Почему у вас с 1 января могут возникнуть проблемы с недвижимостью

preview

В 2022 году малейшая нестыковка с недвижимым имуществом может стоить вам статуса добросовестного налогоплательщика и права на зачет НДС. Рекомендуем всем хозяйствующим субъектам до конца текущего года провести инвентаризацию недвижимого имущества, устранить недочеты в правоустанавливающих документах, обеспечить постановку недвижимости на учет в налоговых органах.  На что при этом обратить особое внимание, по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– «Многие хозсубъекты уже озабочены тем, что по данным интерактивного сервиса «Проверить мой статус» система риск-анализа относит их к категории налогоплательщиков с высоким риском по критерию «Отсутствие собственного, арендуемого или безвозмездно используемого недвижимого имущества по месту нахождения».

ГНК уже прокомментировал ситуацию для тех, кто арендует недвижимость. В этом случае все нормализуется после завершения пусконаладки сайта ijara.uz.

Однако проблемы могут быть и у предприятий, которые располагают собственной недвижимостью. Чтобы понять, как их решить, я обобщила личный опыт работы с налогоплательщиками.  

 

1. Проверьте, все ли принадлежащие вам объекты (земельные участки в пользовании) поставлены на учет в налоговых органах

 Буквально на днях довелось консультировать крупную организацию, которая при инвентаризации своего имущества выявила около 100 используемых ею объектов, которые не стоят на учете в налоговых органах и по ним не уплачиваются налоги. Речь идет о небольших участках, на которых расположено оборудование. Все они разбросаны по территории страны.

Эти участки выделялись решениями хокимов в далеких 90-х годах. С тех пор изменилось законодательство, да и на самом предприятии неоднократно проходила реорганизация, смена собственников, руководителей. Если в 90-х годах еще не было ясности в вопросах налогообложения такого имущества, то сегодня на основании ст. ст. 126–131 НК абсолютно однозначно все объекты налогоплательщика должны быть поставлены на учет в налоговых органах в целях налогообложения.

В самое ближайшее время развитие системы риск-анализа, совершенствование информационного взаимодействия налоговых органов с другими госорганами и предстоящая реформа земельного и налога на имущество будут способствовать выявлению объектов, не состоящих на учете в налоговых органах. На мой взгляд, лучше не дожидаться этого момента и связанных с ним разбирательств.

Если у вас есть незарегистрированные объекты, рекомендую «явку с повинной»:

  • завершите оформление всех правоустанавливающих документов на объект;
  • самостоятельно обратитесь в налоговый орган для постановки на учет;
  • оплатите налог за прошедшие периоды, штрафы и пени, которые начислит налоговый орган.
Внимание
В этом случае придется оплатить налог не более чем за период исковой давности по налоговым спорам – за 5 лет.

Самое главное – вы будете уверены в том, что в дальнейшем со стороны налоговых органов к вам не будет претензий по этим объектам за прошедшие налоговые периоды. 

 

2. Проверьте свой адрес

Внимание

В соответствии со ст. 132 НК учетные данные включают в себя информацию о месте нахождения (почтовом адресе) и обособленных подразделениях (для индивидуальных предпринимателей – о месте осуществления деятельности).

Изменение этих данных – основание для перерегистрации субъекта предпринимательства.

На практике достаточно часто встречаются случаи, когда по указанным адресам организацию не найти. Это происходит по разным причинам. Одна из них заключается в том, что  Центры госуслуг придерживаются требований ПКМ №66 от 09.02.2017 г. А там для регистрации можно было указать любой адрес.

Этим воспользовались многие предприниматели на стадии начала своего бизнеса. На тот момент им главное было зарегистрироваться, начать бизнес, а потом уже они занимались вопросами обустройства офисов и производственных помещений. И многие до сих пор не перерегистрировались в связи со сменой места нахождения.

Встречаются даже такие случаи, когда производственное предприятие зарегистрировано в квартире учредителя! Хотя по факту квартира используется, как и положено, в качестве жилого помещения. А организация находится совсем в другом месте.  

Отмечу, – по закону в жилом фонде могут работать только субъекты семейного предпринимательства. Остальные субъекты предпринимательства должны перевести жилое помещение – в нежилое. Это достаточно сложный и долгий процесс, при этом заявитель не всегда получает от властей одобрение проекта.

Если ваша организация находится не по месту нахождения, рекомендую пройти перерегистрацию. Имейте в виду, что этот процесс требует кропотливой и трудоемкой подготовки документов, поэтому не откладывайте решение этого вопроса «на потом».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