Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.10.2022 г. N ПП-407 "О дополнительных мерах по развитию узбекского языка жестов и азбуки Брайля"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.10.2022 г.
N ПП-407
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО РАЗВИТИЮ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА
ЖЕСТОВ И АЗБУКИ БРАЙЛЯ
В целях повышения грамотности лиц с нарушениями зрения, слуха и речи, улучшения качества оказываемых им образовательных услуг, защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения исполнения Закона Республики Узбекистан "О правах лиц с инвалидностью":
1. Определить основными направлениями развития узбекского языка жестов и азбуки Брайля:
реализацию комплексных мер по повышению правового статуса и дальнейшему развитию узбекского языка жестов, поощрение его использования в качестве средства общения;
совершенствование государственных требований, предъявляемых к образовательным программам, реализуемым на узбекском языке жестов и азбуке Брайля;
широкое применение современных информационных технологий, инновационных средств и методов при обучении узбекскому языку жестов и азбуке Брайля;
обеспечение создания телевизионных программ, фильмов, театральных и иных культурных мероприятий в форматах, доступных для лиц с нарушениями зрения, слуха и речи, включая их показ с сурдопереводом или субтитрами;
оказание содействия в формировании социально-трудовых навыков и интеграции в общество лиц с нарушениями зрения, слуха и речи.
2. Установить, что:
начиная с 1 января 2023 года в учреждениях общего среднего образования и моноцентрах "Ишга мархамат" исходя из потребностей организуются специальные учебные курсы по обучению узбекскому языку жестов и азбуке Брайля (далее - специальные учебные курсы);
обучение на специальных учебных курсах лиц с нарушениями зрения, слуха и речи, а также родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних детей данной категории осуществляется на бесплатной основе, остальных лиц - на платной основе;
лица, желающие обучаться на специальных учебных курсах, проходят онлайн-регистрацию на специальной информационной платформе Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан;
после формирования по соответствующему направлению группы в составе не менее 8 человек Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан размещает соответственно в Министерстве народного образования или Министерстве занятости и трудовых отношений заявку на организацию специальных учебных курсов;
по итогам специального учебного курса для обучающихся организуются итоговые контрольные экзамены. При этом в состав комиссий по приему итоговых контрольных экзаменов в обязательном порядке привлекаются представители территориальных обществ глухих и слепых, а также квалифицированные специалисты узбекского языка жестов и азбуки Брайля;
обучающимся, успешно окончившим специальный учебный курс и сдавшим итоговые контрольные экзамены, выдается сертификат государственного образца соответствующего уровня;
организация специальных учебных курсов финансируется за счет средств Государственного бюджета, средств, поступающих от обучения на платной основе, международных и отечественных грантов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.
3. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.), Обществом слепых Узбекистана и Обществом глухих Узбекистана в срок до 1 декабря 2022 года:
утвердить Положение о порядке организации учебного курса по обучению узбекскому языку жестов и азбуке Брайля, а также образец сертификата об окончании специальных учебных курсов;
укомплектовать специальные учебные курсы квалифицированными педагогическими кадрами и оказывать им методическую практическую помощь;
разработать и утвердить планы занятий и программы специальных учебных курсов на основе передового зарубежного опыта.
4. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) начиная с 1 января 2023 года:
передачи в объеме не менее пяти процентов недельного эфирного времени государственных телеканалов транслируются с сурдопереводом, скрытыми субтитрами либо с "бегущей строкой";
при приеме на учебу на специальности магистратуры и послевузовского образования государственных высших образовательных учреждений представление лицами с нарушениями зрения, слуха и речи национального или приравненного к нему международного сертификата по знанию иностранного языка не требуется;
абитуриенты с нарушениями слуха и речи на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения в обязательном порядке обеспечиваются услугами сурдоперевода;
б) начиная с 2024/2025 учебного года на должности преподавателей специализированных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей принимаются на работу исключительно педагогические кадры, владеющие языком жестов, на котором ведутся занятия.
5. В целях развития узбекского языка жестов, а также дальнейшей поддержки лиц с нарушениями слуха и речи:
а) Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.), Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) и Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Обществом глухих Узбекистана, профессорами-преподавателями направлений образования специальной педагогики высших образовательных учреждений и педагогами специализированных школ-интернатов:
в срок до 1 января 2024 года, опираясь на передовой зарубежный опыт, разработать научные основы узбекского языка жестов и его дактильную азбуку, основанную на латинской графике, а также организовать проведение конкурсов по выделению грантов на научно-исследовательские проекты по этим работам;
в срок до 1 июня 2024 года создать лингвистический словарь узбекского языка жестов, учебно-методические комплексы и учебники по обучению узбекскому языку жестов и популяризировать среди широкой общественности их версии в электронной и бумажной форме;
в срок до 1 сентября 2024 года разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Программу по развитию и внедрению на практике узбекского языка жестов;
б) Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Министерству народного образования (Саидов Б.) и Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.):
при формировании параметров государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения на 2023/2024 учебный год увеличить на 25 процентов показатели приема на основе государственного гранта на направления "Сурдопедагогика" и "Тифлопедагогика";
начиная с 2023/2024 учебного года внедрить практику проведения обязательных экзаменов на знание языка жестов и азбуки Брайля в рамках итоговых экзаменов для студентов, обучающихся по направлениям "Сурдопедагогика" и "Тифлопедагогика";
начиная с 2024/2025 учебного года поэтапно ввести в высших образовательных учреждениях, учреждениях повышения квалификации и переподготовки модули преподавания узбекского языка жестов для обучающихся по направлениям образования специальной педагогики;
в) Министерству народного образования (Саидов Б.):
начиная с 1 сентября 2024 года организовать на специальной электронной платформе "Непрерывное профессиональное образование" краткосрочные онлайн-учебные курсы по обучению узбекскому языку жестов педагогических кадров специализированных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей в рамках средств Государственного бюджета, выделенных Министерству народного образования;
начиная с 2024/2025 учебного года поэтапно внедрить в учебный процесс специализированных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей узбекский язык жестов, основанный на латинской графике, создать на языке жестов видеоформаты учебников по общеобразовательным предметам;
в срок до 1 января 2024 года изучить вопросы обучения в специализированных образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей международному языку жестов, а также внедрения системы сертификации уровня владения языком жестов и азбукой Брайля, по результатам внести в Кабинет Министров соответствующие предложения;
г) Национальному агентству социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством дошкольного и школьного образования, Министерством занятости и сокращения бедности и Обществом глухих Узбекистана:
начиная с 2023 года ежегодно в сентябре проводить конкурс "Лучший переводчик языка жестов" за счет средств Государственного бюджета, выделенных Национальному агентству социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, и поощрять победителей этого конкурса денежным вознаграждением за 1-е место - в 100-кратном размере базовой расчетной величины, за 2-е место - в 65-кратном размере, за 3-е место - в 50-кратном размере базовой расчетной величины;
в трехмесячный срок разработать проекты нормативно-правовых актов по нормированию рабочего времени переводчиков языка жестов. При этом в проектах предусмотреть предоставление переводчикам перерыва каждые 30 минут, привлечение не менее двух переводчиков к мероприятиям продолжительностью более 1 часа и оплату их труда в полном объеме;
в срок до 1 января 2023 года создать видеокурсы для граждан по самостоятельному изучению основ языка жестов и разместить их на официальных веб-сайтах Агентства по развитию медико-социальных услуг и Министерства народного образования, а также в социальных сетях;
д) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) в срок до 1 сентября 2024 года организовать издание 50 избранных произведений представителей узбекской литературы на азбуке Брайля и создание их аудиоверсий;
е) Агентству кинематографии (Абдухаликов Ф.) в срок до 1 июня 2023 года провести субтитрование не менее 50 национальных фильмов и 50 произведений мирового кинематографа, а также увеличить количество фильмов, демонстрируемых с субтитрами в национальных кинотеатрах;
ж) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в целях расширения возможностей общения лиц с нарушениями слуха и речи посредством видеообращений провести переговоры с операторами и провайдерами телекоммуникаций о внедрении льготных тарифов для данных лиц.
6. Органам государственного управления:
а) в срок до 1 января 2023 года:
обеспечить оснащение зданий и сооружений, в которых налажено оказание услуг населению, средствами, способствующими формированию социально-трудовых навыков и адаптации в общество лиц с инвалидностью (стендами с информацией на азбуке Брайля, видео- и фотоснимками, видео- и аудиоматериалами, одновременно отображающими информацию в текстовой форме, и иными средствами);
создать в соответствующих зданиях и сооружениях благоприятные условия для самостоятельного передвижения лиц с инвалидностью исходя из их возможностей;
создать на своих официальных веб-сайтах для лиц с инвалидностью дополнительные возможности свободного пользования услугами и ознакомления с необходимой информацией;
б) начиная с 1 января 2023 года:
внедрить порядок, в соответствии с которым информация, объявляемая общественности во время чрезвычайных ситуаций, представляется вместе с сурдопереводом;
в целях обеспечения беспрепятственного доступа к государственным услугам лиц с нарушениями слуха и речи, при необходимости, обеспечить привлечение на договорной основе сурдопереводчиков или организаций, предоставляющих услуги онлайн-сурдоперевода.
7. Установить, что финансирование мер, предусмотренных настоящим постановлением, производится за счет средств, выделяемых соответствующим министерствам и ведомствам из республиканского бюджета Республики Узбекистан в качестве распорядителя бюджетных средств первого уровня.
Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) и Министерством инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.) принять меры по привлечению грантовых средств на реализацию проектов, направленных на поддержку лиц с нарушениями зрения, слуха и речи.
8. Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
9. Возложить на директора Агентства по развитию медико-социальных услуг Инакова А.К., министра народного образования Саидова Б.О., министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н.Б., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 октября 2022 г.