Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Программа по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 02.12.2022 г. N ПП-436)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 02.12.2022 г. N ПП-436



ПРОГРАММА

по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению

"зеленого" роста в Республике Узбекистан

до 2030 года


Проблемные вопросы, связанные с изменением климата, негативно влияют на эффективность проводимых в стране реформ, в частности на экономический рост и сокращение бедности, обеспечение экологической и продовольственной безопасности. Исходя из этого в стране в данном направлении уделяется большое внимание снижению воздействия изменения климата и адаптации к нему, ускорению мер по переходу на "зеленую" экономику, продвижению "зеленой" и инклюзивной модели экономического роста.

В связи с этим в целях стимулирования "зеленого" экономического роста в стране, рационального использования природных ресурсов, привлечения "зеленых" инвестиций, смягчения негативного воздействия экологического кризиса постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2019 года N ПП-4477 утверждена Стратегия перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику в период 2019-2030 годов.

В связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной пандемией коронавируса (COVID-19) в 2020 году, возможность интенсивной реализации настоящей Стратегии была ограничена как в Республике Узбекистан, так и в странах мира.

Вместе с тем на 26-й сессии Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COР26), состоявшемся в ноябре 2021 года, в рамках Парижского соглашения Республика Узбекистан заявила о принятии дополнительных обязательств по сокращению к 2030 году выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов по сравнению с уровнем 2010 года.

Также в мае текущего года Республика Узбекистан присоединилась к глобальной инициативе (Global Methan Pledge) по достижению странами коллективной цели по сокращению к 2030 году выбросов метана не менее чем на 30 процентов по сравнению с 2020 годом.

Уроки, извлеченные из негативных ситуаций, вызванных пандемией коронавируса и изменением климата, показывают необходимость пересмотра более устойчивых ресурсов и подходов при обеспечении экономического роста, в частности, эффективной организации реализации стратегических целей и мероприятий по "зеленой" экономике и "зеленому" экономическому росту в стране.

Необходимость повышения эффективности принимаемых мер по развитию "зеленой" экономики на основе Стратегии по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику в период 2019-2030 годов, а также обеспечения скоординированных усилий органов государственной власти и управления с международными организациями по взаимному сотрудничеству в данном направлении привели к необходимости разработки Программы.



ГЛАВА I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели и задачи Программы основаны на следующих стратегических направлениях в отраслях, существующих на национальном уровне, и усиливают их взаимодополняющие аспекты:

существенное повышение энергоэффективности посредством разработки механизмов финансового стимулирования для технологической модернизации и внедрения "зеленых" технологий, определения целевых показателей по энергосбережению и повышению энергоэффективности, энергоменеджмента в отраслях экономики;

расширение участия населения и местных сообществ посредством обеспечения регионов необходимыми ресурсами и возможностями для комплексного социально-экономического развития, исходя из приоритетных направлений перехода на "зеленую" экономику, расширения охвата государственных услуг по вопросам изменения климата, повышения экономической активности населения в сфере "зеленой" экономики;

создание благоприятных условий для перехода на "зеленую" экономику посредством поддержки "зеленых" инвестиций, расширения государственно-частного партнерства и сотрудничества с международными финансовыми институтами с целью поддержки частных инвесторов при создании широких возможностей для частного сектора и внедрении "зеленых" инноваций.

Программа определяет задачи обеспечения "зеленого" экономического роста в Республике Узбекистан по следующим шести приоритетным направлениям:

устойчивое и эффективное использование природных ресурсов;

укрепление устойчивости национальной экономики к стихийным бедствиям и изменению климата;

обеспечение "зеленого" и низкоуглеродного развития национальной экономики, в частности промышленности;

внедрение инноваций и привлечение эффективных "зеленых" инвестиций;

развитие устойчивой и инклюзивной "зеленой" урбанизации;

поддержка населения и мест его проживания, наиболее подверженных сильному влиянию в период перехода на "зеленую" экономику.

Эффективная реализация задач по данным приоритетным направлениям осуществляется наряду с межотраслевыми мерами в следующих направлениях:

наращивание потенциала и развитие человеческого капитала в рамках "зеленого" роста;

создание благоприятной политической среды, эффективных институтов для перехода на "зеленую" экономику;

увеличение внешних и внутренних потоков "зеленого" финансирования.



ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

"ЗЕЛЕНОГО" РОСТА


2.1. Устойчивое и эффективное использование природных ресурсов


Приоритетные задачи:

разработка и внедрение сельскохозяйственных решений, обеспечивающих продовольствием растущее население при обеспечении продовольственной безопасности и экономии водных ресурсов;

внедрение практик, основанных на устойчивых ландшафтах, восстановлении лесов и рациональном использовании природных ресурсов;

гармонизация диверсификации сельскохозяйственных культур и внедрения водосберегающих агротехнологий с мероприятиями по восстановлению ландшафта;

реформирование возможностей финансирования ирригации частным сектором через государственные предприятия и государственно-частное партнерство.


Приоритетные направления:

а) диверсификация сельскохозяйственного производства с целью повышения устойчивости к климатическим рискам:

диверсификация сельскохозяйственного производства с учетом климатически оптимизированного устойчивого производства для содействия созданию устойчивой агроэкосистемы;

диверсификация и специализация производства сельскохозяйственных культур в фермерских и дехканских хозяйствах в целях повышения устойчивости к рискам, связанным с климатом;

б) внедрение устойчивого управления пастбищами - разработка и внедрение методов устойчивого управления выпасами и пастбищами путем сохранения экологического состояния пастбищных угодий, а также снижения деградации земель и лесов;

в) увеличение плантаций деревьев, устойчивых к изменениям климата, - посадка устойчивых к климатическим изменениям деревьев для снижения эрозии, песчаных и пыльных бурь, а также повышения устойчивости экосистем и инфраструктуры;

г) разработка и утверждение плана управления ландшафтом для обеспечения перехода от секторального подхода к ландшафтному подходу:

интегрированное управление ландшафтом с целью повышения урожайности, улучшения экосистемных услуг и диверсификации экономики;

стимулирование использования интегрированного ландшафтного подхода, восстановление ландшафта с целью его возвращения к продуктивному использованию;

д) повышение продовольственной безопасности и благосостояния путем устойчивого производства и переработки сельскохозяйственной продукции - создание системы глобального управления, направленной на обеспечение продовольственной безопасности, развитие здоровых экосистем и поддержку устойчивого управления земельными, водными и другими природными ресурсами;

е) увеличение количества создаваемых рабочих мест за счет программ "зеленой ставки" и бизнеса, основанного на природных ресурсах:

создание "зеленых" рабочих мест и разработка программ "зеленых ставок";

повышение потенциала предприятий, основанных на управлении природными ресурсами по устойчивости к изменению климата в улучшении уровня жизни на местах, создании рабочих мест в сферах сельского хозяйства, природных ресурсов и экотуризма;

ж) установление и внедрение в практику лимитов водозабора с водных объектов на основе точных расчетов с целью снижения общего водопотребления и дефицита воды, осуществление мониторинга подачи воды в пределах лимита водозабора - установление лимитов водозабора необходимых водных ресурсов, усиление институтов мониторинга и совместного планирования на основе точных расчетов с целью снижения общего водопотребления и дефицита, а также повышения эффективности водопользования и ирригационных систем;

з) расширение применения эффективных технологий в сельскохозяйственной отрасли - внедрение и масштабирование водосберегающих технологий орошения, в том числе капельного, дождевального, дискретного и других эффективных технологий орошения;

и) внедрение очистки сточных вод и циркулярного водоснабжения на промышленных предприятиях - установка локальных очистных сооружений, реконструкция и модернизация существующих, принятие мер по увеличению масштабов повторного использования очищенных вод в технологических или хозяйственно-бытовых целях;

к) обеспечение темпов "зеленого" роста за счет сохранения посевных земель и многолетних насаждений (садов и виноградников), используемых в сельскохозяйственных целях;

л) увеличение производства саженцев многолетних декоративных и плодовых деревьев в республике;

м) определение конкретных мер по созданию ежегодно зеленых зон в областных центрах и районах.


2.2. Укрепление устойчивости национальной экономики к стихийным бедствиям и изменению климата


Приоритетные задачи:

оценка и снижение климатических рисков путем дальнейшего совершенствования системы своевременного и качественного предоставления гидрологических, метеорологических и климатических данных;

снижение риска стихийных бедствий путем привлечения инвестиций на основе экологических подходов в важные инструменты и инфраструктуру;

принятие мер по повышению финансовой устойчивости домохозяйств, нуждающихся в социальной защите, в том числе малообеспеченных семей, проживающих в сельской местности, непосредственно или косвенно зависящих от сельского хозяйства;

разработка инженерных природных решений в строительстве с целью защиты от наводнений путем инвестирования в управление водными бассейнами, восстановление лесов и расширение укрытий вокруг населенных пунктов;

совершенствование политики финансовой стабильности путем страхования уязвимых семей, проживающих в сельской местности, от климатических рисков и стихийных бедствий.


Приоритетные направления:

а) включение вопросов адаптации к изменению климата и управления рисками стихийных бедствий в национальную политику, планирование социально-экономического развития и бюджетные процессы - налаживание основанного на активном участии общественности подхода в планировании, реализации, мониторинге и оценке адаптации к изменению климата, смягчении его последствий и снижении риска стихийных бедствий;

б) совершенствование нормативно-правовой и институциональной базы с целью повышения эффективности мер по разработке и реализации мер реагирования на изменение климата и риски стихийных бедствий на национальном уровне:

координация деятельности в области изменения климата и снижения риска стихийных бедствий;

регулирование вопросов снижения риска стихийных бедствий и изменения климата в Градостроительном кодексе;

разработка комплексного подхода к землепользованию и застройке с учетом рисков;

в) укрепление сотрудничества и партнерских отношений с национальными, региональными и международными организациями, повышение национального и местного потенциала для доступа к механизмам внешнего финансирования - создание национальных и местных возможностей для доступа к внешним механизмам финансирования и укрепление институциональных и управленческих механизмов для снижения риска стихийных бедствий и адаптации к изменению климата;

г) усиление и координация кампаний по осведомлению общественности посредством образовательных и пропагандистских программ, таких как публичные семинары, рабочие совещания и тренинги с активным участием негосударственных некоммерческих организаций и частного сектора:

создание национальной платформы для обмена накопленным опытом и передовой практикой;

обмен опытом на национальном, региональном и глобальном уровнях через соответствующие механизмы;

определение соответствующих механизмов для интеграции знаний местных органов государственной власти и общественности в снижении риска бедствий и изменения климата на должном уровне;

д) разработка и внедрение коммуникационной стратегии - разработка и внедрение эффективной коммуникационной стратегии, объединяющей результаты инициатив, связанных с изменением климата и снижением риска стихийных бедствий;

е) включение, по мере необходимости, знаний об изменении климата в университетские и школьные учебные программы - повышение осведомленности населения, укрепление понимания об изменении климата, причинах и последствиях стихийных бедствий посредством усиления и координации кампаний по информированию общественности, в том числе совместно с национальными партнерами, негосударственными некоммерческими организациями и частным сектором;

ж) укрепление потенциала городов/местных органов власти и сообществ для преодоления потенциальных последствий изменения климата и стихийных бедствий - создание эффективной системы раннего предупреждения для обеспечения точного и своевременного предупреждения обо всех опасностях для городов и сообществ;

з) укрепление технического и институционального потенциала для сбора, хранения и анализа информации о климате и рисках стихийных бедствий - разработка интегрированной системы управления информацией для поддержки процессов принятия решений по снижению риска стихийных бедствий и изменения климата;

и) повышение энергетической безопасности и укрепление управления для поддержки энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ):

повышение энергетической безопасности путем оценки риска стихийных бедствий и климатических рисков для существующей и планируемой энергетической инфраструктуры;

разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях и механизмов реагирования для решения проблем энергоснабжения;

выявление и продвижение путей использования трансфера соответствующих технологий для поддержки действий по смягчению последствий и мер по повышению энергоэффективности;

к) усиление готовности к стихийным бедствиям и потенциала для эффективного реагирования и восстановления:

укрепление механизмов управления стихийными бедствиями;

усиление готовности и реагирования органов государственной власти на местах и коллективов на воздействие изменения климата, стихийные бедствия;

обновление планов и стратегий эвакуации;

повышение осведомленности о международной и региональной гуманитарной помощи;

л) включение аспектов гендерного равенства в национальную политику и процесс планирования в области национальной устойчивости к изменению климата и стихийным бедствиям - повышение готовности к стихийным бедствиям путем включения принципов гендерного равенства в национальную политику;

м) привлечение частного сектора к планированию и реализации мер по повышению устойчивости к изменению климата и стихийным бедствиям - усиление готовности к стихийным бедствиям путем вовлечения частного сектора в процессы планирования и реализации мероприятий по изменению климата и устойчивости к стихийным бедствиям на национальном, отраслевом и местном уровнях.


