Как работать с агрегированными импортными кодами (АИК) импортеру (пошаговая инструкция)

12.12.2022

При ввозе продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке (табачной, алкогольной и пивной продукции, бытовой техники), импортеры обязаны использовать агрегированный импортный код (АИК).

О том, как работать с такими кодами в системе «Asl Belgisi», по просьбе buxgalter.uz рассказал менеджер ООО «CRPT-TURON» Фазлиддин САЙДУЛЛАЕВ:

 

– Согласно Правилам цифровой маркировки товаров при таможенном декларировании товаров импортеры должны использовать агрегированный импортный код (АИК).

Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации АИК указывается в графе 31 ГТД (Грузовые места и описание товара) – под номером «6» непосредственно в поле, определенном в электронной ГТД для введения общих сведений о товаре, а не в детализации графы 31 ГТД. 

 

Зачем нужен АИК

До интеграции системы цифровой маркировки «Asl Belgisi» и информационной системы таможенных органов, которая завершилась в ноябре 2022 года, участники оборота при импорте декларировали товары, не заполняя сведения о цифровой маркировке в ГТД. После выпуска товаров в свободное обращение (импорт) они загружали в «Asl Belgisi» уведомление о ввозе (импорте). На основании него маркированным товарам присваивался статус «Введен в оборот».

И при декларировании товаров таким способом было выявлено множество нарушений в части:

– маркировки товаров до их помещения на таможенный режим «Свободное обращение (импорт)»;

– подачи уведомления о ввозе (импорте) маркированных товаров после их выпуска в свободное обращение.

 Поэтому уполномоченное ведомство решило постепенно заменить способ декларирования товара без проверки кодов маркировки (уведомление о ввозе) на декларирование с помощью АИК.

Основные отличия:

Уведомление о ввозе (импорте)

Использование АИК

Уведомление о ввозе участники оборота (импортеры) формируют после прохождения таможенных процедур.

Документ носит уведомительный характер.

Если он успешно обработан системой, указанные в нем коды маркировки приобретают статус «Введены в оборот»

АИК при оформлении ГТД носит разрешительный характер.

Коды маркировки, агрегированные в АИК, автоматически приобретают статус «Введены в оборот» после того, как импортер получит уведомление об успешном оформлении ГТД и выпуске товаров в свободное обращение (импорт).

Сведения о формировании АИК автоматически передаются в информационную систему таможенных органов. Поэтому при помещении товаров под таможенные процедуры импорта таможенные органы уже имеют информацию об их маркировке и формировании АИК. И они могут использовать эту информацию в процессе таможенного контроля (проверять сведения о маркировке товаров при регистрации ГТД, проводить таможенный досмотр и другие операции)

 

Из чего состоит АИК

Агрегированный импортный код генерируется в системе «Asl Belgisi» бесплатно по заявке импортера. Он представляет собой уникальную последовательность символов (25 цифр), включающих в себя 3 группы данных:

1) ИНН или ПИНФл импортера;

2) дату формирования АИК;

3) 5-значный уникальный код АИК. Этот код присваивается отдельно для каждого вида декларируемого товара.

Внимание
  • АИК не может поменять владельца, ТН ВЭД и GTIN, зарегистрированные при формировании.
  • АИК не может быть пустым.
  • Расформирование АИК возможно только в следующих случаях:

1) импортер подал документ расформирования АИК и он успешно обработан системой;
2) ГТК отказал в регистрации (формировании) АИК;
3) ГТК известил импортера о том, что ранее уже была оформлена ГТД с данным АИК.

 

Где нужно указывать АИК

Агрегированный импортный код  может быть указан только в ГТД.

В иных документах (ЭСФ, чеки и т.д.) указываются коды цифровой маркировки, присвоенные реализуемому товару или его транспортной упаковке. АИК не наносится ни на транспортную упаковку, ни на товар.


Как работать с АИК (пошаговая инструкция)

1. Зарегистрируйтесь в системе «Asl Belgisi».

2. Внесите сведения о товаре в «Каталог маркируемых товаров» системы «Asl Belgisi».

3. Маркируйте товары: закажите необходимое количество кодов маркировки и нанесите их на упаковку импортируемого товара (при необходимости агрегируйте (объедините) товары в групповую и (или) транспортную упаковку).

4. Определите конкретные упаковки товара, которые будут предъявляться к таможенному оформлению. Сформируйте файл в формате *.xls с перечнем кодов маркировки этих упаковок. Если товары агрегированы, укажите коды групповых и (или) транспортных упаковок.

5. В личном кабинете « Asl Belgisi» подайте заявку на генерацию АИК до помещения маркированных товаров под таможенный режим «Свободное обращение (импорт)» – ИМ 40.

6. Оформляя ГТД, укажите полученный АИК в пункте «6» графы 31 ГТД.

7. После оформления ГТД таможня автоматически передает в НИС «Asl Belgisi» данные о выпуске товаров в свободное обращение. Коды маркировки, включенные в состав АИК, автоматически получают статус «Введен в оборот».

Buxgalter.uz рекомендует

Обратите внимание! Вам также могут пригодиться рекомендации:

Подготовил Олег ГАЕВОЙ


Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал