Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 18.11.2022 г. N ПП-426)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 18.11.2022 г. N ПП-426



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации работ по защите населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных

с опасными гидрометеорологическими явлениями

и геологическими процессами


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок раннего выявления потенциально опасных гидрометеорологических явлений и геологических процессов, организации деятельности Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижения угроз снеголавинных и оползневых явлений (далее - Правительственная противопаводковая комиссия) и организации деятельности территориальных комиссий, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с этими угрозами.


2. Организация работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими и геологическими явлениями, осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, международными договорами Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.


3. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, координируются Правительственной противопаводковой комиссией.


4. Поручения и задачи Правительственной противопаводковой комиссии в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы в рамках ее полномочий, обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами и другими организациями независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, хокимиятами районов (городов) (далее - министерства, ведомства, местные хокимияты), а также гражданами.


5. В целях обеспечения организации и проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими и геологическими явлениями, в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента создаются территориальные комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижения угроз снеголавинных и оползневых явлений (далее - территориальные противопаводковые комиссии).


6. Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, организуются по схеме согласно приложению к настоящему Положению.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРОТИВОПАВОДКОВОЙ

КОМИССИИ  И  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ПРОТИВОПАВОДКОВЫХ КОМИССИЙ


7. Премьер-министр Республики Узбекистан председательствует в Правительственной противопаводковой комиссии.


8. Министерство по чрезвычайным ситуациям является рабочим органом Правительственной противопаводковой комиссии (далее - рабочий орган).

Рабочий орган:

подготавливает вопросы для включения в повестку дня заседаний Правительственной противопаводковой комиссии, ведет и оформляет протокол заседания;

уведомляет членов Правительственной противопаводковой комиссии о дате и месте проведения заседания;

анализирует выполнение поручений, изложенных в протоколах заседаний Правительственной противопаводковой комиссии, разрабатывает предложения по решению существующих проблем и организует их рассмотрение Правительственной противопаводковой комиссией в установленном порядке.


9. Правительственная противопаводковая комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе в соответствии с протоколом заседания и планом мероприятий, утверждаемым ее председателем.


10. Заседания Правительственной противопаводковой комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, в сроки, установленные настоящим Положением, и ее решения оформляются протоколом заседания.


11. Территориальные комиссии возглавляют Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента.


12. Территориальные комиссии организуют свою деятельность согласно положениям соответствующей территории о порядке организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, а также основными мероприятиями, определенными Правительственной противопаводковой комиссией.


13. В необходимых случаях для организации и координации работ, предусмотренных настоящим Положением, Правительственной противопаводковой комиссией и территориальными противопаводковыми комиссиями формируются рабочие группы в составе специалистов министерств, ведомств и других организаций, а также их территориальных структур.



ГЛАВА 3. РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ

ОПАСНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


14. Центр гидрометеорологической службы (далее - Узгидромет) и Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеология):

осуществляют постоянный мониторинг опасных гидрометеорологических явлений и геологических процессов на территории республики и представляют результаты в рабочий орган в конце каждого месяца, а при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций немедленно;

ежегодно по отдельному плану Министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством водного хозяйства в горных и предгорных районах, а также при необходимости по согласованию с Министерством иностранных дел - на приграничных с соседними государствами территориях определяют скопленные объемы снега, участки с опасностями селей и оползней, проводят аэровизуальные исследования для систематического наблюдения и оценки состояния озер в высокогорных системах, гидрометеорологической обстановки и развития геологических процессов в этих районах. Аэровизуальные исследования по мере необходимости проводятся с использованием беспилотных летальных аппаратов и спутниковых данных;

ежегодно перед летними трудовыми отпусками и школьными каникулами изучают гидрологические и инженерно-геологические состояния территорий размещения детских оздоровительных лагерей, санаториев, домов отдыха, туристических баз и пансионатов в горных и предгорных районах и представляют оформленные по результатам акты в рабочий орган посредством современных информационно-коммуникационных технологий.


15. Министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством внутренних дел, Центром гидрометеорологической службы и Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам по мере необходимости организуют и обеспечивают деятельность временных наблюдательных постов, оснащенных техническими средствами и устойчивой связью, в целях мониторинга состояния высокогорных озер и своевременного оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ОПАСНЫМИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМИ

ЯВЛЕНИЯМИ И ГЕОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ


16. Узгидромет и Госкомгеологии ежегодно до 20 февраля представляют в Правительственную противопаводковую комиссию, ее рабочий орган и территориальные противопаводковые комиссии сведения о районах возможной активизации опасных гидрометеорологических явлений и геологических процессов, населенных пунктах и объектах, расположенных в этих районах, перечне хозяйств, население которых подлежит временному переселению или постоянному переселению из опасных районов в безопасные места, также предложения по реализации инженерно-технических и иных мероприятий в целях защиты населения и территорий.


