Закон Республики Узбекистан от 23.07.2021 г. N ЗРУ-702 "О пространственных данных" (Принят Законодательной палатой 26.12.2020 г., одобрен Сенатом 29.05.2021 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.07.2021 г.
N ЗРУ-702
О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
Принят Законодательной палатой 26 декабря 2020 года
Одобрен Сенатом 29 мая 2021 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области пространственных данных.
Статья 2. Законодательство о пространственных данных
Законодательство о пространственных данных состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о пространственных данных, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
пространственные данные - данные о пространственных объектах, в том числе включающие сведения об их местоположении, форме и иных свойствах, представленные в определенной форме и системах пространственно-временных координат;
обработка пространственных данных - реализация одного или совокупности действий по созданию, сбору, систематизации, хранению, изменению, обновлению, визуализации, использованию, предоставлению, распространению и передаче пространственных данных и метаданных;
метаданные - данные, которые позволяют описывать наборы, сервисы и другие характеристики пространственных данных, необходимые для их идентификации, поиска, инвентаризации и использования;
геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных - совокупность интернет-средств и сервисов пространственных данных, которые поддерживают метаданные о геоинформационных ресурсах и обеспечивают доступ к ним с использованием всемирной информационной сети Интернет;
пользователь пространственных данных (далее - пользователь) - физическое или юридическое лицо, использующее пространственные данные;
пространственные объекты - природные и искусственные объекты, местоположение которых может быть определено в установленной системе пространственно-временных координат.
Статья 4. Основные принципы настоящего Закона
Основными принципами настоящего Закона являются:
законность;
точность и достоверность пространственных данных;
открытость и доступность базовых пространственных данных;
защищенность пространственных данных и метаданных.
Отношения в области пространственных данных должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 6. Принцип точности и достоверности
пространственных данных
Точность и достоверность пространственных данных обеспечиваются за счет:
поддержания в рабочем состоянии государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;
внедрения системы картографического мониторинга и непрерывного обновления государственных топографических карт;
использования регламентированных систем координат и существующих базовых пространственных данных при создании государственных информационных ресурсов и новых базовых пространственных данных;
осуществления постоянного мониторинга, научно-технической экспертизы и контроля базовых и профильных пространственных данных и метаданных.
Статья 7. Принцип открытости и доступности
базовых пространственных данных
Открытость и доступность базовых пространственных данных обеспечиваются за счет:
отсутствия в составе базовых пространственных данных сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;
предоставления свободного доступа пользователей к базовым пространственным данным, включая доступ через сети телекоммуникаций общего пользования, а также через всемирную информационную сеть Интернет.
Статья 8. Принцип защищенности
пространственных данных и метаданных
Обработка пространственных данных и метаданных должна осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями по их защищенности.
Защита пространственных данных и метаданных осуществляется в целях:
предотвращения угроз безопасности личности, общества и государства;
сохранения их конфиденциальности в устанавливаемых законодательством случаях;
предотвращения их искажения и фальсификации.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
Статья 9. Основные направления государственной политики
в области пространственных данных
Основными направлениями государственной политики в области пространственных данных являются:
разработка и реализация государственных и иных программ в области пространственных данных;
координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных;
развитие Национальной инфраструктуры пространственных данных;
обеспечение открытости и доступности базовых пространственных данных, их метаданных для всех заинтересованных субъектов;
развитие международного сотрудничества.
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области пространственных данных
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области пространственных данных;
утверждает государственные и иные программы в области пространственных данных;
утверждает порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных;
определяет перечни пространственных данных, доступных для публичного использования;
утверждает Положение о Координационном совете по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и его состав.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия специально уполномоченного
государственного органа в области пространственных данных
Специально уполномоченным государственным органом в области пространственных данных является Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее - специально уполномоченный государственный орган).
