Проект ПКМ: как налоговики хотят определять цены товаров и услуг в целях налогообложения

preview

На regulation.gov.uz продолжается обсуждение проекта Положения о порядке определения налоговой базы исходя из рыночной цены товаров (услуг) – ID 98908. Уже высказано 197 предложений и замечаний.

Ход обсуждения по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

Следите за нашими публикациями в телеграм-канале.

 

– Проект Положения не остался без внимания общественности, но его обсуждение может быть более активным. У всех желающих еще есть примерно неделя, чтобы высказать свои замечания и предложения.

Внимание

Проект ПКМ размещен 22 мая 2024 года: https://regulation.gov.uz/ru/d/98908.

Замечания и предложения можно подать до 6 июня 2024 года.

 

Среди высказанных мнений и замечаний заметила всего лишь одно, полностью оправдывающее и одобряющее проект. Неудивительно, что его автором является представитель Налогового комитета.

Подробнее о сути проекта документа мы писали в материале «Проект ПКМ: какой порядок ценообразования предлагают внедрить налоговые органы».

 

С чем не согласны налогоплательщики

Налогоплательщики отмечают, что проект противоречит закрепленным в законодательстве нормам свободного ценообразования. Недопонимание вызывает и тот факт, почему вдруг Налоговый комитет взялся за установление и регулирование рыночных цен при том, что Налоговый кодекс не наделяет его такими полномочиями.

Интересен комментарий Руслана Садикова: «проект постановления противоречит принципам свободы договора и автономии воли сторон, являющимся фундаментальными началами гражданского законодательства. Определение цены договора должно находиться в исключительной компетенции его сторон. Вмешательство государственных органов в процесс ценообразования и корректировка налоговой базы исходя из рыночных цен ограничивают свободу участников гражданского оборота.

Положения проекта постановления могут привести к искажению конкурентной среды на товарных рынках. Ориентация на среднерыночные цены при налогообложении демотивирует хозяйствующие субъекты снижать цены на свою продукцию, так как это приведет к увеличению их налоговой нагрузки. Это препятствует развитию ценовой конкуренции и внедрению новых технологий, направленных на снижение себестоимости».

В целом разделяю позицию Садикова. Я уже обращала внимание, что для контроля за ценообразованием у нас уже есть понятие трансфертного ценообразования, закрепленное в Налоговом кодексе. Садиков, опираясь на международный опыт, также подчеркивает, что трансфертное ценообразование – эффективный инструмент противодействия уклонению от уплаты налогов.

Также ссылаясь на международный опыт, он обращает внимание, что «эффективное противодействие манипулированию ценами в целях минимизации налогов должно основываться на риск-ориентированном подходе. Он предполагает точечный контроль за сделками, в отношении которых есть основания полагать, что их ценовые условия отклоняются от рыночного уровня по причине аффилированности сторон.

Фундаментальным международным документом здесь являются Рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых органов. Они предусматривают, что особое внимание должно уделяться сделкам между ассоциированными предприятиями, то есть организациями, входящими в одну группу компаний или otherwise under common control. При этом взаимозависимость определяется исходя из критериев прямого или косвенного участия в капитале, управлении, контроле.

Типичным примером является реализация товаров (услуг) между материнской и дочерней компанией по ценам, отличным от тех, которые имели бы место между независимыми контрагентами. Скажем, если обычная наценка дистрибьютора на местном рынке составляет 10 %, а зарубежный поставщик реализует свой товар дочерней торговой компании с наценкой 30 %, это может служить индикатором необоснованного завышения цены в целях вывода прибыли.

Другой класс подозрительных сделок – это операции с контрагентами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях. Например, выплата роялти за пользование нематериальными активами в адрес взаимозависимой компании, расположенной в офшорной зоне, по явно завышенным ставкам.

При наличии подобных «красных флажков» налоговые органы вправе затребовать у налогоплательщика документацию, обосновывающую коммерческие и финансовые условия контролируемых сделок. Она должна содержать функциональный анализ сторон, характеристику используемых активов, распределение рисков, экономическое обоснование трансфертной цены. Если представленные аргументы неубедительны, проводится корректировка налоговой базы исходя из рыночного уровня цен, определенного одним из методов, закрепленных в Рекомендациях ОЭСР (метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены последующей реализации, затратный метод и др.)».

 

Разве у регулятора есть ресурсы и компетенции для качественного определения рыночной цены?

Налогоплательщиков волнует вопрос качества определения рыночной цены, если Положение будет принято.

На кого конкретно возложена обязанность по сбору и анализу информации о ценах? Кто будет проверять квалификацию этих сотрудников? Кто будет проверять качество их работы? Реализация норм Положения потребует существенных административных ресурсов по мониторингу и определению уровня рыночных цен для широкой номенклатуры товаров и услуг. При этом достоверное определение рыночной цены по многим позициям затруднительно из-за отсутствия активного рынка, закрытости информации о реальных ценах сделок, необходимости учета множества ценообразующих факторов.

Рынок – живой! Продавцы и потребители сами формируют цену исходя из спроса и предложения. Проект не дает ответов на множество актуальных вопросов, и число споров с налоговыми органами, несомненно, будет увеличиваться.

Не прописано понятие рыночной цены на услуги. Здесь вообще все зависит от каждого конкретного случая: объема выполняемых работ, квалификации исполнителя, качества материалов, сроков исполнения и т. д. Как можно вывести рыночную цену на услуги?

Как быть прямым дистрибьюторам, импортирующим товар и устанавливающим первую цену на данный товар? Производителям? Как быть продавцам скоропортящихся товаров? Будет ли у налогоплательщика прямой доступ к данным информационной системы, в которой фиксируются рыночные цены?

Общественное мнение сводится к тому, что действующее законодательство достаточно для выявления фактов злоупотребления ценой. Предлагаемое Положение не решит существующих проблем, а приведет к ухудшению деловой среды.

 

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

 


Новости законодательства. Изменения в нормативных актах законодательства. Новости законодательства Новости законодательства /ru/publish/doc/text200252_proekt_pkm_kak_nalogoviki_hotyat_opredelyat_ceny_tovarov_i_uslug_v_celyah_nalogooblojeniya