Что будет, если ваши покупатели не смогут получать кешбэк через приложение SoliqUz

preview

Если покупатель не получит кешбэк по вашему чеку в мобильном приложении SoliqUz, это чревато серьезными проблемами. Как их избежать, правильно реагируя на претензии покупателя?

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и субъекты семейного предпринимательств обязаны выдавать покупателям – физическим лицам чек онлайн-ККТ – вне зависимости от того, оплатит покупатель покупку наличными или банковской картой . Исключение составляет только торговля через вендинговые аппараты . В этом случае кассовый чек не выдается.

Чек должен соответствовать требованиям п. 7 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. И покупатель вправе рассчитывать на то, что он:

  • сможет зарегистрировать чек в мобильном приложении, сканировав QR-код;
  • получит в соответствии с №ПП-5252 кешбэк в размере 1% от суммы покупки.

Однако, есть несколько «но», как зависящих, так и не зависящих от продавца.

 

Продавец не виноват, но кешбэка не будет

  1. Продавцы некоторых товаров и услуг должны быть готовы объяснить своим покупателям, что по их чекам кешбэк не предусмотрен законодательством. А именно – на покупку (оплату) :
  • автомобилей;
  • авиа- и ж/дбилетов;
  • коммунальных услуг;
  • услуг связи. 
  1. Вполне вероятно, что покупатель захочет получать кешбэк с каждого чека, полученного при расчетах по договору рассрочки (кредита) или продажи с авансовым платежом.  Однако, кешбэк доступен только:
  • с первого чека, полученного при получении товара, купленного в кредит;
  • с чека, полученного по факту полного расчета и передачи продавцом покупателю товара по договору, предусматривающему расчет с авансовым платежом.

Это вполне логично и удобно, покупатель получает кешбэк с полной суммы покупки. К тому же технически чеки «кредита» и «аванса» не имеют QR-кода и фискальной метки, поэтому их невозможно зарегистрировать в приложении SoliqUz.

  1. Также покупателю не положен кешбэк, если товар возвращен продавцу.

При возврате товара продавец, следуя инструкциям ГНК, должен при помощи меню «Чек возврата» привязать чек, оформленный при возврате товара, к чеку продажи.  Подробнее об этом мы писали тут. В результате, если чек продажи ранее был зарегистрирован в мобильном приложении, общая сумма кешбэка уменьшится с учетом суммы возврата.

 

Кешбэк возможен, если продавец устранит ошибку

 Согласно правилам, установленным ГНК, кешбэк начисляется только по товарам, к которым в чеке указан правильный ИКПУ в соответствии с текущей версией tasnif.soliq.uz.  

В приложении SoliqUz чеки, кешбэк по которым начислен на всю сумму покупки, помечены синим треугольником.

Если в чеке есть товары с ошибочным или не указанным ИКПУ, он отмечается голубым треугольником и кешбэк по нему начисляется из расчета стоимости товаров с правильными ИКПУ.  

Если в чеке ИКПУ не указаны вовсе или указаны неправильно, он помечается красным треугольником и кешбэк по нему не начисляется.

Следовательно, если за ошибки в ИКПУ налоговики не штрафуют, как об этом сказано в совместном разъяснении Минфина и ГНК, это не означает, что можно указывать ИКПУ «от фонаря».  Но такую ошибку можно исправить, и покупатель сможет получить свой кешбэк. Т.е. – не будет жаловаться на вас.

Вписать или исправить ИКПУ в уже выданных чеках можно с помощью функционала «Коррекция чека» интерактивной услуги «Информация по онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персонального кабинета налогоплательщика.

Чтобы исключить ошибку в последующих чеках, внесите исправления в данные по товарам в онлайн-ККМ или виртуальную кассу. Как это сделать, объяснят в ЦОТУ, с которым у вас заключен договор на обслуживание онлайн-ККМ.

При этом обратите внимание на счета-фактуры поставщиков, в которых указан некорректный ИКПУ. Ошибка исправляется путем оформления, исправленного счета-фактуры.

Расхождений в ИКПУ, указанных в счете-фактуре и чеке онлайн-ККТ, быть не должно. В дальнейшем это может стать основанием для начисления штрафа по документу, где ИКПУ указан с ошибкой.

 

Что грозит недобросовестному продавцу

Среди продавцов встречаются и те, кто нарушает сознательно. Таких продавцов сейчас и выдают чеки, которые при многочисленных попытках не регистрируются в мобильном приложении SoliqUz.  

При попытке зарегистрировать такой чек, приложение просит «повторить попытку через 24 часа». Если чек не регистрируется с третьей и последующих попыток (при условии, что покупатель выдержал временной интервал, указанный системой), скорее всего, перед вами – фальшивый чек, сформированный незарегистрированной кассой либо другим устройством для подделки чеков. В этом случае обиженный покупатель может отправить сообщение через кнопку «Налоговый партнер» SoliqUz или обратится в контролирующие органы другим доступным способом. Как правило, за фальшивыми чеками кроются другие более серьезные преступления,  связанные с сокрытием налоговой базы, реализацией некачественного товара и т.п. И последствия  у продавца будут соответствующие.

На практике встречаются чеки, в которых указаны товары, не соответствующие реально приобретенным покупателем. Например, аптека вместо наименования проданных лекарств указала группу товаров «биологически активные добавки». При этом ИКПУ соответствует товару, реально указанному в чеке. Покупатель, конечно, зарегистрировав такой чек, получит кешбэк. Но чек все равно будет свидетельствовать о нарушениях.

Внимание
Начисленные с учетом всех этих нюансов суммы кешбэка на основании №ПП-5252 от 04.10. 2021 г. становятся доступны для перевода на банковскую карту налогоплательщика во второй половине месяца, следующего за месяцем покупки.

Олег ГАЕВОЙ,

эксперт «Нормы»