Что будет, если ваши покупатели не смогут получать кешбэк через приложение SoliqUz
Если покупатель не получит кешбэк по вашему чеку в мобильном приложении SoliqUz, это чревато серьезными проблемами. Как их избежать, правильно реагируя на претензии покупателя?
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и субъекты семейного предпринимательств обязаны выдавать покупателям – физическим лицам чек онлайн-ККТ – вне зависимости от того, оплатит покупатель покупку наличными или банковской картой . Исключение составляет только торговля через вендинговые аппараты . В этом случае кассовый чек не выдается.
Чек должен соответствовать требованиям п. 7 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. И покупатель вправе рассчитывать на то, что он:
- сможет зарегистрировать чек в мобильном приложении, сканировав QR-код;
- получит в соответствии с №ПП-5252 кешбэк в размере 1% от суммы покупки.
Однако, есть несколько «но», как зависящих, так и не зависящих от продавца.
Продавец не виноват, но кешбэка не будет
- Продавцы некоторых товаров и услуг должны быть готовы объяснить своим покупателям, что по их чекам кешбэк не предусмотрен законодательством. А именно – на покупку (оплату) :
- автомобилей;
- авиа- и ж/дбилетов;
- коммунальных услуг;
- услуг связи.
- Вполне вероятно, что покупатель захочет получать кешбэк с каждого чека, полученного при расчетах по договору рассрочки (кредита) или продажи с авансовым платежом. Однако, кешбэк доступен только:
- с первого чека, полученного при получении товара, купленного в кредит;
- с чека, полученного по факту полного расчета и передачи продавцом покупателю товара по договору, предусматривающему расчет с авансовым платежом.
Это вполне логично и удобно, покупатель получает кешбэк с полной суммы покупки. К тому же технически чеки «кредита» и «аванса» не имеют QR-кода и фискальной метки, поэтому их невозможно зарегистрировать в приложении SoliqUz.
- Также покупателю не положен кешбэк, если товар возвращен продавцу.
При возврате товара продавец, следуя инструкциям ГНК, должен при помощи меню «Чек возврата» привязать чек, оформленный при возврате товара, к чеку продажи. Подробнее об этом мы писали тут. В результате, если чек продажи ранее был зарегистрирован в мобильном приложении, общая сумма кешбэка уменьшится с учетом суммы возврата.
Кешбэк возможен, если продавец устранит ошибку
Согласно правилам, установленным ГНК, кешбэк начисляется только по товарам, к которым в чеке указан правильный ИКПУ в соответствии с текущей версией tasnif.soliq.uz.
В приложении SoliqUz чеки, кешбэк по которым начислен на всю сумму покупки, помечены синим треугольником.
Если в чеке есть товары с ошибочным или не указанным ИКПУ, он отмечается голубым треугольником и кешбэк по нему начисляется из расчета стоимости товаров с правильными ИКПУ.
Если в чеке ИКПУ не указаны вовсе или указаны неправильно, он помечается красным треугольником и кешбэк по нему не начисляется.
Следовательно, если за ошибки в ИКПУ налоговики не штрафуют, как об этом сказано в совместном разъяснении Минфина и ГНК, это не означает, что можно указывать ИКПУ «от фонаря». Но такую ошибку можно исправить, и покупатель сможет получить свой кешбэк. Т.е. – не будет жаловаться на вас.
Вписать или исправить ИКПУ в уже выданных чеках можно с помощью функционала «Коррекция чека» интерактивной услуги «Информация по онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персонального кабинета налогоплательщика.
Чтобы исключить ошибку в последующих чеках, внесите исправления в данные по товарам в онлайн-ККМ или виртуальную кассу. Как это сделать, объяснят в ЦОТУ, с которым у вас заключен договор на обслуживание онлайн-ККМ.
При этом обратите внимание на счета-фактуры поставщиков, в которых указан некорректный ИКПУ. Ошибка исправляется путем оформления, исправленного счета-фактуры.
Расхождений в ИКПУ, указанных в счете-фактуре и чеке онлайн-ККТ, быть не должно. В дальнейшем это может стать основанием для начисления штрафа по документу, где ИКПУ указан с ошибкой.
Что грозит недобросовестному продавцу
Среди продавцов встречаются и те, кто нарушает сознательно. Таких продавцов сейчас и выдают чеки, которые при многочисленных попытках не регистрируются в мобильном приложении SoliqUz.
При попытке зарегистрировать такой чек, приложение просит «повторить попытку через 24 часа». Если чек не регистрируется с третьей и последующих попыток (при условии, что покупатель выдержал временной интервал, указанный системой), скорее всего, перед вами – фальшивый чек, сформированный незарегистрированной кассой либо другим устройством для подделки чеков. В этом случае обиженный покупатель может отправить сообщение через кнопку «Налоговый партнер» SoliqUz или обратится в контролирующие органы другим доступным способом. Как правило, за фальшивыми чеками кроются другие более серьезные преступления, связанные с сокрытием налоговой базы, реализацией некачественного товара и т.п. И последствия у продавца будут соответствующие.
На практике встречаются чеки, в которых указаны товары, не соответствующие реально приобретенным покупателем. Например, аптека вместо наименования проданных лекарств указала группу товаров «биологически активные добавки». При этом ИКПУ соответствует товару, реально указанному в чеке. Покупатель, конечно, зарегистрировав такой чек, получит кешбэк. Но чек все равно будет свидетельствовать о нарушениях.
Олег ГАЕВОЙ,
эксперт «Нормы»
- Как получать кешбэк через приложение Soliq.uz (инструкция)
- Почему покупатели недополучили кешбэк в январе 2022 года
- Какие чеки маркетплейсов автоматически отражаются в налоговых отчетах и дают кешбэк
- Если продавец – неплательщик НДС, получают ли кешбэк покупатели
- Как учесть кешбэк при оформлении чека возврата