Информационное сообщение об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц №06/04-01-01-32/2987 от 30.12.2021 г.

preview

(скачать в формате PDF)

Государственный налоговый комитет

Республики Узбекистан

 

Государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан,  областей и г. Ташкента 

Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления областей и г. Ташкента

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц  

 

В связи с принятием Законов Республики Узбекистан  «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год»,  «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», а также постановления Президента Республики Узбекистан  «О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» Министерство финансов Республики Узбекистан информирует об основных изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц в 2022 году.

По ставкам налогов. Сохраняются ставки по налогу на добавленную стоимость (15%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий – 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (бюджетные организации – 25%, остальные – 12%), налогу с оборота (базовая ставка – 4%).

 

По налогу на добавленную стоимость:

1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, а также налоговая ставка.

2. Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет организаций налоговых консультантов, аудиторских организаций и некоммерческих организаций (в том числе бюджетных). При этом некоммерческие организации являются плательщиками НДС только в случае осуществления предпринимательской деятельности.

Снижается с пятидесяти до двадцати пяти гектаров площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий, при наличии которых сельскохозяйственные товаропроизводители должны уплачивать НДС.

3. Отменяются льготы по:

услугам организаций физической культуры и спортивных организаций (за исключением услуг по физической культуре и спорту, оказываемых бюджетными организациями);

банковским операциям, стоимость которых установлена в фиксированной сумме. 

4. Юридическим лицам, оказывающим финансовые и страховые услуги, предоставлено право выставлять счет-фактуру один раз в месяц. 

В связи с этим Налоговым кодексом определяется, что для них датой совершения оборота по реализации товаров (услуг) является последний день календарного месяца, в котором оказаны услуги.

5. Расширен круг случаев, когда сумма НДС по приобретенным товарам (услугам), ранее принятая к зачету при их приобретении, подлежит корректировке. При хранении этих товаров на объектах недвижимого имущества, арендуемых или безвозмездно используемых на основании договоров, не поставленных на учет в налоговых органах, принятый к зачету НДС также корректируется.

6. Установлен порядок зачета сумм НДС, подлежащих уплате (уплаченных) по фактически полученным товарам (услугам), использованным для экспортируемых товаров, вне зависимости от поступления валютной выручки на счета налогоплательщика в банке Республики Узбекистан. 

Данная норма распространяется на дисциплинированных налогоплательщиков, обеспечивших своевременное поступление валютной выручки за прошедший год и не имеющих просроченную дебиторскую задолженность по экспортным контрактам.

В случае непоступления валютной выручки или ее части на счет экспортера в коммерческих банках Республики Узбекистан в течение 180 календарных дней со дня выпуска товаров в таможенном режиме

«экспорта», отнесенная в зачет сумма НДС либо ее соответствующая часть исключается из зачета в установленном порядке.

7. Отменяется обязательное требование по отдельному обращению с заявлением в налоговые органы о возмещении (возврате) отрицательной суммы НДС.

Налогоплательщик вправе обратиться за возмещением (возвратом) отрицательной суммы налога, уведомив об этом налоговые органы при представлении налоговой отчетности.

8. Для всех категорий плательщиков НДС устанавливается единый налоговый период – месяц.

9. С 1 апреля по 31 декабря 2022 года в порядке эксперимента на примере АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» и АО «Uzbekistan Airways» внедряется порядок, в соответствии с которым «отрицательная» сумма НДС уменьшается на сумму налога, подлежащую уплате при импорте товаров.

 

По акцизному налогу:

1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога. Ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются в среднем на 10 процентов с 1 июня 2022 года.

Таким образом, ставки налога на производимые алкогольную и табачную продукцию, установленные с октября 2021 года, сохраняются до 1 июня 2022 года.

2. Ставки налога на нефтепродукты, включая реализуемые конечному потребителю, индексируется один раз с 1 июня 2022 года на 10%.

3. Снижается ставка акцизного налога на полиэтиленовые гранулы с 20 до 10 % с введением акцизного налога при их импорте.

4. Отменяется акцизный налог для производителей сжиженного газа.

 

По налогу на прибыль:

1. Сохраняются круг  налогоплательщиков, налоговые ставки, порядок исчисления налога и сроки представления налоговой отчетности.