17. Рабочий орган ежегодно до 1 марта совместно с министерствами, ведомствами, местными хокимиятами на основании представленной информации разрабатывает и в установленном порядке вносит на рассмотрение Правительственной противопаводковой комиссии проект мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, на соответствующий год.


18. Правительственная противопаводковая комиссия ежегодно до 5 марта утверждает меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, в соответствующем году.


19. Министерства, ведомства и другие организации ежегодно до 10 марта разрабатывают программы мер на соответствующий год по защите находящихся в их ведении объектов от наводнений, селевых потоков и оползней, обеспечивают выполнение указанных в этих программах мероприятий за счет из собственных средств.


20. Территориальные противопаводковые комиссии ежегодно до 10 марта определяют необходимые мероприятия по соответствующей территории в целях организации на местах исполнения поручений, протокола заседания Правительственной противопаводковой комиссии.


21. Согласно протоколу заседания Правительственной противопаводковой комиссии, соответствующие министерства, ведомства, местные хокимияты в установленные сроки обеспечат выполнение возложенных на них задач.


22. Узгидромет и Госкомгеологии:

вносят в соответствующие министерства, ведомства и другие организации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента представления о проведении инженерно-технических и иных мероприятий по защите находящихся в их ведении объектов от опасных гидрометеорологических и геологических процессов по итогам мониторинга, а также совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям осуществляют надзор за исполнением этих представлений;

во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям, министерствами, ведомствами, хокимиятами в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основании наблюдений оформляют акты по проведению необходимых мероприятий по населенным пунктам, расположенным в районах с риском возникновения опасных гидрометеорологических явлений и геологических процессов (наводнения, паводки, снежные лавины, оползни и др.), техническим объектам, хозяйствам, жители которых подлежат временному переселению или постоянному переселению из опасных зон;

при необходимости вносят руководителям изученных объектов письменные представления о временном приостановлении их деятельности или проведении соответствующих защитных мер.


23. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента:

во взаимодействии с соответствующими министерствами, ведомствами и другими организациями изучают состояние гидротехнических сооружений, мостов, берегов, русел рек и саев перед сезоном селей и наводнений для выявления опасных участков, в целях безопасного пропуска паводковых вод в весенне-летний период обеспечивают проведение неотложных защитных мероприятий и аварийно-восстановительных работ;

не допускают самовольных построек, незаконной добычи нерудных материалов и иной хозяйственной деятельности в руслах рек, которые могут стать причиной уменьшения пропускной способности рек, каналов и саев;

в целях своевременного принятия мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими и геологическими явлениями на территориях, где имеются опасные зоны на местах организуют районные (городские) штабы, а также организации оперативного управления работой по защите от них населения и территорий, обеспечивают организуемые штабы транспортными средствами, горюче-смазочными материалами и средствами связи;

на основании представлений Министерства по чрезвычайным ситуациям, Узгидромета и Госкомгеологии разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по временному переселению и при необходимости поэтапному переселению для постоянного проживания жителей хозяйств, подлежащих переселению, расположенных в районах с риском селей, наводнений, снежных лавин и оползней, в безопасные места. Организуют необходимые условия для проживания и деятельности населения, переселенного в безопасные районы, и проводят соответствующую информационно-разъяснительную работу;

министерства, ведомства, местные хокимияты укрепляют берега соответствующих рек и саев, выполняют другие защитные работы, финансируют расходы на их выполнение за счет резервных средств местного бюджета на основе конкретных расчетов;

при выделении земельных участков физическим и юридическим лицам для строительства жилых и нежилых зданий в горной и предгорной местности обеспечивают получение в территориальных подразделениях Госкомгеологии и Узгидромета соответствующих заключений о нахождении или не нахождении данных земельных участков на территории с вероятностью возникновения опасных геологических процессов и гидрометеорологических явлений.


24. Министерство водного хозяйства, АО "Узбекгидроэнерго":

обеспечивают безопасную и надежную работу водохранилищ, гидроэлектростанций, гидротехнических сооружений и ирригационных систем, а также безопасный пропуск паводковых вод и селевых потоков;

создают резерв запасных частей материально-технических средств и технологического оборудования для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на водохранилищах, гидроэлектростанциях и других гидротехнических сооружениях;

организуют в сезон паводков и селевых потоков круглосуточное дежурство руководящего состава и специалистов на всех водохранилищах, гидроэлектростанциях и других крупных, имеющих важное значение гидротехнических сооружениях.


