в бюджет (часть пятая статьи 19 Закона "О государственной пошлине").

Эта норма применяется и к исковым заявлениям, предъявляемым повторно после устранения условий, послуживших основанием к их возвращению.


10. При поступлении в суд искового заявления (заявления), не оплаченного государственной пошлиной, судья обязан проверить, не относится ли истец (заявитель) к числу лиц, освобожденных законом (статья 9 Закона "О государственной пошлине") от уплаты государственной пошлины. Если истец (заявитель) не освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона и в заявлении отсутствует ходатайство об отсрочке ее уплаты либо ходатайство отклонено, а также в случае неуплаты почтовых расходов, судья выносит определение о возвращении искового заявления (заявления) (статья 155 ЭПК) с указанием сумм, подлежащих уплате государственной пошлины и почтовых расходов, а также права истца (заявителя) на повторное обращение в суд на общих основаниях.

Следует иметь в виду, что по закону судья не наделен правом полного или частичного освобождения от уплаты либо уменьшения размера государственной пошлины. Однако, исходя из имущественного состояния истца (заявителя), в частности юридического и физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, он вправе решить вопрос об отсрочке уплаты государственной пошлины (часть двадцать седьмая статьи 19 Закона "О государственной пошлине").


11. При решении вопроса об отсрочке уплаты государственной пошлины, взыскиваемой как с юридического, так и с физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, суд должен проверить доказательства отсутствия денежных средств, подтвержденном обслуживающим банком. При этом подтверждение банка об отсутствии денежных средств должно быть датировано не ранее трех дней до даты обращения в суд.


12. Разъяснить судам, что основания возврата государственной пошлины предусмотрены в статье 18 Закона "О государственной пошлине", по смыслу которой пошлина, внесенная в большем размере, чем это требуется по закону, возвращается в части излишне уплаченной суммы, а в остальных случаях - в полном объеме.


13. Судам следует иметь в виду, что к издержкам, связанным с рассмотрением экономического дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам;

расходы, связанные с осмотром доказательств на месте;

суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной судом;

почтовые расходы, связанные с направлением судебных извещений и судебных актов;

расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи;

другие расходы, связанные с рассмотрением дела.

Обратить внимание судов, что законом не предусмотрено освобождение от уплаты судебных издержек.


14. Невнесение предварительно средств на оплату судебных издержек не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного стороной (сторонами) ходатайства о вызове свидетеля, эксперта, специалиста, производства осмотра на месте, если это необходимо для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон. В таком случае понесенные в связи с рассмотрением дела издержки, взыскиваются судом по правилам, установленным статьей 118 ЭПК, при принятии судебного акта.


15. Разъяснить, что размер сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, и порядок их выплаты установлены постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2023 года N 570 "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты средств, подлежащих выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и присяжным".

16. По общему правилу судебные расходы по делу несет сторона, оказавшаяся неправой в споре.

Порядок распределения судебных расходов между сторонами и возмещения их государству регулируется статьей 118 ЭПК. Поэтому в процессе судебного разбирательства, суд (судья) обязан исследовать обстоятельства, связанные с судебными расходами, сделать по этим обстоятельствам соответствующие выводы в мотивировочной части решения и установить не только право на взыскание, но и определить точную сумму, подлежащую взысканию со стороны (сторон) по делу, и указать эту сумму в резолютивной части решения (определения, постановления).


17. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец (заявитель) был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.

При полном или частичном удовлетворении искового заявления (заявления), предъявленного несколькими истцами (заявителями), освобожденными от уплаты государственной пошлины, к нескольким ответчикам, она взыскивается в доход государства отдельно с каждого ответчика, пропорционально удовлетворенным требованиям.

В случае удовлетворения искового заявления (заявления), отнесение судебных расходов на истца (заявителя) возможно лишь при наличии его соответствующего ходатайства.

В случаях когда исковые заявления (заявления), поданные государственными органами и другими лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины, в интересах юридических лиц и граждан оставляются без рассмотрения или прекращается производство по делу, государственная пошлина взыскивается с истцов, в интересах которых предъявлен иск, за исключением случаев, когда иск оставлен без рассмотрения или прекращено производство по делу согласно статье 18 Закона "О государственной пошлине".

В случаях, когда в иске заявлено требование о применении последствий недействительности сделки, то по данному требованию государственная пошлина взыскивается по ставке, предусмотренной для требований имущественного характера.

18. Разъяснить, что при отказе истца (заявителя) от заявленных требований, понесенные им расходы ответчиком не возмещаются.

В случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца (заявителя), освобожденного от уплаты государственной пошлины, от своих требований вследствие добровольного полного или частичного удовлетворения их ответчиком, государственная пошлина подлежит взысканию в доход государства с ответчика.


19. В силу статьи 189 ЭПК, дополнительное решение по вопросу о судебных расходах может быть вынесено лишь в том случае, если данный вопрос не был решен судом при постановлении решения.


20. Разъяснить судам, что на судебные акты, принятые по вопросам государственной пошлины, может быть подана жалоба (протест) на общих основаниях, за такие жалобы государственная пошлина не оплачивается.

Если при подаче апелляционной и кассационной жалобы обжалуется судебный акт лишь в части взыскания или отказа во взыскании, то государственная пошлина исчисляется исходя из оспариваемой суммы.

21. Судам следует иметь в виду, что при обращении с апелляционной, кассационной жалобой на судебные акты лица, указанные в части первой статьи 9 Закона "О государственной пошлине", освобождены от уплаты государственной пошлины.

При оставлении без рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы или прекращения производства по делу в связи с отказом от жалобы уплаченная государственная пошлина не возвращается, в случае, если при обращении с жалобой государственная пошлина не была уплачена, она взыскивается с лица, подавшего жалобу.

22. При рассмотрении экономических дел в апелляционном и кассационном порядке суды вышестоящей инстанции должны принимать меры к исправлению ошибок, допущенных судами нижестоящей инстанции при взыскании судебных расходов.

23. Судам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента периодически осуществлять сверку учета поступления государственной пошлины совместно с государственными органами налоговой службы, принимать меры для устранения выявляемых нарушений.


Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)