2. Начиная с 1 января 2022 года вводится отдельный порядок признания амортизируемых активов в целях исчисления налога на прибыль. Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль к амортизируемым активам относятся основные средства и нематериальные активы, отвечающие критериям, приведенным в Налоговом кодексе.

Основным средством признается имущество стоимостью более 50-кратного размера базовой расчетной величины за единицу (комплект), которое находится у налогоплательщика на правах собственности и используется им в производстве товаров (оказания услуг) или для

административно-управленческих нужд в течение длительного времени (продолжительностью свыше двенадцати месяцев). При этом налогоплательщикам предоставлено право устанавливать в учетной политике в целях налогообложения меньший предел стоимости имущества для его учета в составе основных средств.

Нематериальным активом признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве товаров (оказания услуг) или для административно-управленческих нужд налогоплательщика в течение длительного времени (продолжительностью свыше двенадцати месяцев).

Уточняется порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого актива, изменения первоначальной стоимости, а также порядок начисления амортизации по амортизируемому активу.

В частности, в первоначальную стоимость амортизируемых активов не включаются проценты по долговым обязательствам. А к амортизируемым активам отнесены капитальные вложения в предоставленные в аренду и (или) безвозмездное пользование амортизируемые активы в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором (ссудополучателем) с согласия арендодателя (ссудодателя), стоимость которых не возмещается арендодателем (ссудодателем).

Вводится порядок временного приостановления начисления амортизации, в частности при реконструкции или модернизации свыше двенадцати месяцев, за исключением случаев, когда такой актив в процессе реконструкции или модернизации продолжает использоваться налогоплательщиком в своей деятельности.

Пересмотрены группы амортизируемых активов с учетом статистического классификатора основных фондов Республики Узбекистан и увеличены в среднем в 2 раза годовые нормы амортизации (в процентах). 

Годовые нормы амортизационных отчислений, применяемые при исчислении налога на прибыль, приведены в таблице.

№ группы

№ под-группы

Наименование амортизационной группы (подгруппы)

Норма амортизации, в процентах

I

 

Здания и сооружения

 

 

1

Здания

5

 

2

Сооружения

10

II

 

Трубопроводы, линии электропередач и телекоммуникаций

15

III

 

Машины и оборудование (кроме транспортного оборудования)

20

IV

 

Транспортное оборудование

 

 

1

Аппараты летательные  воздушные и связанные с ними оборудование, суда и лодки, локомотивы и подвижной состав (железнодорожные)

10

 

2

Автотранспортные средства,

кузова (корпуса) автомобильные, прицепы и полуприцепы, прочее транспортное оборудование

20

V

 

Компьютеры и периферийное оборудование

40

VI

 

Амортизированные активы, не включенные в другие группы

15

Представленные нормы амортизации применяются исключительно для целей исчисления налога на прибыль. При этом в целях бухгалтерского учета применяются методы начисления амортизации в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Вместе с тем налогоплательщикам предоставлено право начислять амортизацию по нормам ниже установленных Налоговым кодексом, то есть в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Финансовый результат (прибыль или убыток) от выбытия амортизируемого актива определяется вычитанием из дохода от выбытия амортизируемого актива его остаточной стоимости.

Остаточная стоимость амортизируемого актива, числящегося у налогоплательщика по состоянию на 31 декабря 2020 года, определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью такого амортизируемого актива и суммой начисленной (накопленной) амортизации до 1 января 2021 года. Остаточная стоимость амортизируемого актива, введенного в эксплуатацию после 31 декабря 2020 года, определяется как разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной (накопленной) амортизации в целях исчисления налога.

3. Одновременно с увеличением норм амортизации увеличивается размер единовременного инвестиционного вычета (амортизационной премии) по зданиям с 5 до 10 процентов, по новому технологическому оборудованию – с 10 до 20 процентов.

Инвестиционный вычет применяется к первоначальной стоимости амортизируемого актива и отражается в виде расходов на амортизацию.

В случае реализации, безвозмездной передачи и ином выбытии амортизируемого актива в течение трех лет с даты применения

инвестиционного вычета по нему, действие инвестиционного вычета аннулируется (за исключением выбытия амортизируемого актива в связи с чрезвычайными обстоятельствами). При этом сумма накопленной амортизации уменьшается на инвестиционный вычет в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло выбытие такого актива.

4. Отменяются ограничения по переносу убытков на будущее в течение 10 лет и в размере, не превышающем 60 процентов налоговой базы текущего налогового периода. 

5. Создаваемые коммерческими банками резервы относятся на расходы при исчислении налога на прибыль в размере 80 процентов от установленных Центральным банком норм.

6. Расходы на осуществление материальной помощи учебно-воспитательным учреждениям или детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются вычитаемыми расходами.

7. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение после уплаты налога, приравнивается к дивидендам и подлежит налогообложению по налоговой ставке 10 процентов. 

Под чистой прибылью понимается разница между совокупным доходом и расходами, связанными с деятельностью постоянного учреждения. При этом чистая прибыль за текущий налоговый период уменьшается на общую сумму убытка (убытков), полученного в предыдущих налоговых периодах в рамках одного и того же постоянного учреждения, при условии, что ранее такой убыток (убытки) не учитывался при определении чистой прибыли. 

8. Определен порядок учета положительной и отрицательной курсовой разницы при исчислении налога на прибыль. 

Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Отрицательной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

При этом положительная (отрицательная) курсовая разница, возникающая от переоценки выданных (полученных) авансов не учитывается.

9. Налоговым органам по аналогии с налогом на добавленную стоимость предоставляется право вносить корректировки в налоговую базу по налогу на прибыль, если цена сделки ниже рыночной стоимости товаров (услуг).

 

По налогу на доходы физических лиц:

1. Сохраняются круг налогоплательщиков, ставка налога, порядок исчисления налога, включая зачисления 0,1% на индивидуальные накопительные пенсионные счета и сроки представления налоговой отчетности.

2. Расширяется перечень доходов, не подлежащих налогообложению, за счет:

заработной платы и других доходов супругов, направленных  на погашение полученных молодыми семьями ипотечных кредитов  и начисленных по ним процентов. Данная льгота применяется до достижения супругами или одним из них установленного возраста без учета условий по стоимости квартир и субсидии из бюджета, установленных Налоговым кодексом;

заработной платы и других доходов налогоплательщиков, направленных на покрытие образовательных кредитов (включая проценты), выделенных коммерческими банками для обучения в профессиональных и высших образовательных организациях;

доходов налогоплательщика, полученных от сдачи имущества в аренду студентам;

заработной платы и других доходов налогоплательщика в размере до 8-кратного размера базовой расчетной величины,  направляемых в течение налогового периода на оплату членских взносов международных организаций и платежи в негосударственные образовательные организации за повышение квалификации и переподготовку.

 

По социальному налогу:

1. Сохраняются круг налогоплательщиков, ставки налога, порядок его исчисления и сроки представления налоговой отчетности.

2. Субъекты ремесленнической деятельности – члены ассоциации «Хунарманд» переходят с ежемесячной на годовую уплату социального налога, уплачиваемую в обязательном порядке, в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины в год.

3. С 1 января 2022 года по 1 января 2023 года ставка социального налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в районах республики (за исключением города Ташкента), устанавливается в размере 50 процентов от базовой расчетной величины.

 

По налогу на имущество юридических лиц:

1. Сохраняются круг налогоплательщиков, а также порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц. 

В отношении зданий и сооружений (за исключением линейных объектов и объектов незавершенного строительства) вводится порядок, в соответствии с которым при исчислении налога на имущество налоговая база по этим объектам не может быть ниже минимальной стоимости, установленной в абсолютной величине за 1 кв. м в следующих размерах:

в городе Ташкенте – два миллиона пятьсот тысяч сумов;

в городе Нукусе и областных центрах – один миллион пятьсот тысяч сумов;

в других городах и сельской местности – один миллион сумов. При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право вводить в районах понижающий коэффициент до 0,5 к установленной минимальной стоимости в зависимости от их экономического развития.

Налогоплательщикам предоставлено право привлечь оценщиков для проведения оценки стоимости объектов недвижимого имущества в случае, если стоимость 1 кв. м объекта ниже установленной минимальной стоимости. Результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы.

Если результаты оценки стоимости окажутся больше установленной минимальной стоимости 1 кв. м, налогоплательщики вправе применить в целях исчисления налога установленную минимальную стоимость в расчете на 1 кв. м.