25. Государственная инспекция "Давсувхужаликназорат" при Кабинете Министров:

ежегодно в январе - апреле перед сезоном половодий обеспечивает проверку состояния готовности подконтрольных гидротехнических сооружений (водохранилища, паводковые водохранилища и другие водохозяйственные объекты с высоким уровнем опасности) к безопасному пропуску селевых потоков и паводковых вод;

совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством водного хозяйства, Узгидрометом, АО "Узбекгидроэнерго" и Национальной гвардией изучают состояние русловых водохранилищ и контролируют обеспеченность режимами работы, гарантирующими их постоянную готовность к безопасному приему и пропуску паводковых и селевых потоков.


26. Министерство по чрезвычайным ситуациям:

в период угрозы схода снежных лавин, селевых потоков, паводков и оползней обеспечивает перевод в усиленный режим работы личного состава поисково-спасательных пдразделений и оперативных групп министерства и территориальных управлений, их постоянную готовность к выполнению порученных задач при опасности возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

следит за опасными гидрометеорологическими и геологическими процессами, осуществляет сбор и анализ информации, своевременно вносит в Правительственную противопаводковую комиссию предложения о необходимых мерах по эффективной борьбе против угрозы чрезвычайных ситуаций, смягчению и устранению последствий при их возникновении;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечивает стабильную работу систем связи и оповещения, своевременное представление соответствующим министерствам, ведомствам и иным организациям, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, а также населению данных и информации об угрозе чрезвычайных ситуаций;

в целях совершенствования соответствующих навыков и проведения необходимых защитных работ в весенне-летний период проводит практические тактико-специальные учения на территориях с опасностью возникновения снежных лавин, селевых потоков, паводков и оползней;

на основании данных Узгидромета и исходя из гидрометеорологической обстановки обеспечивает воздействие и управление гидрометеорологическими процессами для защиты сельскохозяйственных культур от градовых явлений;

эффективно координирует и контролирует выполнение решений Правительственной противопаводковой комиссии, а также осуществляет организационно-техническое обеспечение ее деятельности.


27. Министерство внутренних дел:

в весенне-летний период, на дорогах и транспортной инфраструктуре, а также в целях предотвращения передвижения граждан (в том числе жителей, временно переселенных на безопасные территории), транспортных средств и техники в гидрометеорологических и геологически опасных районах организует деятельность дополнительных постов и устанавливает предупредительные знаки;

обеспечивает безопасное передвижение населения и транспортных средств на участке Камчик автомобильной дороги А-373 "М-39 Гулистан-Бука-Ангрен-Коканд и Ош через Андижан", перевалов Тахтакорача, Лангар и других важных транспортных коммуникациях.


28. Министерство обороны и Национальная гвардия во взаимодействии с министерствами, ведомствами и местными хокимиятами обеспечивают усиление охраны категорированных гидротехнических сооружений при возникновении чрезвычайных ситуаций.


29. Министерство иностранных дел в целях определения районов, представляющих опасность паводков, схода селевых потоков и оползней с территорий соседних государств на территорию Республики Узбекистан, определения объемов запаса снега в высокогорных районах, оценки состояния горных озер, а также проведения совместных мониторинговых мероприятий обеспечивает получение от правительств приграничных государств разрешения на проведение Узгидрометом и Госкомгеологии аэровизуального изучения.


30. Пограничные войска Службы государственной безопасности в приграничных районах, а также в (анклавах) районах Республики Узбекистан, расположенных на территории сопредельных государств, оказывают содействие в установленном порядке на пересечение государственной границы силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций через пограничные пункты пропуска для ликвидации трансграничных чрезвычайных ситуаций, связанных с селями, паводками, оползнями.


31. Министерство финансов, Министерство экономического развития и сокращения бедности:

выделяет целевые финансовые средства на основании расчетов, предоставленных Узгидрометом, для проведения аэровизуальных обследований высокогорных систем, горных и предгорных районов республики и приграничных районов с сопредельными государствами, а также других районов с риском наводнений, селевых паводков и оползней;

вносит в Кабинет Министров предложение об источнике финансирования работ по предотвращению произошедших чрезвычайных ситуаций;

участвует в разработке сводных адресных программ на следующий год на основании утвержденной региональной адресной программы по обеспечению стабильного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков;

выделяет средства в рамках инвестиционных программ в установленном порядке на основании проектно-сметной документации, разработанной на основе конкретных расчетов по мероприятиям, включенным в сводные адресные программы.


32. Министерство здравоохранения оказывает качественные медицинские услуги гражданам в местах временного или постоянного переселения населения, осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль в этих районах, а также создает достаточный запас противоэпидемических и других препаратов на случай возможных чрезвычайных ситуаций.


