Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 02.06.2021 г. N УП-6240 "О кардинальном совершенствовании государственного управления в области технического регулирования"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.06.2021 г.

N УП-6240



О КАРДИНАЛЬНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


В целях дальнейшего углубления структурных преобразований в областях технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, их адаптации к международным стандартам, создания среды широкого применения стандартов, а также внедрения современных методов в процессы оценки соответствия:


1. Образовать Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее - Агентство по техническому регулированию) на базе Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации.


2. Определить, что Агентство по техническому регулированию:

является республиканским органом государственного управления по реализации государственной политики в области технического регулирования и метрологии;

вправе принимать общеобязательные нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции.


3. Установить порядок, в соответствии с которым:

получение сертификата соответствия на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, требующую в обязательном порядке получения санитарно-эпидемиологического заключения, осуществляется на добровольной основе. При этом изготовители (производители), поставщики и продавцы данной продукции являются ответственными за обеспечение ее соответствия обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и стандартами;

начиная с 1 сентября 2021 года оценка соответствия отдельных видов продукции с низким уровнем риска проводится путем декларирования соответствия. При этом декларирование соответствия проводится без выдачи сертификата соответствия на основании протоколов испытаний, составляемых по результатам положительных испытаний после проведения полноценных испытаний продукции на основе требований технического регламента;

резидентам Республики Узбекистан - органам по оценке соответствия, аккредитованным органом по аккредитации, являющимся членом международных организаций ILAC/IAF, разрешается выполнять работы по оценке соответствия, без прохождения национальной аккредитации с уведомлением ГП "Узбекский центр аккредитации" об области своей аккредитации. При этом органы по оценке соответствия в оформленных документах по оценке соответствия обязаны обеспечить указание отличительных знаков организаций ILAC/IAF и их размещение на официальных веб-сайтах данных организаций.


4. Установить, что начиная с 1 ноября 2021 года в целях создания удобств для импортеров и обеспечения ввоза на внутренний рынок качественной и безопасной продукции:

а) внедряется порядок выпуска в свободное обращение на территории республики отдельных видов продукции с высоким уровнем риска (за исключением продукции, ввозимой физическими лицами для собственных нужд в пределах норм, установленных актами законодательства) после проведения государственной регистрации. При этом:

документы, подтверждающие соответствие данных видов продукции, ввозимой на территорию республики, требованиям нормативных актов в области технического регулирования, подлежат обязательному размещению в таможенной электронной программе минимум за 15 дней до прибытия этой продукции на таможенную территорию;

перевод продукции в таможенный режим "выпуск для свободного обращения" проводится органами государственной таможенной службы на основании соответствующих документов, подтверждающих соответствие, оформленных аккредитованными органами по оценке соответствия, являющимися резидентами Республики Узбекистан;

б) разрешается импорт отдельных видов продукции с низким уровнем риска в течение двадцати четырех месяцев с оформлением один раз сертификата соответствия (независимо от срока действия) в аккредитованных органах по оценке соответствия, являющихся резидентами Республики Узбекистан. При этом:

данный порядок распространяется на виды продукции одного и того же производителя, указанные в сертификате соответствия;

декларация о соответствии продукции импортера является основанием для перевода продукции в таможенный режим "выпуск для свободного обращения" органами государственной таможенной службы;

субъекты предпринимательства, осуществляющие ввоз товаров по данному упрощенному порядку, являются ответственными за обеспечение соответствия указанных товаров требованиям нормативных актов в области технического регулирования;

в) контроль соответствия продукции, ввозимой в республику, требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и актами законодательства, осуществляется Агентством по техническому регулированию или уполномоченной организацией, входящей в его структуру, на основе риск-анализа;

г) ведение перечня продукции, признанной не соответствующей обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и актами законодательства, осуществляется Агентством по техническому регулированию или уполномоченной организацией, входящей в его структуру. При этом запрещается исключение из перечня продукции, включенной в него, в течение до 6 месяцев, начиная с даты ее регистрации, а также ввоз и выпуск в свободное обращение на территории Республики Узбекистан производителем (его официальным представителем) продукции, признанной несоответствующей.


