Консультации

Кто уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке

21.05.2019

С 2018 года объединены два налога – на прибыль и  на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (пп. 2, 32 ст. 2 ЗРУ-454 от 29.12.2017 г.).

Предприятия, которым были ранее предоставлены временные льготы по одному из этих налогов, с 1 января 2018 года и до окончания срока действия  льгот, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза (Прим. к Приложению N 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.).

В 2018 году ставка налога на прибыль – 14 % (прил. № 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.). Ставка, сниженная в два раза – 7 %.

Этот порядок сохранился и в 2019 году (п.4 ПП-4086 от 26.12.2018 г.). Ставка налога на прибыль в этом году  – 12 % (ст. 159-1 НК). Ставка, сниженная в два раза – 6 %. 

Его применение  вызвало ряд вопросов, на которые отвечает заместитель министра финансов  Султанов Дильшод  Шухратович.

1. Какие  предприятия должны уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?

– В связи с объединением налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры предприятия, имеющие льготы в виде освобождения от одного из двух налогов, с 2018 года уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, до окончания срока действия льготы.

То есть этот порядок распространяется на хозяйствующие субъекты, использующие льготу до 2018 года либо по налогу на прибыль, либо по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

Пример

Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по установленному перечню, до 1 января 2020 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на основании п.14 ПП-2687 от 21.12.2016 г. То есть до 2018 года эти предприятия не уплачивали налог на прибыль, но уплачивали налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В связи с объединением налогов с 2018 года взамен налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры они уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в два раза.

2. Должны ли предприятия, которым предоставлены льготы в виде освобождения от двух налогов (налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры), уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?

– Нет, не должны.

Порядок уплаты налога на прибыль по уменьшенной ставке распространяется на те предприятия, которым предоставлена льгота только по одному из двух налогов: налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры.

Пример

Юрлица, оказывающие негосударственные образовательные услуги в сфере дошкольного и общего среднего образования, до 1 января 2021 года освобождены от уплаты всех видов налогов согласно п. 8 ПП-3276 от 15.09.2017 г.  В том числе они освобождены от налога на прибыль и  налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры.

Так как льгота распространяется, в числе прочих, на оба налога, эти юрлица продолжают пользоваться льготой до 1 января 2021 года и не уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке.

3. В связи с отменой  в 2018 году   налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры упоминание о нем было  исключено  из текста нормативно-правовых актов, предоставлявших налоговые льготы. Значит ли это, что предприятия, получившие льготы по обоим налогам, с 2018 года должны уплачивать налог на прибыль по сниженной ставке?

– В нормативно-правовые акты, предоставляющие льготы, были внесены изменения именно в связи с тем, что с 2018 года отменен налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры.

Предприятия, которые до 2018 года начали применять льготу по обоим налогам на основании нормативно-правовых актов,  в которые внесены изменения в 2018 году, продолжают использовать льготу и дальше до истечения ее срока, не уплачивая налог на прибыль.

Предприятия, применившие льготу после внесения изменений в нормативно-правовой акт, также не уплачивают налог на прибыль.

Пример

Указом Президента УП-4853 от 26.10.2016 г. предприятия – участники свободных экономических зон были освобождены от уплаты нескольких видов налогов и платежей, в числе которых налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры. Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций.

Указом Президента  УП-5398  от 04.04.2018 г. налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры исключен  из льготного перечня налогов УП-4853, так как объединен с налогом на прибыль. Это не исключает возможности предприятиям свободных экономических зон применять льготу по налогу на прибыль, независимо от того, когда они начали ее применять – до 2018 года или после. Льгота в виде полного освобождения от налога на прибыль применяется в течение всего срока ее действия. 

4. Распространяется ли уплата налога на прибыль по ставке, сниженной в два раза, на предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах?

– Здесь важно  определить порядок предоставления льгот до 2018 года.

Предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах и использующие льготы в соответствии с правовыми актами, предоставляющими льготы по одному из налогов до 2018 года, также уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза до окончания действия льгот.

