Как исчислять НДС и налог на прибыль оптовику при перепродаже высоколиквидной и монопольной продукции

preview

«Предприятие оптовой торговли реализует высоколиквидные товары, закупая их у производителей-монополистов через биржу. По результатам камеральной проверки налоговики доначислили НДС и налог на прибыль на основании абз. 3. п. 3 №ПП-430 от 24.11.2022 г. Налогоплательщик считает, что он не отвечает условиям этой нормы и, следовательно, ее нельзя к нему применить. Налоговики придерживаются иного мнения».

Решение этого вопроса требует дополнительных уточнений и разъяснений действующих норм. На что нужно обратить внимание специалистов уполномоченных государственных органов, рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– В данной ситуации не все так однозначно, как трактуют налоговики. Для единообразного понимания нужны уточнения в действующих нормативных актах и официальные разъяснения по их применению.

Согласно №ПП-430, если высоколиквидная и монопольная продукция, подлежащая обязательному выставлению на биржевые торги, реализуется на основе прямых договоров, НДС и налог на прибыль по установленной ставке рассчитывают органы государственной налоговой службы «на сумму разницы между рассчитанной средней котировкой (ценой), формируемой на однородную продукцию по итогам биржевых торгов на день реализации, и ценой, указанной в прямых договорах».

Налогоплательщик обратился в Налоговый комитет с просьбой разъяснить, на кого распространяется эта норма, и получил ответ:

– «В случае реализации товаров (услуг) по ценам ниже рыночных, в том числе высоколиквидной и монопольной продукции по прямым договорам, независимо осуществляется ли данная реализация в рамках государственных закупок или нет, налоговые органы с учетом норм абзаца третьего пункта 3 №ПП-430 вправе доначислить НДС и налог на прибыль».

На мой взгляд, налоговики при разъяснении нормы необоснованно расширили сферу ее применения. Обратите внимание: в оригинале сказано, что норма распространяется на случаи реализации на основе прямых договоров высоколиквидной и монопольной продукции, подлежащей обязательному выставлению на биржевые торги. Однако налоговики делают доначисления и тем, кто не попадает под это определение.

Во-первых, в нормативных документах не удалось найти определение термину «прямой договор». В Положении о порядке организации и проведения закупочных процедур рег. МЮ №3016 от 26.05.2018 г. было определено, что прямой договор по государственным закупкам (прямой договор) – это соглашение между государственным заказчиком и исполнителем государственных закупок об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей по государственным закупкам, который подлежит регистрации в специальном информационном портале. Но Положение утратило силу 25.07.2022 г. Отсутствие определения усложняет однообразное понимание и применение данного термина.

Во-вторых, исходя из нормы под ее действие подпадают только производители-монополисты, но никак не организации, которые закупают эту продукцию у производителей на бирже и реализуют их третьим лицам.

В-третьих, договоры, по которым перепродаются эти товары третьим лицам, не подпадают под определение «прямого договора», даже если документ с этим определением утратил силу.

Как видим, мнения налоговиков и налогоплательщиков – разошлись. Прежде чем выстраивать тактику защиты при обращении в вышестоящий налоговый орган и суд, мы решили заручиться разъяснением других компетентных государственных органов. Налогоплательщик обратился в Министерство экономики и финансов. Надеемся, что получим обоснованный и четкий ответ, который поможет урегулировать спор с налоговиками без суда.

Внимание
Пожалуйста, подпишитесь на наш ТГ-канал! Это поможет быстрее узнавать о новых публикациях Гульноры ЭРГАШЕВОЙ на buxgalter.uz.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