Налогоплательщики вправе:

а) предоставить справку о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год без учета минимальных размеров стоимости 1 кв. м объектов недвижимого имущества до 1 февраля 2022 года, с последующим предоставлением уточненной справки о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год до 1 апреля 2022 года, без применения к ним мер ответственности в виде пени. Уплата части суммы налога также осуществляется до 1 февраля 2022 года.

При этом налогоплательщики до 1 апреля 2022 года вправе осуществить сверку площади объектов недвижимого имущества с органами кадастра, а также обязаны уведомить налоговые органы о запланированном проведении независимой оценки стоимости объектов недвижимого имущества;

б) провести независимую оценку стоимости недвижимого имущества  до 1 октября 2022 года в случае, если стоимость объекта 1 кв. м ниже установленной минимальной стоимости, с представлением в налоговые органы в течение 30 дней по завершении независимой оценки уточненной справки о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год, а также результатов независимой оценки. 

2. Снижается ставка налога на имущество юридических лиц с 2 до 1,5 процентов. Снижается также и налоговая ставка по незавершенным в нормативный срок объектам строительства с 4 до 3 процентов. 

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой налоговой ставки. Для этого пониженная налоговая ставка, установленная по объектам, предусмотренным в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, увеличивается с 0,4 до 0,5 процента. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года по  объектам, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

3. Сохраняется порядок налогообложения объектов, по которым законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных ставок налога на имущество юридических лиц. При этом налоговые льготы, указанные в статье 414 Налогового кодекса, на эти объекты не распространяются.

4. Предусматривается освобождение от налога на имущество юридических лиц новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию. По завершении действия данной налоговой льготы в отношении этих новых скважин в течение трех лет применяется налоговая ставка, сниженная на 50 процентов от установленной.

 

По налогу на имущество физических лиц:

1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.

2. Налоговые ставки, действовавшие в 2021 году, индексируются в 1,1 раза по объектам жилого фонда, а также машино-места, неразрывно связанного с многоквартирным домом. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

В 2022 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2021 год, более чем в 1,3 раза.

3. Сохраняется порядок налогообложения объектов налогообложения, используемых для предпринимательской деятельности, либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также объектов недвижимого имущества нежилого назначения, предназначенные для предпринимательской деятельности и (или) извлечения доходов, с применением к этим объектам ставок налога на имущество, установленных для юридических лиц (1,5 процента).

4. Сохраняется порядок налогообложения объектов, по которым законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, предусмотренных для юридических лиц.

5. Предусматривается освобождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от налога на имущество физических лиц. Льгота распространяется на жилые помещения, выделяемые государством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими двадцатитрехлетнего возраста.

 

По земельному налогу:

1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная  по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95 процентов  к нормативной стоимости сельхозугодий.

2.  Базовые ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения, действовавшие в 2021 году, индексируются в среднем в 1,07 раза. При этом сохраняется порядок определения конкретного размера налоговых ставок органами государственной власти на местах на основании базовых ставок, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района. 

3. В 2022 году для физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) сумма налога не должна превышать сумму налога, начисленного в 2021 году, более чем в 1,3 раза с целью недопущения резкого роста налогового бремени в 2022 году.

4. Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой налоговой ставки путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3. При этом в отношении юридических лиц, единственными участниками которых являются общественные объединения инвалидов, сохраняется коэффициент 0,25 к ставке земельного налога, с целью сохранения для этой категории налогоплательщиков налоговой нагрузки на уровне 2021 года.

В отношении линейных объектов (абзацы второй–пятый части шестой статьи 429 Налогового кодекса) коэффициент 0,3 применяется к налоговой ставке, установленной в среднем по каждому району и городу республики. 

Среднюю налоговую ставку по каждому району и городу определяет налоговый орган по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения на основании налоговых ставок, установленных Кенгашами народных депутатов районов и городов,  и до 5 января доводит ее до сведения налогоплательщиков

5. Сохраняется порядок налогообложения объектов, по которым законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок. При этом налоговые льготы, указанные в статье 428 Налогового кодекса, на эти земельные участки не распространяются.

6. Исключаются из объекта налогообложения земельным налогом  с юридических лиц земельные участки, отведенные для проведения геологоразведочных и (или) изыскательских работ.