2.3. Обеспечение "зеленого" и низкоуглеродного развития национальной экономики, в частности промышленности


Приоритетные задачи:

диверсификация энергетического баланса, в том числе развитие возобновляемых источников энергии, снижение объемов энергопотребления, сокращение выбросов углерода;

изучение запасов и потенциала полезных ископаемых, имеющих чрезвычайно важное значение для низкоуглеродного развития;

формирование экологически чистой инфраструктуры и внедрение практик циркулярной экономики на промышленных предприятиях, при этом стимулирование процессов модернизации;

устранение недостатков рыночной экономики и укрепление институтов "приемлемого ценообразования" в условиях "зеленого" роста.


Приоритетные направления:

а) разработка и утверждение долгосрочной стратегии "зеленого" и низкоуглеродного развития - разработка стратегии с целью сокращения экономических и фискальных потерь и повышения производительности с учетом приоритетных направлений "зеленого" и долгосрочного низкоуглеродного развития;

б) рост электрификации и повышение надежности:

обновление и модификация устаревшей инфраструктуры распределения электроэнергии;

повышение обеспечения электроэнергией до более 100 ТВт/ч к 2030 году;

в) снижение потерь в сетях передачи и распределения электроэнергии:

снижение технических и коммерческих потерь электроэнергии при распределении;

повышение среди потребителей надежности и качества электроснабжения;

г) широкомасштабное размещение возобновляемых источников энергии:

увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе;

обеспечение перехода страны к экологически чистой энергетике;

развитие возобновляемых источников энергии для стимулирования развития местной промышленности, инфраструктуры и создания рабочих мест;

поддержка отечественного производства;

д) внедрение решений в области энергоэффективности - двойное снижение интенсивности первичной энергии для достижения цели удвоения объема ВВП в 2030 году без дополнительных потребностей в первичной энергии;

е) планы действий по циркулярной экономике для отдельных цепочек создания стоимости/сектора - внедрение принципов циркулярной экономики в агропродовольственной цепочке с целью повышения эффективности использования природных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных и пищевых отходов, загрязнения и выбросов газов.


2.4. Внедрение инноваций и привлечение эффективных "зеленых" инвестиций


Приоритетные задачи:

привлечение государственных и частных инвестиций посредством реализации политических и институциональных реформ для расширения и стимулирования возможностей участия в глобальных цепочках стоимости;

совершенствование инновационной политики и национальных инновационных систем для перехода на "зеленую" экономику.


Приоритетные направления:

а) интегрирование концепции "зеленых" инвестиций в инвестиционную политику и проекты - разработка и внедрение "зеленых" критериев для всех планируемых инвестиционных проектов в стране;

б) модернизация инфраструктуры промышленных предприятий - обеспечение устойчивости инфраструктуры промышленных предприятий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других секторах экономики путем интеграции имеющихся новых технологий и стандартов;

в) усиление роли субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике за счет расширения доступа к финансированию и потенциала - поддержка перспективных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с высоким потенциалом, в том числе предприятий, возглавляемых женщинами и в разных регионах, для наращивания потенциала, повышения конкурентоспособности и управления;

г) увеличение участия частного сектора в национальной экономике:

создание механизма выборочного взаимодействия с государственными предприятиями для расширения участия частного сектора в отраслях;

укрепление диалога между государственным и частным секторами;

д) совершенствование прозрачного и конкурентоспособного режима государственных закупок:

поддержка совершенствования системы корпоративного управления;

разработка прозрачного и конкурентного режима государственных закупок и рамок ГЧП и МСП;

е) укрепление потенциала электронного правительства и государственного управления для повышения эффективности деятельности правительства:

обеспечение системы электронного правительства инфраструктурой ИКТ и соответствующими системами;

укрепление потенциала органов государственного управления по инновациям и инвестициям, а также поддержка цифровизации государственных услуг и процессов;

расширение структуры и инфраструктуры ИКТ для облегчения обмена знаниями и информацией;

ж) повышение эффективности политического управления и механизмов в инновационной системе - укрепление институтов инновационной политики, управления и координации между соответствующими субъектами;

з) укрепление инновационной инфраструктуры для поддержки роста на основе инноваций:

укрепление инфраструктуры и потенциала вспомогательных элементов в инновационной экосистеме;

обеспечение системы реализации инвестиционных проектов в соответствии со стандартами ESG;

и) укрепление связей между наукой и промышленностью:

укрепление потенциала научно-исследовательских организаций;

поддержка субъектов предпринимательства в расширении участия зарубежных поставщиков технологий для обеспечения модернизации и трансфера технологий в бизнес-секторе;

к) повышение цифровой грамотности сельскохозяйственных предпринимателей и развитие использования онлайн-платформ - расширение возможностей использования существующих кредитов, услуги технического консалтинга, привлечение инвестиций для анализа рынка.


2.5. Развитие устойчивой и инклюзивной "зеленой" урбанизации


Приоритетная задача - повышение "зеленого" уровня населенных пунктов, обеспечение устойчивости зданий и сооружений, в том числе транспорта и обращения с отходами, развитие "зеленого" туризма (экотуризма) в республике с целью повышения благоустроенности и продуктивности городов и других населенных пунктов.


Приоритетные направления:

а) диверсификация экономической базы некоторых регионов - обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов с точки зрения их вклада в создание ВВП, а также уровня социально-экономического развития;

б) продолжение политики децентрализации - повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти на местах в решении вопросов социально-экономического развития регионов;

в) управление формированием городской агломерации, принимая во внимание создание городов-спутников - совершенствование формирования городской агломерации с учетом создания городов-спутников, включая развитие социальной, инженерной, коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктур на основе внедрения передовых энергосберегающих и экологически чистых технологий и материалов;

г) создание устойчивой и жизнеспособной городской инфраструктуры - создание устойчивой и жизнеспособной городской среды и инфраструктуры (включая строительство, здания, энергетику, транспорт, дороги, водоснабжение и канализацию, зеленые насаждения, городские и пригородные леса), направленное на повышение качества жизни жителей и гостей города.


2.6. Поддержка населения и мест его проживания, наиболее подверженных сильному влиянию в период перехода на "зеленую" экономику


Приоритетные задачи:

проведение комплексной политики по поддержке переподготовки и повышения квалификации уязвимых слоев населения, подверженного риску безработицы в связи с изменением климата при переходе на "зеленую" экономику, а также поддержки повышения мобильности рабочей силы с целью создания устойчивых рабочих мест в долгосрочной перспективе;

совершенствование системы непрерывного обучения рабочей силы новым навыкам для создаваемых и существующих рабочих мест для эффективного перехода на "зеленую" экономику.


Приоритетные направления:

а) развитие инклюзивного и устойчивого человеческого капитала - обеспечение макроэкономической стабильности и инклюзивного экономического роста для повышения уровня жизни населения, сокращения бедности путем создания рабочих мест и обеспечения благоприятной среды для предпринимательства, особенно среди молодежи и женщин;

б) устранение разрыва в качестве жизни между городом и селом - разработка программ по сокращению разрыва между городскими и сельскими районами, между бедными, подверженными риску бедности и климатически уязвимыми районами;

в) поддержка инновационных молодежных стартап-проектов - совершенствование механизмов поддержки инноваций и стартапов для диверсификации экономики и стимулирования занятости молодежи;

г) повышение качества и результативности образования - обеспечение инклюзивного образования, повышение качества и охвата образования с целью поддержки детей, молодежи и женщин;

д) повышение охвата и эффективности системы социальной защиты людей:

повышение благосостояния людей и усиление их социальной защиты;

развитие и улучшение качества услуг здравоохранения;

е) поддержка и стимулирование МСБ в контексте переходного периода - поддержка роста малых и средних предприятий в сочетании с поддержкой их легализации для создания достойных и безопасных рабочих мест.


2.7. Межотраслевые тематические направления


2.7.1. Наращивание потенциала и развитие человеческого капитала в рамках "зеленого" роста


Приоритетные направления:

а) совершенствование управленческих, плановых компетенций управленческого персонала государственных органов и организаций - проведение тренингов для управленческого персонала соответствующих министерств и ведомств по вопросам устойчивого управления;

б) укрепление технологических компетенций государственных и частных организаций по планированию, реализации, оценке результатов действий и мер по переходу на "зеленую" экономику - проведение тренингов для среднего и технического персонала соответствующих государственных органов и частных организаций;

в) подготовка тренеров по "зеленому" росту, устойчивости к изменению климата - разработка и проведение краткосрочных курсов для подготовки инструкторов для образовательных, научно- исследовательских и других учреждений по наращиванию потенциала;

г) поддержка обучения и предоставления консультационных услуг в частных коммерческих и некоммерческих организациях путем выделения малых грантов - предоставление малых грантов, направленных на покрытие расходов проведения открытых лекций, конференций и семинаров для частных коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам "зеленой" экономики;

д) включение тем "зеленой" экономики в соответствующие учебные планы образовательных организаций - включение тем по практике и принципам "зеленой" экономики в существующие предметы в соответствующих образовательных организациях;

е) создание онлайн-центра "зеленой" экономики - создание электронной платформы, включающей информацию о "зеленой" экономике, ее законодательной базе, прошлой и будущей деятельности, передовом международном опыте и других соответствующих аспектах "зеленого" роста;

ж) подготовка специалистов по "зеленой" экономике и устойчивому бизнесу в Ташкентском государственном экономическом университете - открытие факультета (кафедры) "Зеленая" экономика и устойчивый бизнес" в Ташкентском государственном экономическом университете;

з) внедрение исследовательских фондов по "зеленому" развитию - запуск общественного фонда, направленного на поддержку исследований в области "зеленого" роста в Узбекистане.


2.7.2. Создание благоприятной политической среды, эффективных институтов для перехода на "зеленую" экономику


Приоритетные направления:

а) улучшение координации между правительствами путем объединения опыта, данных и ресурсов по "зеленой" экономике, создание эффективной институциональной структуры - объединение соответствующих данных об окружающей среде и экономики в единую базу по окружающей среде и экономике в целях улучшения доступа и возможности по проведению анализа и мониторинга на основе фактических данных;

б) приведение отраслевых стратегий в соответствие с целями "зеленого" развития - приведение отраслевых стратегий в соответствие с целями и стратегическими рамками "зеленой" экономики и "зеленого" роста, включающими сметы расходов или инвестиционные планы, определяющие ключевые "зеленые" инфраструктуры для финансирования;

в) гармонизация экологического регулирования с экономической деятельностью:

объединение мер по экологическому регулированию, направленных на поддержку ключевых принципов, необходимых для перехода на "зеленую" экономику (доступ к информации, участие общественности, "загрязнитель платит", экологическая справедливость и др.);

разработка системы стратегической оценки окружающей среды для ключевых отраслей экономики, воздействие которых может быть вредным для окружающей среды;

г) разработка инструментов моделирования и прогнозирования "зеленой" экономики - создание экономической модели для прогнозирования долгосрочных взаимных воздействий между экономикой и окружающей средой;

д) совершенствование сбора и управления данными по "зеленой" экономике;

е) внедрение современной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в области изменения климата - модернизация и совершенствование системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) Узбекистана, охватывающей все парниковые газы, принятие мер по адаптации и поддержке международным сообществом климатической политики государства;

ж) облегчение доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о "зеленой" экономике - облегчение доступа к информации по экологическим вопросам с целью публикации многими предприятиями своей информации и данных об окружающей среде;

з) оценка государственной политики по "зеленому" развитию - системное проведение оценки политики "зеленого" роста и перехода на "зеленую" экономику;

и) регулярная отчетность перед парламентом и гражданами о реализации перехода на "зеленую" экономику - проведение регулярной отчетности перед парламентом и гражданами о ходе реализации перехода на "зеленую" экономику, рисках, связанных с бездействием, ключевых мерах, реализуемых государственными исполнительными органами;

к) укрепление потенциала органов государственной власти на местах и сообществ для решения будущих проблем - повышение энергетической безопасности путем выявления, разработки и внедрения технологий возобновляемой энергетики и поиска возможностей финансирования инвестиций в возобновляемую энергетику в области солнечной, ветровой и гидроэнергетики;

л) усиление участия частного сектора и гражданского общества - совершенствование и стимулирование обмена мнениями по вопросам "зеленого" развития среди всех заинтересованных сторон общества.


