Как постоянному учреждению не попасть в группу высокого налогового риска по формальным признакам
Положение о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах разрабатывалось, прежде всего, для юридических лиц Узбекистана. Учитывает ли оно специфику постоянных учреждений иностранных юридических лиц, рассказала налоговый консультант, директор ОНК «Tax Consensus» Иродахон АББОСХОНОВА:
– «Если налогоплательщик попадет в группу с высоким налоговым риском, налоговый орган откажет в постановке на спецучет . А для этого достаточно подпадать хотя бы под один из установленных критериев . В частности, если будет установлено отсутствие:
- налогоплательщика по адресу государственной регистрации,
- сведений об учредителе (участнике) в базе данных налогового органа,
- собственного (арендуемого или безвозмездно используемого) недвижимого имущества у налогоплательщика и т.п.
Как было разъяснено, ГНК планирует такую постановку на учет осуществлять с помощью автоматизированной системы.
Критерии налогового риска должны применяться ко всем плательщикам НДС. Однако применить их к постоянным учреждениям будет сложно из-за нестыковок с нормами Налогового кодекса.
Согласно ст. 130 НК юридическое лицо – нерезидент Узбекистана, действующее в республике через постоянное учреждение, обязано встать на учет и представить вместе с заявлением:
1) документ, подтверждающий государственную регистрацию в стране, в которой учреждено это юридическое лицо;
2) специальные разрешительные документы или лицензии (при наличии);
3) доверенность или иной документ (при наличии), удостоверяющий право на совершение от имени юридического лица – нерезидента действий в Республике Узбекистан;
4) договор (при наличии), исполнение которого приводит к образованию постоянного учреждения.
Согласно НК постоянные учреждения – это отдельный институт налогоплательщика, который регистрируется только в налоговых органах и не проходит госрегистрацию в Центре госуслуг в Узбекистане .
Из данной нормы НК также следует, что постоянные учреждения по сути:
- не имеют адреса государственной регистрации в Узбекистане;
- не предоставляют сведения об учредителе (участнике), и по этой причине такие данные отсутствуют в базе данных налогового органа.
Уже этих критериев достаточно, чтобы отнести ПУ к группе высокого риска и отказать в постановке ПУ на спецучет в качестве плательщика НДС.
У налоговых органов есть право – выехать на место фактического нахождения налогоплательщика по адресу государственной регистрации и изучить личность учредителей (участников) . В случае с ПУ – место регистрации и учредители находятся в другой стране.
Наиболее критичным является критерий отсутствия собственного (арендуемого или безвозмездно используемого) недвижимого имущества у нерезидента. Исходя из собственной практики отмечу, что зачастую у нерезидентов образуется ПУ в Узбекистане в двух случаях:
1) стройплощадка;
2) оказание услуг.
К примеру, между иностранным лицом и узбекской компанией заключен договор на поставку иностранным лицом в Узбекистан оборудования с условием монтажа и пусконаладки. Место выполнения монтажных работ – монтажная площадка на территории узбекской компании.
В результате монтажных работ деятельность иностранного лица привела к образованию ПУ, а иностранное лицо становится на учет в налоговых органах в порядке, определенном ст. 130 НК.
Между иностранным лицом и узбекской компанией не заключается договор аренды или безвозмездного пользования монтажной площадкой. И в этом случае отсутствие такого договора служит формальным основанием для отказа в постановке ПУ на спецучет в качестве плательщика НДС.
Если бы речь шла об узбекских компаниях, одна из которых выполняла бы монтажные работы для другой, между ними был бы заключен только один договор – на поставку оборудования и его монтаж. Заключать договор аренды или безвозмездного пользования монтажной площадкой в этом случае не требуется. Исходя из здравого смысла и принципа справедливости, также нельзя от ПУ требовать заключения подобного договора с заказчиком.
Безусловно, когда речь идет об образовании ПУ для осуществления предпринимательской деятельности в Узбекистане через место управления, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство и т.п., приведенные критерии уместны. Но следует также иметь в виду и ПУ, образованные на стройплощадках или оказывающие услуги. В международной практике деятельность, связанная с оказанием услуг, предполагает определенное присутствие, но не требует постоянного места ведения деятельности.
Поскольку Положение о порядке специального регистрационного учета уполномочивает ГНК вносить изменения и дополнения в признаки (обстоятельства) налогового риска, полагаю, до вступления в силу данного НПА было бы целесообразно пересмотреть упомянутый критерий для таких иностранных компаний. Либо – ввести отдельные критерии для ПУ, учитывающие их налоговый статус».
- ДИЛЬШОД СУЛТАНОВ ОТВЕЧАЕТ: постановка на учет и расчет НДС для постоянных учреждений
- Постоянные учреждения в Узбекистане: налоговые аспекты, которые важно понимать
- Как ускорить получение справки о снятии с учета постоянного учреждения
- Как поставить на учет в налоговых органах постоянное учреждение
- Что учесть постоянному учреждению при заполнении Расчета по налогу на прибыль