5. Одобрить предложения Министерства инвестиций и внешней торговли и Агентства по техническому регулированию, предусматривающие:

отмену государственной регистрации нормативных актов о стандартизации, входящих в категорию стандартов организации;

проведение министерствами, государственными комитетами и ведомствами экспертизы стандартов организации без взимания платы.

При этом не допускается подтверждение соответствия продукции на основании стандартов организации в случаях, когда показатели (требования), устанавливаемые стандартами организации, ниже требований стандартов на соответствующую продукцию, действующих в Республике Узбекистан.


6. Определить, что не требуется государственная регистрация стандартов зарубежных государств в Республике Узбекистан для оценки соответствия продукции стандартам зарубежных государств отечественными органами по оценке соответствия.


7. Министерству инвестиций и внешней торговли в срок до 1 июля 2021 года внести в Кабинет Министров предложения о внесении в законодательство изменений, предусматривающих упрощение порядка принятия нормативных актов в области технического регулирования на основе международных требований.


8. При формировании месячных, квартальных и годовых критериев поощрения руководителей предприятий и отраслей принимать во внимание внесенные представления о фактах несоблюдения требований по внедрению, применению и техническому регулированию принимаемых новых международных стандартов и технических регламентов.


9. Агентству по техническому регулированию совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в двухмесячный срок утвердить меры для доведения уровня охвата предприятий профилактикой правонарушений в области технического регулирования в 2021 году до 20 процентов, в 2022 году - до 40 процентов.


10. Переименовать Правительственную комиссию по вопросам развития экспорта и инвестиций, утвержденную Указом Президента Республики Узбекистан от 18 августа 2020 года N УП-6042, в Правительственную комиссию по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования (далее - Правительственная комиссия).

Установить, что решения Правительственной комиссии, принятые в рамках ее полномочий, являются обязательными для исполнения государственными органами и организациями, юридическими и физическими лицами.


11. Возложить на Правительственную комиссию следующие задачи в области технического регулирования внешней торговли:

принятие мер поощрения или дисциплинарного взыскания в отношении руководителей предприятий и отраслей исходя из степени соблюдения ими требований по внедрению, применению и техническому регулированию международных стандартов и технических регламентов;

внесение изменений и дополнений в перечни продукции, соответствие которой требованиям нормативных актов в области технического регулирования подлежит обязательному подтверждению;

утверждение порядка проведения государственной регистрации и перечня отдельных видов продукции с высоким уровнем риска, внесение в них изменений и дополнений;

утверждение порядка возмещения расходов отечественных предприятий, связанных с приобретением и внедрением международных стандартов;

установление дополнительных выплат работникам Агентства по техническому регулированию и ведомственных организаций, входящих в его организационную структуру (за исключением выплаты надбавок, доплат, вознаграждений и других дополнительных выплат к заработной плате, поощрительных и компенсационных выплат).

Ежеквартально на заседаниях Правительственной комиссии проводить обсуждения хода реализации мер по дальнейшему развитию системы технического регулирования.


12. Установить с 1 сентября 2021 года следующие меры воздействия за правонарушения, совершенные в областях технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, в частности, в отношении:

а) юридических лиц - в случаях несоблюдения производителем или импортером обязательных требований к продукции, установленных актами законодательства и техническими регламентами, в форме наложения финансовых санкций в размере:

до 50 процентов стоимости реализованной продукции - при совершении правонарушения впервые после предупреждения;

до 100 процентов стоимости реализованной продукции - при повторном совершении данного правонарушения в течение одного года со дня его совершения;

б) должностных лиц - в случаях нарушения обязательных требований актов законодательства, технических регламентов и нормативных актов по стандартизации, а также правил метрологии, сертификации и оценки соответствия в форме наложения административного штрафа в размере:

до 40-кратного размера базовой расчетной величины - при совершении правонарушения впервые после предупреждения;

до 80-кратного размера базовой расчетной величины - при повторном совершении правонарушения в течение одного года после применения меры административного взыскания за аналогичное правонарушение.

При этом продукция, признанная не соответствующей обязательным требованиям, установленным актами законодательства и техническими регламентами, подлежит изъятию из свободного обращения и уничтожению. Оплата финансовых санкций не освобождает от выполнения настоящего требования.

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством юстиции и Верховным судом внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности и другие законы, вытекающих из настоящего пункта.


13. Утвердить "Дорожную карту" по развитию национальной инфраструктуры качества на 2021 год согласно приложению N 1.


14. Возложить организацию и обеспечение выполнения обязательных требований в области технического регулирования, безопасности и подтверждения соответствия продукции на:

министра строительства Закирова Б. - в части строительных материалов и строительной индустрии, включая проектирование и конструирование;

министра сельского хозяйства Ходжаева Ж. - в части сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной и мелиоративной техники;

председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Максудова А. - в части регулирования использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий;

председателя Государственного комитета промышленной безопасности Гулямова Б. - в части промышленной и эксплуатационной безопасности оборудования и изделий.


15. Возложить персональную ответственность на:

заместителей министра инвестиций и внешней торговли Воитова А., Кудратова Л. и Абидова Б. - за привлечение зарубежных партнеров и инвестиций в целях совершенствования области технического регулирования на основе международных стандартов, в том числе практики Всемирной торговой организации, Евразийского экономического союза, Европейского союза и Содружества Независимых Государств;

председателя Государственного таможенного комитета Азимова М. - за обеспечение эффективной и оперативной координации деятельности органов санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного и ветеринарного контроля при выполнении ими контрольных процедур на приграничных таможенных постах, недопущение ввоза на территорию республики продукции, документы на которую, подтверждающие ее соответствие требованиям нормативных актов в области технического регулирования, заблаговременно не размещены в таможенной электронной программе;

генерального директора Агентства по техническому регулированию - за обеспечение эффективности системы технического регулирования, в том числе государственного контроля за соблюдением требований законодательства, технических регламентов и нормативных актов, а также оказание методической и практической помощи предприятиям в производстве ими продукции, конкурентоспособной на внешних рынках;

начальника Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Юсупалиева Б. - за обеспечение эффективного контроля за продовольственной и сельскохозяйственной продукцией, требующей в обязательном порядке получения санитарно-эпидемиологического заключения, а также реализацию мер, связанных с предупреждением выпуска в свободное обращение опасной продовольственной продукции.


16. Внести изменения и дополнения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 2.


17. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с заинтересованными ведомствами:

в недельный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности Узбекского агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан";

до 1 августа 2021 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров порядки проведения государственной регистрации отдельных видов продукции с высоким уровнем риска, оценки соответствия отдельных видов продукции с низким уровнем риска при ее ввозе, декларирования соответствия, а также ведения перечня, изъятия из оборота и уничтожение продукции, признанной не соответствующей требованиям технических регламентов и стандартов;

до конца 2021 года обеспечить внедрение и сертификацию систем антикоррупционного менеджмента во всех организациях системы на основе международного стандарта ISO 37001;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Умурзакова С.У.



Президент

Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 02.06.2021 г. N УП-6240



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по развитию национальной

инфраструктуры качества

на 2021 год

       

       

    

N

     

      

Наименование мер

    

      

Форма реализации

      

     

Сроки

исполнения

      

      

Ожидаемые

результаты

  

     

Ответственные

исполнители

     

      

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

       

1.

Совершенствование национальной системы стандартизации исходя из мирового опыта.


Разработка новой редакции Закона "О стандартизации".

При этом:

переход от обязательности стандартов к добровольности путем достижения консенсуса заинтересованных сторон в принятии стандартов, применяемых на международном уровне;

конкретное определение взаимоотношений заинтересованных сторон в системе стандартизации;

повышение роли бизнеса в разработке и внедрении стандартов;

приведение понятий "государственные стандарты" и "стандарты организации", применяемых в законодательстве, в соответствие с понятиями, признанными на международном уровне.

        

Август

2021 года

Совершенствование правовых основ сферы национальной стандартизации. Адаптация к международным требованиям, приведение в соответствие с нормами Всемирной торговой организации.


УзАТР, Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), министерства и ведомства


2.

Институциональное совершенствование видов деятельности в области технического регулирования.


Разработка новой редакции Закона "О техническом регулировании", включающего нормы законов "О сертификации продукции и услуг" и "Об оценке соответствия".

При этом:

переход на добровольные и обязательные стандарты;

создание атмосферы обязательного и добровольного проведения оценки соответствия;

формирование перечня нормативных актов, определяющих необходимые методы испытаний и измерений с использованием международных стандартов при разработке технических регламентов и оценке соответствия продукции;

определение исключительно в законодательстве и технических регламентах обязательных требований, применяемых к продукции;

отмена процедуры сертификации специалистов, являющихся кандидатами на участие в области оценки соответствия в качестве работников;

в случаях несоблюдения производителем и (или) импортером обязательных требований к продукции, установленных в законодательстве и технических регламентах применение финансового наказания в виде штрафа в размере:

50 процентов стоимости реализованной продукции - при совершении правонарушения впервые после предупреждения;

100 процентов стоимости реализованной продукции - при совершении данного правонарушения повторно в течение одного года.

       

Сентябрь

2021 года

Совершенствование правовой основы национальной инфраструктуры качества. Переход видов деятельности в сфере технического регулирования от разрешительной формы к институциональной, направленной на оценку добровольной технической предприимчивости, основанной на рыночных отношениях.


УзАТР, Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), министерства и ведомства


3.

Совершенствование отношений в области проведения аккредитации органов по оценке соответствия исходя из международных стандартов.


Разработка проекта закона "Об аккредитации органов по оценке соответствия".

При этом:

конкретное определение взаимоотношений заинтересованных сторон в системе аккредитации;

отделение деятельности по аккредитации от других видов оценки соответствия;

применение мер наказания по отношению к ответственным работникам, нарушившим правила соблюдения требований аккредитации органов по оценке соответствия.

       

Октябрь

2021 года

Совершенствование законодательной основы деятельности по аккредитации, адаптация к международным требованиям, приведение в соответствие с нормами ILAC, IAF.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), министерства и ведомства


4.

Конкретное определение в законодательстве рамок полномочий уполномоченных органов исходя из норм соглашений по техническим барьерам в торговле и по применению санитарных и фитосанитарных мер (SPM WTO) Всемирной торговой организации (TBT WTO).


1. Внесение в Кабинет Министров предложения об утверждении видов продукции, охватываемых в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле.


2. Внесение в Кабинет Министров предложения об утверждении видов продукции, охватываемых в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.


Июнь

2021 года


Совершенствование системы оценки (сертификации) соответствия продукции на основе международного опыта.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), УзАТР, Министерство сельского хозяйства (Ж.Ходжаев), Министерство здравоохранения (А.Хаджибаев), Государственный комитет ветеринарии (Б.Норкобилов), Узгоскарантин (И.Эргашев)

     

5.

Привлечение зарубежных экспертов в качестве консультантов по вопросам внедрения инновационных подходов в "УзАТР" с целью гармонизации законодательства в области национального технического регулирования с нормами Всемирной торговой организации.

      

1. Выявление потенциальных экспертов путем проведения переговоров с зарубежными странами.

Июль

2021 года

Обеспечение внедрения международных требований.

Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), УзАТР

2. Налаживание долгосрочного сотрудничества с международными экспертами.


Сентябрь

2021 года


        

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ

(ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ

         

6.

Контроль за некачественной продукцией на основе риск-анализа.


1. Внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты по оценке соответствия продукции с высоким риском и осуществлению государственного надзора.


2. Выявление и принятие мер по изъятию из торговых рядов некачественной продукции посредством электронной системы риск-анализа.


3. Осуществление государственного надзора на основе риск-анализа деятельности испытательных лабораторий и органов по сертификации, а также ведение рейтинга органов по оценке соответствия.


4. Принятие соответствующих действенных мер по результатам государственного надзора, в том числе аннулирование документов о подтверждении соответствия.


Сентябрь

2021 года

Предупреждение поступления на торговые ряды некачественной продукции.


УзАТР, министерства и ведомства


7.

Гармонизация системы оценки соответствия с международными нормами и нормами ЕАЭС.


1. Разработка совместно с зарубежными экспертами мер для внедрения в республике процедур, применяемых в международной практике и практике ЕАЭС.


Июль

2021 года


Совершенствование системы оценки соответствия


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), УзАТР, министерства и ведомства


2. Принятие мер по совершенствованию общих процедур сертификации и декларирования, а также государственной регистрации соответствия продукции в системе оценки соответствия продукции.