33. Комитет автомобильных дорог при Министерстве транспорта:

во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами обеспечивает постоянную готовность сил и средств, необходимых для восстановления автомобильных дорог, мостов и других объектов дорожной инфраструктуры, пострадавших в результате природных происшествий в республике;

осуществляет своевременные инженерно-охранные мероприятия по обеспечению безопасного движения населения и транспортных средств на участке перевала Камчик автомобильной дороги А-373 "М-39 Гулистан-Бука-Ангрен-Коканд и Ош через Андижан" и в других имеющих важное значение транспортных инфраструктурах.


34. АО "Узбекистон темир йўллари":

осуществляет инженерно-защитные мероприятия на части перевала Камчик электрифицированной железной дороги "Ангрен-Пап", железной дороге "Ташгузар-Байсун-Кумкурган" и на других опасных участках железной дороги с опасностью возникновения паводков и селей, оползней и камнепадов, обеспечивает безопасное движение железнодорожного транспорта на данных территориях;

при ограничении движения автотранспортных средств на участке Камчик автомобильной дороги А-373 "М-39 Гулистан-Бука-Ангрен-Коканд и Ош через Андижан", организует перевозку граждан, находящихся в пути, через электрифицированную железную дорогу "Ангрен-Пап".


35. АО "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго":

организуют, координируют и осуществляют мероприятия, направленные на стабильное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми и селевыми потоками, снежными лавинами и оползнями;

представляют в Министерство по чрезвычайным ситуациям и соответствующие службы информацию об объемах сброса воды из крупных гидротехнических сооружений, находящихся в ведении ведомства.


36. Министерство туризма и культурного наследия, Министерство развития спорта осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение возможных неприятных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) при организации туристского обслуживания и спортивных мероприятий в гидрометеорологических и геологически опасных районах.


37. Правительственная противопаводковая комиссия в пределах своих полномочий может возлагать на министерства, ведомства, местные хокимияты иные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими и геологическими процессами.


38. Министерства, ведомства, территориальные противопаводковые комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по итогам каждого квартала представляют в рабочий орган информацию о проведенных работах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


39. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

организации мер по защите населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными

гидрометеорологическими явлениями

и геологическими процессами


  

Этапы

Субъекты

Мероприятия

Сроки исполнения





1-й этап

Узгидромет, Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам

Проводят мониторинг за опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами на территориях республики

Постоянно




Совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством водного хозяйства, а также, при необходимости, по согласованию с Министерством иностранных дел проводят наблюдения за гидрометеорологической обстановкой и развитием геологических процессов в горных и предгорных районах республики, аэровизуальные наблюдения и оценку в приграничных районах с соседними государствами


По отдельному плану




Изучают гидрологическое и инженерно-геологическое состояние местности в горных и предгорных районах, где расположены детские оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха, туристические базы и пансионаты


Ежегодно перед началом трудовых отпусков и школьных летних каникул





2-й этап

Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Узгидромет, Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам

Организуют и обеспечивают функционирование временных наблюдательных постов, оснащенных техническими средствами и устойчивой связью, для мониторинга состояния озер в высокогорных системах, а также для своевременного оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций

По необходимости





3-й этап

Узгидромет, Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам


Представляют сведения в Правительственную противопаводковую комиссию о территориях, где могут активизироваться опасные гидрометеорологические явления и геологические процессы, о населенных пунктах и объектах, расположенных на этих территориях, о перечне хозяйств, население которых подлежит временному или постоянному переселению из опасных в безопасные зоны, а также в целях защиты населения и территорий предложения по проведению инженерно-технических и других мер


Ежегодно до 20 февраля





4-й этап

Рабочий орган

(Министерство по чрезвычайным ситуациям)


На основании представленной информации совместно с министерствами, ведомствами, местными хокимиятами разрабатывает проект мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами, за соответствующий год и в установленном порядке вносит на рассмотрение в Правительственную противопаводковую комиссию


Ежегодно до 1 марта





5-й этап

Правительственная противопаводковая комиссия


Рассматривает и утверждает мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами


Ежегодно до 5 марта





6-й этап

Министерства, ведомства и другие организации


Разрабатывают программы мероприятий по защите объектов своей системы от наводнений, селевых потоков и оползней на соответствующий год и обеспечивают реализацию мероприятий, предусмотренных этими программами, за счет собственных средств


Ежегодно до 10 марта





7-й этап

Территориальные комиссии


Определяют необходимые меры для соответствующей территории с целью организации на местах выполнения поручений Правительственной противопаводковой комиссии


Ежегодно до 10 марта





8-й этап

Министерства, ведомства и местные хокимияты

Обеспечивают выполнение возложенных задач на основании указаний Правительственной противопаводковой комиссии

В установленные сроки





9-й этап

Министерства, ведомства и местные хокимияты


Представляют в Министерство по чрезвычайным ситуациям информацию о принимаемых мерах по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрометеорологическими явлениями и геологическими процессами


По итогам каждого квартала

       


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 ноября 2022 г.