Специально уполномоченный государственный орган:
участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;
разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты государственных и иных программ в области пространственных данных;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных;
обеспечивает реализацию государственных и иных программ в области пространственных данных;
обеспечивает выполнение работ, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;
осуществляет обработку базовых пространственных данных, работы по созданию и функционированию геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных;
выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, обеспечивает создание технических и программных средств в области пространственных данных;
разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования;
осуществляет государственный контроль за процессами обработки пространственных данных;
осуществляет международное сотрудничество в области пространственных данных.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Министерства обороны
Республики Узбекистан в области пространственных данных
Министерство обороны Республики Узбекистан:
участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;
организует во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом, а также с другими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных, создание пространственных данных, разработку технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных в целях обеспечения национальной безопасности и обороны государства в соответствии с законодательством;
участвует в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Министерство обороны Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия государственных органов
в области пространственных данных
Государственные органы, включая органы государственной власти на местах:
участвуют в разработке и внесении предложений по формированию единой государственной политики в области пространственных данных и обеспечивают ее реализацию;
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;
участвуют в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;
организуют во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом производство профильных пространственных данных для соответствующей отрасли и выполнение работ по производству отраслевых геоинформационных ресурсов, созданию и поддержанию сети геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных;
обеспечивают предоставление базовых пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;
обеспечивают доступ к открытым профильным пространственным данным;
осуществляют обработку профильных пространственных данных для соответствующей отрасли или территории.
Государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
Статья 14. Определение Национальной инфраструктуры
пространственных данных
В настоящем Законе под Национальной инфраструктурой пространственных данных понимается система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки и интеграции пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан.
Статья 15. Порядок ведения Национальной инфраструктуры
пространственных данных
Порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных содержит положения, определяющие:
порядок обработки пространственных данных и метаданных Национальной инфраструктуры пространственных данных;
порядок деятельности специально уполномоченного государственного органа в области пространственных данных;
порядок взаимодействия лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, со специально уполномоченным государственным органом;
виды базовых и профильных пространственных данных, обработка которых организуется соответствующими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных;
требования, обеспечивающие операционную совместимость пространственных данных, метаданных, технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных;
структуру, содержание, порядок подготовки ежегодного отчета о состоянии работы по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и сроки его представления в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Статья 16. Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры
пространственных данных
В составе Национальной инфраструктуры пространственных данных специально уполномоченным государственным органом создается сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных и обеспечивается ее функционирование со следующими сервисами пространственных данных:
поиск, который обеспечивает выявление пространственных данных и сервисов пространственных данных в информационных сетях;
просмотр пространственных данных, информации о характеристиках геопространственных объектов и содержании метаданных;
доступ, который обеспечивает возможность обработки пространственных данных и (или) получение их копий;
координатные операции, которые обеспечивают преобразование координат пространственных данных из одной системы координат или картографической проекции в другую.
Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных включает в себя геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных и геопорталы государственных органов.
На геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных размещаются базовые и профильные пространственные данные, метаданные, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом.
На геопорталах государственных органов размещаются профильные пространственные данные и метаданные, созданные государственными органами для реализации отраслевых задач.
Статья 17. Координация деятельности по развитию
Национальной инфраструктуры пространственных данных
В целях обеспечения координации деятельности по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных при специально уполномоченном государственном органе образуется Координационный совет по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных (далее - Координационный совет).
Координационный совет является коллегиальным органом, не имеющим статуса юридического лица.
Координационный совет осуществляет консультативно-совещательную функцию в реализации государственной политики в области пространственных данных.
Координационный совет состоит из представителей государственных органов, научно-исследовательских и высших образовательных организаций и институтов гражданского общества.
ГЛАВА 4. ОБРАБОТКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ
Статья 18. Виды работ в области пространственных данных
Работы в области пространственных данных подразделяются на следующие виды:
создание, сбор, систематизация, хранение, изменение, обновление, визуализация, использование, предоставление, распространение и передача пространственных данных и метаданных;
разработка и предоставление сервисов пространственных данных и геоинформационных систем различного предназначения;
создание технических и программных средств, используемых для обработки пространственных данных;
создание и обеспечение функционирования геопорталов;
проведение научно-технической экспертизы качества пространственных данных и метаданных;
выполнение научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ по созданию баз пространственных данных, баз и каталогов метаданных, сервисов пространственных данных, геоинформационных систем, геопорталов, других технических и программных средств в области пространственных данных;
разработка нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования;
создание иной продукции и (или) выполнение иных работ в целях обеспечения функционирования и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Обработка пространственных данных осуществляется в принятых для использования в Республике Узбекистан системах координат в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Статья 19. Базовые, профильные пространственные
данные и метаданные
Пространственные данные подразделяются на базовые и профильные пространственные данные.
Базовыми пространственными данными являются общедоступные пространственные данные, составляющие унифицированную цифровую координатно-пространственную основу для процессов обработки пространственных данных.
Базовые пространственные данные включают сведения о следующих объектах:
пунктах геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;
Государственной границе Республики Узбекистан, границах административно-территориальных единиц;
гидрографических объектах и гидротехнических сооружениях;
населенных пунктах и их улично-дорожной сети;
промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектах;
зданиях и сооружениях;
автомобильных дорогах;
железных дорогах;
магистральных трубопроводах;
инженерных коммуникациях;
аэропортах, речных портах;
растительном покрове и почвах;
границах земельных участков;
охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия;
границах населенных пунктов и объектах зонирования, а также пригородных зонах;
охранных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;
реестрах улиц и адресах объектов на территории населенных пунктов и за их пределами;
наименованиях географических объектов;
рельефе местности;
ортофотокартах, аэро- и космических снимках и результатах работ по дистанционному зондированию Земли.
Базовые пространственные данные не должны содержать сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.
Профильными пространственными данными являются тематические пространственные данные, которые создаются на основе базовых пространственных данных.
Требования к базовым и профильным пространственным данным, их составу и содержанию, их метаданным определяются в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и иными документами.
Метаданные содержат информацию о составе, структуре, качестве, достоверности, территориальном охвате, функциях, условиях использования пространственных данных и сервисов пространственных данных, ограничения доступа к ним, производителе, времени создания, периодичности обновления пространственных данных и могут содержать также иную информацию.
Пространственные данные, созданные по заказу государственных органов, являются государственной собственностью и составной частью Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Статья 20. Предоставление пространственных
данных и метаданных
Пространственные данные и метаданные предоставляются государственным органам для реализации своих полномочий на безвозмездной основе, а другим пользователям - за плату в размерах, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Государственные органы, лица, осуществляющие обработку пространственных данных, могут ограничить доступ к пространственным данным и метаданным в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Базовые пространственные данные могут предоставляться пользователям с использованием сервисов геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных, межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство" либо путем передачи в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и соглашением со специально уполномоченным государственным органом.
Государственные органы и лица, осуществляющие обработку пространственных данных, обязаны предоставлять специально уполномоченному государственному органу созданные и обновленные ими базовые пространственные данные.
В соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных государственные органы, ответственные за обработку соответствующих базовых пространственных данных, предоставляют специально уполномоченному государственному органу базовые пространственные данные путем:
предоставления доступа к сервисам пространственных данных;
передачи пространственных данных в согласованном формате и качестве.
Специально уполномоченный государственный орган осуществляет:
прием и контроль базовых пространственных данных, а также метаданных и их размещение на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных;
предоставление информации и сведений, содержащихся в геоинформационных системах, ресурсах и базах данных, необходимых для оказания государственных услуг, в межведомственную интеграционную платформу системы "Электронное правительство";
разработку и внедрение программного обеспечения Национальной инфраструктуры пространственных данных;
техническое и технологическое обеспечение Национальной инфраструктуры пространственных данных;
хранение и защиту сведений Национальной инфраструктуры пространственных данных;
обеспечение создания и обслуживания сервисов пространственных данных;
обеспечение доступа пользователей к пространственным данным и метаданным, размещенным на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Специально уполномоченный государственный орган с согласия собственника или владельца:
осуществляет преобразование в электронную форму пространственных данных, содержащихся на бумажных носителях;
осуществляет обработку пространственных данных, включая базовые и профильные пространственные данные и их метаданные;
предоставляет пользователям базовые пространственные данные и метаданные в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.
Государственные органы, а также лица, осуществляющие обработку пространственных данных:
обеспечивают обработку пространственных данных и метаданных;
используют пространственные данные и метаданные для реализации своих полномочий;
обеспечивают законность, точность, достоверность и защищенность пространственных данных и метаданных, а также открытость и доступность базовых пространственных данных;
обеспечивают предоставление пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;
обеспечивают доступ специально уполномоченного государственного органа к своим пространственным данным и метаданным;
размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об условиях доступа к пространственным данным через геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Споры, возникающие в области пространственных данных, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства
о пространственных данных
Лица, виновные в нарушении законодательства о пространственных данных, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Агентству по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 24. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 июля 2021 г.
"Народное слово", 24 июля 2021 г.