Как не попасть под санкции из-за маркетплейса

preview

ГНК напомнил, что в соответствии со ст. 2271 НК нарушение установленных законодательством требований или порядка по отображению фискальных отметок или обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов влечет штраф в размере чистой выручки, полученной в том отчетном квартале, когда была реализация. Эта норма вступила в силу 12 июня 2022 года.

Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА разъяснила, что нужно иметь в виду, чтобы избежать проблем.

 

– Фискальная отметка – это обязательный реквизит чеков ККТ . Онлайн-ККМ и виртуальные кассы изначально устроены так, что их чеки продажи и возврата содержат фискальную отметку. Если ее в чеке нет, то, значит, это – чек авансового платежа или платежа в счет погашения рассрочки. Также это может означать, что чек сформирован не контрольно-кассовой техникой, а каким-то другим устройством.

С 1 февраля 2022 года к информационным системам налоговых органов должны быть подключены платежные организации и маркетплейсы . Это нужно им, чтобы формировать фискальные чеки в соответствии с ПКМ №255 от 12.05.2022 г. Ранее эти организации с чеками ККТ практически не работали, для них и их партнеров – это новое требование законодательства. Именно им сегодня нужно проявить активность, чтобы не подпасть под санкции по ст. 2271 НК.

Хочу еще раз обратить внимание:

  • с мая 2022 года ГНК публикует напоминание, что фискальные данные по маркетплейсам в отчетах по налогам формируются автоматически;
  • штраф за нарушение требования об интеграции с информационными системами налоговых органов и отражении фискальной метки в соответствии со ст. 2271 НК вступил в силу 12 июня 2022 года;
  • с 10 июля ограничивается возможность выставлять односторонние ЭСФ для оформления выручки, прошедшей через ККТ. Согласно п. 3 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением это требование распространяется на маркетплейсы.

По перечню этих нововведений можно сделать вывод, что интеграция и настройка формирования фискальных меток в чеках маркетплейсов успешно завершена и все идеально работает. Однако это не так.

Ко мне нередко обращаются за советом организации, у которых реализация нормы, предусмотренной п. 5 №ПП-5252 от 04.10.2021 г. вызывает массу вопросов и сомнений. К сожалению, на некоторые вопросы невозможно получить твердый и однозначный ответ даже в налоговых органах.

Во-первых, понятие «маркетплейс», применяемое в нашем налоговом администрировании, в частности, – в формах налоговой отчетности и нашем законодательстве значительно шире, чем в практике других стран. Более того, он приравнен к контрольно-кассовой технике. Получается, что в Узбекистане «маркетплейсы» – это все торговые площадки и системы, которые попадают под понятия Положения о порядке предоставления электронного фискального чека через электронную платежную организацию и (или) электронные коммерческие платформы.

К маркеплейсам в Узбекистане относятся электронные торговые площадки (Alibazar.uz, Alifshop.uz и т.п.), онлайн-магазины (altech.uz, evos.uz и т.д.), платежные мобильные приложения (Click, PayME, Oson и другие), а также банковские приложения. Подтверждают это и практические шаги налоговых органов по подключению этих организаций к своим информационным системам.

Во-вторых, есть немало организаций, которые до сих пор не могут определиться, нужно ли им интегрироваться с инфосистемами налоговых органов. Среди них организации, реализующие товары и услуги собственного производства через свои сайты, но принимающие оплату через Click, PayME и другие платежные системы. Не понятно, нужно ли им в этом случае проходить интеграцию?

На мой взгляд, – нет, не нужно, достаточно того, что в информационные системы налоговых органов будут интегрированы платежные системы, через которые принимается оплата. Но на этот счет было бы хорошо заручиться официальным разъяснением ГНК, которого пока нет.

В-третьих, платежные системы находятся в процессе настройки интеграции и отражения фискальной метки в чеках. К примеру, на днях одна организация, которая дистанционно предоставляет доступ к своим программным продуктам и получает оплату от клиентов через платежные приложение Click и PayME, обратилась с просьбой ускорить настройки в отношение тех чеков, которые выдаются на оплату ее услуг. Сотрудники обеих платежных систем ей ответили, что подключают всех клиентов в порядке очереди, торопиться не стоит, так как многие моменты еще находятся на стадии доработки. Такие ответы заставляют бизнес нервничать, поскольку нет фискальных чеков – нет их автоматического отражения в налоговых отчетах.

В–четвертых, не ясно, на все ли транзакции через маркетплейс должен формироваться фискальный чек (с фискальной меткой и QR-кодом)?

Из норм Положения о порядке предоставления электронного фискального чека через электронную платежную организацию и (или) электронные коммерческие платформы следует, что – нет, не всегда. Эти два реквизита должны присутствовать только в электронных чеках, которые, как правило, формируются при дистанционных формах расчетов. Но возможны также расчеты через маркетплейс на местах, когда клиенту выдается чек онлайн-ККМ и виртуальной кассы. В этом случае маркетплейс формирует только чек транзакции. Чтобы вникнуть в эти тонкости и начать работать по этим правилам, тоже нужно время.

В-пятых, и маркетплейсам, и компаниям, реализующим через них товары, нужно разобраться с особенностями содержания чеков. Электронный фискальный чек по содержанию должен соответствовать требованиям, предъявляемым к бумажным чекам онлайн-ККМ и виртуальных касс . Если маркетплейс реализует не собственный товар, в чеке должен быть отражен ИНН комитента (компании, продающей товар или услугу). Этот реквизит отвечает за правильное отражение выручки в отчетах по налогу. Сумма от продажи «сядет» в отчет по налогу у комитента, который по итогам месяца оплатит комиссионеру (маркетплейсу) комиссионное вознаграждение.

Как видим, все упомянутые технические решения находятся в процессе внедрения. Поэтому просьба к налоговым органам – не торопиться со штрафами. Ситуация пока такова, что штраф по ст. 2271 НК может получить и тот, кто пока не разобрался и не успел все настроить, и тот, кто уклоняется от требований налоговиков намеренно.

К штрафам нужно прийти поэтапно. Сейчас нужно сконцентрироваться на выявлении организаций, которые должны работать по правилам, установленным для маркетплейсов, и оказать им практическое содействие в настройке.

Нужно учитывать, что размер штрафа весьма внушительный – это самый большой штраф, который предусмотрен НК. Для многих организаций он будет иметь катастрофические последствия, так как после него придется все начинать «с нуля». Считаю целесообразным пересмотреть его размер и установить в размере той выручки, которая прошла через маркетплейс, не интегрированный с системами налоговых органов.

Вместе с тем норма ст. 2271 остается в силе, и она – такая, какая есть. Предпринимателям в случае проверки и соответствующих претензий со стороны налоговиков остается надеяться только на уважительные причины. Обоснуйте, почему вы до сих пор интегрированы и не завершили настройки. Возможные причины: маркетплейс не справляется с нагрузкой. Если речь идет о вашем собственном маркетплейсе, – разработка ТЗ и его реализация потребовали у программистов больше времени, чем на это было отведено.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