7. Налогоплательщикам предоставляется право представления налоговой отчетности по земельному налогу по землям несельскохозяйственного назначения за текущий налоговый период до 1 февраля 2022 года. При этом уплата этого налога налогоплательщиками, не относящимися к плательщикам налога с оборота, осуществляется до 1 февраля 2022 года в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

По налогу за пользование водными ресурсами:

1. Порядок исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами сохраняется. 

2.  Налоговые ставки, действовавшие в 2021 году, индексируются в среднем в 1,1 раза, а для отдельных отраслей экономики (за исключением предприятий промышленности, электростанций и коммунального обслуживания) – в 1,3 раза, и установлены в следующих размерах:

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налоговая ставка за 1 куб. м (в сумах):

поверхностные источники водных ресурсов

подземные источники водных ресурсов

1

Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2 и 3), а также индивидуальные предприниматели

240

290

2

Предприятия промышленности

520

620

3

Электростанции и предприятия коммунального обслуживания

80

100

4

Объем воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства

40

40

5

Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств

2 190

2 190

6

Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина

27 700

27 700

При этом налоговые ставки в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, сохраняются на уровне 2021 года  (40 сум за 1 куб. м).

 

По налогу за пользование недрами:

1. Раздел «Налог за пользование недрами» изложен в новой редакции и предусматривает совершенствование порядка исчисления налога  за пользование недрами.

2. По всем видам полезных ископаемых (за исключением углеводородов и металлов) сохраняется порядок исчисления и уплаты налога за пользование недрами.

3. Уточняется порядок определения объема добытого (извлеченного) полезного ископаемого, подлежащего налогообложению. В частности, объект налогообложения определяется с учетом технологических потерь, возникающих в рамках всего технологического цикла по добыче (извлечению), первичной обработке, переработке и транспортировке,  в пределах норм, утвержденных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, а при их отсутствии – налогоплательщиком.

4.  По углеводородам вводится порядок, в соответствии с которым налоговая база определяется:

при реализации добытого объема углеводородов – исходя из средневзвешенной цены реализации;

при переработке добытого природного газа и (или) нефти самостоятельно либо на давальческой основе – исходя из цены реализации полученных из этих полезных ископаемых продуктов за вычетом расходов, понесенных налогоплательщиком на их первичную обработку, переработку  и транспортировку.

5. По металлам (драгоценные, цветные и радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы) налоговая база определяется:

а) по золоту, серебру, платине, палладию, меди, цинку, свинцу и молибдену – исходя из наибольшей цены между среднеарифметической биржевой ценой и средневзвешенной ценой реализации. При этом:

при реализации руды (концентрата) (за исключением золота и меди) – наибольшая цена применяется к объему металла, содержащегося в руде (концентрате) за вычетом расходов на их обработку (обогащение), переработку (аффинаж) и (или) транспортировку;

при реализации золота и меди – наибольшая цена применяется к объему металла, содержащегося в руде, концентрате и (или) конечном продукте переработки (готовый продукт), без вычета расходов, связанных с их дальнейшей обработкой (обогащением), переработкой (аффинажем) и транспортировкой. При этом налогоплательщик вправе определять налоговую базу по золоту и меди за вычетом этих расходов;

при реализации серебра, платины, палладия, цинка, свинца или молибдена, извлеченного самостоятельно либо на давальческой основе – по наибольшей цене за вычетом расходов, понесенных налогоплательщиком на его обработку (обогащение), переработку и (или) транспортировку;

б) по остальным металлам – исходя из средневзвешенной цены реализации этого полезного ископаемого, за вычетом расходов на их обработку (обогащении), переработку и (или) транспортировку.

