Налоговики уверены, что коррупции в ОГНС теперь будет меньше. Почему?

preview

В налоговых органах намерены искоренить коррупцию во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Для достижения этой цели ведется работа по 8 направлениям. Что именно в принимаемых мерах должно сработать против взяточников? Какие меры, по-вашему, будут эффективны, а какие – нет? Дайте свои предложения по этому вопросу в комментариях.

1. Внедряется система риск-анализа

Должностные лица налоговых органов будут не вправе решать, кого проверять и какой вид проверки применить.

Выборку кандидатов для проверок на основании 42 критериев будет делать автоматизированная система. ГНК как раз сейчас внедряет ее в свою работу, поэтому проверки в течение I квартала 2020 года не проводятся.

2. Налоговые проверки будут снимать на видео

С 31.03.2020 г. налоговые органы начнут снимать на видео:

  • постановку на учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • хронометражное обследование;
  • мониторинг соответствия показываемого в отчете и фактического количества работников хозсубъекта;
  • налоговые проверки;
  • тематические экспресс-изучения;
  • проверку применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
  • маркировку отдельных видов подакцизных товаров;
  • налоговый мониторинг.

3. Внедряется система, которая при оплате налогов физлицами будет выдавать чеки с QR-кодом

Такая система позволит проверить подлинность каждого чека, а также правильность исчисления и уплаты налога.

4. Субъекты предпринимательства, реализующие товары и услуги за наличные и по терминалу, будут работать через онлайн-кассы

С 1 января 2020 года поэтапно внедряются онлайн-ККМ и виртуальные кассы. Этот процесс должен завершиться к январю 2022 года. После этого все расчеты в сфере торговли и предоставления услуг станут более прозрачными, сократится объем теневого оборота наличности.

5. Внедряется ЭСФ

С 1 января 2020 года в системе взаиморасчетов между субъектами предпринимательства стали обязательными электронные счета-фактуры. Прозрачность и контроль должны снизить влияние человеческого фактора на полноту уплаты НДС, налога на прибыль и налога с оборота.  

6. Совершенствуется портал my.soliq.uz

Нет необходимости посещать налоговые органы для выполнения налоговых обязательств. Все можно сделать через Портал электронных государственных услуг налоговых органов www.my.soliq.uz, а также посредством электронных платежных систем.

7. Усиливается общественный контроль за сокрытием и неуплатой налогов

Внедряется порядок поощрения лиц, помогающих выявить факты уклонения от уплаты налогов и ведения теневой деятельности.

Физические и юридические лица будут поощряться, если сообщат о:

  • подпольных производственных цехах;
  • товарах, ввезенных в страну контрабандным путем, а также лицах (объектах), занимающихся производством, транспортировкой, хранением или продажей контрафактных товаров и товаров без соответствующих документов;
  • случаях уклонения от уплаты налогов, в том числе «схемах» уклонения от уплаты налогов субъектами предпринимательства;
  • незаконном производстве, транспортировке, хранении или введении в оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции.

8. Усиливается забота о сотрудниках и дисциплина

Для противодействия коррупции оплата труда сотрудников ОГНС с 2018 года выросла в 1,7 раза. 1053 сотрудника и члены их семей получили бесплатные путевки в зону отдыха «Хумсан», 38 сотрудников на основе льготных путевок были отправлены на отдых и лечение за рубеж (Кисловодск, Ялта). Служба собственной безопасности ГНК принимает жесткие меры по пресечению коррупции среди сотрудников.

Так, все государственные налоговые инспекции оснащены камерами онлайн-видеонаблюдения. Регулярно проводятся анонимные социальные опросы налогоплательщиков по оценке уровня коррупции. В 2019 году опрошено более 6 тыс. человек. К должностным лицам налоговых органов с плохими показателями приняты меры.

Чтобы быстро реагировать на жалобы налогоплательщиков, круглосуточно и без выходных работает «телефон доверия» ГНК (71 244-98-98). Аналогичные службы есть во всех налоговых подразделениях. За 2019 год на этот номер поступило 3941 обращение налогоплательщиков.

В помощь налогоплательщикам также работает call-центр ГНК (71 202-32-82, короткий номер – 1198). Операторы готовы ответить на любой вопрос и принять жалобу.

Оставьте свои предложения по данному вопросу в комментариях.

Олег ГАЕВОЙ,
по материалам пресс-службы ГНК