Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.08.2022 г. N ПП-364 "О мерах по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2022 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.08.2022 г.

N ПП-364



О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ,

ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ОТКРЫТОМ ДИАЛОГЕ

2022 ГОДА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ


В стране принимаются комплексные меры по развитию предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, устранению проблем и препятствий, возникающих в их деятельности.

В результате только за один прошлый год построено свыше 55 тысяч зданий, предназначенных для бизнеса, численность предпринимателей, денежный оборот которых превысил 1 миллион долларов, увеличилась на 5 тысяч и составила 26 тысяч, количество предприятий-экспортеров достигло 7,5 тысячи, общий объем экспорта увеличился на 30 процентов.

В целях реализации предложений и инициатив, направленных на решение системных проблем, затронутых в более чем 12 тысячах обращений, поступивших от предпринимателей в рамках "открытого диалога" Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшегося 22 августа текущего года, а также исполнения приоритетных задач, определенных в открытом диалоге:


1. Утвердить "Дорожную карту" по реализации задач, определенных в открытом диалоге Президента Республики Узбекистан с предпринимателями (далее - "дорожная карта"), согласно приложению N 1, включающую следующие направления:

разделение предпринимателей на категории и адресную работу по их поддержке;

создание удобной системы финансирования расширения предпринимательской деятельности и реализации новых проектов;

создание достаточных условий, инфраструктуры и гарантированных рынков для предпринимателей;

осуществление комплекса мер по обеспечению права собственности, превращение собственности в реальный рыночный актив;

либерализацию контроля за деятельностью предпринимателей и привлечения их к ответственности;

организацию реализации инициатив, выдвинутых на встрече с предпринимателями, а также широкую пропаганду итогов открытого диалога.


2. Согласиться с предложением Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, субъектов предпринимательства, научных кругов и широкой общественности об образовании Общественного совета по поддержке предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (далее - Общественный совет).

3. Определить основными задачами Общественного совета:

установление общественного контроля за состоянием эффективного и своевременного исполнения министерствами и ведомствами предложений и инициатив, выдвинутых в открытом диалоге с предпринимателями;

обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, субъектов предпринимательства, научных кругов, негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества;

осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения, проведение социальных опросов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, по наиболее важным вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы предпринимателей;

разработку и представление уполномоченным государственным органам предложений по решению проблем, являющихся барьерами и препятствиями на пути развития предпринимательства;

доведение до предпринимателей сути и содержания реформ, осуществляемых в сфере поддержки предпринимательской деятельности, оказание содействия в повышении правовой культуры и формировании их экономических навыков.


4. Заместителям Премьер-министра Ходжаеву Ж. и Кучкарову Д., Министерству инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов), а также Министерству экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) привлечь экспертов и специалистов авторитетных международных организаций и национальных научно-исследовательских учреждений к реализации "дорожной карты".


5. Возложить персональную ответственность на:

руководителей министерств и ведомств, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента - за своевременное и качественное проведение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";

заместителей Премьер-министра Ходжаева Ж. и Кучкарова Д. - за эффективную организацию деятельности министерств и ведомств по реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", а также обеспечение своевременной и тщательной разработки проектов нормативно-правовых актов.


6. Установить порядок, в соответствии с которым:

ежемесячно на заседаниях Коллегии Кабинета Министров заслушиваются отчеты первых руководителей государственных органов и организаций о состоянии выполнения задач, определенных "дорожной картой";

ежеквартально при руководителе Администрации Президента Республики Узбекистан проводятся совещания по критическому рассмотрению хода исполнения "дорожной карты" и принятию мер к соответствующим ответственным лицам за допущенные недостатки.


7. Кабинету Министров (Ж. Ходжаев, Д. Кучкаров) в месячный срок утвердить медиаплан по освещению положительных изменений, произошедших в деятельности предпринимателей в результате реализации инициатив и предложений, выдвинутых в рамках открытого диалога с предпринимателями.

Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и иным средствам массовой информации широко освещать работу, проведенную на основе утвержденного медиаплана, а также ее результаты в средствах массовой информации и на страницах интернета.


8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

О результативности мер, осуществляемых по реализации "дорожной карты", информировать Президента Республики Узбекистан до 1 февраля 2023 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                   Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-364



Настоящее  Приложение принято  на  государственном  языке.

Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами

информационно-поисковой    системы    "Norma"         и        носит

информационный    характер.   При   возникновении   неясностей

следует    обращаться    к   тексту     нормативно-правового    акта

на   государственном   языке.



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации задач, определенных

в открытом диалоге Президента Республики

Узбекистан с предпринимателями


  

N

п/п

 

Мероприятия и инициативы

  

Содержание

Форма реализации

Срок

выполнения

Ответственные исполнители

  

I. РАЗДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НА КАТЕГОРИИ И АДРЕСНАЯ РАБОТА ПО ИХ ПОДДЕРЖКЕ

  

1.

Разделение субъектов предпринимательства на категории


1. Критерии разделения субъектов предпринимательства на микро-, малые и средние категории и определение на этой основе мер по их государственной поддержке. При этом:

классификация предпринимателей в качестве микро-, малых и средних субъектов предпринимательства на основе годового товарооборота, количества работников и других показателей;

определение механизмов, направленных на облегчение для субъектов предпринимательства на каждом этапе налогообложения и налогового администрирования, финансовую поддержку и повышение навыков предпринимательства;

предусматривается ведение статистики и проведение анализа, направленных на разработку действенных предложений по определению доли субъектов предпринимательства в валовом внутреннем продукте и обеспечению экономической стабильности.


2. Начиная с 1 января 2023 года:

а) введение для микробизнеса единой 4-процентной налоговой ставки для налога с оборота. При этом:

сохранить действующую 1- и 2-процентную ставку для предпринимателей отдаленных территорий и отдельных категорий;

освободить представителей микробизнеса, перешедших на добровольную уплату налога в размере 20-30 миллионов сумов в год, от обязанности ведения бухгалтерского учета и представления в налоговые органы налогового отчетности;

б) снижение в течение одного года ставки налога на прибыль в 2 раза для малого бизнеса, товарооборот которого превышает 1 миллиард сумов;

в) для субъектов малого бизнеса, товарооборот которых составляет до 10 миллиардов сумов:

предоставить возможность путем уведомления беспроцентно оплачивать налоговую задолженность в рассрочку до шести месяцев;

расчет и формирование налоговыми органами по согласованию с предпринимателями налоговой отчетности по налогу с оборота, налогу на имущество и земельного налога, взимаемых с юридических лиц.


3. Для среднего бизнеса с 1 января 2023 года:

а) для субъектов предпринимательства, перешедших из категории малого бизнеса в категорию среднего бизнеса, в течение двух лет снизить ставку налога на прибыль на 50 процентов;

б) возмещать за государственный счет 50 процентов расходов на страхование имущества;

в) ввести упрощенную налоговую, финансовую и статистическую отчетность;

г) ввести 20 процентную квоту в государственных закупках, в рамках таких закупок установить размер их предоплаты в размере 50 процентов.

 

Проект Указа Президента Республики Узбекистан, проект закона


ноябрь

2022 года


Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


2.

Введение для среднего бизнеса системы международной стандартизации и сертификации


В целях поддержки производства конкурентноспособной и качественной продукции представителями среднего бизнеса введение для них системы международной стандартизации и сертификации.

При этом:

введение порядка доведения до экспортеров требований к продукции, установленных в странах Европейского Союза, с применением льгот "GSP+";

снижение размера отчислений с 5 процентов до 3 процентов за применение обозначений системы аккредитации;

отмена платежей органам по сертификации предприятиями-импортерами и предприятиями - отечественными производителями за использования знака соответствия.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Узбекское агентство по техническому регулированию (Д.Саттаров)


3.

