Сколько потерял Госбюджет Узбекистана из-за пандемии

preview

Карантинные меры привели к снижению экономической активности и, как следствие, – к снижению поступлений в казну. Это следует из обзора по исполнению доходов Государственного бюджета по состоянию на 1 июля, опубликованного Министерством финансов. Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ прокомментировал этот обзор.


– По данным МФ, доходы Госбюджета в I полугодии 2020 года составили 58,2 трлн сум. Это на 7,5 трлн сум. (14,8%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На первый взгляд, с доходами бюджета все в порядке. Однако, если проанализировать поступления поквартально, картина складывается другая. В I квартале доходы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,4%. Если бы такой темп роста сохранился и во II квартале, то за I полугодие должно было бы поступить в казну около 62,6 трлн сум. Таким образом, если исходить из гипотезы равных темпов роста, расчетные потери бюджета составляют примерно 4,4 трлн сум. И главной причиной этому является резкий спад экономической активности из-за пандемии.

Много это или мало? Вроде бы есть потери, но есть и рост поступлений. Прояснить это можно, если проанализировать поступления налогов по видам. Основную массу доходной части Госбюджета (более 80%) обеспечивают пять основных налогов: НДС (24,6%), налог на прибыль (20,3%), налог за пользование недрами (13%), НДФЛ (12,5%), акцизы (10%). Итак, сколько поступило и в чем причины роста или снижения поступлений по основным налогам:

Вид налога

I полугодие 2019 г., трлн сум.

 

I полугодие 2020 г.,

трлн сум.

Рост/снижение

Причины роста или снижения поступлений

НДС

16,3

14,3

- 14,0%

Причины снижения:

  • спад экономической активности;
  • снижение ставки НДС с 20% до 15% (c 1 октября 2019 года);
  • отрицательный НДС возмещается всем плательщикам (раньше только экспортерам);
  • НДС по приобретенным основным средствам возмещается единовременно (раньше в течение 12/36 месяцев).

 

Причины, препятствовавшие снижению:

  • рост количества плательщиков НДС (на 01.01.20 г. – 85 773, на 01.07.20 г. – 97 815);
  • отмена льгот по НДС по импорту;
  • внедрение электронных счетов-фактур

Налог на прибыль

6,7

11,8

76,1%

Причины роста:

  • увеличение базовой ставки налога с 12% до 15%;
  • изменения в налогообложении предприятий горнодобывающей промышленности;
  • значительный рост цен на драгметаллы;
  • рост количества налогоплательщиков (на 01.01.20 г. – 47 000, на 01.07.20 г. – 103 000).

 

Причины, препятствовавшие потенциальному росту:

  • спад экономической активности из-за пандемии;
  • изменение системы уплаты авансовых платежей со II квартала

НДФЛ

6,2

7,3

17,7%

Причины роста:

  • увеличение совокупного ФОТ (в I квартале) и рост минимального размера оплаты труда на 18%;
  • снижение ставки социального налога для предприятий с госучастием с 25% до 12%;
  • снижение ставки соцналога с 12% до 1% с мая для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики.

 

Причины, препятствовавшие потенциальному росту:

  • спад экономической активности из-за пандемии;
  • увеличение необлагаемой налогом материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 МРЗП до 7,5 МРЗП

Налог с оборота

0,94

0,63

- 49,2%

Причины снижения:

  • спад экономической активности;
  • предоставление отсрочек или рассрочек по уплате налога;
  • переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении ими по итогам года оборота более 1 млрд сум. (см. НДС и налог на прибыль)

Налог за пользование недрами

6,8

7,6

11,8%

Причины роста:

  • рост цен на драгметаллы (цена золота выросла на 26%);
  • индексация ставок налога на 15%

Налог на имущество, земельный налог, налог на воду

2,4

2,1

-14,3%

Причины снижения:

  • спад экономической активности из-за пандемии;
  • предоставление налоговых льгот и преференций.

 

Причины, препятствовавшие снижению:

  • индексация налоговых ставок (на 15%) по земельному налогу и налогу на воду;
  • рост ставок налога на воду для производителей алкогольной продукции (в 60 раз);
  • вовлечение в налогообложение полностью амортизированных зданий, по которым налог на имущество исчисляется исходя из его переоцененной (рыночной) стоимости;
  • перевод в разряд плательщиков – рынков, сельхозпроизводителей и др.

Итак, каковы основные тенденции?


К снижению
поступления налогов привели:

  • пандемия, отразившаяся на экономической активности налогоплательщиков;
  • снижение ставки и другие послабления с начала года по НДС – основному налогу, обеспечивающему доходы бюджета;
  • предоставление льгот и преференций, в первую очередь, малому бизнесу и отраслям, наиболее пострадавшим во время пандемии (туризм, общепит и др.) по налогам, не зависящим от активности предпринимателей (налоги на имущество, землю), а также по социальному налогу и налогу с оборота.


Причинами роста поступления налогов
стали:

  • увеличение поступлений по налогу на прибыль и налогу за пользование недрами за счет предприятий горнодобывающей промышленности. Для них увеличились ставки налогов, изменился порядок налогообложения прибыли. Вместе с ростом цен на драгметаллы это дало существенную долю прироста доходов бюджета;
  • переход части плательщиков на уплату общеустановленных налогов при достижении ими по итогам 2019 года оборота более 1 млрд сум.;
  • индексация и рост ставок ресурсных налогов;
  • достаточно высокие темпы поступлений по налогам в I квартале;
  • полное направление в бюджет дивидендов, начисленных на долю государства по чистой прибыли, полученной в 2019 году госпредприятиями;
  • перечисление в бюджет 50% от остатков средств, образовавшихся на депозитных счетах органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, министерств и ведомств за счет отчислений от налогов, обязательных сборов, пошлин и штрафов.


Основные выводы:

1. Пандемия оказала существенное негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, и это отразилось на поступлении налогов в бюджет.

2. Принятые государством меры в определенной степени сгладили возникающие проблемы в деятельности хозсубъектов и помогли избежать катастрофической ситуации с обеспечением доходов Госбюджета.

3. Изменения в налогообложение вносились для поддержки малого бизнеса за счет льгот и преференций. При этом основными субъектами, покрывающими потери бюджета и обеспечивающими поступление налогов, стали крупнейшие предприятия республики.