Положение о порядке взаимодействия Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан с правоохранительными органами (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 07.12.2021 г. N ПП-34)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Президента РУз
от 07.12.2021 г. N ПП-34
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке взаимодействия Агентства
по противодействию коррупции Республики
Узбекистан с правоохранительными органами
1. Настоящее Положение определяет порядок межведомственного взаимодействия Агентства по противодействию коррупции (далее - Агентство) с правоохранительными органами.
Взаимодействие в рамках настоящего Положения включает в себя обмен данными по соответствующей индивидуальной и системной работе, доступ к электронным базам данных, создание совместных рабочих групп, проведение учебных, научно-исследовательских и иных совместных мероприятий.
Настоящее Положение направлено на обеспечение своевременного, эффективного и результативного информирования общественности Агентством совместно с правоохранительными органами об актах законодательства, принятых в целях предупреждения и противодействия коррупции, а также мерах, принимаемых в данной сфере.
2. К правоохранительным органам, осуществляющим взаимодействие с Агентством в рамках настоящего Положения, относятся:
Генеральная прокуратура;
Служба государственной безопасности;
Государственный таможенный комитет;
Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре;
Министерство внутренних дел;
Министерство юстиции;
другие органы, на которые в соответствии с нормативно-правовыми актами возложены задачи контроля и проверки соблюдения законодательства, а также наделенные полномочиями предупреждения и противодействия коррупции.
3. Агентство осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по следующим направлениям:
разработка предложений о проведении системного анализа состояния коррупции в стране, выявление причин и условий совершения коррупционных правонарушений, устранение системных причин и условий коррупционных правонарушений;
осуществление координации деятельности министерств и ведомств по предупреждению и противодействию коррупции;
обеспечение эффективности антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
проведение анализа эффективности и разработка предложений о совершенствовании системы антикоррупционного контроля в сфере использования бюджетных средств, займов международных организаций и зарубежных государств, реализации государственных активов и осуществления государственных закупок;
распространение информации о предупреждении и противодействии коррупции, обеспечение эффективного взаимодействия со средствами массовой информации и иными институтами гражданского общества;
организация социологических, научных и иных исследований по определению состояния, развития и причин коррупции, а также подготовке и переподготовке кадров в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
4. Взаимодействие в рамках настоящего Положения осуществляется в форме:
обмена данными о принятых мерах по предупреждению и противодействию коррупции;
обмена данными по уголовным делам и делам об административных правонарушениях по фактам коррупции, а также о принятых мерах по реагированию на факты коррупции;
создания условий для получения уполномоченными работниками Агентства данных о коррупционных правонарушениях из электронных баз данных правоохранительных органов;
создания совместных рабочих групп по проведению исследований и административного расследования, а также подготовки аналитических материалов;
обмена статистической информацией;
проведения совместного изучения и опубликования информации, содержащей факты коррупции, привлекшие внимание общественности.
5. В процессе осуществления взаимодействия работники Агентства и правоохранительных органов не должны разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ
6. Правоохранительные органы рассматривают сообщения по фактам коррупции, направленные Агентством для возбуждения уголовного дела или принятия иных мер воздействия, а также информируют Агентство о результатах рассмотрения сообщений.
Агентство может истребовать информацию, связанную с рассмотрением сообщений, содержащих факты коррупции, вызвавшие широкий общественный резонанс и полемику, то есть чувствительное отношение общества к определенным событиям, привлекшие внимание общественности и ставшие причиной различных обсуждений и дискуссий (далее - правонарушения, ставшие причиной обсуждений).
7. Агентство совместно с правоохранительными органами, рассматривающими дело, может проводить пресс-конференции в целях информирования общественности о правонарушениях, ставших причиной обсуждений, с соблюдением требований процессуального законодательства, не разглашая тайны следствия.