Упрощение администрирования  налога на добавленную стоимость


1. Упрощение администрирования  налога на добавленную стоимость. При этом начиная с 1 октября 2022 года полностью ввести систему расчета налога на добавленную стоимость, ввести систему возврата в течение 7 дней суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость субъектам предпринимательства, включенным в перечень, утвержденный в установленном порядке.

При этом указанный перечень предпринимателей утверждается Правительственной комиссией (Ж. Ходжаев).


2. Проведение совместно с представителями бизнеса и экспертами открытых обсуждений проблем по налогу на добавленную стоимость и разработка предложений по их устранению.

 

Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев, Д.Кучкоров), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


4.

Снижение налогового бремени для предпринимателей


Установление с 1 января 2023 года ставки налога на добавленную стоимость 12 процентов.


Проект закона


ноябрь

2022 года


Министерство финансов

(Т.Ишметов)


5.

Отказ от начисленной налоговой задолженности в результате применения действенного налогового механизма


Исключение из учета налоговой задолженности, начисленной по повышенным ставкам, в результате применения действенных мер по налогу на имущество и земельному налогу в отношении пустующих зданий, неиспользуемых земельных участков.


Проект Указа Президента Республики Узбекистан


сентябрь

2022 года


Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов)


6.

Освобождение от таможенных пошлин гранул полпропилена


Проанализировав проблемы, имеющиеся в деятельности отечественных производителей, в целях поддержки переработки сырья и производства готовой продукции, внесение предложений о применении нулевой ставки таможенных пошлин при импорте сырьевой продукции, не производимой в Республике Узбекистан, в том числе гранул полипропилена.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов)

 

7.

Развитие фармацевтической отрасли


1. Проведение вместе с представителями фармацевтической отрасли изучения проблем, возникающих в их деятельности, и разработка предложений по их устранению.


2. Освобождение от таможенных пошлин сырья, не производимого в республике и используемого при производстве фармацевтической продукции.


3. Пересмотр ограничения (10 тысяч долларов), установленного для размера инвестиций при открытии за рубежом торгового представительства.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство здравоохранения (Б.Мусаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


  

II. СОЗДАНИЕ УДОБНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПРОЕКТОВ

  

8.

Обеспечение предпринимателей оборотными средствами


1. Выделение Министерством финансов ресурса в 500 миллионов долларов Микрокредитбанку, Агробанку и Народному банку для проектов микро- и малого бизнеса.

При этом данные средства выделяются для проектов вновь созданных субъектов малого бизнеса в размере до 300 миллионов сумов, сроком до 5 лет, с 2-х годичным льготным периодом.


2. Продление в 2 раза срока выделения коммерческим банкам в качестве ресурса средств, привлеченных от международных финансовых организаций.

При этом средства в национальной валюте размещаются по ставке, не превышающей 14 процентов, размер маржи по кредитам в иностранной валюте устанавливается в размере 0,25 процентов.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


декабрь

2022 года


Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов)



9.

Повышение ресурсной базы коммерческих банков


1. Привлечение долгосрочных кредитных линий международных финансовых институтов в размере 1 миллиарда долларов, при этом средства в размере 300 миллионов долларов направляются на женские и молодежные проекты.


План мероприятий

сентябрь

2022 года


Министерство инвестиций и внешней торговли (Ш.Вафаев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов)


При этом привлечь от JICA - 400 млн долларов США, Европейского банка реконструкции и развития - 150 млн долларов США, Всемирного банка - 150 млн долларов США, Азиатского банка развития - 120 млн долларов США, Исламского банка развития - 30 млн долларов США и Исламской торгово-финансовой корпорации - 150 млн долларов США.


Проекты постановлений Кабинета Министров


в 2022-2023 годах


2. Оставить в распоряжении государственных банков 2 триллиона сумов их чистой прибыли и направить их на проекты субъектов малого предпринимательства.


Постановления наблюдательных советов коммерческих банков


сентябрь

2022 года


Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов), коммерческие банки


3. Привлечение коммерческими банками за счет международных финансовых институтов средств в размере 700 миллионов долларов США без гарантии государства для проектов среднего бизнеса.


