МФ и ГНК привели свои разъяснения по НДС в соответствие с законодательством

preview

Buxgalter.uz  обратился к  экспертам с просьбой прокомментировать отзыв  с исполнения:

  • письма ГНК  от 15.04.2019 г. № 20-11334;
  • ответа на третий вопрос в совместном письме МФ и ГНК  от 12.03.19 г. № ДС/04-01-34/1689 и № 20-07598.

1. До 2020 года  НДС можно засчитывать по остаткам ТМЦ, поступившим  в течение 5 лет

Гульнара  ЭРГАШЕВА, налоговый консультант

Переходя  на общеустановленные налоги, бухгалтеры  провели  инвентаризацию и выделили   «входной»  НДС из стоимости  остатков ТМЗ, чтобы:

  • принять  «входной» НДС  в соответствии со ст. 218 НК;
  • правильно сформировать себестоимость и цену реализации.

Если бы они не сделали это,  то  получили бы проблему с налогом  на прибыль. Не выделенный из  остатков  ТМЗ и не взятый в зачет НДС:

  • повышает себестоимость;
  • снижает налоговую базу по налогу на прибыль;
  • приводит к необоснованному повышению цен.

Проводя инвентаризацию и выделяя «входной» НДС, бухгалтеры исходили из  ст. 38 НК, где сказано, что налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение 5 лет после окончания налогового периода. Однако в противоречие этой норме  письмо–указание  ГНК  (от 15.04.2019 г. № 20-11334 )  поручило  налоговым органам  засчитывать только  НДС  из стоимости  остатков  ТМЗ, поступивших за последние 12 месяцев.

Тут же на налогоплательщиков обрушился шквал «талабнома» – требований о пересчете зачтенного НДС, предоставлении актов инвентаризации  и т.п.  И отвечать на эти требования нужно было обязательно – этого требует ст. 70 НК. 

Кто-то из бухгалтеров отказался выполнять эти требования, обосновывая их неправомерность. А кто-то не стал тратить время и нервы  на доказывание  и доплатил в бюджет.

И вот проблема  окончательно решена в пользу законности.  Письмом от 16.07.19 г. № 20-21084 ГНК  отменил  свое письмо от 15.04.2019 г. № 20-11334. Это стало результатом:

  • активной позиции Аппарата Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
  • принятия постановления  Президента от 10.07.2019 г. №ПП-4389,   устанавливающего возможность зачета НДС при переходе на его уплату  по ТМЗ, приобретенным в течение последних 12 месяцев. Эта норма начнет действовать с 2020 года.

Жорилла АБДУЛЛАЕВ, ведущий эксперт ООО «Norma»: 

– Письмо ГНК № 20-21084  отменяет ограничение  зачета по НДС  остатками  ТМЦ, поступившими за последние 12 месяцев (письмо № 20-11334). Отмена этого указания связана с выходом  постановления  Президента от 10.07.2019 г. №ПП-4389. Оно   устанавливает, что с 1 января 2020 года при переходе на оплату НДС сумма налога засчитывается:

  •  по подтвержденным остаткам ТМЗ, приобретенным за последние 12 месяцев;
  •  в части, соответствующей объему реализации.

Получается, что налоговики «поспешили» – требование, которое они пытались применять, станет правомерным только с 1 января 2020 г.

В соответствии с действующим законодательством  до  1 января 2020 г.:

а) НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога по облагаемому обороту и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со ст. 218 НК (ст. 224 НК);

б) покупатель вправе засчитывать  НДС, подлежащий уплате (уплаченный) по фактически полученным товарам (работам, услугам), если:

  • он – плательщик НДС в соответствии со ст. 197 НК;
  • товары (работы, услуги) будут использоваться в облагаемом обороте, включая оборот по нулевой ставке;
  • на полученные товары (работы, услуги) поставщик выставил счет-фактуру или заменяющий его документ, в котором выделен НДС.

Реализуя свое право на зачет, налогоплательщик должен руководствоваться 5-летним сроком исковой давности по налоговым обязательствам (ст. 38 НК).

Других ограничений на определение срока поставки ТМЗ с целью зачета НДС при переходе на его уплату  в НК не имеется.

2. Применять самую высокую ставку  УНДС по прочим доходам не надо

Гульнара  ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:

– Для многопрофильных предприятий – плательщиков УНДС в зависимости от вида деятельности  установлено  несколько ставок налога. МФ и ГНК в совместном письме от 12.03.19 г. № ДС/04-01-34/1689 и № 20-07598 разъяснили, что с  прочих доходов  УНДС надо платить по  максимальной из применяемых ставок.  Это разъяснение:

  • выходило за рамки Главы 40-1 НК «Упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». В ней ничего не сказано о применении  той или иной ставки УНДС по прочим доходам;
  • трудно было  реализовать  на практике. Виды  деятельности могут меняться в течение отчетного периода из месяца в месяц.  А с ними – и максимальная ставка. Например, в начале года, заключая с арендатором договор аренды, арендодатель укажет ставку 7%. А через три месяца он займется другим видом деятельности, по которому ставка УНДС – 10%.  Что ему делать – вносить изменения в договор или платить 3%  из своих средств?

И вот совместным письмом МФ и ГНК от 22.06.19 г. № 06/04-01-02-34/3412 и № 20-18183 разъяснение по применению ставки УНДС по прочим доходам отменено. 

По нашему мнению, к оборотам по прочей деятельности нужно применять ставку, установленную для юридических лиц всех отраслей экономики, – 7%.

Жорилла АБДУЛЛАЕВ, ведущий эксперт ООО «Norma»:

– Минфин и ГНК совместным письмом  от 22.06.19 г. № 06/04-01-02-34/3412 и № 20-18183  отменяют требование  уплачивать УНДС по прочим оборотам по наивысшей ставке. При этом ведомства не уточняют,  по каким ставкам НДС облагаются прочие доходы. В Налоговом кодексе об этом тоже ничего не сказано.  Если нет конкретного ответа на поставленный вопрос, по нашему мнению, следует придерживаться аналогии.

В соответствии со ст. 353 НК, плательщики ЕНП, занимающиеся несколькими видами деятельности с разными  ставками, должны:

  • вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать ЕНП по предназначенным для них ставкам;
  • облагать  прочие доходы по ставкам, установленным для основного (профильного) вида деятельности.  

Следовательно, по нашему мнению, многопрофильное предприятие – плательщик УНДС также должно облагать прочие обороты по реализации по ставкам, установленным для основного вида деятельности.  

Отзыв  с исполнения официальных писем министерств  и ведомств – нечастое явление. Он свидетельствует о том, что механизмы государственного и общественного контроля  за принимаемыми документами  –  действуют.  И он позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Налогоплательщики, уступившие нажиму и переплатившие НДС, вправе теперь потребовать его возврата или зачета в счет будущих платежей.
  2. Грамотный бухгалтер всегда может доказать свою правоту,  если он опирается  на законодательство. Закон защищает добросовестных налогоплательщиков, поэтому не нужно бояться доказывать свою правоту.
  3. Бизнес  сегодня очень нуждается в содействии и помощи налоговых органов. Отмена неправомерных требований  –  это реальный шаг к тому, чтобы провозглашенный налоговиками  лозунг  –  быть партнером  налогоплательщика  был  успешно реализован на практике.