Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как исправить ошибку в кассовом чеке
Чтобы в учете не было расхождений, кассовый чек должен достоверно отражать информацию о покупке. Но продавец может ошибиться – лишний раз нажать нолик, указать не тот товар, неверно указать способ оплаты (наличкой или по терминалу). И насколько легко допустить ошибку, настолько же сложно будет ее исправить.
Buxgalter.uz считает, что проблему можно решить – внеся дополнения в действующее законодательство.
Согласно ст. 47 НК чек ККМ приравнивается к счету-фактуре.
Ни в ПКМ №943 «О мерах по обеспечению применения онлайн контрольно-кассовых машин и системы виртуальной кассы», ни в других нормативно-правовых актах не предусмотрена процедура исправления ошибок в кассовом чеке. Поэтому и система онлайн-ККМ не дает продавцу такой возможности.
Причем с ККМ с фискальной памятью было не легче: в ПКМ №306 процедура исправления ошибок в чеке тоже не прописана. Хотя в мировой практике есть понятие – сторнирование кассового чека. Контрольно-кассовые машины имеют специальный функционал, а в законодательстве прописаны четкие правила, что должен сделать продавец, если нужно исправить чек. Алгоритм действий предусматривает меры по защите от злоупотреблений в этом вопросе.
Как исправить, если нет четких правил?
Продавцы сегодня вынуждены «выкручиваться» из ситуации, потому что из-за малейшей ошибки в чеке возникают проблемы в учете и могут быть санкции. Например, – «подгоняют» действительность под информацию, зафиксированную онлайн-ККМ.
Такой подход связан с нарушением законодательства, потому что продавец либо должен кому-то не выдать чек, либо – выдать его с недостоверно указанной информацией.
Второй способ – применить правила, предусмотренные гл. 6 прил. 1 к ПКМ № 943 от 23.11.2019 г. – оформить возврат товара. В какой-то степени это позволяет выйти из ситуации, но не решает ее глобально. Ведь по факту никто ничего никому не возвращает.
К тому же при этом варианте продавец сталкивается с большими сложностями. Ему нужно оформить весь пакет первички, предусмотренный законодательством для оформления возврата товара:
1. Накладную в двух экземплярах. Один экземпляр подшивается к товарному отчету, второй – передается покупателю.
2. На возвращаемую сумму – акт о возврате денежных средств (подписывается ответственными лицами и утверждается руководителем предприятия). Кассовые чеки нужно приклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию.
3. Письменное заявление покупателя на возврат денег – с указанием Ф.И.О.
4. Расходный кассовый ордер – с обязательным указанием Ф.И.О. покупателя;
5. Чек ККМ по факту возврата.
Что делать?
Очевидно, нужно как можно скорее внести дополнения в нормативно правовые акты и донастроить систему онлайн-ККМ и виртуальных касс. Продавец должен иметь право и возможность исправлять свои ошибки, допущенные при оформлении кассового чека:
- это будет способствовать достоверному отражению в системе онлайн-касс информации о совершенных сделках;
- продавцам не нужно будет нарушать законодательство, чтобы избежать расхождений в учете;
- появится возможность корректно исправить любую ошибку.
Все это – важно, потому что не выдать чек становится все сложнее, а покупатель все более заинтересован в том, чтобы в нем была отражена достоверная информация о покупке.
Олег ГАЕВОЙ