4. Привлечение коммерческими банками за счет депозитов денежных средств в размере 20 триллионов сумов и направление на выдачу дополнительных кредитов.


Постановления Правления


сентябрь

2022 года


Центральный банк (М.Нурмуратов), коммерческие банки


10.

Финансирование и расширение проектов среднего бизнеса


Принятие программы по выделению Национальным банком, Промстройбанком и Ипотека банком долгосрочных кредитов стоимостью 2 миллиарда долларов США для субъектов среднего бизнеса, выступивших с  инициативой осуществления 111 крупных проектов. При этом:

Кабинету Министров закрепить за каждым проектом ответственных от хокимиятов областей, Правительства, министерств и ведомств и обсуждать состояние проекта каждые 15 дней;

по итогам каждого квартала вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

    

Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), соответствующие коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


11.

Развитие микрофинансовых организаций


1. Привлечение дополнительных средств для небанковских кредитных организаций, приведение в соответствие с Законом "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности" подзаконных актов по расширению возможностей кредитования, а также отмена устаревших норм, касающихся их деятельности.


2. Организация семинаров-тренингов по доведению до микрофинансовых организаций новостей в законодательстве и новых возможностей.


План мероприятий

ноябрь

2022 года

Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство юстиции (Р.Давлетов)


12.

Укрепление кредитного обеспечения предпринимателей



1. Дополнительное увеличение в 2 раза возможностей предоставления гарантий со стороны Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.


План мероприятий


октябрь

2022 года


Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов)


2. Создание системы использования в качестве залогового обеспечения при выдаче кредитов также товаров, находящихся в обороте, экспортных контрактов, открытых аккредитивов и будущих поступлений.


Постановление Правления


октябрь

2022 года


Центральный банк (М.Нурмуратов)


13.

Создание благоприятных условий для внедрения новых финансовых услуг и технологий


Введение с 1 октября 2022 года особого правового режима "регулятивная песочница" по экспериментам в ограниченной среде новых финансовых операций, технологий и услуг, контролируемых финансовыми организациями.


Постановление Правления


сентябрь

2022 года


Центральный банк (М.Нурмуратов)

14.

Поддержка деятельности теплиц


Изучение с выездом на места деятельности проблемных  тепличных хозяйств, разделение их на перспективные и бесперспективные категории. В частности, на основе опыта Бухары:

а) по перспективным проектам:

продление по имеющимся и будущим кредитам сроков с 5-7 лет до 10-13 лет;

создание возможности уплаты в рассрочку платежей за потребление природного газа;

б) выявление бесперспективных проектов и изучение вопроса о возможности передачи их новым инициаторам.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство сельского хозяйства (Ш.Тешаев), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство энергетики (А.Ахмедхаджаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


15.

Поощрение поддержки молодых предпринимателей регионов предпринимателями, имеющими определенный опыт и достижения, на основе традиций "наставник - ученик".


Разработка предложений по введению налоговых послаблений субъектам предпринимательства, воспитавшим в сельской местности десять учеников-предпринимателей.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)


  

III. СОЗДАНИЕ ДОСТАТОЧНЫХ УСЛОВИЙ, ИНФРАСТРУКТУРЫ

И ГАРАНТИРОВАННЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


16.

Исходя из условий регионов, поддержка бизнеса на основе особых подходов


1. Разработка проекта концепции, включающей основные показатели и критерии по разделению регионов на 5 категорий по предоставлению компенсаций и гарантий за налоги, субсидии, кредитные проценты, подключению к инфраструктуре.


Проект Концепции


15 сентября

2022 года


Кабинет Министров (Д.Кучкаров, Ж.Ходжаев), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Проведение изучений в регионах на основе концепции с созданием отдельных рабочих групп и разработка предложений по разделению регионов на категории.


План мероприятий


1 октября

2022 года


3. Начиная с 2023 года разделение районов и городов на 5 категорий, исходя из их условий.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


ноябрь

2022 года


17.