Пример

Организация по производству  лекарственных средств зарегистрирована в 2018 году. Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств до 1 января 2021 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество согласно п.8 ПП-2595 от 16.09.2016 г.

Освобождения от уплаты налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры в данном случае не было. Несмотря на то, что организация создана после объединения налогов, она уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке до 1 января 2021 года.

Другая ситуация – если вновь созданное предприятие использует льготу в соответствии с правовыми актами до 2018 года, предоставляющими льготы по всем налогам или по налогу на прибыль и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, то оно пользуется льготой по налогу на прибыль в полной мере.

Пример

Предприятиям с иностранными инвестициями по установленному перечню Указом Президента  УП-3594 от 11.04.2005 г. предоставлены льготы по налогам на прибыль, на благоустройство и развитие социнфраструктуры, на имущество.

В 2018 году из текста Указа исключен налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры в связи с объединением налогов.

Поскольку изначально Указ предусматривал освобождение от  обоих налогов, то  предприятия с иностранными инвестициями, создаваемые в 2018–2019 годах могут пользоваться этими льготами в полной мере до окончания срока их действия. Льготный перечень отраслей включает 22 отрасли.

Резюмируя ответ на этот вопрос, еще раз хочу обратить внимание предприятий, созданных в 2018 и 2019 годах – для правильного применения льгот ознакомьтесь  с нормативным актом, предоставляющим льготы, в редакции до 2018 года.

5. Должны ли уплачивать налог на прибыль по уменьшенной ставке предприятия, которым предоставлены льготы по налогу на прибыль после объединения налогов, то есть в 2018–2019 годах?

– Нет, не должны, так как акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 3 НК).

Пример

Указом Президента УП-5326 от 03.02.2018 г., в числе прочих, освобождены от налога на прибыль юридические лица, основным видом деятельности которых является организация услуг тематического парка, сроком на 3 года с даты ввода ими в эксплуатацию тематических парков.

Так как льгота введена в 2018 году, когда налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие инфраструктуры были объединены, то льгота применяется в полной мере. То есть налог на прибыль эти предприятия не уплачивают в течение срока действия льготы.

***

В заключении отмечу, что уплата налога на прибыль по уменьшенной ставке правомерна и в случае предоставления льготы по налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры на определенный срок в части выполнения конкретного проекта, программы или реализуемой продукции.

Для удобства бухгалтеров эксперты "Norma" подготовили две таблицы:

  • налогоплательщики, применяющие  50% ставки налога на прибыль. Здесь указаны основные отрасли  и предприятия,  которые вправе пользоваться этой льготой*;
  • кто вправе уплачивать налог на прибыль по  уменьшенной ставке.

Предприятия, применяющие ставку налога на прибыль, уменьшенную в два раза

 

Налогоплательщики

Нормативный акт, предоставляющий льготы

 

Срок льготы

Льгота по налогу на прибыль

Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ

п.7 УП-2598 от 28.04.2000 г.

 

7 лет с начала добычи нефти или газа

Микрофирмы и малые предприятия, оказывающие услуги по перечню согласно приложению N 35 к Постановлению Президента № ПП-2699 от 27.12.2016 г.

п.26 ПП-2699 от 27.12.2016 г.

До 1 января 2020 г.

Предприятия – производители комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, в части реализуемой ими продукции для производства силовых агрегатов АО «Дженерал Моторс Пайэртрейн – Узбекистан»

п.3 ПП-1020 от 16.12.2008 г.

На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты начала серийного производства силовых агрегатов

Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств, у которых доля выручки от производства этих товаров составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода

п.8 ПП-2595 от 16.09.2016 г.

До 1 января 2021 г.

АО «Узагролизинг» по доходам, полученным от лизинговых операций

п.14 ПП-2658 от 17.11.2016 г.

До 1 января 2022 г.

Юридические лица с даты ввода ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее 4-х звезд, сертифицированных в установленном порядке

п.12 УП-4861 от 02.12.2016 г.