8. Агентство во взаимодействии с органами, указанными в пункте 2 настоящего Положения, информирует общественность о правонарушениях, ставших причиной обсуждений, в срок 10 дней, о других коррупционных преступлениях и правонарушениях - в установленный срок (по итогам квартала и полугодия) по согласованию взаимодействующих органов либо ежегодно в соответствии с процессуальным законодательством, а также состоянии, тенденциях, причинах и условиях совершения коррупционных преступлений и мерах, принимаемых по предупреждению и противодействию коррупции, не разглашая тайны следствия, государственных секретов или иных сведений, охраняемых актами законодательства, - по итогам года.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ОБРАЩЕНИЯМ
О КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
9. Обращения, поступившие в Агентство от физических и юридических лиц, содержащие признаки коррупционных преступлений, направляются в Генеральную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением материалов, подтверждающих признаки преступления и правонарушения, то есть служебных писем либо заверенных телефонограмм, телеграмм или радиограмм.
Между Генеральной прокуратурой и Агентством устанавливается взаимодействие по обращениям и назначаются ответственные за них лица.
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
СООБЩЕНИЙ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАЙМОВ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ
ГОСУДАРСТВ, РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
10. В процессе изучения сообщений о нарушениях в сфере использования бюджетных средств, займов международных организаций и зарубежных государств, реализации государственных активов и осуществления государственных закупок Агентство имеет право:
запрашивать у правоохранительных органов информацию по предмету изучения;
направлять запросы на проведение проверки конкретных фактов и получать информацию о ее результатах;
пользоваться открытыми электронными базами данных правоохранительных органов.
11. Агентство по материалам изучений, проведенных в рамках своей компетенции, в порядке, установленном актами законодательства, вносит в правоохранительные органы предложения о:
возбуждении уголовного дела;
возбуждении дела об административном правонарушении;
возбуждении дела о дисциплинарной ответственности или принятии иных соответствующих мер.
12. Правоохранительные органы при возбуждении уголовного или административного дела по правонарушениям в сфере использования бюджетных средств, займов международных организаций и зарубежных государств, реализации государственных активов и осуществления государственных закупок создают условия для получения уполномоченными работниками Агентства соответствующей информации из электронных баз данных.
Агентство имеет право проведения административного расследования по делам о правонарушениях в сфере использования бюджетных средств, займов международных организаций и зарубежных государств, реализации государственных активов и осуществления государственных закупок, рассмотренным правоохранительными органами с направлением результатов изучения в соответствующие правоохранительные органы.
ГЛАВА 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИХ ПРОЕКТОВ
13. Агентство на основе изучения обращений физических и юридических лиц и сообщений средств массовой информации, а также по своей инициативе имеет право организовывать проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов или их проектов.
По запросу Агентства правоохранительные органы не позднее 10 дней со дня поступления запроса проводят антикоррупционную экспертизу нормативно-правового акта или его проекта и представляют свое заключение о наличии факторов, приводящих к коррупции.
14. Агентство для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов или их проектов имеет право создавать рабочие группы с привлечением представителей правоохранительных органов.
По запросу Агентства правоохранительные органы в трехдневный срок направляют своих представителей для участия в деятельности рабочих групп по проведению антикоррупционной экспертизы.
15. Министерство юстиции при выявлении фактов коррупции по итогам антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов касательно использования бюджетных средств, займов международных организаций и зарубежных государств, реализации государственных активов и осуществления государственных закупок извещает об этом Агентство и направляет ему копию юридического заключения посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz).
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
16. Правоохранительные органы и Агентство в процессе обмена данными могут пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.
17. Агентство осуществляет сбор, хранение и обработку данных, полученных в рамках взаимодействия с правоохранительными органами, а также использует их в целях эффективной организации деятельности по предупреждению и противодействию коррупции.
18. Агентство проводит ежегодный анализ исполнения настоящего Положения, при необходимости разрабатывает предложения о дальнейшем совершенствовании взаимодействия.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 декабря 2021 г.