Поддержка реализации средних и крупных проектов и создание необходимой инфраструктуры


1. Организация в каждой области, имеющей все условия и инфраструктуру для бизнеса, крупных специальных экономических зон для 100 предприятий. В частности, в этих зонах:

обеспечить со стороны государства внешние инженерно-коммуникационные сети;

предложить для бизнеса готовые производственные помещения;

привлечь для их управления квалифицированные зарубежные компании;

создать "Инновационные и инжиниринговые центры" и современные лаборатории;

применять пониженные коэффициенты при выставлении на аукцион  земель в отдаленных регионах.


2. Снижение суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль субъектов предпринимательства на сумму затрат собственных средств на внешние инженерно-коммуникационные сети по проектам свыше 200 миллиардов сумов.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


ноябрь

2022 года


Кабинет Министров (Д.Кучкаров, Ж.Ходжаев), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


18.

Ускорение приватизации земель



1. Снижение оплаты 20 кратного размера земельного налога за приватизацию в городе Ташкенте и областных центрах до 10 раз, в других регионах до 5 раз. 


2. Проанализировав все процедуры приватизации, разработка предложений по устранению бюрократических барьеров, возникающих на практике.


Проект постановления Кабинета Министров


сентябрь

2022 года


Министерство экономического развития (И.Норкулов), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Агентство по управлению государственными услугами (А.Ортиков)


19.

Упрощение процедур выставления на аукцион земельных участков и пустующих зданий



1. Упрощение процедур выставления на аукцион земельных участков и пустующих зданий, предусмотрев следующее:

сокращение процедур выставления на аукцион земельных участков, обеспечение их максимального срока не более 30 дней;

продление с 1 года до 3 лет срока сдачи в аренду через аукцион пустующих объектов.


2. Введение в практику передачи в аренду участков естественных водоемов республики через электронную торговую платформу "E-AUKSION".


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Министерство юстиции (Р.Давлетов) Министерство водного хозяйства (Ш.Хамраев)


3. Выставление в текущем года дополнительно на торги более 10 тысяч земельных участков.


Практические мероприятия


до конца

2022 года



Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов)


20.

Дальнейшее сокращение количества лицензий, разрешений


1. Проведение полной инвентаризации лицензий и разрешений, а также установленных по ним требований, по результатам - сокращение количества лицензий и разрешений, перевод их в уведомительный порядок,  упрощение лицензионных и разрешительных процедур путем отмены дублирующих друг друга и бюрократических требований.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


ноябрь

2022 года


Мнистерство юстиции (Р.Давлетов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Антимонопольный комитет (А.Каюмов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


2. Отмена требования получения лицензии за использование сетей передачи данных от операторов платежных систем, платежных организаций и банков.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Министерство информационных технологий (Ш.Шерматов), Центральный банк (М.Нурмуратов)


21.

Сокращение для предпринимателей бумажной волокиты в бизнес-процессах


1. Широкое обсуждение с участием предпринимателей и полная инвентаризация практики хранения в бумажной форме и сдачи государственным органам документов для бизнеса (в том числе документов, которые ведутся в архивных, банковских, налоговых, статистических сферах или используемых при получении соответствующих государственных услуг)


Встреча


сентябрь

2022 года


Кабинет Министров (Д.Кучкаров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Министерство информационных технологий (Ш.Шерматов), Агентство "Узархив" (У.Юсупов)


2. На основе предложений предпринимателей и результатов инвентаризации разработка предложений  по отказу от бумажных форм соответствующих документов и переводу их в электронную форму.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


22.

Совершенствование системы переработки на таможенной территории


1. Путем проведения встреч с предпринимателями, работающими в режиме переработки на таможенной территории, разработка предложений по совершенствованию данной деятельности.

  

Встреча

сентябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


2. Реализация предложений предпринимателей, а также разработка проекта постановления, предусматривающего внедрение механизма ввоза сырья и материалов в режиме "Переработка на таможенной территории" без залога.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан



3. Создание таможенного пункта в малой промышленной зоне "Юксалиш".


