Временный порядок регистрации бартерных контрактов, заключенных хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан (Зарегистрирован МЮ 29.01.1996 г. N 221, утвержден МВЭС 04.10.1995 г.)
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.01.1996 г.
N 221
УТВЕРЖДЕН
МИНИСТЕРСТВОМ
ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
04.10.1995 г.
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
регистрации бартерных контрактов,
заключенных хозяйствующими субъектами
Республики Узбекистан
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 августа 1995 года N 343 "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций".
Настоящая Инструкция определяет механизм регистрации бартерных контрактов, договоров и соглашений на бартерной основе.
БАРТЕРНЫХ КОНТРАКТОВ
1. Заключение бартерных контрактов допускается в порядке исключения только с хозяйствующими субъектами стран СНГ и Балтики по разрешению Кабинета Министров Республики Узбекистан на экспорт товаров, согласно приложениям N 1 и N 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 августа 1995 года N 343 и подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан.
2. По решениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента разрешается экспорт товаров, не вошедших в приложения N 1 и N 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 августа 1995 года N 343, и подлежат регистрации в территориальных подразделениях Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан.
КОНТРАКТОВ
Регистрация бартерных контрактов осуществляется на основании следующих документов, представляемых заявителями:
- письма-заявки;
- распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан или решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;
- оригинала контракта и его копии в 1 экземпляре;
- сертификата происхождения товара (или акта экспертизы происхождения);
- конкурентного листа, предусматривающего как минимум 3 предложения;
- банковской справки о финансовом состоянии инопартнера и выписки из государственного торгового реестра;
- свидетельства участника ВЭД.
РАССМОТРЕНИЯ КОНТРАКТОВ
При приеме документов проводится предварительная экспертиза, результаты которой направляются заявителю в письменной форме в течение одного рабочего дня.
Документы могут быть возвращены в вышеуказанный срок в случае их несоответствия основным требованиям.
Недостатки конкретно указываются в рекомендациях по их устранению.
После приема документов производится их учет и окончательное рассмотрение.
Бартерные контракты рассматриваются на их соответствие общепринятым нормам международного торгового права, действующему законодательству Республики Узбекистан.
Основные требования, предъявляемые к контракту:
1. Контракт должен быть аккуратно оформлен, печати должны быть читаемыми и страницы контракта и исправления в нем должны быть парафированы обеими сторонами.
2. Вводная часть контракта (преамбула) предшествует тексту договора и имеет обычно следующее содержание:
- номер контракта, место и дата заключения контракта, определение сторон, совершающих сделку.
3. Предмет контракта, в котором указываются наименования взаимопоставляемых товаров, их характеристики и ассортимент по количеству и качеству.
4. Базисные условия поставки - определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара (транспортные расходы, страхование) и устанавливают момент перехода риска, случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя.
5. Общая сумма сделки в бартерных контрактах определяется в свободно конвертируемой валюте.
6. Цены устанавливаются в долларах США и общая стоимость вывозимых товаров должна быть эквивалентна стоимости завозимых товаров. При отсутствии у узбекского предприятия валютных средств для осуществления обязательной продажи, данная сумма должна быть предусмотрена в виде прямого перечисления на корсчета узбекских банков за рубежом.
Необходимо наличие документа, подтверждающего наличие валютных средств у инопартнера, чем является гарантия его уполномоченного банка.
7. Хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан, независимо от форм собственности с 16 апреля 1994 года осуществляют обязательную продажу Республиканскому Валютному Фонду 15% валютной выручки, полученной от торговой операции с субъектами государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на день совершения операции. Порядок и сроки обязательной продажи 15% выручки должны быть конкретно определены в контракте при осуществлении бартерных операций с субъектами Российской Федерации, Украины, Республики Казахстан и Республики Беларусь обязательная продажа может производиться как в свободно конвертируемой валюте, так и в национальной валюте этих государств.
8. Устанавливается очередность взаимопоставок товаров. При этом в условиях контракта устанавливается первоочередность поставки в адрес узбекской стороны.
9. Стороны в контракте устанавливают:
- порядок предъявления рекламации, сроки, в течение которых рекламация может быть заявлена, права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламации, способы урегулирования рекламации (при этом обязательным условием является участие независимого эксперта);
- условие (в контрактах на машины и оборудование), по которому продавец принимает ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. В этом случае определяются объем предоставляемой продавцом гарантии, гарантийный срок, обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту;
- условия, обеспечивающие выполнение договора, штрафные санкции. К ним относятся условия, содержащие гарантии, для защиты интересов контрагентов на случай невыполнения условий договора одной из сторон. Они содержат определения различного рода санкций в виде пеней, неустойки, штрафов, уплачиваемых стороной, не выполнившей своих обязательств в отношении одного из договорных условий;
- оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы ("форс-мажор");
- в контракте устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами, и не могут быть урегулированы на двусторонней основе. Сторонами в контракте устанавливается место и орган арбитража для разрешения споров.
Анализ ценовой части бартерного контракта
Установление цены осуществляется путем анализа соответствия цен, указанных в контракте, среднемировым на основе конъюнктурной информации.
Рассматривает конкурентные материалы (конкурентные листы, коммерческие предложения), представляемые заявителями.
На основе вышеуказанных материалов выдается заключение о приемлемости (неприемлемости) указанных контрактом цен.
IV. РЕГИСТРАЦИЯ БАРТЕРНОГО КОНТРАКТА
При принятии положительного решения бартерный контракт регистрируется в журнале установленной формы, на каждом листе контракта проставляется соответствующий штамп с подписью руководителя, подтверждающей его регистрацию.
Решение об отказе регистрации должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме.
Регистрация контракта осуществляется в течение 10-ти рабочих дней с момента поступления документов.
Несоблюдение предприятиями вышеуказанных требований является основанием для отказа в регистрации.
На основании обращений экспортеров и импортеров, поручений Правительства Республики Узбекистан, в необходимых случаях, в целях обеспечения наиболее выгодных условий при осуществлении внешнеторговых операций, поддержания необходимых условий компетентности и престижа хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан, выходящих на мировые рынки товаров и услуг, Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан и его региональными управлениями может производиться предварительная экспертиза проектов контрактов с последующей их регистрацией в явочном порядке.
При поставке скоропортящейся плодоовощной продукции регистрация оформления контрактов по решениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента производится в течение одного рабочего дня.
Министр
внешних экономических связей У. Султанов