6. Налоговые ставки унифицированы и сгруппированы, а по отдельным видам полезных ископаемых налоговые ставки снижены и установлены в следующих размерах:

Группа полезных ископаемых

Наименование объекта налогообложения

Налоговые ставки, в процентах

1

Энергоносители

Нефть, природный газ, газовый конденсат     

10

 

 

Природный газ утилизированный, в части объема реализации      

5

 

 

Газ подземной газификации     

2,6

 

 

Уголь, горючие сланцы     

4

2

Драгоценные металлы

Золото,  серебро, палладий, платина и платиновая группа, осмий и другие драгоценные металлы  

7

3

Цветные металлы 

Медь, свинец, цинк, молибден, никель, кобальт, олово, сурьма, ртуть, алюминий

7

 

 

Другие цветные металлы

10

4

Радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы

Уран, торий, радий     

8

 

 

Вольфрам 

2,7

 

 

Рений, селен, теллур, индий, висмут, тантал, ниобий, бериллий, литий, рубидий, цезий, галий, титан, цирконий, гафний, таллий, кадмий

8

 

 

Лантан и лантаноиды, иттрий, скандий

8

 

 

Другие радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы     

8

5

Камнесамоцветное сырье

Бирюза, лиственит, родонит, змеевик, мраморный оникс, кахолонг, яшма, халцедон, агат, гематит и другие драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни в сырье

10

6

Черные металлы

Железо   

5

 

 

Титан, марганец, хром, ванадий  и другие черные металлы    

4

7

Горнохимическое сырье

Минеральные пигменты 

5,5

 

 

Йод   

4,8

 

 

Минеральные соли (каменная (поваренная), калийная, сульфатная соли), карбонатное сырье (известняки, доломиты), минеральные удобрения (глауконит, фосфориты, и другие) и другое горнохимическое сырье

3,5, но не менее 5 000 сум/куб. м

8

Горнорудное сырье

Плавиковый шпат, полевошпатовое сырье, кварц и кварцит, каолин (в части объема реализации), графит природный 

7,9

 

 

Стекольное сырье, кварцевый песок, бруситовый мрамор  

3

 

 

Тальк и тальковый камень, талькомагнезит, волластонит, асбест, барит, вермикулит, формовочное сырье, фельзит

4

 

 

Серпентинит и другое горнорудное сырье

5

9

Нерудные строительные материалы

Цементное сырье, за исключением известняка для производства цемента 

5

 

 

Известняк для производства цемента      

22 500 сум/тонну

 

 

Блоки из природного облицовочного камня, камни пильные, бутовый камень, гипсовый камень, гипс и ангидрид, ганч, мрамор, известняк-ракушечник,  известняк (кроме известняка для производства цемента и извести), доломиты, щебень строительный, базальт, граниты, гранодиориты, граносиениты, сиениты, порфириты, диабаз-порфириты, габбро, сланцевые породы, карбонатное сырье, травертин

5, но не менее 5 000 сум/куб. м

 

 

Кирпично-черепичное сырье, лесс и лессовидные породы, песок строительный, песчаники, песчано-гравийная смесь.

5, но не менее 3 750 сум/куб. м

 

 

Известняк для производства извести, фарфоровое сырье, керамзитовое сырье, мергель, аргиллит, вулканогенные породы, пелитовые туффиты, базальт для производства минерального волокна, диабаз, глиеж, андезибазальт, железосодержащие добавки, магнетит - гематитовые породы и другие нерудные строительные материалы и общераспространенные полезные ископаемые

5

10

Полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований

50% от налоговой ставки за добычу основного полезного ископаемого

 

7. Сохраняется порядок установления повышенных налоговых ставок Президентом Республики Узбекистан для отдельной категории

налогоплательщиков. В частности, с 1 января 2022 года налоговые ставки установлены в следующих размерах для:

АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» 10 процентов – по золоту и 15 процентов – по палладию, серебру и меди;

АО «Узбекнефтегаз» 15 процентов – по нефти, природному газу и газовому конденсату;

Размер налоговых ставок, установленный соглашениями о разделе продукции, сохраняется.

При этом в случае, если предприятия с преобладающей государственной долей (АО «Навоийский горно-металлургический комбинат»,  АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» и АО «Узбекнефтегаз») будут осуществлять добычу (извлечение) углеводородов, драгоценных, цветных и радиоактивных металлов, редких и редкоземельных элементов на разведанном участке недр после 1 января 2022 года, то в отношении этих месторождений они могут применять пониженные ставки налога за пользование  недрами, установленные в части первой статьи 452 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

8. Налоговый период для юридических лиц устанавливается квартал, вместо действующего календарного года.

 

Специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых (новый налог)

1. Порядок исчисления и уплаты специального рентного налога на добычу полезных ископаемых предусмотрен в Налоговом кодексе в разделе XVIII1 «Специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых».