План мероприятий


октябрь

2022 года


Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Наманганский областной хокимият


23.

Расширение инфраструктуры для электромобилей


Государственная поддержка расширения инфраструктуры зарядных станций электромобилей. При этом:

а) разрешить предпринимателям оказывать услуги населению через зарядные станции электромобилей (реализовывать потребителям электроэнергию);

б) увеличить выделение мест для электрозарядных станций в торговых центрах, государственных учреждениях, парках развлечений, жилых массивах и на автостоянках;

в) освободить электрозарядные станции сроком на 3 года от налога на имущество и земельного налога, а также налога на прибыль, таможенной пошлины на не производимое в республике оборудование, импортируемое этими станциями;

г) предусмотреть механизм по доведению к 2027 году количества электрозарядных станций не менее чем до 2 тысяч.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


сентябрь

2022 года


Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство энергетики (А.Ахмедхаджаев),Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Узбекское агентство по техническому регулированию (Д.Саттаров), Министерство строительства (Б.Закиров)



24.

Внедрение открытой и прозрачной системы получения и использования разрешений на зарубежные грузоперевозки


1. Совершенствование системы получения и использования разрешений на зарубежные грузоперевозки.

При этом:

введение в работу электронного портала по выдаче разрешений национальным перевозчикам;

разработка рейтинга национальных грузоперевозчиков и, в зависимости от накопленных ими баллов, распределение разрешения. При этом если данные разрешения не используются в течении трех месяцев, выставление их вновь на портал.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Министерство транспорта (И.Махкамов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)



2. В сфере железных дорог:

внедрение цифровых технологий и автоматизация всех операций;

строительство на 63 железнодорожных станциях закрытых и открытых площадок для погрузки-разгрузки грузов, расширение имеющихся площадок;

разделение тарифов по каждому виду услуг, создание возможностей для грузоперевозчиков в частных вагонах.


План мероприятий


октябрь

2022 года


Министерство транспорта (И.Махкамов), АО "Узбекистон темир йуллари" (Х.Хасилов)

25.

Упрощение порядка организации деятельности выездной торговли


Упрощение порядка организации деятельности выездной торговли. При этом:

разрешить организацию на территории государственных организаций пунктов выездной торговли, а на территории, прилегающей к объектам общественного питания, - сезонных кафе;

расширение видов деятельности выездной торговли, сокращение количества ведомств, согласовывающих размещение объектов, минимум в 2 раза;

усиление защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательства, занимающихся деятельностью по выездной торговле.


Проект постановления Кабинета Министров


сентябрь

2022 года


Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента



26.

Поддержка деятельности по производству фарфорово-глиняных изделий



1. Определение и выставление на аукцион земель, подходящих для добычи сухой глины для производства глиняных изделий.


План мероприятий


октябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Ш.Алимов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


2. Внесение предложений по увеличению производства фарфора.


3. Включение в перечень видов деятельности (работ, услуг) для самозанятых лиц деятельности по разукрашиванию глиняной посуды.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов)


27.

Упрощение порядка создания негосударственных профессиональных образовательных организаций


Сокращение требований, предъявляемых к созданию негосударственных профессиональных образовательных организаций, в частности, сокращение в 2 раза размера средств, которые должны быть на банковском расчетном счете (с 50 тысяч долларов до 25 тысяч долларов).


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У.Ташкенбаев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство высшего и среднего специального образования (А.Тошкулов)


28.

Финансовое содействие молодежному предпринимательству


Создание условий для уплаты в рассрочку в течение 12 месяцев платежей по первоначальной стоимости при передаче в аренду через электронный онлайн-аукцион земельных участков и зданий, сооружений в зонах молодежной промышленности и предпринимательства.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Торгово-промышленная палата (Д.Ваҳобов)


 

IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ

В РЕАЛЬНЫЙ РЫНОЧНЫЙ АКТИВ


29.

Защита права собственности


1. Установление исключительно судебного порядка отмены решений о выделении земель и имущества.

