Можно ли подать иск, не предъявляя претензию

preview

Является ли досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров обязательным для сторон? В каких случаях можно не предъявлять претензию к контрагенту перед подачей иска? По просьбе buxgalter.uz вопрос разъяснил эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:


– Подача претензии – способ досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих из договорных отношений. По общему правилу, это – право хозсубъекта, чьи права и законные интересы нарушены . Но есть случаи, когда претензия предъявляется в обязательном порядке.


1. Нужно подавать претензию:

А) если это предусмотрено законом. В частности, в ГК сказано: до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом .

Порядок и сроки предъявления претензий к грузоперевозчикам зависят от вида транспорта, которым выполнена перевозка:

  • воздушный – ст. ст. 112–126 Воздушного кодекса;
  • железнодорожный – п.п. 147–154 Устава железных дорог;
  • автомобильный – п.п. 98–100 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан.
Внимание
Порядок предъявления претензий к операторам или провайдерам почтовой связи и их рассмотрения также имеет свои особенности . Но по закону подавать претензию в этом случае необязательно.

Б) если это предусмотрено договором, заключенным с контрагентом.

Перед тем как обратиться в суд, внимательно ознакомьтесь с условиями договора о порядке разрешения споров. Имейте в виду, формулировки общего характера, наподобие «стороны принимают меры по решению споров и разногласий мирным путем» или «путем переговоров» или просто «в досудебном порядке» не означают обязательного предъявления претензии.

Должен быть конкретно оговорен именно претензионный порядок. Содержание претензии,  сроки ее рассмотрения и иные условия указаны в ст. ст. 17–18 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов».

Внимание
Если претензионный порядок не соблюден, когда это обязательно по закону или договору, суд оставит ваш иск без рассмотрения . В этом случае придется направить претензию и, если это не даст результата, подать иск повторно. При этом будет потеряно время...


2. Не нужно подавать претензию

Предъявление претензии необязательно и можно сразу обращаться в суд, если:

  • спор не связан с грузоперевозкой;
  • претензионный порядок урегулирования споров не зафиксирован в договоре с контрагентом.

 

Но даже если он не обязателен, рекомендуем все же использовать этот инструмент, поскольку:

  • для добросовестного контрагента претензии будет достаточно – долг либо будет погашен, либо начнутся переговоры о его реструктуризации (отсрочке, рассрочке и т.д.);
  • претензия служит своеобразным фильтром, исключающим обращение в суд с необоснованными требованиями. На практике бывает всякое. Например, может быть утрачено допсоглашение, которым продлены сроки исполнения обязательств контрагента, или допущена ошибка в расчетах суммы долга и штрафных санкций. Лучше, чтобы это выяснилось при подаче претензии, чем в суде;
  • направить претензию дешевле, чем подать иск – не надо оплачивать судебные расходы, услуги адвоката и т.д.;
  • претензионный порядок оперативнее судебного процесса, а в бизнесе время – это деньги;   
  • судьи при рассмотрении дела учитывают, принимались ли меры по урегулированию спора до суда. Следовательно, направленная претензия будет пусть и небольшим, но все-таки преимуществом для истца.