Операции ввоза и вывоза приравняли к льготному обороту по НДС?

preview

В Расчете НДС за август операции ввоза и вывоза (тип 98) на основании ГТД (режим реэкспорта ЭК-11) «сели» как льготный оборот. Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– Напомню, на запросы налогоплательщиков Минфин ответил, сославшись на ст. 277 НК, что по операциям 98 типа нет НДС, а, следовательно, нет и права на зачет. Вместе с тем до сих пор сохраняются проблемы в налоговом администрировании этих операций. И это при том, что ГНК отреагировал на общественное мнение.

В июле операции 98 типа на основании ГТД программа налоговой отчетности автоматически облагала по нулевой ставке, которая дает право на зачет НДС. Это было неправильно, поскольку в НК такие обороты не обозначены, как облагаемые по ставке 0%.

Теперь, после того как налоговики скорректировали форму отчетности, в отчетах за август такие обороты на основании ГТД уже «садятся» в отчет как льготный оборот. Однако в соответствии со ст. 277 НК НДС в данном случае нет, поэтому относить эти обороты к разряду льготных – неправильно.

В Налоговом комитете мне разъяснили, что формы электронной отчетности настроены в соответствии с п. 3 №УП-115 от 25.04.2022 г. А там установлено, что ставки таможенных сборов, льготы, преференции и иные меры поддержки экспорта, включая тарифы на ж/д перевозки, субсидии и компенсации, определенные законодательством Узбекистана при экспорте товаров, применяются также к продуктам переработки, вывозимым в таможенном режиме «реэкспорт». Но такое истолкование УП – ошибочно, поскольку в соответствии со ст. 277 НК при операциях 98 типа нет НДС и, соответственно, нет права на зачет. Как можно дать льготу или преференцию на несуществующий налог?

И июльский, и августовский варианты настройки программы электронной отчетности создают условия для ошибок. Если в июле определенных сумм недосчитался бюджет, то августовские «неточности» в налоговом администрировании бьют по карману налогоплательщика.

Считаю, что налоговые органы должны еще раз пересмотреть складывающуюся ситуацию. Формы налоговой отчетности должны работать так, чтобы соблюдались права и интересы как государственного бюджета, так и налогоплательщика. И при этом не нарушались требования законодательства.

Если налоговикам важно видеть эти операции в отчетах, их нужно выделить в отдельную строку и указывать как справочную информацию. Т.е. эти цифры не должны влиять ни на зачет налога, ни на расчет налоговой базы.

Надеюсь, что за сентябрь налогоплательщики смогут сдать отчет с учетом всех перечисленных аргументов.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