При этом установить, что не допускается отмена решений, касающихся права собственности, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.


2. Отказ от практики, когда при ликвидации юридического лица, отменяется также его право на землю.


3. В целях предотвращения случаев необоснованной описи имущества в процессе предварительного следствия допускать эти действия исключительно в судебном порядке.


Проект Указа Президента Республики Узбекистан


август

2022 года


Министерство юстиции (Р.Давлетов), Генеральная прокуратура (Н.Юлдошев), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков)

30.

Сокращение судебных расходов для предпринимателей


1. Сокращение ставки государственной пошлины в 2 раза при подаче предпринимателями заявления в административный суд.


2. Пересмотр размера государственной пошлины по исковым заявлениям, подаваемым предпринимателями в экономические суды.


3. Продление до 3 лет срока обжалования предпринимателями в суд решений налоговых органов.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан


ноябрь

2022 года


Министерство юстиции (Р.Давлетов), Верховный суд (Б.Исламов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)


31.

Обеспечение неприкосновенности денежных средств на банковских счетах предпринимателей


Установление мер административной и уголовной ответственности за случаи перевода или изъятия денежных средств с банковских счетов предпринимателей без их согласия.


Проект закона


октябрь

2022 года


Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Генеральная прокуратура (Н.Юлдошев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Центральный банк (М.Нурмуратов)


32.

Предоставление статуса участника предпринимателям, осуществляющим деятельность в малых промышленных зонах


Предоставление статуса участника малой промышленной зоны 590 предпринимателям, ранее размещенным в малых промышленных зонах на основании решений отборочных комиссий при хокимиятах.

 

Проект распоряжения Кабинета Министров


сентябрь

2022 года


Заместитель Премьер-министра (Ж.Ходжаев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов)


 

V. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ


33.

Совершенствование системы привлечения предпринимателей к ответственности


1. Объявление моратория сроком на 3 года на применение к предпринимателям новых видов мер наказания.


2. Установить неприменение к предпринимателям в течение 6 месяцев мер ответственности за невыполнение предусмотренных в новых актах законодательства требований, возлагающих обязательства в отношении предпринимателей.


3. Пересмотр сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих усложнение процедур осуществления предпринимательской деятельности.


4. Отмена мер уголовной ответственности за нарушение правил торговли.


5. Создание системы, предусматривающей содействие представителям микро- и малого бизнеса, впервые совершившим правонарушение, по устранению недостатков без применения мер ответственности и внесение предложений по пересмотру размера штрафов.


Проект Указа Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев)



34.

Оптимизация контрольных функций и координация проверок


1. Оптимизация более 20 дублирующих и не отвечающих требованиям времени контрольных функций контролирующих органов в отношении предпринимательской деятельности.


проект Указа Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), контролирующие органы


2. Осуществление с 1 ноября 2022 года всех видов проверок предпринимательской деятельности  с регистрацией их в обновленной электронной платформе с координацией Бизнес-омбудсманом.


Практические меры


октябрь

2022 года


35.

Пересмотр порядка проведения налоговых проверок и их сроков


1. Глубоко изучив предложения предпринимателей:

сокращение сроков налоговых проверок;

определение размеров минимальной границы финансовых ошибок и недостатков, не требующих отдельной налоговой проверки;

установление порядка уведомления предпринимателей о процессах проверки и открытого и прозрачного рассмотрения их жалоб.


Проект закона


октябрь

2022 года


Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


2. Создание совместного Апелляционного совета Государственного налогового комитета и Торгово-промышленной палаты по разрешению налоговых споров с 1 октября 2022 года.

Включение в данный Совет представителей Палаты налоговых консультантов, Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и предпринимателей.


План мероприятий


октябрь

2022 года


Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов)


36.

Сокращение срока камеральной налоговой проверки


Сокращение с 60 дней до 30 дней срока камеральной налоговой проверки обоснованности суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению.


Проект закона


октябрь

2022 года


Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов)


37.

