Кто поможет бухгалтеру при переходе на электронные счета-фактуры

preview

Бухгалтеры готовятся к переходу на электронные счета-фактуры (ЭСФ), который должен произойти с 1 января 2020 года. При этом возникают вопросы, требующие нормотворческого и технического решения.

Главбухи кричат «SOS»

Исчерпывающие инструкции по работе с ЭСФ должно было дать Положение, утв. постановлением Кабинета Министров от 25.06.2019 г. № 522. Однако правила, приведенные в документе, носят общий характер и не предусматривают ситуации, часто встречающиеся на практике. Отсюда и проблемы, которые возникнут, если Положение не доработать.

Как минимум в Положении следовало бы дать ответы на следующие практические вопросы, которые будут волновать всех бухгалтеров:

  1. Какой считать дату выставления ЭСФ: дату выставления ЭСФ оператору или дату получения подтверждения от получателя товара?
  2. Как быть с ЭСФ при ее исправлении и дополнительных счетах-фактурах?
  3. Каков порядок выписывания ЭСФ, если работы (услуги) от нерезидента являются налогооблагаемым оборотом налогоплательщика, получающего работы, услуги, местом реализации является Республика Узбекистан, и подлежат обложению НДС.

Во время эксперимента по использованию ЭЦФ кроме счетов-фактур в электронном виде выставлялись и доверенности (Положение о временном порядке электронного оформления, хранения и учета электронных счетов-фактур, рег. МЮ № 3136 от 05.02.2019 г.). В новые правила эта норма, к сожалению,  не вошла.

Между тем, хозсубъектам выгодно было бы перевести  в электронный формат сразу весь внешний документооборот. Нет смысла отправлять счета-фактуры через оператора, а первичные документы – накладные и акты – курьером или почтой, поскольку в таком случае значительной  экономии времени, снижения затрат на пересылку и хранение документов не будет.

Не стоит забывать и про технические аспекты, которые могут отразиться на функционировании системы ЭСФ. Насколько  сервера my.soliq.uz  готовы к тому, что все бухгалтера будут в ней работать? Как она выдержит нагрузки  в пик отчетного периода – 25 числа. Уже сегодня система не выдерживает нагрузки, что проявляется в существенном замедлении скорости ее работы. Представляете, что будет,  если ко всем сдающим отчет в этот день присоединятся  и  оформляющие счета-фактуры? Как быть,  если нет Интернета или плохая связь? Как избежать штрафов в случае  неполадок у оператора или роуминг-оператора?

Мы задали эти вопросы специалисту  службы поддержки налогоплательщиков 1198 и ответа на этот вопрос пока не получили. Специалист согласился, что в пиковые часы отчетного периода  скорость работы портала my.soliq.uz замедляется, но при этом заверил, что система все равно работает бесперебойно.

А как на практике…

Положение слишком общее. Есть немало ситуаций, которые  являются  исключением  из правил. Их целесообразно прописать  в Положении.

Возьмем, к примеру, организацию по  сервисному обслуживанию оборудования. Мастера работают удаленно от центрального офиса, в котором расположена бухгалтерия. Специфика работы такова, что работать приходится с большим количеством клиентов, а, следовательно, заключать большое количество договоров.  Стоимость работ по договору – невелика, но при этом по выполнению каждого необходимо оформлять счет-фактуру. Сегодня, когда счета-фактуры оформляются на бумаге,  из ситуации есть выход.  Бухгалтер раздает мастерам бланки, которые они возвращают после заполнения. Как быть после перехода на ЭСФ?

Другая типичная ситуация. Нередко бывает так, что бухгалтер, ввиду загруженности, не успевает оформить все счета-фактуры по сделкам за текущий день (до 24.00). Сегодня из такой ситуации есть выход, хоть и не вполне правомерный – счета-фактуры оформляются на следующий день, но с указанием фактического дня приемки товаров и услуг. Но что делать, когда все счета-фактуры станут электронными?

Позиция Государственного налогового комитета ко всем бухгалтерам одна: в соответствии со  ст. 222 Налогового кодекса счета-фактуры должны оформляться по факту в день совершения сделки купли-продажи. Очевидно, что с переходом на ЭСФ, «дедовские» способы работать не будут.

Выход, конечно, можно найти из любой ситуации. Как один из них – пересмотреть внутренний распорядок работы организации. На помощь придут электронная почта и другие средства связи с подразделениями. Можно принять на работу дополнительное число работников в бухгалтерию, расширить перечень сотрудников, имеющих доступ к персональному кабинету налогоплательщика и т.д.  Однако в большинстве случаев это будет затратно для бизнеса.

