По терминалам системы «HUMO» можно будет платить и MasterСard, Visa и UnionPAY

preview

Платежная система «HUMO» начинает свою работу. Директор Национального межбанковского процессингового центра Шухратбек Курбанов рассказал о ней на пресс-конференции в Центральном банке.

Бухгалтеры и держатели пластиковых карт обеспокоены, что будет с действующими картами системы Uzcard и средствами на них после начала работы системы «HUMO»?

– Оснований для беспокойства нет, переход на карты «HUMO» – дело добровольное, – успокоил Шухрат Курбанов. – Карты Uzcard продолжат работать в обычном режиме. Ими по-прежнему можно будет пользоваться до завершения средств. А желающие смогут иметь пластиковые карты двух платежных систем.

Страна живет слухами о том, что госорганизации уже сейчас в добровольно-принудительном порядке обязывают открывать карты «HUMO». Шухратбек Курбанов заявил, что это слухи, не подтвержденные фактами. На сегодня пластиковые карты «HUMO» выданы только сотрудникам Национального межбанковского процессингового центра, Центрального банка и некоторых банков страны. Аудитория держателей первых карт новой системы выбрана не случайно. Это банковские работники, которые помогут протестировать систему. Им проще, чем работникам других сфер описать очевидные проблемы в ее работе. Это важно, чтобы у пользователей не возникало проблем. Массовая эмиссия пластиковых карт «HUMO» начнется в мае. А решение переходить на новую систему или оставаться в старой – всегда за держателями карт.

В настоящее время Национальный межбанковский процессинговый центр продолжает развитие инфраструктуры системы «HUMO». Число платежных терминалов растет не по дням, а по часам. До конца года планируется покрыть весь Узбекистан. К этому времени количество терминалов новой платежной системы должно достигнуть 8 000 000, а впредь такие устройства должны быть в каждой торговой точке, занимающейся реализацией товаров и услуг в розницу.

Закупаются терминалы двух модификаций. Есть мобильные устройства, работающие от батареи, их легко переносить с места на место. Другие предназначены для стационарных торговых точек, они имеют выносную клавиатуру. При их использовании покупателю не надо сообщать продавцу или кассиру ПИН-код, который всегда должен быть в секрете.

Национальный межбанковский процессинговый центр – оператор платежной системы «HUMO» будет работать над дальнейшим расширением сферы применения технологии «платежи в мобильном телефоне». То есть спектр товаров и услуг, которые можно оплатить при помощи мобильного приложения, как сегодня мы оплачиваем услуги операторов сотовой и других видов связи, будет существенно расширен.

Прогнозируется динамичное увеличение количества пластиковых карт системы «HUMO». Популяризация ожидается на фоне новых возможностей, которые открываются с запуском этой системы, обратил внимание Шухратбек Курбанов.

Мы привыкли к одному типу карт, которые еще нередко называют зарплатными. Можно иметь карты различных банков страны, но все они имеют одно предназначение. С «HUMO» карт станет больше. У каждого из нас их будет одна или несколько, все зависит от того, какими услугами банков мы будем пользоваться. Карточки различаются по функциональному предназначению: кредитные, дебетовые, бонусные и прочие.

С «HUMO» получит развитие современная продуктовая линейка и сервисы, включая программу лояльности. Больше никогда не возникнет вопросов, почему в национальной суммовой платежной системе не проводится никаких розыгрышей и акций.

При помощи терминалов системы «HUMO» можно будет свободно расплатиться не только ее картами, но и Mastercard, Visa и UnionPAY.

Масштабные изменения произойдут и в банках. Сейчас все операции посредством пластиковых карт осуществляет единый процессинговый центр. Со временем таких центров будет больше, у каждого банка может быть свой. Это снизит риск перебоев в работе платежной системы, будет способствовать расширению линейки продуктов, предлагаемых банками.

На пресс-конференции были озвучены и другие проекты Центрального банка, направленные на улучшение обслуживания населения и предпринимателей.

Развитие получит дистанционное банковское обслуживание, что позволит юрлицам и предпринимателям проводить взаиморасчеты круглосуточно в любое удобное для них время.

Другое направление связано с популяризацией системы дистанционной идентификации. Как результат – открывать и управлять банковскими счетами из дома и офиса можно будет в любой точке страны. Это решит проблему доступности к банковским услугам населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

 

Олег Гаевой.