Снижение штрафа за дебиторскую задолженность


1. Не считать в качестве просроченной дебиторской задолженности и не применять штрафные санкции при не превышении размера непоступившей валюты 5 процентов отправленной на экспорт продукции в рамках экспортного контракта.


2. Разработка предложений по устранению проблем, возникающих при применении правил кредит-ноты.

 

Проект постановления Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство финансов (Т.Ишметов)


  

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВ, ВЫДВИНУТЫХ

НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, А ТАКЖЕ ШИРОКАЯ

ПРОПАГАНДА ИТОГОВ "ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА"


38.

Формирование благоприятной среды для совместной работы с бизнесом


Создание в центре каждого района и города Сквера предпринимателей.

При этом:

создание для предпринимателей, представителей банков, инвесторов среды для обсуждения бизнес-проектов;

создание благоприятных условий для "B2B", коворкингов, организация Wi-Fi зон;

обеспечение демонстрации в течение года на выставках "Созидатели благополучия" ("Фаровонлик бунёдкорлари") результатов, достигнутых активными предпринимателями района, города.


Проект постановления Кабинета Министров


октябрь

2022 года


Торгово-промышленная палата (Д.Ваҳобов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


39.

Совершенствование деятельности Торгово-промышленной палаты


Совершенствование деятельности Торгово-промышленной палаты

При этом:

а) предоставление Торгово-промышленной палате следующих полномочий:

внесение в Правительство вопросов, обязательных к рассмотрению;

подача в Верховный суд заявлений в интересах предпринимателя, а также обжалование для пересмотра решений судов по экономическим, административным и уголовным делам;

б) выведение Торгово-промышленной палаты из подчинения Правительству;

в) кардинальное  изменение системы Торгово-промышленной палаты, пересмотр и совершенствование ее действующей структуры;

г) с целью широкого охвата всех предпринимателей освобождение микро-, малых и средних предпринимателей от уплаты членских взносов в Торгово-промышленную палату;

д) ежегодное выделение Торгово-промышленной палате средств из Государственного бюджета;

е) предоставление территориальным подразделениям Торгово-промышленной палаты следующих полномочий:

организация в каждом районе и городе школ обучения бизнесу на основе передовых методик;

предоставление полномочий по внесению хокимам и руководителям других территориальных органов представлений, обязательных к рассмотрению;

проведение не менее двух раз в месяц критических обсуждений с областными, районными и городскими Кенгашами народных депутатов, а также с хокимами.


Проект Указа Президента Республики Узбекистан


октябрь

2022 года


Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Верховный суд (Б. Исламов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


40.

Совершенствование системы подготовки специалистов в клинической ординатуре


Создание системы подготовки специалистов в ординатуре в ведущих частных клиниках.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан



октябрь

2022 года


Министерство здравоохранения (Б.Мусаев), Министерство высшего и среднего специального образования (А.Ташкулов)


41.

Учреждение для предпринимателей отдельных государственных наград


Учреждение почетного звания "Заслуженный предприниматель Узбекистана" ("Ўзбекистонда хизмат кўрсатган тадбиркор") для достойного признания представителей бизнеса, снискавших авторитет среди народа достижениями по созданию рабочих мест, организации новых направлений бизнеса, реализации инноваций в своей сфере.


Проект закона


октябрь

2022 года


Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов)


42.

Организация встреч с предпринимателями регионов и обеспечение реализации инициатив


1. Организация в каждом регионе встреч с предпринимателями, обсуждение результатов "открытого диалога" и разработка новых предложений.


2. Утверждение "дорожной карты" по реализации задач, определенных на открытом диалоге, а также принятие мер по обеспечению их исполнения местными хокимиятами и руководителями  секторов на основе новой системы работы.


План мероприятий


август-

сентябрь

2022 года


Кабинет Министров (Ж.Ходжаев, Д.Кучкаров), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


   


Примечание. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы и предмета регулирования соответствующих правовых отношений могут пересматриваться или объединяться в единый документ.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 августа 2022 г.


"Народное слово", 31 августа 2022 г.