Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.11.2022 г. N ПП-425 "О мерах по совершенствованию механизмов контроля при реализации строительных проектов, дальнейшему повышению открытости и прозрачности процесса"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
17.11.2022 г.
N ПП-425
О МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ
КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРОЕКТОВ, ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОВЫШЕНИЮ
ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССА
В целях обеспечения целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из Государственного бюджета, совершенствования механизмов государственного и общественного контроля за строительством посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечения открытости и прозрачности:
1. В рамках проектов, включенных в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и программы, реализуемые за счет средств Государственного бюджета (далее - Программы), а также проектов по строительно-ремонтным работам, финансируемых на основе процессов инициативного бюджетирования (далее - Проекты) с 1 января 2023 года:
обеспечить определение генеральной проектно-изыскательской и генеральной строительно-подрядной организаций объектов посредством электронных тендерных (конкурсных) торгов, проводимых без человеческого фактора в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство" Министерства строительства;
заключать по итогам тендерных (конкурсных) торгов, проводимых в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство", а также по итогам прямых переговоров в соответствии с актами законодательства договора на разработку проектно-сметной документации и выполнение подрядных работ между заказчиком и проектно-изыскательскими и строительно-подрядными организациями в этой системе посредством электронной цифровой подписи и направлять в электронной форме для регистрации или учета в Информационную систему управления государственными финансами Министерства финансов;
внести каждый объект, включенный в утвержденные адресные перечни, в Национальную информационную систему "Прозрачное строительство" с выдачей идентификационного номера, а также отражать любые изменения или дополнения по ним в данной информационной системе;
обеспечить регистрацию в уполномоченном органе всех объектов, независимо от категории риска, для начала строительно-монтажных работ, а также их контроль;
помощнику хокима по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, активистам махалли и лидерам молодежи, средствам массовой информации и иным общественным организациям установить общественный контроль за состоянием, качеством и объемом работ, проводимых в рамках Программ и Проектов на соответствующей территории, представлять информацию по выявленным недостаткам в районные (городские) штабы по контролю и координации реализации государственных программ;
акт, подтверждающий выполнение работ (поставку товаров) генеральной подрядной организацией, определенной по объектам в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство", формировать в электронной форме в ее личном кабинете в данной системе и согласовывать в электронной форме с организацией-заказчиком. При этом счета-фактуры направляются заказчиком для финансирования в Информационную систему управления государственными финансами в электронной форме;
открыто публиковать для общественности в системе в режиме реального времени информацию о предприятиях, включенных в рейтинг проектно-изыскательских и строительно-подрядных организаций в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство", об их баллах в разрезе критериев подсчета рейтинга, о градостроительных документах каждого объекта Программ и Проектов, об объемах работ, выполненных на объекте, и о средствах финансирования.
2. Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.):
а) в рамках Программ и Проектов усилить надзор по следующим направлениям:
осуществление мероприятий по формированию адресного перечня Программ, финансированию объектов, ведению строительно-ремонтных работ на основании требований, установленных постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года N ПП-43 "О дополнительных мерах по усилению контроля за реализацией Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и других государственных программ";
выполнение мероприятий по выделению земельных участков по каждому объекту, разработке и экспертизе проектно-сметной документации, проведению тендерных (конкурсных) торгов и финансированию в сроки, установленные актами законодательства;
обеспечение строгого соблюдения архитектурных, градостроительных и других актов законодательства при проведении строительно-ремонтных работ на объекте;
принятие мер по недопущению в проектно-сметной документации указания завышенных объемов работ и необоснованного завышения цен на продукцию;
обеспечение соблюдения требований по вводу в эксплуатацию и приемке завершенных строительством объектов, принятие мер по недопущению излишней бюрократии в этом процессе;
изучение обращений физических и юридических лиц, связанных со строительством в рамках Программ и Проектов, восстановление их нарушенных прав, обеспечение верховенства закона и неотвратимости наказания лицам, допустившим нарушение закона;
б) обеспечить ежеквартальное информирование широкой общественности о мерах, принимаемых прокурорами областей, районов (городов) и приравненными к ним прокурорами по предупреждению коррупции и правонарушений в сфере строительства.