2. Налогоплательщиками специального рентного налога на добычу полезных ископаемых признаются юридические лица, добывающие:

драгоценные, цветные и (или) радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы и (или) извлекающие их из техногенных минеральных образований;

углеводородное сырье (природный газ, газовый конденсат и нефть).

3. Специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых применяется в отношении лицензионных участков, на которых добыча металлов и углеводородного сырья начнется после 1 января 2022 года.

 

По налогу с оборота:

1. Сохраняются круг налогоплательщиков, налоговые ставки, а также порядок исчисления налога.

2 Отчетным периодом устанавливается месяц вместо ранее действовавшего квартала. 

3. Уточнен порядок перехода на уплату НДС и налога на прибыль:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Республики Узбекистан, в зависимости от того, какая дата наступит ранее – начиная с даты заключения импортного контракта либо ввоза (импорта) товаров;

юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, реализацию бензина, дизельного топлива и газа, осуществляющие деятельность по организации лотереи, а также стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво и организации налоговых консультантов – начиная с даты получения соответствующих разрешений (лицензий) или уведомления уполномоченного органа о начале осуществления своей деятельности;

юридические лица – сельскохозяйственные товаропроизводители при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью двадцать пять гектаров и более – начиная с даты оформления документов, подтверждающих право на указанный земельный участок либо изменение его площади;

доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества – начиная с даты заключения договора простого товарищества;

рынки и торговые комплексы, некоммерческие организации – начиная  с даты государственной регистрации, бюджетные организации – с даты создания.

4. Налоговым органам по аналогии с налогом на добавленную стоимость предоставляется право вносить корректировки в налоговую базу по налогу с оборота, если цена сделки ниже рыночной стоимости товаров (услуг).

 

Прочие изменения

1. С 1 января 2022 года отменяется:

  • сбор, установленный для производителей алкогольной и табачной продукции в рамках платформы «Соглом турмуш тарзи»;
  • сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств.

2. Предприятиям общественного питания предоставляется право на отсрочку погашения (рассрочку уплаты) задолженности по налогу с оборота, налогу на прибыль, налогу за пользование водными ресурсами, земельному налогу с юридических лиц, налогу на имущество юридических лиц, образовавшейся по состоянию на 15 августа 2021 года, а также штрафов и пени по всем налогам и сборам, в период с 1 января по 1 июля 2022 года,  в равных долях, без уплаты процентов, с уведомлением налоговых органов,  без направления заявления в органы государственной власти на местах.

3. С 1 января 2022 года субъектам предпринимательства (за исключением предприятий с долей государства более 50 процентов, недропользователей и производителей подакцизной продукции) предоставляется право на отсрочку по уплате налогов, начисленных по налогу на имущество и земельному налогу при регистрации права на земельные участки и (или) здания и сооружения общей площадью свыше 1 000 кв. м, сроком на 6 месяцев на основании предоставленного уведомления и без обеспечения залогом.

Отсроченная сумма налогов определяется в размере налогов, исчисленных исходя из стоимости и (или) площади земельных участков, зданий и сооружений, прошедших государственную регистрацию.

4. 1 января 2022 года истекает срок налоговых льгот, предоставленных частным медицинским организациям постановлением Президента Республики Узбекистан от 01.04.2017 г. №ПП-2863 «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения».

Вместе с тем данная категория налогоплательщиков вправе применять налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом:

по налогу на добавленную стоимость:

  • освобождение оборота по реализации медицинских услуг (за исключением косметологических) (статья 243);
  • освобождение ввоза на территорию Республики Узбекистан лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством, для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения (статья 246);
  • освобождение ввоза технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по утвержденному перечню (статья 246 и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №352 от 04.06.2021 г.);

по налогу на прибыль – установлена нулевая ставка (за исключением медицинских учреждений, оказывающих косметологические услуги) (статья 337);

по налогу на имущество – освобождение объектов здравоохранения (статья 414);

по земельному налогу – освобождение земельных участков, занятых объектами здравоохранения (статья 428).

Также предусмотрены изменения и в сфере налогового администрирования. В частности, отменена финансовая санкция за несвоевременное представление налоговой отчетности в налоговые органы.

Заместитель министра Д. Султанов