Если маркетплейс принимает оплату через другой маркетплейс, кто должен выдавать чек?

preview

С 13 июня 2022 года вступила в силу ст. 2271 НК, предусматривающая штраф в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, за «необеспечение интеграции с информационными системами налоговых органов». Эта норма затрагивает субъектов предпринимательства, принимающих заказы через сайты и мобильные приложения. При этом возникает вопров: кто именно должен выдавать фискальный чек, если в качестве маркетплейса интегрированы и сама торговая площадка, и платежное приложение, через которое она принимает оплату.

Ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

 – У многих компаний есть свои сайты в интернете и мобильные приложения, через которые они принимают заказы на свою продукцию или услуги. Клиенты могут оплатить заказ наличными при получении товара (услуги), либо с предоплатой – через платежные системы Click, PayMe и т.п.

Если компания не интегрировала сайт и мобильное приложение, по результатам налоговой проверки на нее могут наложить штраф по ст. 2271 НК. При этом налоговики будут настаивать, что интеграция должна была пройти в соответствии с п. 5 №ПП-5252 от 04.10.2021 г.

Согласно п. 5 №УП-5252 с 1 февраля 2022 года требование отображать автоматически формируемую и интегрированную с информационными системами налоговых органов фискальную отметку в электронных чеках транзакций (за исключением «P2P», кредитных платежей) по торговле и платным услугам, осуществленных дистанционно посредством электронных платежных услуг (в том числе – через мобильные приложения), распространяется на маркетплейсы.

Маркетплейс – это система осуществления наличных или безналичных денежных расчетов посредством электронных платежных документов с использованием услуг технических средств, информационных технологий и информационных систем, имеющих функцию направления покупателям чеков в электронной форме, обладающая возможностью подключения к системе оператора, принимающая в онлайн-режиме фискальные отметки на основании данных чека, представленного оператору .

Предположим, покупатель заказал услугу или товар на сайте ее производителя. Фискальный чек ему можно выдать тремя разными способами:

1) при помощи онлайн-ККМ или виртуальной кассы (при доставке товара, оказании услуги);

2) от платежной системы (Click, PayME и т.п.), если клиент расчитывается через нее;

3) чек может быть сформирован самим сайтом или мобильным приложением, если они интегрированы с ИС налоговых органов.

Однозначно – на одну покупку может быть выдан только один фискальный чек. Два и более чеков, попадая в налоговые отчеты, будут искажать данные по этой продаже.

Но кто определяет, каким образом будет выдан этот чек? Если – сам производитель, то как он должен информировать налоговые органы и покупателя о применяемой им системе формирования и выдачи фискального чека?

Я рекомендую своим клиентам временно приостановить продажи через платежные системы – до прояснения ситуации. А также:

1) подать в НИЦ «Yangi texnologiyalar» заявление c просьбой об интеграции ресурсов с информационными системами налоговых органов (если это еще не сделано). Как пояснили специалисты НИЦ «Yangi texnologiyalar», если технически маркетплейс отвечает требованиям оператора фискальных данных, интеграция пройдет быстро. Если же вам скажут, что ваш ресурс не является маркетплейсом, попросите, чтобы вам ответили письменно и указали причину отказа в интеграции;

2) в любом случае выдавать покупателям фискальный чек за каждую покупку.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