3. Определить заказчиками по строительно-ремонтным работам, осуществляемым в рамках процессов инициативного бюджетирования:
по внутренним автомобильным дорогам - организации-заказчики в системе Комитета по автомобильным дорогам;
по объектам питьевого водоснабжения и системы канализации - Унитарное предприятие "Инжиниринговая компания по строительству объектов водоснабжения и канализации";
по объектам электро- и газоснабжения и сетям связи соответственно - АО "Региональные электрические сети", АО "Худудгазтаъминот" и АК "Узбектелеком";
по объектам социальной сферы, зданиям сходов граждан махаллей, работе по благоустройству и установке оборудования ночного освещения и другим объектам - инжиниринговые компании "Служба единого заказчика" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, а также по ремонтным работам, связанным с содержанием данных объектов, - соответствующие отраслевые предприятия.
4. Министерству строительства (Закиров Б.):
а) совместно с Министерством транспорта (Махкамов И.) и Генеральной прокуратурой (Йулдошев Н.) до 1 января 2023 года полностью пересмотреть методы работы Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства и Инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Министерстве транспорта, провести цифровизацию всех процессов от регистрации объектов строительства до приемки в эксплуатацию и обеспечить интеграцию Национальной информационной системы "Прозрачное строительство" с автоматизированными, функционирующими в режиме реального времени системами мониторинга министерств и ведомств;
б) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Министерством финансов (Ишметов Т.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство" до 1 января 2023 года создать возможность:
ведения перечня Программ и Проектов с отражением всех изменений и дополнений к ним;
оформления актов, подтверждающих выполнение работ (поставку товаров) генеральной подрядной организацией в электронной форме в ее личном кабинете, электронного согласования с заказчиком, а также направления заказчиком счета-фактуры для финансирования в Информационную систему управления государственными финансами;
в) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) и Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок принять меры по обеспечению открытого опубликования для общественности информации о предприятиях, включенных в рейтинг проектно-изыскательских и строительно-подрядных организаций в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство", об их баллах в разрезе критериев подсчета рейтинга, о градостроительных документах каждого объекта Программ и Проектов, объемах работ, выполненных на объекте и средствах финансирования в системе в режиме реального времени;
г) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по формированию состава комиссий, создаваемых для приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
д) в трехмесячный срок создать мобильное приложение Национальной информационной системы "Прозрачное строительство", позволяющее загружать фото- и видеоматериалы, отражающие процессы, связанные с рейтингом проектно-изыскательских и строительно-подрядных организаций, и процессы, связанные с электронными тендерными (конкурсными) торгами при осуществлении общественного контроля на объектах, ремонтно-строительные работы на которых проводятся за счет средств Государственного бюджета, недостатки и нарушения закона на объектах строительства.
5. Министерству финансов (Ишметов Т.) в двухмесячный срок совместно с Агентством по борьбе с коррупцией (Бурханов А.), Министерством строительства (Закиров Б.) утвердить порядок формирования Единого реестра недобросовестных исполнителей и обеспечить его интеграцию с Национальной информационной системой "Прозрачное строительство".
6. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), Министерством строительства (Закиров Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 апреля 2023 года разработать техническое задание по созданию возможности формирования адресного перечня объектов для включения в Программы через Национальную информационную систему "Прозрачное строительство" и обеспечить в дальнейшем формирование Программ в этой системе.
7. Счетной палате (Турабов Б.) контролировать целевое и эффективное использование выделенных средств на объекты, финансируемые на основании Программ и Проектов.
8. Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.) в двухмесячный срок:
обеспечить проведение учебных семинаров по разъяснению сути и содержания порядка, внедряемого настоящим постановлением, с участием представителей ответственных министерств и ведомств, проектно-изыскательских и строительно-подрядных организаций, проведение пропаганды среди них;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 ноября 2022 г.