4 проблемы электронного документооборота в Узбекистане

11.11.2020

Тот, кто в свое время от души побегал с бумажными отчетами и прочими бумажками, подтвердит: электронный документооборот для бухгалтера – это большое благо. Однако, несмотря на очевидный прогресс, сложности в этом вопросе у бухгалтеров еще остались. 

О проблемах и недоработках ЭДО по просьбе  buxgalter.uz рассказала бухгалтер-практик Алия МУХАМЕДОВА:

1. Доверенности

– «По действующим правилам отпуск товаров производится на основании доверенности на получение ТМЦ .

Доверенность – письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (поверенному) для представительства перед третьими лицами .

Согласно новой редакции НСБУ №4 на электронной доверенности должна быть проставлена электронная подпись ответственных лиц и не требуется образец электронной подписи доверенного лица.

Ответственное лицо – это тот, кто отвечает в доверенности за правильность указанных данных и имеет право уполномочить доверенное лицо на получение товаров. По сути, цель и смысл доверенности – проинформировать поставщика, кто от имени покупателя может получить товар. Подтвердить данный факт можно, предоставив документ, удостоверяющий личность. В бумажной версии доверенности подпись проставлялась с целью сообщить отпускающему товар, какая подпись на товарно-отгрузочных документах удостоверяется как подлинная.  

Смысла в подписании электронной доверенности доверенным лицом – нет, образец электронной подписи проставить нельзя, а утвердить документ доверенное лицо не правомочно с точки зрения Гражданского кодекса .  


На практике
:

Роуминг-оператор не принимает электронную доверенность без подписи доверенного лица. В результате крупные компании, у которых множество складов и материально ответственных лиц, среди которых к тому же часто происходит ротация, ограничены в возможности оперативно контролировать электронное «утверждение» доверенностей доверенными лицами и вынуждены составлять их в бумажном виде.

Помимо того, существует проблема контроля за подписанием ЭСФ, так как при выдаче доверенности ЭСФ отправляется на имя доверенного лица. Бухгалтерия не видит счет-фактуру, пока доверенное лицо не примет его. И это – вторая большая проблема для налогоплательщиков.


Международная практика

В практике зарубежных стран порядок оформления доверенности для частных предприятий – это предмет договорных отношений. Предприятия самостоятельно определяют порядок контроля и оформления поставок при заключении сделок. В Узбекистане необходимость выставлять доверенность является своего рода «наследством плановой экономики», когда не было частной собственности и остро стоял вопрос противодействия хищениям государственного имущества.

Полагаю, в случае, если поставщик привозит товар по строго оговоренному адресу склада покупателя, нет смысла оформлять доверенность как средство контроля за сохранностью ТМЦ.  Например, в РФ доверенность не нужна, если товар отгружается на склад покупателя.


2. Подписание счетов-фактур посредством ЭЦП

Помимо подписания электронных доверенностей существуют сложности при определении правомочности подписывать счета-фактуры материально ответственными лицами. Согласно ПКМ №489 от 14.08.2020 г. в счете-фактуре обязательно должны быть указаны реквизиты доверенности. Также предусмотрено подписание счетов-фактур материально ответственными лицами.

Напомню, счет-фактура – это не товарно-отгрузочный документ, накладная. Это – бланк налоговой отчетности, который проверяется и принимается финансовой/бухгалтерской службой предприятия ввиду того, что материально ответственные лица часто не обладают достаточной квалификацией и несут ответственность только за количественно-качественный прием товаров. Они не настолько компетентны, чтобы проверять правильность отражения товаров и их стоимости в зависимости от вида, скидок и т.п. По сути, ЭСФ выполняют финансовую функцию (признание долга перед поставщиком, возможность зачета НДС и т.д.).  Подписание подобных документов от имени предприятия его завскладами недопустимо с точки зрения ответственности и контроля.

При большом количестве операций по приему товаров вопрос контроля за подписанием счетов-фактур стоит очень остро. И если на ЭСФ будет требоваться подпись материально ответственного лица, на которого выписана доверенность, это существенно ограничит возможности финансовой службы в части контроля за корректным подписанием ЭСФ как документов налоговой отчетности.

Следует также отметить, что и в практике стран СНГ (РФ, Казахстан) бланк счета-фактуры, как правило, не предусматривает подписей доверенных лиц и реквизитов доверенности, так как счет-фактура не является товарно-отгрузочным документом. Тогда как при организации ЭДО в Узбекистане финансовые и товарно-отгрузочные документы приравниваются друг к другу.


3. Сроки подписания ЭСФ

С 1 ноября текущего года в порядок ЭДО внесены изменения, в соответствии с которыми ограничены сроки выставления и принятия ЭСФ – в течение 10 дней .

Данный порядок помимо плюсов имеет и ряд недостатков, ограничивающих права налогоплательщиков, предоставленные как НК, так и законодательством, регулирующим договорные отношения.

Так, налогоплательщик, обнаруживший в ранее представленной им налоговой отчетности неполные сведения и (или) ошибки, приведшие к занижению (изменению) исчисленной суммы налога, обязан внести в эту налоговую отчетность необходимые исправления. После чего – представить уточненную налоговую отчетность .

