Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 28.06.2021 г. N УП-6252)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 28.06.2021 г. N УП-6252



СТРАТЕГИЯ

развития национальной системы Республики

Узбекистан по противодействию легализации доходов,

полученных от преступной деятельности, финансированию

терроризма и финансированию распространения

оружия массового уничтожения


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Обеспечение стабильности, мира и спокойствия в обществе является одним из важных условий построения демократического правового государства и ускоренного социально-экономического развития страны.

Угрозы терроризма, экстремизма, наркомании, распространения оружия массового уничтожения, особенно усиливающиеся в последние годы, приобретают новые формы.

На современном этапе развития страны эффективная реализация задач по реформированию всех сфер государственной и общественной жизни, обеспечение устойчивости финансовой системы ставят новые задачи по раннему предупреждению и пресечению преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Вместе с тем необходимо приведение национальной системы противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствие со стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), а также международными документами.

Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Стратегия) служит реализации данных задач.

Стратегия определяет риски в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также цели, задачи и приоритетные направления развития национальной системы.



ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


Дальнейшее укрепление национальной системы по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - национальная система) является основной целью Стратегии.

Задачами достижения целей, определенных Стратегией, являются:

обеспечение соответствия национальной системы международным документам и стандартам;

обеспечение ранней профилактики случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

защита финансовой системы республики от любых преступных посягательств и ее дальнейшее укрепление;

уменьшение террористических угроз, искоренение фактов финансирования экстремизма, терроризма и распространения оружия массового уничтожения на территории республики;

дальнейшее укрепление взаимодействия государственных органов, финансовых и нефинансовых организаций, задействованных в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

дальнейшее расширение сотрудничества с зарубежными государствами, в том числе с международными и региональными организациями в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

оперативное выявление и устранение существующих рисков путем внедрения современных способов и средств по обмену информацией и обработке данных.



ГЛАВА 3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ


Национальная система направлена на реализацию единой государственной политики в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Национальная система является важной составной частью стратегии по борьбе с терроризмом и преступностью, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, экономических интересов республики, а также обеспечение национальной безопасности.

В данном направлении создана прочная правовая база и институциональная система, а также образованы специально уполномоченный государственный орган и Межведомственная комиссия по обеспечению координации деятельности, контролю и организации мер противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В целях регулирования отношений в данной сфере были приняты Закон Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", а также около 100 других нормативно-правовых актов.

К мероприятиям по обеспечению ранней профилактики, своевременному выявлению и предупреждению подобных преступлений привлечены более 20 государственных органов и 7 тысяч организаций, осуществляющих операции, связанные с денежными средствами или иным имуществом.

Со специально уполномоченными государственными органами зарубежных государств подписано 17 соглашений о взаимодействии, в рамках Группы подразделений финансовых разведок "Эгмонт" осуществляется сотрудничество с компетентными органами 162 зарубежных государств.

Принимается активное участие в качестве полноправного члена Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляется взаимодействие с государствами - членами данной организации.



ГЛАВА 4. РИСКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРЕСТУПНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА


Преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, а также оказывают влияние на нормальное функционирование государства и его экономических институтов, стабильность финансовой системы и имидж страны на международной арене.

В национальной системе по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма существуют следующие риски:


а) риски в сфере легализации доходов, полученных от преступной деятельности:

высокая доля теневой экономики в валовом внутреннем продукте;

наличие фактов ведения лжепредпринимательской деятельности, а также связанных с осуществлением фиктивной финансово-хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства;

сохранение коррупционных, таможенных и налоговых преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

широкое распространение осуществления платежей в наличной форме и высокий уровень трансграничных денежных переводов;


б) риски в сфере противодействия финансированию терроризма:

попадание граждан Республики Узбекистан под влияние различных экстремистских течений в зарубежных государствах;

переход террористов на новые методы совершения индивидуальных террористических актов, требующие небольших финансовых затрат;

широкое использование новых финансовых средств и технологий финансирования террористической деятельности, в том числе методов "краудфаундинга", предоставляющих возможность обеспечения конфиденциальности участников финансовых операций.



ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


Для достижения целей, определенных Стратегией, приоритетными направлениями реализации Стратегии являются:

минимизация рисков, выявленных на национальном уровне в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и дальнейшее укрепление государственной политики;

обеспечение соответствия национальной системы в данной сфере международным документам, а также имплементации стандартов ФАТФ и международно-правовых документов в законодательные акты Республики Узбекистан;

дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных органов по раннему предупреждению преступлений в данной сфере, усиление ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными государствами;

широкое внедрение современных информационных технологий в формирование единой системы всех статистических данных в сфере, сбор, обработку, анализ данных и их использование, а также повышение эффективности обмена данными;

повышение профессионального мастерства работников государственных органов, задействованных в данной сфере, а также обучение и переподготовка работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.



