Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 16.01.2023 г. N УП-11 "О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.01.2023 г.

N УП-11



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАСШИРЕНИЮ

ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ И ПОВЫШЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ


Осуществленные в последние годы судебно-правовые реформы наряду с обеспечением независимости судебной власти, открытости и прозрачности судов предоставили возможность усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Вместе с тем дальнейшее расширение доступа населения к правосудию в рамках принципа "Новый Узбекистан - новый суд" требует ускорения реформирования судебно-правовой системы, внедрения передовых международных стандартов в сферу.

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы, а также в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества отправления правосудия:


1. Утвердить краткосрочную Стратегию поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023-2026 годы (далее - Стратегия) согласно приложению N 1.

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия определить:

формирование подлинной справедливой судебной системы на основе идеи "Во имя чести и достоинства человека" и направление ее деятельности на эффективную защиту интересов народа и достоинства человека;

укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в создании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников;

совершенствование законодательства, направленного на создание всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите своих прав и законных интересов в судах, полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, обеспечение объективности судов на практике;

полную цифровизацию деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях;

усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела;

обеспечение неукоснительного исполнения судебных решений, повышение ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении;

формирование у каждого гражданина и предпринимателя, обратившегося в суд, чувства удовлетворенности судом, а в конечном итоге - государством, путем привития высокой культуры общения судьям и работникам судов.


2. Утвердить Программу действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023-2026 годы (далее - Программа действий) согласно приложению N 2.

Возложить на Верховный суд (Б. Исламов), Высший судейский совет (Х. Ёдгоров), Генерального прокурора (Н. Йулдошев), а также руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой действий.


3. Принять к сведению, что Верховным судом совместно со Службой государственной безопасности, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий:

пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих же судах в ревизионном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке;

отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

Верховному суду (Б. Исламов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять организационные меры, необходимые для своевременного и эффективного внедрения на практике предлагаемого нового порядка, а также подробного разъяснения населению его сути и содержания.


4. Отметить, что в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, их безопасной работы.

Определить следующие меры по усилению независимости судов и обеспечению неприкосновенности судей:

разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели - усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов, а также внедрение действенных механизмов, направленных на обеспечение исполнения судебных актов;

внедрение порядка обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права судей на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора;

внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц непроцессуального характера касательно вопросов предоставления правовых разъяснений.

Верховному суду (Б. Исламов), Высшему судейскому совету (Х. Едгоров) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты законодательных актов по реализации мер, предусмотренных в настоящем пункте.


5. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Верховного суда о внедрении новых механизмов, направленных на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон на всех стадиях судопроизводства, обеспечение беспристрастности судов на практике, в соответствии с которым:

а) определить Корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия (далее - Корпус специализированных прокуроров):

управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям;

б) возложить на заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению ответственность за осуществление надзора и координацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур, на заместителей прокурора области и приравненных к нему прокуроров - Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуратур, а также районных (городских) прокуратур.


6. Определить основными задачами Корпуса специализированных прокуроров:

обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах в порядке, установленном в Законе "О прокуратуре" и процессуальном законодательстве;

оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.


7. Установить, что:

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров осуществляют свои полномочия независимо от любого органа и должностного лица, подчиняясь только закону, не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность, связанную с участием в судах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в Корпус специализированных прокуроров областных и приравненных к ним прокуратур привлекаются сотрудники, проработавшие, как правило, не менее трех лет в соответствующих направлениях районных (городских) прокуратур, в Корпус специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры - проработавшие как правило не менее пяти лет;

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров могут быть переведены на другие направления, как правило, после непрерывной трехлетней работы в сфере обеспечения полномочий прокурора в судах;

перевод сотрудников Корпуса специализированных прокуроров на другие направления осуществляется с согласия заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению.