Сентябрь

2021 года

        

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ

       

8.

Разработка перечня стандартов с истекающим сроком действия.


1. Проведение инвентаризации морально устаревших стандартов в разрезе сферы.


2. Принятие вместо стандартов с истекающим сроком действия международных стандартов или стандартов, гармонизированных с их требованиями.


Ноябрь

2021 года

Внедрение в практику новых стандартов.


УзАТР, министерства и ведомства


9.

Внедрение в практику международных методов ISO.


1. Проведение инвентаризации и формирование перечня международных методов ISO.


2. Принятие стандартов исходя из потребностей предприятия (организации, учреждения).


3. Информирование заинтересованных министерств и ведомств о принятых стандартах.


Ноябрь

2021 года

Модернизация испытательных лабораторий с помощью международных методов.


УзАТР, министерства и ведомства


10.

Обновление с международными стандартами нормативных актов в области стандартизации.


Проведение инвентаризации и принятие стандартов Международной электротехнической комиссии (MЭK), Европейского Союза (ЕН), EИK ООН, стандартов Codex Stan.

При этом: установление производственным предприятиям переходного периода до 1 января 2023 года и разрешение им применения действующих стандартов.


Ноябрь

2021 года

Принятие международных стандартов.


УзАТР, министерства и ведомства


        

IV. УСКОРЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

        

11.

Совершенствование действующих технических регламентов, регулирующих безопасность продукции, с 37 техническими регламентами в ЕАЭС.


Внесение в 2021 году в Кабинет Министров совместно с министерствами и ведомствами 26 проектов разрабатываемых и 11 пересматриваемых общих технических регламентов в соответствии с планом-графиком.


В течение

2021 года

(в соответствии с отраслевым графиком)


Полноценное участие на внешних рынках.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), "УзАТР"


12.

Ускорение работ по адаптации национальных норм технического регулирования к требованиям государств - членов Евразийского экономического союза для полноценного участия на их рынках Узбекистана в статусе наблюдателя.


1. Проведение двусторонних и многосторонних переговоров с ЕАЭС и его государствами-членами по вопросам технического регулирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия.


2. Установление диалога с Советом Евразийской экономической комиссии и его соответствующими структурными подразделениями и систематическое проведение переговоров по отдельным направлениям.

        

В течение периода

в статусе наблюдателя


Адаптация национальных норм технического регулирования к требованиям EАЭС.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), УзАТР


        

V. РАЗВИТИЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

         

13.

Создание испытательных лабораторий в разрезе отраслей для обеспечения качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на зарубежных рынках.


1. Составление перечня измерительного и испытательного оборудования в соответствии с требованиями принимаемых технических регламентов.


2. Разработка и утверждение отраслевой программы создания испытательных лабораторий.


Июль

2021 года


Обеспечение производителями постоянного контроля за экспортом отечественной продукции.


УзАТР, министерства и ведомства


14.

Создание на территории малой промышленной зоны "Юксалиш" в городе Намангане комплекса испытательных лабораторий по оценке соответствия продукции на основе международных требований.


Принятие решения Межведомственного совета по использованию средств, выделенных на дальнейшее развитие деятельности малых промышленных зон в Наманганской области, созданных распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 ноября 2020 года N р-488, по выделению Институту стандартов "УзАТР" средств в размере 5 миллионов долларов США в целях создания на территории малой промышленной зоны "Юксалиш" комплекса лабораторий, проводящих испытания продукции на основе международных требований в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года N ПП-3826 и от 14 июля 2020 года N ПП-4782.

Июль

2021 года


Финансирование расположенных в малой промышленной зоне "Юксалиш" Наманганской области испытательных лабораторий полимерной продукции, продукции легкой промышленности, электротехники, химической и строительной продукции на основе международных требований.


Хокимият Наманганской области (Ш.Абдуразаков), УзАТР


       

VI. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

         

15.

Запуск специальной информационной системы, предусматривающей сокращение человеческого фактора, взаимосвязь деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и полную цифровизацию в области оценки соответствия.


1. Разработка проекта специальной информационной системы и введение в систему сведений об органах по сертификации и испытательных лабораториях.


2. Поэтапный запуск специальной информационной системы в порядке эксперимента, проведение апробации и устранение возникающих недостатков.


3. Полное внедрение в практику специальной информационной системы.


Сентябрь

2021 года


Цифровизация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, перевод документооборота между ними полностью в электронную форму.


УзАТР, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О.Пекось), аккредитованные ведомства по оценке соответствия


16.

Цифровизация видов деятельности в области технического регулирования.


1. Внедрение информационной системы "Е-akkreditatsiya" в направлении аккредитации.


2. Внедрение информационной системы "Е-Standard" по цифровизации стандартов.


3. Внедрение информационной системы "E-Metrologiya" по автоматизации метрологических услуг.


Сентябрь

2021 года


Внедрение в систему IT-программ.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), УзАТР, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О.Пекось), министерства и ведомства


17.

Создание возможности для использования в режиме онлайн действующей редакции нормативных актов в области стандартизации на основе договора с отказом от практики разработки годовых показателей указанных актов.


Запуск портала интерактивных услуг (Electron fond), предоставляющего возможность идентификации, актуализации и получения стандартов через официальный веб-сайт Института стандартов.


Сентябрь

2021 года


Доведение нормативных актов по стандартизации до заинтересованных сторон в режиме онлайн.


УзАТР, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (О.Пекось)


18.

Создание единой межведомственной электронной платформы обмена данными о средствах измерений, применяемых в республике.


1. Разработка и проведение в установленном порядке экспертизы в уполномоченных органах проектно-технической документации электронной системы.


2. Осуществление расходов, связанных с разработкой и последующей поддержкой электронной системы, за счет средств Узбекского Национального института метрологии.


Сентябрь

2021 года


Создание единой электронной базы данных обо всех видах средств измерений, применяемых организациями.


УзАТР, министерства и ведомства


         

VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ АККРЕДИТАЦИИ

         

19.

Обеспечение применения действующих международных стандартов, используемых Международным сотрудничеством по аккредитации лабораторий (ILAC) при оценке испытательных лабораторий.


1. Разработка плана-графика периодической оценки (инспекционного надзора) аккредитованных испытательных лабораторий в 2021 году.


Июнь

2021 года


Обеспечение осуществления деятельности отечественных лабораторий в соответствии с международным стандартом.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), аккредитованные испытательные лаборатории


2. Проведение периодической оценки испытательных лабораторий на основе требований международного стандарта ISO/IEC 17025:2017 и приостановление срока действия свидетельств по аккредитации лабораторий, не соответствующих требованиям стандарта.


На основе

плана-графика

20.

Регулирование отношений по использованию знака Национальной системы аккредитации органами по оценке соответствия.


Разработка и утверждение проекта ведомственного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок перечисления отчислений в размере 5 процентов выручки от платных услуг, оказываемых в области аккредитации, за использование знака системы аккредитации органами по оценке соответствия.


Июль

2021 года


Обеспечение беспристрастности, нейтралитета и прозрачности деятельности Национального органа по аккредитации и его участия в международных организациях.


Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), Министерство финансов (Д.Султанов), Министерство юстиции (А.Каримов)


        

VIII. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

        

21.

Внедрение стандартов "Глобал ГАП" и "Органик" на сельскохозяйственных посевных площадях.


1. Разработка плана-графика по проведению мероприятий (семинаров, презентаций, учебных курсов и т.д.), направленных на повышение необходимых квалификации и навыков отечественных специалистов (агрономов) о требованиях стандартов "Глобал ГАП" и "Органик" в Институте стандартов.


Июнь

2021 года


Повышение конкурентоспособ-

ности сельскохозяйствен-

ной продукции на внешних рынках.


Министерство сельского хозяйства (Ж.Ходжаев), Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (А.Хаитов), Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов), Министерство сельского хозяйства (Ж.Ходжаев), УзАТР, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (А.Хаитов), Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

     

2. Повышение необходимой квалификации и навыков отечественных специалистов (агрономов) о требованиях стандартов "Глобал ГАП" и "Органик" в Институте стандартов.


