Отказ принять «уточненку» без камеральной проверки – это нарушение норм НК

preview

Согласно сообщению ГНК уточненная налоговая отчетность с уменьшением суммы налогов, подлежащих уплате, по сравнению с предыдущей налоговой отчетностью за тот же период будет принята только после камеральной налоговой проверки. Бухгалтеры же в свою очередь считают, что такое решение противоречит ч. 1 ст. 138 НК. Как им быть в такой ситуации? На вопросы buxgalter.uz ответил налоговый консультант, директор ОНК «Арбитражный дом Мухамедбаева» Абдугани МУХАМЕДБАЕВ:


– Обсуждение вопроса «о праве налоговых органов отказать в принятии уточненной налоговой отчетности» нужно начать с того, что согласно НК налоговой отчетностью являются «документы налогоплательщика, включающие в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, служащие основанием для определения налоговых обязательств налогоплательщиков и налоговых агентов» .

Согласно НК налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с кодексом должны прилагаться к налоговой отчетности .

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

На практике данный момент налогового администрирования урегулирован в строгом соответствии с НК. Расчеты по налогам, представленные через личный кабинет налогоплательщика, принимаются автоматически – без какого-либо контроля (за исключением случаев невнесения данных в графы отчетности, обязательные к заполнению).


Ситуация с «уточненкой»

Налоговый кодекс, как основной документ, регулирующий налоговые правоотношения, не раскрывает понятие «уточненной налоговой отчетности».

Утвержденные ГНК формы налоговой отчетности  также не содержат отдельного приложения, либо самостоятельного документа, называемого «уточненной отчетностью», а всего лишь предлагают выбрать тип налогового отчета.

Тем не менее норма ст. 83 НК обязывает налогоплательщика представить уточненную налоговую отчетность в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой отчетности недостоверных или неполных сведений и (или) ошибок, вследствие которых исчисленная сумма налога оказалась занижена. На практике уточненная налоговая отчетность, исключающая (исправляющая) занижение суммы ранее исчисленного налога, а также представленная вследствие согласия с требованиями налогового органа, также принимается без камеральной проверки.

Непростая (а, скорее, – неправовая) ситуация сложилась с уточненной налоговой отчетностью, направленной на уменьшение ранее исчисленного налога. Либо – на увеличение затрат, что также уменьшает налоговую базу и сумму налога.

Практически все случаи представления такой уточненной налоговой отчетности «сопряжены» с камеральной проверкой. Налоговый орган либо отказывает в принятии уточненной налоговой отчетности, либо искусственно затягивает эту процедуру.


Почему налоговые органы не могут не принять «уточненку»

Здесь уместно уточнить, что «камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа» .

Следовательно, в случае камеральной налоговой проверки анализу подвергается исключительно принятая налоговым органом налоговая отчетность и другие документы. И, наоборот, не принятая налоговым органом любая (в том числе – уточненная) налоговая отчетность не может быть предметом камеральной налоговой проверки.

На мой взгляд, отказ налогового органа в принятии уточненной налоговой отчетности не соответствует букве закона.

  • Во-первых, налоговое законодательство не отличает уточненную налоговую отчетность от обычной налоговой отчетности ни по форме, ни по содержанию, ни по назначению. Уточненная налоговая отчетность также направлена на исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками.
  • Во-вторых, отказ в принятии уточненной налоговой отчетности нарушает право налогоплательщиков «самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объектов налогообложения, исчислении и уплате налогов» .
  • В-третьих, Налоговый кодекс не дает налоговым органам право отказывать в принятии уточненной налоговой отчетности.

Несомненно, этот перечень можно продолжить…

В связи с неправомерными действиями должностных лиц налогового органа возникает множество вопросов со стороны налогоплательщиков:

  • обязаны ли налоговые органы предупредить налогоплательщика, что его уточненные налоговые расчеты приниматься не будут, а также сообщить причину принятия такого решения?
  • если налоговые органы обязаны известить о принятом решении «не принимать пересдачу отчета», то как они должны это сделать и когда?

Исходя из логики и выводов вышеизложенного анализа, налоговые органы не могут иметь такую обязанность в рамках НК. Так как они не вправе отказать в приеме уточненной налоговой отчетности.

Уточненная налоговая отчетность должна приниматься налоговым органом в том порядке, который предписан в НК для самой налоговой отчетности.


Какой выход из ситуации?

На мой взгляд, нужно дополнить НК нормой, которая прямо устанавливает порядок сдачи и приема уточненной налоговой отчетности, идентичный существующему порядку представления налоговой отчетности.

До этого момента налогоплательщики вправе обжаловать неправомерные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Обжалование в суде производится по правилам, установленным Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, путем подачи заявления в административный суд по месту расположения налогового органа, действие (бездействие) должностного лица которого обжалуется.

Следует отметить, что процессуальные требования обязывают заявителя доказать неправомерность действий должностного лица.

Из-за того, что законодательством не предусмотрено право налогового органа на отказ в принятии (уточненной) налоговой отчетности, не установлены ни процедура, ни форма такого решения об отказе, это несколько усложняет доказывание факта нарушения прав налогоплательщика. Тем не менее есть надежда, что количество жалоб положительно повлияет на вопрос правового урегулирования этого вопроса.


Беседовал Олег ГАЕВОЙ