Как подготовиться к налоговому аудиту в 2021 году

preview

После 20 апреля 2021 года начнется налоговый аудит предприятий по опубликованному списку. На что обратить внимание бухгалтерам при подготовке к проверке, рассказала инспектор управления методологии и оценки качества налогового контроля ГНК Лола МАМАТХОЖАЕВА:


– «Налоговый аудит – один из видов налоговой проверки – предусматривает проверку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период  .

За 30 календарных дней до начала налогового аудита налоговый орган направляет налогоплательщику извещение о его проведении, в котором, помимо прочего, сообщает:

  • дату начала налогового аудита;
  • перечень проверяемых вопросов;
  • предварительный перечень необходимых документов;
  • другие данные, необходимые для проведения проверки.

Порядок организации и проведения налогового аудита регулирует специальное Положение.

Внимание
Чтобы увереннее себя чувствовать при проверке, ознакомьтесь с правами и обязанностями проверяющих и проверяемых в рекомендации экспертов «Нормы» – адвоката Элеоноры МАЗУРОВОЙ и юриста Альберта САФИНА.

К налоговому аудиту нужно тщательно подготовиться. Особое внимание уделите следующим вопросам.


1. Учетная налоговая политика

Налоговая политика в целях налогообложения – обязательный документ, который должен содержать следующую информацию:

  • формы и порядок составления налоговых регистров;
  • должностные лица, ответственные за ее соблюдение;
  • порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения в предусмотренных Налоговым кодексом случаях;
  • выбранные методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль и отнесения в зачет НДС;
  • методика учета операций хеджирования и других финансовых рисков;
  • нормы и методы начисления амортизации по каждой группе и подгруппе активов  ст. 77 НК.

Не подходите к составлению налоговой учетной политики формально, – тщательная ее проработка позволит вам отстоять свою позицию перед проверяющими в спорных ситуациях.


2. Налоговые регистры и учетные документы

В ходе налогового аудита проверяющие будут изучать и анализировать документы, связанные с расчетом и уплатой налогов, финансовую отчетность. Поэтому проверьте заранее наличие и полноту первичных документов, в т.ч. заполнение обязательных реквизитов, проставление подписей ответственных лиц и оттисков печатей (при необходимости).

Заблаговременная инвентаризация документов, формирующих налоговые регистры, а также первичных документов бухгалтерского учета позволит вам оперативно представлять в ходе проверки запрашиваемые документы, существенно сэкономив рабочее время.

Если документы оформляются в электронной форме, налогоплательщик обязан по требованию налоговых органов представить их копии на бумажных носителях, за исключением счетов-фактур, зарегистрированных в информационной системе ЭСФ


3. Налоговая отчетность

Расхождения в налоговой отчетности, выявленные в ходе налоговой проверки, могут привести к штрафным санкциям и привлечению должностных лиц предприятия к ответственности за нарушение законодательства.

Проверьте представленные в налоговые органы расчеты и, если обнаружите ошибки, сдайте уточненную налоговую отчетность .

Внимание

Если вы обнаружили в ранее представленных расчетах недостоверные или неполные сведения и (или) ошибки, которые привели к занижению (изменению) исчисленной суммы налога, вы обязаны представить уточненную налоговую отчетность.

Но если эти обстоятельства не привели к занижению суммы налога, тогда представление уточненной налоговой отчетности – это ваше право, а не обязанность. В данной ситуации отчетность, представленная после истечения установленного срока, не считается представленной с нарушением срока.

Если вы сдаете уточненный Расчет до истечения срока представления самого Расчета, последний считается представленным в день сдачи уточненного Расчета. Если же уточненный Расчет представлен после истечения срока уплаты налога, вы освобождаетесь от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий:

  • исправленная отчетность представлена до момента, когда вы узнали об обнаружении налоговым органом обстоятельств, приведших к занижению (изменению) исчисленной суммы налога, либо о назначении налогового аудита;
  • до представления уточненной налоговой отчетности недостающая сумма налога и соответствующая пеня уплачены в бюджет.


4. Осмотр территории, инвентаризация активов и обязательств

В процессе налогового аудита должностные лица налоговых органов имеют право осматривать:

  • используемые в предпринимательской деятельности территории или помещения проверяемого лица;
  • объекты налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом .

Проверяющие вправе назначать и проводить инвентаризацию всего имущества предприятия независимо от его местонахождения и видов финансовых обязательств (в т.ч. – имущества, не принадлежащего налогоплательщику, но числящегося в учете, т.е. находящегося на ответственном хранении, арендованного, полученного для переработки, а также имущества, не учтенного по каким-либо причинам) .

Чтобы подготовиться к проверке, вы можете перед началом налогового аудита провести свою инвентаризацию активов и обязательств. Если будут выявлены какие-либо расхождения, отразите их свовременно в учете».

Внимание

Подробные рекомендации о том, как провести инвентаризацию по всем правилам, можно найти тут.

Какие мероприятия могут провести налоговые органы при выездной проверке, читайте тут.