8. Определить, что в целях обеспечения результативности деятельности Корпуса специализированных прокуроров:

сотрудник Корпуса специализированных прокуроров является независимым в поддержке, изменении или отказе от обвинения (гражданского иска) по делам, рассматриваемым в судах, в том числе по вопросам применения норм Уголовного кодекса, назначения вида и размера наказания, основывается на требованиях закона и исходя из всех обстоятельств дела - своем убеждении;

на каждой территории создаются Консультативные советы из числа сотрудников Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и соответствующих районных (городских) прокуратур и опытных работников, имеющих многолетний опыт работы в других направлениях;

Консультативные советы оказывают содействие в работе по поиску решений на основе взаимного обсуждения дел категории особой сложности, правильной ориентации молодых кадров и развитию у них практических навыков;

заместителям прокуроров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, ответственным за деятельность Корпуса специализированных прокуроров, разрешается привлекать сотрудников Корпуса специализированных прокуроров, соответственно, областных, районных (городских) прокуратур по их специализации с учетом объема работы в областных, межрайонных, районных (городских) судах.


9. Генеральному прокурору (Н. Йулдошев) в месячный срок:

принять меры по формированию Корпуса специализированных прокуроров из числа опытных, профессиональных кадров, способных эффективно выполнять поставленные задачи, имеющих безупречную репутацию в органах прокуратуры;

разработать и утвердить внутренний порядок, предусматривающий эффективную организацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров, а также действенные механизмы, направленные на предупреждение любого влияния и вмешательства заместителей прокуроров и сотрудников по другим направлениям прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, прокуроров районов (городов), их заместителей и сотрудников по другим направлениям, которые могут вызвать необъективность в деятельности Корпуса специализированных прокуроров;

совместно с Верховным судом и другими заинтересованными ведомствами разработать и внести в установленном порядке проекты актов законодательства, предусматривающие определение полномочий сотрудников и меры по организации деятельности Корпуса специализированных прокуроров.


10. В целях обеспечения эффективной реализации актуальных задач, стоящих перед судебной системой, усовершенствовать структуру Верховного суда в рамках ее действующей штатной численности:

а) на базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере создать Департамент анализа законодательства в сфере правосудия (далее - Департамент) и определить его основными задачами:

осуществление нормотворческой деятельности в сфере правосудия;

разработку предложений по системному анализу проблем законодательства в сфере судебной деятельности и правосудия, дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, судебной практики и системы судопроизводства;

анализ эффективности правосудия на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

принятие системных и последовательных мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в сфере правосудия;

изучение общепризнанных международных принципов и норм гражданского, уголовного, экономического и административного законодательства в сфере обеспечения независимости судов, разработку предложений по их имплементации в национальное законодательство;

б) создать Ситуационный центр информационно-коммуникационного мониторинга и определить его основными задачами:

онлайн-анализ ситуации, связанной с рассмотрением дел во всех судах республики, осуществление мониторинга соблюдения процессуальных порядка и сроков при работе с обращениями населения и рассмотрении дел в судах;

анализ преступности и правонарушений с разделением дел на категории в разрезе областей, районов (городов) и махаллей, повышение правовой культуры населения, подготовку данных, направленных на решение споров;

осуществление постоянного контроля за своевременным проведением судебных заседаний, состоянием работы серверного оборудования и программ;

в) на базе Управления взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации создать Центр взаимодействия с общественностью (далее - PR-центр) и определить основными задачами этого центра, а также пресс-служб областных и приравненных к ним судов:

формирование и продвижение среди населения положительного имиджа судебной власти;

регулярное, полное и оперативное представление населению информации о судебной деятельности посредством средств массовой информации, социальных сетей, иных информационных ресурсов, в том числе путем организации пресс-конференций, брифингов и медиатуров;

осуществление постоянного мониторинга информационного пространства, анализ и прогнозирование общественного мнения по информации касательно деятельности судов, оперативное реагирование на критические и широко обсуждаемые материалы, информационные воздействия;

формирование на официальных веб-сайтах судов и регулярное обновление баз данных, состоящих из текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов касательно их деятельности.


11. Верховному суду совместно с Конституционным судом, Высшим судейским советом и Ассоциацией судей Узбекистана в двухмесячный срок разработать и утвердить Концепцию информационной политики судебной системы на 2023-2026 годы.


12. В целях обеспечения активного участия в формировании у населения положительного имиджа судебной власти рекомендовать Ассоциации судей Узбекистана:

наладить объективное и оперативное реагирование почетными представителями судебной власти на каждый случай незаконной и необоснованной публикации информации о деятельности судей в средствах массовой информации и социальных сетях;

обращаться в суды по вопросам защиты прав и интересов судей и судебной власти.


13. Верховному суду в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


14. Возложить на председателя Верховного суда Исламова Б. и Генерального прокурора Йулдошева Н. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.



Президент

Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 16.01.2023 г. N УП-11



ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

по реализации краткосрочной Стратегии поднятия

на качественно новый уровень судебной системы

на 2023-2026 годы


    

N

Приоритетные направления,

цели и задачи

Механизм реализации

Форма

реализации

Сроки

исполнения

Ответственные

исполнители

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

НАПРАВЛЕННОГО НА ВОЗВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА

1.

Расширение практики применения института "хабеас корпус".

Разработка проекта закона по широкому применению института "хабеас корпус", предусматривающего:

передачу полномочия выдачи санкции на обыск, прослушивание телефонных переговоров и арест имущества от прокуроров судам;

установление порядка замены судом назначенной меры пресечения на меру пресечения залог с превышающей стоимостью (в частности, по отношению к причиненному ущербу) по инициативе сторон.


Проект нормативно- правового акта

Июль

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Служба государственной безопасности (А.Азизов), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства


2.

Создание организационно-правовых условий, необходимых для широкого использования альтернативных методов разрешения споров.

1. Разработка предложений о расширении круга применения альтернативных методов разрешения споров, включая институт медиации, для обеспечения оперативной защиты нарушенных прав граждан.


2. Разработка предложений по увеличению категории гражданских дел, по которым следует применять досудебные механизмы разрешения споров.


Аналитическая справка

Октябрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

3.

Создание возможностей для обеспечения на практике принципов состязательности и равноправия в судопроизводстве.

1. Изучение зарубежного опыта по созданию равных возможностей для доказывания сторонами виновности или невиновности лица в судебном заседании, представления доказательств, а также разработка обоснованных предложений.


2. Разработка действенных механизмов полного обеспечения на практике права обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи.


3. Подготовка предложений о пересмотре прав на обеспечение правосудия, предоставленных защитнику, расширение его полномочий, в том числе предоставлении ему права привлечения специалистов на договорной основе.


4. Разработка предложений о внедрении системы тщательного изучения соответственно прокурором и судом каждого случая отказа обвиняемого от своего защитника.

Аналитическая справка

Сентябрь

2024 года

Верховный суд (Б.Исламов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

II. КОРЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ

4.

Дальнейшее расширение специализации судей.

1. Изучение зарубежного опыта в сфере внедрения специализации судей по категориям споров и анализ судебной практики.


2. Разработка проекта нормативно-правового акта, направленного на формирование корпуса специализированных судей по направлениям, требующим специализации в зависимости от сложности, в том числе семейным, трудовыми спорам по защите прав интеллектуальной собственности.


Проект нормативно- правового акта

Февраль

2025 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Министерство экономики и финансов (Ш.Кудбиев)

5.

Принятие мер по совершенствованию административного судопроизводства на основе критического анализа правоприменительной практики, а также с учетом изучения передового зарубежного опыта.

Разработка Концепции совершенствования административного судопроизводства.

При этом определить:

совершенствование правил подсудности путем проведения инвентаризации всех споров между административными органами, гражданами и предпринимателями;

внесение принципов, отражающих суть и содержание публично-правовых отношений, путем критического изучения принципов административного судопроизводства;

конкретное определение видов исков, предъявляемых к административным органам, путем включения института иска в административное судопроизводство;

уточнение порядка взыскания причиненного ущерба путем критического изучения системы защиты доверия граждан и предпринимателей к административным документам;

внедрение механизма экстерриториальной подсудности в деятельность административных судов по желанию гражданина-заявителя, права которого нарушены.