В соответствии с нововведениями, если налогоплательщик обнаружит невыставленные счета-фактуры, он технически не сможет их выставить нужной датой, включить в отчет НДС за соответствующий период. Следовательно, он не может реализовать свое право (и исполнить обязательство) на сдачу уточненной налоговой отчетности.

При этом перенос выручки на следующий период признается сокрытием выручки . Т.е. налогоплательщику автоматически будет вменено налоговое нарушение.

Как бланк налоговой отчетности, счет-фактуру обычно выставляет бухгалтерия. А товарно-отгрузочные документы – накладные, ТТН, акты приема-передачи, оформляют материально ответственные лица. Допустим, товар отпущен с удаленного склада, документы (ТТН) поступают в централизованную бухгалтерию с определенной периодичностью… В этом случае может возникнуть ситуация, когда невозможно обеспечить соответствие даты выставления ЭСФ дате отгрузки.

Многие предприятия отгружают товары и в выходные дни, когда финансовая служба не работает. В этом случае опять же невозможно обеспечить соответствие даты выставления ЭСФ дате фактической отгрузки, тогда как товарно-отгрузочные документы – ТТН, накладные, акты приема передачи  оформляются при фактическом отпуске товаров материально ответственными лицами.

Помимо вышеуказанного, специфика отдельных видов работ (услуг) может предусматривать длительный период принятия исполненного по договорам. Например, при строительстве заказчик в соответствии с условиями договора может считать достаточным доказательством качественного и полного выполнения работ по договору СМР результаты контрольного обмера, который может длиться более 10 дней в зависимости от объема работы. В этом случае стороны заранее оговаривают порядок принятия работ в договоре на выполнение СМР. Вместе с тем подрядчик обязан выставить ЭСФ датой признания дохода. Ограничение в сроках принятия документа со стороны налоговых органов может существенно ограничивать права участников хозяйственного договора, что недопустимо.


4. Оформление ЭСФ при продаже товаров по КПК

В повседневной жизни юридические лица приобретают товары для собственных нужд с использованием корпоративных пластиковых карт (КПК). Получают чек, где указан перечень товаров и сумма НДС. При этом для кассира нет различий в приеме платежей корпоративной или личной картой. КПК не содержит какого-то особого идентификатора.

Продавец не имеет информации о реализации товаров юридическим лицам через терминалы, так как банковские выписки не содержат указанных сведений. Отдельно учет контрагентов, с которыми не заключаются хозяйственные договоры, не ведется. Т.е. чтобы идентифицировать покупку по КПК, покупатель должен обратиться к продавцу, имея при себе оригиналы чеков.

Согласно НК юридические лица имеют право не выписывать счет-фактуру при выставлении кассового чека . Однако при оплате корпоративной пластиковой картой покупатели до недавнего времени не имели возможности принять в зачет НДС по чеку без ЭСФ от продавца.

Обязательность выставления счета-фактуры обосновывалась нормой, предусмотренной п. 1  №УП-5564 от 30.10.2018 г., которая до настоящего времени не отменена. УП-5564 предусматривает, что расчеты с использованием КПК должны производиться и с выдачей счета-фактуры. Однако юридически это неверно, так как согласно Закону «О нормативно-правовых актах» Налоговый кодекс по статусу выше Указа Президента.  Соответственно, в ранее вышедший УП-5564 необходимо было внести изменения в связи с принятием НК.

Налогоплательщики же имеют право руководствоваться Налоговым кодексом, несмотря на требования указа. Имеют право, но не рискуют это делать…

Опять же, в противоречие НК, обязательность выставления ЭСФ при оплате КПК закреплена ПКМ №489 от 14.08.2020 г., – подзаконный акт противоречит Кодексу.

В течение последнего месяца был внедрен специальный сервис в персональном кабинете налогоплательщика – для регистрации чеков. Покупатель теперь может самостоятельно зарегистрировать чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы, полученный при оплате товаров или услуг корпоративной картой.

В регистрируемом чеке онлайн-ККМ должна быть отражена информация только о товарах, приобретенных по корпоративной карте. Чеки, в которых отражена покупка за наличные, с помощью карты физлица или со смешанным типом оплаты (наличные + корпоративная карта или карта физлица), не регистрируются автоматически.

Если продавец по ошибке в чеке онлайн-ККМ или виртуальной кассы указал, что покупка была оплачена наличными, чек также зарегистрирован не будет. В этом случае для его переоформления нужно будет обратиться к продавцу.

Т.е., несмотря на то, что объективно банковские карты делятся на личные и корпоративные и эта информация должна содержаться в финансово-банковской системе, регистрация чека целиком и полностью зависит от того, пробьет ли кассир корректный тип оплаты на кассе или нет.  При этом отправленные кассиром неверные данные изменить уже нельзя.

В этой ситуации предпочтительнее было бы позволить покупателям – юридическим лицам регистрировать чеки без привязки к типу оплаты и оставить этот вопрос для проверки при проведении налогового контроля».


Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал