В суд только через вышестоящий налоговый орган

preview

Впервые Налоговый кодекс дает уточнение, что установленный им порядок обжалования решений касается только ненормативных актов налоговых органов . О том, какие решения может обжаловать налогоплательщик и как это сделать правильно, рассказала адвокат, эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА.

Внимание
Ненормативный акт – это документ налогового органа, который содержит предписание на совершение определенных действий, адресованное одному или нескольким налогоплательщикам (требование, решение, акт и др.) .

После введения в действие новой редакции НК, установившей презумпцию добросовестности и невиновности налогоплательщика  , могут участиться случаи обжалования результатов выездных налоговых проверок и аудита.

Чтобы суды "не захлебнулись" от потока жалоб и исков, введена норма, закрепляющая обязательность досудебного обжалования решений налоговых органов . Это означает, что, прежде чем идти в суд, налогоплательщик обязан подать жалобу на спорное решение в вышестоящий налоговый орган. И только после ее рассмотрения налогоплательщик вправе обратиться в суд. Такой порядок приближен к европейскому формату.

У новой нормы, как и у любого нововведения, есть как положительные, так и отрицательные стороны.

«Плюсы»:

  • снижение нагрузки на суды, так как уменьшится число поступающих в суд заявлений от налогоплательщиков;
  • преобладающее число налоговых споров будет рассматриваться во внесудебном порядке. И только если спор не решится мирным путем, он будет передаваться в суд;
  • суды станут более продуктивно работать над поступившими делами;
  • есть надежда, что вышестоящие налоговые органы будут рассматривать жалобы более оперативно.

«Минусы»:

  • по сложившейся практике налогоплательщики считают, что вышестоящий налоговый орган вряд ли будет объективным и скорее встанет на сторону налоговой инспекции, чем на сторону налогоплательщика. Такое недовольство понятно и вызвано оно недоверием к налоговым органам, так как "цеховую солидарность" еще никто не отменял.

Так же как и раньше, решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении месяца с момента его вручения налогоплательщику. Именно такой срок отведен для подачи жалобы .

После ее рассмотрения вышестоящим налоговым органом решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке. НК не устанавливает сроки для подачи жалобы в суд, поэтому главное, чтобы не истек срок исковой давности .

Решение по жалобе вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для истребования необходимых документов и информации у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней .

Сама же жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение, и именно он направляет ее в вышестоящую инстанцию .

Поэтому в случае обжалования решения по результатам проверки и аудита, получив от налогоплательщика жалобу, инспекция уже в курсе, что ее решение не вступило в законную силу, и не выставляет требований на уплату налога, пени или штрафа по обжалованному решению.

Обо всех изменениях в процедуре обжалования вы можете узнать из таблицы. 

Как изменились процедура и сроки обжалования решений налоговых органов

 Было 

 Стало

Любое решение или документ налогового органа могли быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.

Подача жалобы в вышестоящий орган не исключала права на подачу аналогичной жалобы в суд

Дано уточнение, что порядок обжалования решений, предусмотренный НК, касается только ненормативных актов налоговых органов. Их можно обжаловать в вышестоящий орган или суд только в том случае, если они нарушают права налогоплательщика  

В случае незаконного доначисления налогов и взыскания штрафов в отношении налогового органа пеня не применялась

 

При отмене решения, принятого по результатам выездной проверки или аудита, незаконно взысканные суммы налогов и штрафов будут возвращены налогоплательщику с учетом процентов – пени  

Жалоба на решение могла быть подана одновременно в вышестоящий орган и в суд

 

 

 

Теперь решения налоговых органов, принятые по результатам выездных проверок и аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе

Решения Государственного налогового комитета РУз обжалуются сразу в суд

Не была предусмотрена возможность отозвать поданную жалобу

Теперь жалобу можно отозвать полностью или в какой-то ее части. Но, отозвав жалобу, налогоплательщик лишается права подать ее снова по тем же основаниям 

Жалоба подавалась сразу в вышестоящий орган

Жалоба на решения, принятые по результатам выездных проверок и аудита, подается в вышестоящий орган через тот налоговый орган, чьи решения обжалуются

Жалоба могла быть подана в течение 30 дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

 

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав

Порядок продления срока обжалования не был предусмотрен

 

Теперь если срок обжалования пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом

Жалоба подавалась в письменной форме

Может подаваться в письменной форме или в электронном виде

Лицо, подавшее жалобу, не заслушивалось в ходе ее рассмотрения

При рассмотрении жалобы налоговый орган по своей инициативе или по ходатайству обращающегося лица может организовать заслушивание инициатора жалобы 

По итогам рассмотрения жалобы  вышестоящий налоговый орган был вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить обжалуемое решение;
  • вынести решение по существу

 

 

 

 

Расширены полномочия вышестоящего органа. По итогам рассмотрения жалобы он может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налогового органа полностью или частично;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу

Все дополнительно представленные документы в рамках обжалования рассматривались без ограничения

Теперь, если лицо представляет дополнительные документы в ходе рассмотрения жалобы, оно должно указать уважительную причину, почему эти документы не были представлены своевременно в ходе проверки или аудита

Нарушение процедуры принятия решения по результатам проверок не было основанием для отмены решения налогового органа

Теперь основанием для отмены решения является нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки при принятии решения

Элеонора МАЗУРОВА, адвокат,
эксперт «Нормы» по юридическим вопросам