Проект постановления Президента Республики Узбекистан

Ноябрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Министерство юстиции (А.Ташкулов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), заинтересованные организации

6.

Обеспечение единой судебной практики при рассмотрении судебных дел.

1. Проведение полной инвентаризации действующих постановлений Пленума Верховного суда, изучение их соответствия законодательным актам и определение направлений, требующих разъяснений.


2. Совершенствование действующих постановлений Пленума Верховного суда, а также разработка и утверждение годового плана-графика обобщения судебной практики по не имеющимся на сегодняшний день, но требующим разъяснений направлениям.


Практические меры

Июль

2023 года


Верховный суд (Б.Исламов)

3. Внедрение практики подготовки толкований к постановлениям Пленума Верховного суда.


На постоянной основе


7.

Обеспечение единой судебной практики по налоговым и таможенным вопросам.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием налоговых органов в административных и экономических судах и разработка предложений по решению имеющихся проблем.


2. Обобщение практики рассмотрения споров с участием таможенных органов в административных и экономических судах и разработка предложений по решению проблем.


Аналитическая справка

Апрель

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов)

8.

Совершенствование участия налоговых органов в административных и экономических судах и обеспечение единой практики.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием налоговых органов в административных и экономических судах.


2. Разработка предложений по решению проблем, существующих на практике.


Аналитическая справка

Март

2023 года

Налоговый комитет

9.

Совершенствование участия таможенных органов в административных и экономических судах и обеспечение единой практики.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием таможенных органов в административных и экономических судах.


2. Разработка предложений по решению проблем, существующих на практике.


Аналитическая справка

Март

2023 года

Таможенный комитет

III. ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ

НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

10.

Обеспечение недопущения вмешательства в любой форме в деятельность судей.

Разработка проекта закона, предусматривающего:

создание эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусматривающих ограничение прав судьи на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора.


Проект нормативно- правового акта

Март

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

11.

Создание новых механизмов обеспечения независимости судей.

1. Разработка предложений, направленных на дальнейшее повышение роли органов судейского сообщества и широкое внедрение принципа самоуправления судей.


2. Создание возможности непосредственного обращения судей к председателю Высшего судейского совета посредством онлайн-платформы в случаях нарушения неприкосновенности судей.


Проект нормативно- правового акта

Март

2023 года

Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Верховный суд (Б.Исламов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства


12.

Принятие мер по полному обеспечению финансовой независимости судов.

1. Изучение передового зарубежного опыта самостоятельного определения судами средств, необходимых для финансирования деятельности правосудия, и подготовка предложений.


2. Подготовка предложений о создании механизмов выделения денежной премии судьям и работникам аппаратов судов по итогам каждого квартала и в дни официальных праздников, а также достойной материальной помощи в течение трудового отпуска в целях достойного поощрения работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, включая особо важные и ответственные задания, а также повышения производительности труда сотрудников.


Аналитическая справка и проект нормативно- правового акта

Октябрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство экономики и финансов (Ш.Кудбиев), заинтересованные министерства и ведомства


13.

Обеспечение недопущения возложения на судей любых задач, не связанных с отправлением правосудия.

1. Предупреждение случаев возложения на судей задач, не связанных с отправлением правосудия.


Организационно-

правовые меры

До окончания

2023 года


Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Министерство юстиции (А.Ташкулов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), заинтересованные министерства и ведомства


2. Внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц по вопросам предоставления правовых разъяснений, поступающих посредством Виртуальной и народных приемных Президента Республики Узбекистан.


Март

2023 года


3. Определение самостоятельной организации Верховным судом проведения выездных приемов граждан и субъектов предпринимательства в масштабе республики, в частности с охватом труднодоступных и отдаленных территорий.


Февраль

2023 года


IV. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА,

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА, НАЗНАЧЕНИЯ

НА ДОЛЖНОСТЬ, ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ

14.

Определение правовых основ органов судейского сообщества.

Разработка проекта закона "Об органах судейского сообщества", предусматривающего:

задачи, функции и полномочия органов судейского сообщества;

формирование органов судейского сообщества, включая порядок выдвижения кандидатов в эти органы;

механизмы деятельности органов судейского сообщества, порядок их взаимодействия между собой и другими ведомствами.


Проект нормативно- правового акта

Сентябрь

2023 года

Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Верховный суд (Б.Исламов), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

15.

Принятие мер по превращению Высшего судейского совета в подлинный орган судебного сообщества.

1. Разработка предложений о совершенствовании деятельности Высшего судейского совета на основе передового зарубежного опыта.


2. Определение роли и значения судей в формировании состава Высшего судейского совета.


Проект нормативно- правового акта

Апрель

2023 года

Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Верховный суд (Б.Исламов), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства


16.

Коренное совершенствование подготовки кандидатов на судейские должности, а также системы переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

1. Проведение полного анализа деятельности Высшей школы судей, выявление существующих проблем и определение конкретных мер, направленных на его коренное реформирование.


2. Обеспечение на достаточном уровне взаимосвязи образования и практики, создание процесса реальной интеграции профессиональных предметов с практикой.


3. Приведение системы повышения квалификации судей и работников аппаратов судов в полное соответствие с современными требованиями.


Проект нормативно- правового акта

Сентябрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), заинтересованные министерства и ведомства


17.

Наиболее широкое внедрение принципа открытости и прозрачности при формировании судейского корпуса.

1. Широкое внедрение демократических принципов при назначении на руководящие должности в судебной системе.


2. Изучение передового зарубежного опыта формирования судейского корпуса и разработка предложений по широкому внедрению в сферу принципов открытости и прозрачности.


Проект нормативно- правового акта

Май

2023 года

Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Верховный суд (Б.Исламов), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства


V. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО

МНЕНИЯ О СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ И СУДЕБНЫХ

РЕШЕНИЯХ СРЕДИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

18.

Принятие мер по дальнейшему повышению авторитета, статуса и репутации судебной власти.

1. Критический пересмотр работы структур Верховного суда и нижестоящих судов, осуществляющих взаимодействие с общественностью и СМИ, организация их деятельности на основе новых подходов и методов, принятие мер по укомплектованию структур профессиональными кадрами.


2. Внедрение практики оперативного реагирования на публикуемую в различных источниках необъективную и однобокую информацию, связанную с деятельностью судов.


3. Организация специальных учебных курсов для журналистов и блогеров за счет внебюджетных средств в целях организации правильного и объективного освещения деятельности судов и правоохранительных органов в рамках требований законодательства.


4. Организация выступлений в СМИ и социальных сетях в различных формах и видах на основе медиаплана в целях формирования у широкой общественности объективных и беспристрастных мнений и суждений, а также взглядов на деятельность судов.


Организационно-

правовые меры

На постоянной основе

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ

19.

Обеспечение своевременного и полного исполнения судебных актов.

1. Укрепление правовых основ порядка направления взыскания на право долгосрочной аренды недвижимого имущества, права на земельные участки, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.


2. Разработка предложений о расширении механизмов обеспечения исполнения судебных актов в упрощенном порядке, включая взыскание в упрощенном порядке с должников - физических лиц задолженности за нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией, газом, питьевой водой.


Проект нормативно- правового акта

Октябрь

2023 года

Генеральная прокуратура (Н.Йулдошев), Верховный суд (Б.Исламов), Министерство юстиции (А.Ташкулов), заинтересованные министерства и ведомства

VII. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В СУДАХ

20.

Дальнейшее расширение цифровизации деятельности органов судебной власти.

Принятие мер по внедрению технологий искусственного интеллекта в деятельность судов по оказанию правовой помощи гражданам, автоматической подготовки судебных актов и анализу судебных решений.


Организационно-

правовые меры

Декабрь

2024 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство цифровых технологий (Ш.Шерматов), заинтересованные министерства и ведомства


21.

