На что обратить внимание при заполнении Расчета НДС за май

07.06.2021

Бухгалтеры позитивно оценили изменения и дополнения, внесенные в Расчет по НДС постановлением ГНК №3221-2 от 6 мая 2021 года: стало меньше ручной работы. Однако первые дни работы показали и слабые места обновленных форм.  По просьбе buxgalter.uz эти моменты прокомментировала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:


– «Одним из важнейших новшеств стало автоотражение данных. И все бы было отлично, если бы ни некоторые нюансы. 


1. Не та льгота

В некоторых случаях в Расчете отражается не та льгота, которая была указана в ЭСФ. Например, в счете-фактуре указана льгота с кодом 258 (транспортировка транзитных грузов по территории Узбекистана по ст. 216 НК в ред. 2007 г.), а в Расчет она села с кодом 602 (международная перевозка пассажиров, багажа и почты по ст. 216 НК в ред. 2007 г.). Мои наблюдения показывают, что такие проблемы возникают не у всех операторов электронного документооборота, но все же они есть: мне уже неоднократно приходилось консультировать налогоплательщиков, столкнувшихся с этим.

В этих ситуациях возмутительное отношение к проблеме проявляют  специалисты операторов ЭДО. По-видимому, не желая работать над исправлением ошибки они отвечали нам: «ничего страшного», «какая разница, льготу же все равно применили».

Да, льготу – применили, это хорошо, но вот то, что в отчете неправильно отражено ее название, – это очень плохо. Через некоторое время у проверяющих могут возникнуть вопросы к налогоплательщику – на каком основании он применил «неправильную льготу»? В результате, как минимум, придется потратить время и нервы на разборки и доказывать, что не виноваты.

Мне кажется, НИЦ «Янги технологиялар» на правах регулятора системы ЭСФ нужно ужесточить контроль над операторами, чтобы данные из счетов-фактур отражались в расчетах достоверно. А налогоплательщикам – пока есть такая проблема – нужно быть внимательнее. Если возникли расхождения, добивайтесь от оператора ЭДО и НИЦ «Янги технологиялар», чтобы в расчетах была отражена именно та льгота, которую вы применяете на основании законодательства.

 

2. Обороты по онлайн-ККТ

Эта проблема также связана с отражением льгот в расчетах, но уже по данным системы онлайн-ККМ и виртуальных касс.  По логике льготы по товарам, проданным через онлайн-ККМ и виртуальные кассы, должны автоматически приплюсовываться к льготам по счетам-фактурам. И, соответственно, электронная форма Расчета должна делать соответствующие расчеты. Однако существующие формы и программное обеспечение контрольно-кассовой техники (ККТ) сделать этого не позволяют.

Налоговики в качестве выхода из ситуации предлагают общий итог по льготе, примененной к товарам, реализованным через онлайн-ККТ, указывать в расшифровке к строке 010821 «Необлагаемые, не указанные в строке 01021: (стр. 010821 + стр. 010822)» прил. №1 к Расчету по НДС.

На мой взгляд, это – неправильно, т.к. искажает отчетность.  Все обороты должны корректно отражаться в соответствующих строчках.

На мой взгляд, нужно как можно скорее доработать систему онлайн-ККМ и виртуальных касс. И если данные по ним садятся в Расчет автоматически, то и обработка этой информации должна происходить в том же режиме. Т.е. весь льготный НДС должен садиться в строку, где отражаются соответствующие данные по счетам-фактурам.


3. Таможенный НДС

Возникают и другие сложности. К примеру, в реестрах по приобретенным товарам не отражается НДС, уплаченный на таможне. Хотя в обычном режиме это должно происходить автоматически.

В такой ситуации налоговики рекомендуют звонить по телефону 1198. Операторы проверят, в чем дело, и если товар  перемещен в режим ИМ 40, –  устранят технический недочет.

На мой взгляд, налогоплательщиков нужно  избавить от лишних хлопот. Если данные ГТД должны садиться в Расчет автоматически, то это должно работать безотказно и контролироваться техническими средствами».


Подготовил Олег ГАЕВОЙ

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал
Помощь