2.7.3. Увеличение внешних и внутренних потоков "зеленого" финансирования


Приоритетные направления:

а) направление значительного объема государственного капитала в "зеленую" экономическую инфраструктуру - поэтапное направление средств государственного капитала в "зеленую" экономическую инфраструктуру, а также выявление потребностей в инфраструктуре и пробелов в финансировании;

б) отказ от субсидий и мер поддержки "коричневой" экономики - отказ от государственных субсидий, направленных на непосредственную и косвенную поддержку энергии ископаемого топлива;

в) перенос налоговой нагрузки с предприятий и домохозяйств на деятельность, ведущую к загрязнению окружающей среды и перерасходу ресурсов:

совершенствование налоговой системы с целью создания стимулов в виде налогов на топливо и поддержки использования экологически чистого топлива и ресурсов;

стимулирование создания "зеленых" рабочих мест путем вложения инвестиций в "зеленые" технологии и инфраструктуру;

г) пересмотр системы сборов за загрязнение окружающей среды с точки зрения обеспечения наиболее благоприятных условий для частного сектора и вместе с тем определение мер дальнейшего стимулирования для внедрения зеленых технологий:

совершенствование системы сборов за загрязнение окружающей среды путем расширения перечня загрязняющих веществ и увеличения установленной ставки сбора за загрязнение с целью обеспечения сильных стимулов для инвестиций в технологии по снижению загрязнения;

стимулирование инвестиций в "зеленые" технологии путем совершенствования механизма "загрязнитель платит";

д) внедрение методологии "зеленого" бюджета для оценки и раскрытия информации о соответствии и влиянии налогов и государственных расходов на "зеленую" экономику - внедрение методологии "зеленого" бюджета для оценки доли налогов и государственных расходов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на "зеленые" приоритетные направления;

е) внедрение "зеленых" государственных закупок для обоснования решений о закупках на основе критериев устойчивого развития - усиление действия Закона "О государственных закупках", разрешающего использование экологических критериев в тендерах и контрактах с целью поддержки местных рынков "зеленых" товаров, продвижения устойчивых стандартов в производстве и повышения экономической эффективности государственных закупок;

ж) привлечение частного капитала в "зеленую" инфраструктуру через "зеленые" облигации - мотивация частного сектора к инвестированию в "зеленые" предприятия путем создания стимулов и архитектуры для более широкого продвижения "зеленого" финансирования;

з) использование государственного баланса для превращения государственных предприятий в лидеров "зеленой" экономики - совершенствование практики государственного надзора за государственными предприятиями с целью поощрения планирования, принятия или отчетности по "зеленым" инвестициям, устойчивым стандартам и сертификации.



ГЛАВА III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ

И МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ,

ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗВИТИЯ


3.1. Программа реализуется на основе Плана действий и мер, определенных в национальной и отраслевых стратегиях развития.


3.2. Для перехода на "зеленую" экономику и реализации мер "зеленого" роста могут быть привлечены кредиты и гранты международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и других иностранных доноров, а также другие ресурсы, связанные с климатом, в том числе иностранные инвестиции.


3.3. К реализации программы привлекаются все заинтересованные стороны, в том числе органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах, органы самоуправления граждан и иные институты гражданского общества, международные организации, частный сектор, а также население.

