Постановление Министерства финансов от 15.11.2022 г. N 62 и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре от 07.11.2022 г. N 29 "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций" (Зарегистрировано МЮ 22.12.2022 г. N 3101-2)
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.12.2022 г.
N 3101-2
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 15.11.2022 г. N 62 |
ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 07.11.2022 г. N 29 |
О внесении изменений и дополнений
в Правила внутреннего контроля по противодействию
легализации доходов, полученных от преступной деятельности,
финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения
для аудиторских организаций
В соответствии с законами Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и "Об аудиторской деятельности", а также Указом Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2021 года N УП-6252 "Об утверждении Стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Министерство финансов Республики Узбекистан и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести изменения и дополнения в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций, утвержденные постановлением Министерства финансов и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года NN 145, 45 (рег. N 3101 от 15 декабря 2018 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2018 г., N 51, ст. 980), согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Министр финансов Т. Ишметов
Начальник Департамента
при Генеральной прокуратуре Д. Рахимов
к Постановлению
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в Правила внутреннего контроля
по противодействию легализации доходов, полученных
от преступной деятельности, финансированию
терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения
для аудиторских организаций
1. В преамбуле, пункте 1 и абзаце первом пункта 23 слово "профессиональной" заменить словом "сопутствующей".
2. В пункте 2:
абзац шестой после слов "предоставленных ими документов," дополнить словами "дополнительно подтвержденных сведений, доступных в открытых источниках и базах данных";
в абзаце восьмом слово "профессиональной" заменить словом "сопутствующей";
абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном, судебном или военном органе иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств, в том числе бывшие публичные должностные лица;";
дополнить абзацем девятнадцатым следующего содержания:
"лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам;";
абзацы девятнадцатый - двадцать второй считать соответственно абзацами двадцатым - двадцать третьим;
в абзаце двадцатом слова "или финансирования терроризма" заменить словами "финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения";
дополнить абзацем следующего содержания:
"иностранная структура без образования юридического лица - организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления).".
3. Абзацы четвертый и пятый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемого при осуществлении операции;
осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;".
4. В пункте 11:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"проводит мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также осуществляет контроль соблюдения аудиторской организацией требований настоящих Правил и внутренних правил;";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"вносит на рассмотрение руководителю аудиторской организации, при необходимости, предложения по укреплению эффективности системы внутреннего контроля и об устранении выявленных недостатков, нарушений в деятельности аудиторской организации в части несоблюдения требований настоящих Правил и внутренних правил;".
5. Абзац восьмой пункта 14 изложить в следующей редакции:
"порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам, и осуществления углубленного мониторинга проводимых ими операций".
6. В пункте 19:
в абзаце третьем слово "профессиональной" заменить словом "сопутствующей";
в абзаце четвертом слово "осуществлении" заменить словом "выявлении".
7. В пункте 20:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"идентификацию и проверку клиента, проверку личности и полномочий его представителя на основании соответствующих документов;";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении усиленных мер по надлежащей проверке клиента исходя из уровня риска. В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.".
8. В пункте 21:
в абзаце первом слова "и их близких родственников" заменить словами ", членов их семей и лиц, близких к публичным должностным лицам";
абзац третий после слова "устанавливать" дополнить словами "(или продолжать для существующих клиентов)".
9. Дополнить пунктом 21-1 следующего содержания:
"21-1. По мерам надлежащей проверки, указанным в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, аудиторские организации могут доверять результатам надлежащей проверки клиента, проведенной третьими сторонами (организациями, зарегистрированными в Республике Узбекистан и осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом).
В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиента несет аудиторская организация. При этом аудиторские организации должны удостовериться:
в возможности незамедлительного получения необходимой информации посредством электронных систем, а также по запросу копий идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;
в том, что третьи стороны руководствуются внутренними правилами по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах третьем - четвертом настоящего пункта, аудиторские организации должны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов.".
10. Пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:
"При невозможности выявления бенефициарного собственника доступными мерами аудиторская организация должна идентифицировать лицо, занимающее высокую руководящую должность, и принять обоснованные меры по проверке его личности.".
11. Пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. К иностранным структурам без образования юридического лица применяются требования, установленные настоящими Правилами к юридическим лицам.".
12. В пункте 28:
в абзаце первом слово "профессиональной" заменить словом "сопутствующей";
дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Аудиторским организациям запрещается оказывать услуги лицам, включенным в Перечень, лицам, действующим по их поручению, а также юридическим лицам, которые находятся в собственности или под контролем физического лица или организации, включенных в Перечень.";
абзац шестой считать абзацем седьмым.
13. В пункте 29:
абзац первый после слов "по его снижению" дополнить словами "в зависимости от уровня риска";
из абзаца третьего слова "(высокий или низкий)" исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении расширенных или упрощенных мер контроля выявленных рисков и эффективном распределении ресурсов.
Аудиторские организации должны ежегодно предоставлять результаты оценки рисков в Министерство финансов Республики Узбекистан через информационную систему программного комплекса "Аудит".
При определении и оценке уровня риска аудиторские организации могут применять методические рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющие рекомендательный характер.".
14. В пункте 30:
в подпункте "в" слова "представительства иностранных компаний" заменить словами "иностранная структура без образования юридического лица";
в подпункте "ж" слова "и их близкие родственники" заменить словами ", члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам".
15. Дополнить пунктом 34-1 следующего содержания:
"34-1. Министерство финансов Республики Узбекистан не менее одного раза в год изучает, анализирует и оценивает риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в деятельности аудиторских организаций, принимает меры по их снижению в зависимости от уровня риска, а также информирует об этом специально уполномоченный государственный орган".
16. В пункте 39 текста на узбекском языке слово "чиқган" заменить словом "чиққан".
17. Пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. Сообщение о подозрительной операции передается аудиторской организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.".
18. В пункте 43:
в абзаце первом слово "профессиональной" заменить словом "сопутствующей";
абзац третий после слова "также" дополнить словами "в течение трех часов".
19. Пункт 45 изложить в следующей редакции:
"45. Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (peг. N 3327 от 19 октября 2021 года).".
20. Абзац первый пункта 48 изложить в следующей редакции:
"48. Аудиторские организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку и результаты любого проведенного анализа, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами.".
21. Пункт 57 изложить в следующей редакции:
"57. Мониторинг и контроль за соблюдением аудиторскими организациями требований настоящих Правил осуществляется также с использованием информационно-коммуникационных технологий Министерством финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом согласно Положению о порядке мониторинга и контроля за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.".
22. В приложении 1:
пункт 1 дополнить предложением следующего содержания:
"Сведения о наличии или отсутствии судимости.";
подпункт "д" пункта 3 изложить в следующей редакции:
"д) уровень риска клиента, а также меры, принимаемые для его снижения и обеспечения эффективности внутреннего контроля.";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Количество клиентов, которым отказано в оказании услуги по ведению бухгалтерского учета (указать причину отказа).".
23. Текст приложения 2 изложить в следующей редакции:
"ИНФОРМАЦИЯ,
необходимая при идентификации клиента
и его бенефициарного собственника
1. Полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации.
2. Информация, указанная в свидетельстве о государственной регистрации (дата, номер, наименование регистрирующего органа и другие данные).
3. Идентификационный номер налогоплательщика.
4. Местонахождение (почтовый адрес, сведения о наличии филиалов и представительств).
5. Сведения о деловой репутации клиента и бенефициарного собственника.
6. Информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия.
7. Данные об идентификации личности представителя клиента (на основании паспорта, ID-карты или приравненного к нему документа) и проверки его полномочий.
8. Информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевых участиях в уставном фонде (капитале) клиента, данные об идентификации бенефициарного собственника (определение личности и местожительства, определение является ли публичным должностным лицом, членом его семьи или лицом, близким к публичному должностному лицу).
9. Информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала).
10. Информация об органах управления клиента (структура и персональный состав органов управления юридического лица).
11. Контактная информация (номера телефонов, электронная почта, веб-сайт (при наличии).
12. Иные данные, определяемые внутренними правилами.".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 22 декабря 2022 г.