На основе

плана-графика


3. Оказание консультативной помощи в представлении комплекта необходимых документов организациям и фермерским хозяйствам, экспортирующим сельскохозяйственную продукцию, в целях оказания им финансовой помощи Агентством продвижения экспорта.


Постоянно


4. Оказание Агентством продвижения экспорта финансовой помощи организациям и фермерским хозяйствам, экспортирующим сельскохозяйственную продукцию.


Постоянно


5. Внедрение и сертификация стандартов "Глобал ГАП" и "Органик" в организациях и фермерских хозяйствах, производящих сельскохозяйственную продукцию.


На основе

плана-графика


         

IX. ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

И ДОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ ДО ОБЩЕСТВЕННОСТИ

         

22.

Подготовка, повышение компетентности и организация деятельности кадров в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия на основе международных требований.


Подготовка национальных тренеров в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия с привлечением зарубежных экспертов, разработка совместно с высшими образовательными учреждениями комплексного плана мер, направленных на повышение компетентности специалистов в области оценки соответствия, в том числе трансформации испытательных лабораторий в новые международные стандарты.

При этом:

организация для высших образовательных учреждений курсов по обмену опытом в области технических регламентов, международных стандартов, внедряемых в сфере, а также в направлении системных изменений;

совместный пересмотр учебников и литературы в области стандартизации в высших образовательных учреждениях;

налаживание начиная с 2021 года практики проведения работниками Национального института метрологии и Института стандартов занятий о деятельности сферы на направлениях стандартизации высших образовательных учреждений.

        

Июнь

2021 года


Подготовка национальных тренеров в сфере с помощью зарубежных специалистов, совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров.


УзАТР, Министерство высшего и среднего специального образования (А.Тошкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Б.Абидов)


23.

Широкое освещение на профильных телерадиоканалах, в печатных средствах массовой информации и социальных сетях работ, проводимых по доведению до широкой общественности сути и содержания Национальной инфраструктуры качества.


1. Организация в сотрудничестве с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальным пресс-центром Узбекистана и Общенациональным движением "Юксалиш" пресс-конференций по актуальным задачам и оперативным новостям в сфере для работников средств массовой информации, работы с негосударственными некоммерческими организациями и блогерами, а также налаживание проведения широких обсуждений на страницах в социальных сетях.


2. Опубликование на портале "Менинг фикрим" предложений, направленных на развитие сферы.


3. Подготовка социальных роликов, проведение "Дня открытых дверей" и медиа-туров для работников СМИ и доведение до общественности с помощью инфографики достигнутых в сфере результатов.

   

Постоянно

Доведение до широкой общественности сути и содержания Национальной инфраструктуры качества.


Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А.Хаджаев), Национальное информационное агентство Узбекистана (А.Кучимов), Национальная ассоциация электронных средств массовой информации Узбекистана (Ф.Абдухаликов), УзАТР


       

        

Примечание. При реализации мер, предусмотренных настоящей "Дорожной картой", форма разрабатываемого акта может быть изменена или разрабатываемый акт может быть объединен с иными актами, предусмотренными в других пунктах. При объединении двух и более актов последним сроком их разработки является наиболее поздний срок, установленный для исполнения соответствующих пунктов.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 02.06.2021 г. N УП-6240



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые Указы Президента

Республики Узбекистан



1. Абзац третий пункта 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года N УП-4848 "О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата" изложить в следующей редакции:

"обеспечить размещение и постоянное обновление действующих нормативных документов в области технического регулирования на своих официальных веб-сайтах во всемирной информационной сети Интернет в целях использования в рамках правил и соглашений, заключенных с международными организациями и зарубежными государствами".


2. Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года N УП-5490, дополнить позицией 33 следующего содержания:


"

33.

Проверки по вопросам, входящим в компетенцию Агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и его Департамента государственного контроля.

  

Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан

не более 10 дней

".

  

3. Пункт 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 августа 2020 года N УП-6042 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию экспортного и инвестиционного потенциала республики":

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"назначать на должность и освобождать от должности директоров дирекций свободных экономических зон в регионах";

абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами пятым и шестым.


4. В Перечне государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, утвержденном Указом Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2020 года N УП-6096, позицию 26 исключить.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 июня 2021 г.


"Народное слово", 3 июня 2021 г.