Не очень хороша и идея дать  доступ к ЭЦП не только  директору и главному бухгалтеру, но и сотрудникам, заполняющим ЭСФ. Нужно будет оформлять  приказ  на открытие доступа в персональный кабинет налогоплательщика другим сотрудникам, и определять их  ответственность за ошибки.

В этой связи целесообразно:

  • разграничить системы ЭСФ и  налоговой отчетности (персональный кабинет налогоплательщика), чтобы технически обе системы работали бесперебойно, без перегрузок и зависаний;  
  • предусмотреть возможность входа в систему ЭСФ сотрудника организации, не являющегося директором или главным бухгалтером, осуществляющего только функцию по заполнению ЭСФ. При этом право подписи и отправки счета-фактуры должно оставаться исключительно у директора и главного бухгалтера.

Было бы хорошо рассмотреть возможность послабления нормы Налогового кодекса, обязывающей оформлять ЭСФ день в день по факту совершения сделки. Предусмотрев, например, возможность набить счета-фактуры за предыдущий день до 12.00 следующего дня  и направить их контрагентам.

Необходимо ввести возможность  выставления односторонних ЭСФ. Прописать в новой редакции Налогового кодекса, когда и в каких случаях могут выставляться односторонние счета-фактуры. Сегодня на практике односторонние счета-фактуры, например, выставляют операторы сотовых компаний, что закреплено у них на основании договора. 

Актуальным  становится вопрос  непроплаченных счетов-фактур. Счет-фактура выписывается по факту выполненных работ, но заказчик по разным причинам тянет с оплатой, а в последующем просит выписать новый счет-фактуру. Непроплаченные бумажные счета-фактуры можно заменить...

С ЭСФ это не получится.  Каждая вовремя неоплаченная счет-фактура станет  головной болью для предприятия. Самыми проблемными будут  документы на небольшие суммы в несколько десятков тысяч сумов, когда «выбивание» долгов станет очень дорогим удовольствием для предприятия.

Если компания ежемесячно или даже ежедневно формирует множество первичных документов, то ей жизненно необходимо отказываться от бумажных счетов-фактур. Перевод документов в электронный вид может сократить издержки. Но  есть и небольшие поставщики, чей внешний документооборот  не так велик – до 10 документов в месяц. Для таких компаний ЭСФ не представляют особого интереса.

Как сделать так, чтобы всем было хорошо

Предусмотренный постановлением Кабинета Министров от 25.06.2019 г. № 522 переход на ЭСФ  с 1 января 2020 года слишком быстрый. 

Необходимо учитывать опыт стран, которые используют ЭСФ много лет.

Так, к примеру, Налоговый кодекс в Российской Федерации позволяет выбрать между   выставлением  электронного счета-фактуры или оформлением его на бумаге.

А Налоговым кодексом Казахстана предусмотрено, что «счет-фактура выписывается в электронной форме, за исключением следующих случаев, когда налогоплательщик вправе выписывать счет-фактуру на бумажном носителе:

  • отсутствия по месту нахождения налогоплательщика в границах административно-территориальных единиц Республики Казахстан сети телекоммуникаций общего пользования…;
  • возникновения в информационной системе электронных счетов-фактур технических ошибок, подтвержденных уполномоченным органом. После устранения технических ошибок счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит регистрации в информационной системе электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты устранения технических ошибок».

На наш взгляд, оптимальным для республики  предоставляется:

  • во-первых, до того момента пока не будет получено практического подтверждения, что техническое обеспечение системы ЭСФ будет работать бесперебойно, оставить возможность оформления счетов-фактур в бумажном виде;
  • во-вторых, обеспечить поэтапный переход на систему ЭСФ, для которого необходимо разработать и утвердить график.  Это позволит оптимально протестировать систему, постепенно увеличивая нагрузку и решая возникающие технические проблемы. «Зависания» и перебои в работе системы недопустимы. Бухгалтеры должны иметь возможность нормальной работы с ней круглосуточно; 
  • в-третьих, в процессе перехода необходимо тесно взаимодействовать с предпринимателями, чтобы совершенствовать нормативную базу и программное обеспечение в соответствии с их реальными потребностями по созданию благоприятной деловой среды.

Жорилла Абдуллаев,  ведущий эксперт,

Олег Гаевой, корреспондент.