5 лет с даты ввода в эксплуатацию

Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по перечню (доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного периода)

п.14 ПП-2687 от 21.12.2016 г.

До 1 января 2020 г.

Образовательные и научно-исследовательские организации – в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозсубъектами

п.14 ПП-2909 от 20.04.2017 г.

До 1 января 2022 г.

Организации, специализирующиеся на выпуске изделий медицинского назначения, у которых доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода

п.2 ПП-2911 от 20.04.2017 г.

До 1 января 2021 г.

Ведущие проектно-изыскательские организации, в том числе вновь создаваемые в регионах республики в рамках ПП-2946 от 02.05.2017 г., а также проектно-изыскательские организации – участники проектов Инвестиционных программ РУз – по основному виду деятельности

п.8 ПП-2946 от 02.05.2017 г.

Сроком на 3 года, начиная с 1 июля 2017 г.

Организации – участники малых промышленных зон, создаваемые в Ташкенте и Ташкентской области при внесении инвестиций в объеме не менее 3 000 МРЗП

п.7 ПП-2973 от 18.05.2017 г., п.7 ПП-3194 от 10.08.2017 г.

В течение 2 лет с  даты принятия решения о размещении хозсубъекта на территории МПЗ

Организации – производители комплектующих изделий, материалов и технолгической оснастки – в части реализуемой ими продукциии оказанных услуг для легких коммерческих автомобилей производства ООО «UzPCA»

п.12 ПП-3053 от 13.06.2017 г.

На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты ввода в эксплуатацию объекта по производству легких коммерческих автомобилей

Предприятия, создаваемые при участии ООО "NBU INVESTMENT" в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории бывшего завода «Ташигрушка»

п.6 ПП-3115 от 06.07.2017 г.

До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента их государственной регистрации

СП ООО «Наманган Шарбати»

п.5 ПП-3314 от 06.10.2017 г.

До 1 января 2022 г.

Организации, создаваемые при участии АКБ "Асака" и его управляющей компании в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории государственного предприятия "1-Заргарлик корхонаси"

п.5 ПП-3334 от 17.10.2017 г.

До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента государственной регистрации

Нефтеперерабатывающие предприятия АО «Узнефтепродукт»

п.5 ПП-3386 от 14.11.2017 г.

До 1 января 2020 г.

Льгота по налогу на благоустройство и развитие инфраструктуры

Предприятия, зарегистрированные в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области, специализирующиеся на производстве фармацевтических продуктов и препаратов, электротехнической продукции (за исключением кабельно-проводниковой продукции), а также отделочных строительных материалов. 

п.2 ПП-2843 от 17.03.2017 г.

До 1 января 2022 г.

*Перечень предприятий, уплачивающих налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, может быть неполным.

Кто вправе уплачивать налог на прибыль по  уменьшенной ставке

 

 

№№ п/п

 

 

Описание льгот

Обязательство по уплате налога на прибыль по уменьшенной ставке на основании ПП-3454 от 29.12.2017 г. и ПП-4086 от 26.12.2018 г.

 

 

Комментарий

1

Временные льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль (НП) или налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры (НБРС) на основании нормативных актов, принятых до 2018 года

 

есть

Обязательство по уплате налога на прибыль по сниженной ставке распространяется и на предприятия, созданные в 2018–2019 годах

2

Постоянные льготы в виде освобождения от НП и (или) НБРС

 

нет

Обязательство не возникает, если не определен период действия льготы

3

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС

 

нет

Обязательство не возникает, так как льгота распространялась на оба налога

4

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, из которых исключено упоминание о НБРС

 

 

нет

Обязательство не возникает, так как изначально льгота распространялась на оба налога

5

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых с 2018 года

 

 

нет

Обязательство не возникает, так как льгота введена после объединения налогов

6

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, предоставленные нерезидентам

 

 нет

Обязательство не возникает, так как нерезиденты не являлись плательщиками НБРС

Скачать таблицы можно здесь.

 

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал
Помощь