ГЛАВА 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТРАТЕГИЕЙ


Приоритетные направления, определяемые Стратегией, реализуются на основании следующих механизмов:


а) в области минимизации уровня рисков, выявленных на национальном уровне в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и дальнейшего укрепления государственной политики:

повышение эффективности противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

выполнение обязательств Республики Узбекистан, установленных в международных договорах, в том числе вытекающих из Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также в рамках участия в деятельности Группы подразделений финансовых разведок "Эгмонт";

разработка механизмов сокращения теневого оборота в экономике;

определение количественных и качественных показателей оценки эффективности национальной системы, ее отдельных элементов и механизмов;


б) в области обеспечения соответствия национальной системы международным документам, а также имплементации Стандартов ФАТФ и международно-правовых документов в законодательные акты Республики Узбекистан:

приведение законодательных актов в соответствие с международными стандартами в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

совершенствование законодательных актов в целях обеспечения эффективности реализации законодательных актов в данной сфере;

совершенствование механизма доведения до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, резолюций Совета безопасности ООН, связанных с приостановлением операций и (или) заморозкой денежных средств или иного имущества лиц, причастных к терроризму и распространению оружия массового уничтожения в целях обеспечения их безотлагательного исполнения;

совершенствование порядка доведения результатов национальной оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма до государственных органов и частного сектора;

установление в законодательных актах понятия публичного должностного лица, а также определение мер выявления и осуществления расширенного мониторинга операций с денежными средствами или иным имуществом, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

принятие мер по применению дифференцированного подхода к изучению и идентификации клиентов в зависимости от принадлежности к группе риска;

установление в законодательных актах ответственности юридических лиц по фактам, связанным с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также обеспечение имплементации международных стандартов в целях обеспечения прозрачности их деятельности;

разработка и совершенствование механизма получения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, данных о бенефициарных собственниках, в целях их выявления и идентификации;

совершенствование порядка идентификации клиентов и бенефициарных собственников, а также системы применения расширенных мер по надлежащей проверке клиентов;

разработка методики по риск-ориентированному подходу к лицам, осуществляющим деятельность в сфере оборота крипто-активов, и рискам в сфере крипто-активов;

разработка мер постоянной и системной оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, связанных с новыми видами финансовых услуг, финансовыми учреждениями и публичными должностными лицами;

внедрение порядка приостановления операций и (или) замораживания денежных средств или иного имущества лиц, причастных к экстремистской деятельности, а также предоставления доступа и возобновления операций по ним;


в) в области дальнейшего повышения эффективности деятельности государственных органов по раннему предупреждению преступлений в сфере, усиления ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иными имуществом:

установление порядка проведения финансового расследования и категорий предикатных преступлений в целях обеспечения неотвратимости ответственности за преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

совершенствование методики выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

совершенствование правоприменительной практики по преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, включая внедрение единого подхода к квалификации данной категории преступлений;

обеспечение координации деятельности входящих в национальную систему государственных органов, организаций и специалистов, а также дальнейшее расширение взаимодействия между ними путем создания единой информационной системы в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

внедрение эффективного механизма контроля за деятельностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;

приведение в соответствие с международными стандартами ответственности, установленной за правонарушения, связанные с коррупцией, имеющие высокий уровень риска, связанного с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, а также усиление ответственности за подобные правонарушения;

совершенствование механизма мониторинга и контроля, осуществляемого контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;


г) в области дальнейшего развития сотрудничества и установления системного диалога с международными организациями и зарубежными государствами:

укрепление сотрудничества с зарубежными государствами по розыску, аресту, конфискации и возврату имущества, полученного от преступной деятельности, и активов из-за рубежа;

дальнейшее расширение сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения со специализированными международными и региональными организациями, а также зарубежными государствами;

дальнейшее развитие сотрудничества с подразделениями финансовой разведки, в том числе с правоохранительными и специально уполномоченными государственными органами зарубежных стран;

оказание содействия в повышении эффективности национальной системы и расширение обмена опытом с зарубежными государствами в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;


д) в области широкого внедрения современных информационных технологий в формирование единой системы всех статистических данных, сбор, обработку, анализ данных и их использование, а также повышение эффективности обмена данными:

расширение информационно-технологических возможностей специально уполномоченного государственного органа по обмену информацией, обработке и анализу данных на национальном, региональном и международном уровнях;

дальнейшее повышение эффективности взаимного обмена информацией путем интеграции баз данных и информационных систем государственных органов и организаций;

совершенствование порядка соблюдения требований защиты информации в сфере обмена информацией между государственными органами, включая организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом;

разработка и внедрение программных продуктов для автоматизации отбора и обработки сообщений о подозрительных операциях в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;


е) в области повышения профессионального мастерства работников государственных органов, а также обучения и переподготовки работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:

принятие мер по повышению уровня профессиональной подготовки работников государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, а также организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, принимающих участие в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на постоянной основе;

внедрение в специальных высших образовательных учреждениях системы подготовки специалистов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

разработка специальных учебных программ и внедрение профессиональных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

использование возможностей ACAMS, ACCA, CFE и других организаций, признанных на международном уровне, организация повышения квалификации в рамках данных программ.



ГЛАВА 7. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Предусматривается достижение следующих результатов путем реализации задач, определенных в рамках Стратегии:

будет обеспечена имплементация международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в законодательство и правоприменительную практику, а также усовершенствована национальная система;

будут устранены недостатки в законодательных актах в рамках исполнения международных обязательств в данной сфере, а также повышена эффективность выполнения рекомендаций международных организаций;

будет достигнуто дальнейшее укрепление национальной системы, а также обеспечена стабильность финансового сектора;

будут улучшены показатели республики в международных рейтингах и индексах.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 июня 2021 г.