При этом координация взаимоотношений между заинтересованными сторонами в рамках перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику и обеспечения "зеленого" роста осуществляется следующим образом:

Межведомственный совет - обеспечивает эффективную организацию работы министерств и ведомств по обеспечению эффективной реализации Стратегии, Программы и Плана действий;

Министерство экономического развития и сокращения бедности - являясь уполномоченным органом по переходу и развитию "зеленой" экономики в Республике Узбекистан и рабочим органом Межведомственного совета, координирует деятельность министерств и ведомств, ответственных за реализацию мер в этом направлении;

Координационная группа доноров - содействует в постоянной оценке выполнения мер, определенных в Программе и Плане действий, привлечении технической и финансовой поддержки, формировании источников финансирования перспективных проектов;

Технический секретариат - организует деятельность Координационной группы доноров, способствует его взаимной координации с Межведомственным советом в реализации задач, изложенных в Стратегии, Программе и Плане действий;

межведомственные рабочие группы - состоящие из министерств и ведомств, а также зарубежных экспертов, организуют исполнение мер, предусмотренных в Стратегии, Программе и Плане действий, в разрезе отраслей и территорий.



ГЛАВА IV. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА (M&E).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


4.1. Координация, мониторинг и оценка качественной реализации мероприятий, указанных в программе, осуществляются в следующем порядке:

министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах, предприятия с участием государства - ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности отчет о реализации мероприятий, предусмотренных в Плане действий и в отраслевых программах ресурсосбережения, а также о состоянии достижения Целевых параметров;

Министерство экономического развития и сокращения бедности межведомственно координирует деятельность ответственных министерств и ведомств, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит в Межведомственный совет обобщенную аналитическую информацию;

Межведомственный совет вносит Премьер-министру Республики Узбекистан и Администрации Президента Республики Узбекистан информацию об осуществляемой работе по итогам каждого квартала.


4.2. Эффективность и результативность реализованных работ оцениваются на основе Целевых показателей по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года, приведенных в приложении к Программе.

Мониторинг и оценка осуществляются Министерством экономического развития и сокращения бедности через Межведомственную рабочую группу.

Матрица ожидаемых результатов и целевых индикаторов будет разработана по секторам, регионам и каждому приоритетному направлению для проведения мониторинга и оценки. На основе данной матрицы и индикаторов будет начата систематическая работа по мониторингу и оценке.


4.3. В результате реализации Программы и Стратегии по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019-2030 годов в деле обеспечения "зеленого" роста и перехода на "зеленую" экономику в стране до 2030 года ожидается достижение:

снижения удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года;

увеличения производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведения их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов;

повышения энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов;

снижения энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта, на 30 процентов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии;

значительного повышения эффективности водопользования во всех отраслях экономики, внедрения водосберегающих технологий орошения на площади до 1 млн гектаров;

расширения зеленых зон в городах до более 30 процентов путем посадки по 200 миллионов саженцев в год и доведения общего количества саженцев до более 1 миллиарда;

доведения показателя запасов лесного фонда республики до более 90 миллионов кубометров;

увеличения уровня переработки образуемых бытовых отходов до более 65 процентов.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Программе



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

по переходу на "зеленую" экономику

и обеспечению "зеленого" роста

в Республике Узбекистан

до 2030 года

  

  

N

  

Показатели

  

Единица измерения

2022 год

2024 год

2026 год

2028 год

2030 год

1.

Снижение энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта (по отношению к 2021 году)

  

%

5,0

14,0

22,0

27,0

30,0

2.

Энергопотребление в промышленности, доля от общего энергопотребления

  

%

26,0

25,0

23,0

21,0

20,0

3.

Расширение доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии (вместе с гидроэнергетикой)

  

%

8,0

9,0

24,3

29,0

30,5

кВт/ч

6,5

8,6

25,0

34,0

40,7

4.

Строительство солнечных фотоэлектростанций малой мощности

  

МВт

10,0

150,0

400,0

800,0

1500,0

5.

Население, имеющее доступ к улучшенным источникам питьевой воды, по отношению к общей численности населения

  

%

69,7

80,93

87,12

88,5

90,0

6.

Увеличение запасов деревьев и кустарников на землях лесного фонда

  

млн куб. м

64,2

68,1

77,0

85,5

92,3

7.

Расширение зеленых зон городов в рамках проекта "Зеленый край" (по отношению к общей площади населенного пункта)

  

%

8,3

12,4

15,8

23,8

30,0

8.

Уровень переработки образующихся твердых бытовых отходов

  

%

30,0

40,0

50,0

60,0

65,0

  

  

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 декабря 2022 г.