Рекомендации

Порядок применения контрольно-кассовых машин

18.12.2018
author avatar

Шавкат РАСУЛЕВ

заместитель директора департамента ЦБ
author avatar

Олег ГАЕВОЙ

эксперт «Нормы»

В рекомендации:

- что такое ККМ;

- какие модели ККМ можно использовать;

- как применять ККМ;

- как оформить возврат денег из кассы;

- ответственность за нарушение порядка применения ККМ;

- санкции в отношении юридических лиц;

- санкции, применяемые в соответствии с Налоговым кодексом;

- штрафы для физических лиц – индивидуальных предпринимателей;

- санкции, применяемые в соответствии с КоАО;

- кто может не применять ККМ.

Что такое ККМ

Контрольно-кассовая машина (ККМ) - это электронное устройство с блоком фискальной памяти, используемое для записи денежных расчетов при продаже товаров и оказании услуг. Она обеспечивает ежесменную некорректируемую регистрацию и длительное хранение информации независимо от наличия электроэнергии.

Основная задача кассового аппарата - фиксировать в памяти и на бумаге (кассовом чеке) сделку купли-продажи. Однако ККМ - это не только инструмент контроля государством налично-денежного оборота, полноты и своевременности оприходования предприятиями наличной выручки. Он нужен и самому бизнесу, поскольку позволяет контролировать продавцов.

Какие модели ККМ можно использовать

Используйте только те модели ККМ и их программные продукты, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Республики Узбекистан . Если они не включены в Госреестр, применять их нельзя.

Госреестр ККМ размещен на официальном сайте Государственного налогового комитета РУз - soliq.uz .

Как применять ККМ

Порядок применения ККМ, начиная с ее регистрации, использования, техобслуживания и ремонта, строго регламентирован:

  • статьей 72 Налогового кодекса;
  • Положением о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • Постановлением Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов".

Соответственно, если вы планируете продавать товары (продукцию) и оказывать услуги за наличный расчет, то обязаны приобрести и правильно использовать ККМ. Что и как делать - разберем пошагово.

Шаг 1. Покупаем ККМ

При покупке ККМ прежде всего проверьте, включена ли эта модель в Госреестр ККМ.

Обратите внимание и на наличие сертификата соответствия ККМ, выданного Агентством "Узстандарт" или аккредитованным им органом. Как правило, покупатель получает копию сертификата, заверенную печатью производителя или импортера.

Можно использовать кассовые аппараты, уже бывшие в употреблении. Но при его покупке обязательно проверьте, снят ли аппарат с учета в налоговых органах. У каждой б/у ККМ есть регистрационная карта, где должна быть соответствующая отметка ГНИ.

Шаг 2. Готовимся к регистрации ККМ

ККМ нужно зарегистрировать в налоговых органах. Предварительно подготовьте документы, необходимые для представления в ГНИ вместе с заявлением о регистрации:

1. Договор аренды помещения. Если нет собственного помещения, его можно арендовать у юридического или физического лица. Арендуемое помещение должно соответствовать виду осуществляемой деятельности. Для предпринимательской деятельности нельзя использовать жилые помещения.

2. Договор на инкассацию наличной выручки. Наличная выручка обязательно сдается в банк. Если не хотите делать это самостоятельно, заключите договор об инкассации с банком и службой инкассации.

3. Договор на техобслуживание и ремонт ККМ. Заключите его с одной из организаций, специализирующихся на техобслуживании и ремонте ККМ. Такие организации состоят на учете в ГНИ. Они письменно информируют налоговые органы о закрепленных специалистах, занятых оказанием сервисных услуг, с указанием пункта и номера телефона приема заказов на ремонт.

4. Контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста. Это специальная книга, в которую записываются сведения о денежной выручке, внесенной в память ККМ и сданной в кассу банка. Приобрести такую книгу можно в свободной продаже. Книга должна быть установленной формы. Пронумеруйте и прошнуруйте ее, а также скрепите подписью руководителя и печатью, если она есть.

Шаг 3. Регистрируем ККМ

Зарегистрируйте ККМ в налоговых органах по месту дислокации торговой точки и получите регистрационную карточку.   Если точек несколько, каждая должна быть оснащена отдельной ККМ, зарегистрированной в ГНИ по месту расположения.

Регистрационная карточка выдается бесплатно и без ограничения срока действия. Это документ, предоставляющий право на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг за наличный расчет. Чтобы получить регистрационную карточку, обратитесь с заявлением в налоговый орган по месту нахождения торговой точки. К заявлению приложите копии:

  • сертификата соответствия ККМ;
  • договора аренды торговой точки или ордера на право собственности;
  • договора об инкассации наличной денежной выручки;
  • договора на техническое обслуживание и ремонт ККМ;
  • заключения обслуживающей организации о состоянии программ фискальной памяти ККМ.

Если ваша ККМ - б/у, представьте также копию акта фиксирования показаний счетчика фискальной памяти и регистрационную карточку с отметкой о снятии аппарата с учета.

Документы можно представить:

  • непосредственно (в явочном порядке);
  • через почтовую связь;
  • в электронной форме. В этом случае документы нужно подтвердить электронной цифровой подписью предприятия.

Также представьте на регистрацию контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста. ГНИ заверит ее печатью и вернет вместе с регистрационной карточкой.

Налоговые органы проверят представленные документы, закодируют доступ в фискальную память ККМ и установят на нее пломбу. Ответственность за сохранность пломб ККМ возлагается персонально на руководителя предприятия.

Налоговые органы могут отказать в регистрации ККМ, если:

  • вы представите не все положенные документы;
  • ваше предприятие не соответствует разрешительным требованиям и условиям;
  • в документах есть недостоверные или искаженные сведения.

Об отказе в регистрации вас уведомят письменно и укажут конкретную причину. После ее устранения вы сможете повторно подать документы на регистрацию ККМ.

Шаг 4. Применяем ККМ

Ежедневно перед началом работы ответственное лицо (закрепленное приказом руководителя) проверяет ККМ на предмет общего технического состояния, исправности и точности показа даты и времени.

При расчете с населением обязательно выдавайте чеки, подтверждающие прием наличных денег. Чеки должны содержать все предусмотренные законодательством данные:

  • наименование и ИНН владельца ККМ;
  • сумму платежа;
  • наименования товаров и услуг;
  • дату и время оплаты;
  • заводской номер ККМ;
  • порядковый номер кассового чека;
  • знак фискального режима.

Кассовые чеки могут содержать и другие реквизиты. Например, наименование и адрес торговой точки, если предприятие имеет сеть торговых точек.

В конце рабочего дня кассир-операционист снимает...

lock

Чтобы читать дальше, подпишитесь на Buxgalter Pro

Помощь