Создание единой межведомственной интеграционной платформы.

1. Создание Единой межведомственной интегрированной платформы.


2. Перевод обмена данными между судами и правоохранительными органами полностью на цифровые технологии.


3. Интеграция информационных систем на базе Единой платформы.


4. Обеспечение кибербезопасности информации и данных.


Практические меры


Декабрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство цифровых технологий (Ш.Шерматов), заинтересованные министерства и ведомства


22.

Обеспечение безопасности данных в архивах судов и систематизация архивной документации.

1. Проведение полной инвентаризации архивов судов.


2. Перевод дел и документов, хранящихся в архивах судов в бумажной форме, в электронный формат.


3. Пересмотр порядка и сроков хранения дел и документов в архивах судов, включая продления в несколько раз сроков хранения уголовных дел в бумажной форме, установление порядка не уничтожения дел и документов, переведенных в электронный формат.


Практические меры

Декабрь

2024 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство цифровых технологий (Ш.Шерматов), заинтересованные ведомства

VIII. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СУДАХ

23.

Предупреждение конфликта интересов в судах.

1. Разработка эффективных механизмов предупреждения конфликта интересов в судах с привлечением экспертов и специалистов.


2. Разработка предложений о внедрении порядка обязательного декларирования имущества судей и их несовершеннолетних детей.


Организационно-

правовые меры

Октябрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров)

24.

Ускорение работ по противодействию коррупции в судебной системе.

1. Разработка совместно с экспертами и специалистами плана-графика, предусматривающего меры по превращению деятельности правосудия в "сферу без коррупции".


2. Разработка предложений по определению и внедрению в практику категорий дел, рассматриваемых в открытом судебном заседании без перерыва, исходя из зарубежного опыта.


3. Внедрение практики информирования широкой общественности под рубрикой "Суды категорически против коррупции".


Организационно-

правовые меры

Декабрь

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), заинтересованные министерства и ведомства

IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества.

1. Ведение постоянного диалога со странами-партнерами и международными организациями по вопросам повышения эффективности деятельности судебной власти.


2. Расширение двусторонних и многосторонних связей с представителями судебных органов стран-партнеров.


3. Организация консультаций со странами-партнерами и международными организациями в судебно-правовой сфере и реализация совместных программ.


4. Расширение сотрудничества в сфере правосудия с передовыми зарубежными странами.

Практические и организационные меры

В течение

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Министерство иностранных дел (Б.Саидов), заинтересованные министерства и ведомства

X. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

26.

Эффективная организация работ по материально-техническому и финансовому обеспечению судов.

1. Проведение анализа деятельности Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов.


2. Разработка предложений о совершенствовании организационной структуры Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов.


3. Принятие мер по организации непрерывного материально-технического и финансового обеспечения нижестоящих судов.


Организационно-

правовые меры

Июнь

2024 года

Верховный суд (Б.Исламов)

27.

Совершенствование условий, норм и порядка пенсионного обеспечения судей и членов их семей.

Разработка предложений, направленных на совершенствование условий, норм и порядка пенсионного обеспечения судей и членов их семей, на основании анализа неточностей и проблем, возникающих на практике при назначении пенсии судьям.


Проект постановления Кабинета Министров

Август

2023 года

Верховный суд (Б.Исламов), Высший судейский совет (Х.Ёдгоров), Министерство экономики и финансов (Ш.Кудбиев)


28.

Дальнейшее совершенствование материально-технической базы областных и приравненных к ним судов.

Строительство единых зданий судов в Республике Каракалпакстан и областных центрах в целях создания для граждан всесторонних удобств, сокращения их расходов, а также дальнейшего улучшения материально-технической базы судов.


Проект Указа Президента Республики Узбекистан

Август

2025 года

Верховный суд (Б.Исламов),  Министерство экономики и финансов (Ш.Кудбиев), заинтересованные министерства и ведомства


     


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 января 2023 г.


"Народное слово", 18 января 2023 г.