Как заполнить ИКПУ в счете-фактуре

07.12.2020

В электронных счетах-фактурах появились два новых столбца: для ввода идентификационных кодов продукции и услуг (ИКПУ) и штрих-кода товаров (услуг). У бухгалтеров эти нововведения вызвали массу сложностей и вопросов, разбираться с которыми особо времени нет. Ведь ГНК предупреждал, что все ноябрьские счета-фактуры нужно выставить до 10 декабря.

Вuxgalter.uz изучил ситуацию. Рассказываем, как преодолеть эти сложности:

Строго говоря, еще нет правовой основы для введения этих двух новых столбцов в счет-фактуру. В Положении о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема о них нет ни слова. Об ИКПУ говорится только в проекте документа, который обсуждался на портале СОВАЗ, но пока не принят. Согласно этому проекту НПА указание ИКПУ в счетах-фактурах и чеках онлайн-ККМ должно стать обязательным. Но – только после принятия этого НПА.

Сложности у бухгалтеров возникли по нескольким причинам:

  • нет общедоступной полноценной инструкции о том, как работать с этими полями. Частично информация предоставлена на сайте ГНК, но у нас по ней ничего не получилось. После консультаций с операторами ЭСФ и специалистами НИЦ "Янги технологиялар" выяснилось, что инструкция ГНК – неполная и нужны еще дополнительные действия, чтоб все получилось;
  • сегодня утром у многих бухгалтеров не получалось отправить счет-фактуру, потому что не все операторы успели произвести настройки;
  • многие пользователи работают в 1С, которую обновить не так-то просто и быстро.


Как заполнить графу идентификационных кодов продукции и услуг (ИКПУ)

Все максимально автоматизировано и, если следовать нашему алгоритму, проблем возникнуть не должно – при условии, что ваш оператор ЭСФ уже все у себя настроил.

Итак:

  1. Пройдите по ссылке https://tasnif.soliq.uz/classifier/.
  2. В правом верхнем углу нажмите кнопку «Войти в кабинет» (для этого вам понадобится ЭЦП юридического лица или ЭЦП индивидуального предпринимателя).
  3. При помощи системы поиска найдите нужный товар. Для этого в строку поиска введите один из следующих параметров:
  • наименование продукции (вводить нужно товар без указания торговой марки. Например, если вы производите пресервы сельдь в масле, достаточно вбить в строку поиска слово «рыба»);
  • штрих-код товара (можно сканировать). Это сработает только в том случае, если ваш код присвоен GS1 и есть действующий договор с компанией GS1 Uzbekistan (для отечественных производителей);
  • код ТН ВЭД.

Сайт снабжен системой «умного поиска». После того, как вы введете условия поиска, из строки выпадут подсказки, по которым можно будет сориентироваться, – возможные описания групп товаров, к которым может относиться ваш продукт или услуга. Нужно выбрать наиболее подходящее описание товара. Перед группой будет стоять 5-значный код – это и есть ИКПУ, который нужно указать в счете-фактуре.

4. После того, как вы нашли нужный товар/услугу,  кликните на кнопку «Добавить в избранное».

12 декабря ГНК опубликовал  сообщение о том, что порталы  tasnif.soliq.uz и my.soliq.uz – интегрированы. Поэтому, если вы добавили ИКПУ товаров и услуг в избранное на tasnif.soliq.uz, добавлять его на my.soliq.uz уже не нужно, он отобразится там автоматически.

5. Если вы реализуете несколько товаров и услуг, нужно произвести операции, описанные в пунктах 3–5 в отношении каждого из них. Таким образом, будет сформирован перечень кодов товаров, которые будут выходить при заполнении соответствующей графы в ЭСФ.

6. Чтобы завершить настройки, которые позволят вписывать код ИКПУ, проконсультируйтесь со своим оператором ЭСФ и выполните его рекомендации.

В нашем случае (мы работали с Didox) потребовалось на сайте Didox.uz в личном кабинете зайти в Настройки (в персональном кабинете – значок шестеренки). Затем в  «Мои товары (услуги)» нажать кнопку «Обновить».

После этого, когда мы формировали ЭСФ в системе Didox, при заполнении графы «код ИКПУ» система предлагала выбрать нам из тех кодов, которые мы добавили.

К моменту публикации функционал полностью работал и на faktura.uz. Вслед за ними настройки завершали и другие операторы ЭСФ.


Часто задаваемые вопросы:

1. Что делать, если в вариантах, предложенных системой, нет варианта, который подходит для товара (услуги)?

– Оформите заявку на внесение вашего товара в Единый классификатор товаров и услуг и получите временный код, который можно будет использовать в течение 7 дней – до момента включения вашего товара в классификатор.

Для этого в строке поиска вам нужно кликнуть «Добавить новый товар или услугу» (она всегда выходит последней в списке подсказок), заполнить открывшуюся форму и нажать кнопку «Отправить».

2. Если в списке товаров и услуг, реализуемых компанией, что-то изменилось, как внести коррективы в данные?

– Если перечень реализуемых товаров расширен, добавьте новый товар, выполнив пункты 1–6.

Если перечень – сокращен, войдите в персональный кабинет на https://tasnif.soliq.uz/classifier/, в выбранных товарах найдите тот, который вам больше не нужен, и нажмите «Удалить».


Как заполнить колонку «Штрих-код товара/услуги»

Как пояснили buxgalter.uz в НИЦ «Янги технологиялар» (роуминг-оператор системы ЭСФ), эта колонка в настоящее время не обязательна для заполнения, поскольку она воспринимает только штрих-коды, выданные системой международной организации GS1. А они, как известно, пока есть не у всех товаров и услуг. Информацию о штрих-коде можно ввести вручную, переписав его комбинацию цифр или же отсканировав штрих-код при помощи специального сканера.

Если производитель или импортер желает, чтобы его товар был оформлен с учетом лучшей мировой практики и имел средство, удобное для четкого его учета в виде штрих-кода, для этого нужно обратиться в GS1 для заключения договора, на основе которого вашему товару будет присвоен уникальный штрих-код.

В дальнейшем, на наш взгляд, роуминг-оператору нужно предусмотреть интеграцию с GS1 и функционал, который бы позволял при формировании ЭСФ выбрать штрих-код нужного товара.

Олег ГАЕВОЙ,

Татьяна ЛЫМАРЕВА

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал
Помощь